Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Образовательный проект: "Внедрение программы по логоритмике для детей младшего дошкольного возраста с целью выравнивания речевого и психофизического развития детей"

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Родничок»

 

 Образовательный проект: "Внедрение программы по логоритмике для детей младшего дошкольного возраста с целью выравнивания речевого и психофизического развития детей"

 

Коняхина Наталья Викторовна

Майорова Евгения Константиновна

 Учителя - логопеды

 

Содержание проекта:

  1. Введение

Актуальность

  •  
  •  

Ожидаемые результаты

  1. Описание проекта
  2. Основные мероприятия проекта
  3. Поэтапная схема реализации инновационного проекта
  4. Ресурсы
  5. Результаты и эффекты реализации проекта
  6. Перечень необходимого оборудования для реализации инновационного образовательного проекта
  7. Список литературы

Образовательный проект

«Внедрение программы по логоритмике для детей младшего дошкольного возраста с целью выравнивания речевого и психофизического развития детей»

С логоритмикой мы дружим,

Темп и ритм всем детям нужен.

Речь с движеньем сочетаем

И дефекты исправляем.

    Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны  образованные, с базовыми основами культуры личности люди.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полиморфный характер. Она выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интеллектуальную, сигникативную функцию (средство обобщения), индикативную (средство указания на предмет).

Своевременное овладение правильной речью, имеет важное значение, для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения в школе и дальнейшей социализации.

В настоящее время, в связи с увеличением числа детей с речевой патологией большое значение приобретает ранняя диагностика и систематическая коррекционно-развивающая работа по преодолению данных нарушений.

У детей с системными нарушениями речи  процесс овладения языковыми нормами   значительно замедляется и нарушается из-за явлений вторичной задержки общего психического развития. В связи с чем, одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи является развитие слухо-зрительно-двигательной координации в разных видах деятельности.  Целенаправленное формирование данных координаций мы осуществляем средствами логоритмики.

Опыт нашей работы показывает, что коррекционно-развивающую работу в данном направлении целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста для максимального использования компенсаторных возможностей и реализации потенциала, заложенного природой.

     Поэтому разработку Проекта с целью внедрения Программы по логоритмике для второй младшей группы «Музыка, движение – речь»  для  расширения рамки коррекционно-воспитательного процесса и обеспечения  его эффективности я  считаю актуальной темой для нашего МБДОУ.

     Целью данного проекта является: реализация общеобразовательных задач дошкольного образования для  выравнивания речевого и психофизического развития детей младшего дошкольного возраста.

     Данная  цель реализуется путём выполнения поставленных задач:

  1. Изучение   специальной  литературы по теме, создание теоретической базы.
  2. Разработка  основных направлений  коррекционно-развивающей работы.
  3. Анализ  результатов по формированию и коррекции неречевых и речевых психических функций.
  4. Систематизирование  и обобщение  опыты работы в Программу по логоритмике  для второй младшей группы.

       Ожидаемые результаты Проекта: можно предположить, что внедрение программы по Логоритмике для второй младшей группы, направленной на коррекцию речевого развития способствует более успешному формированию коммуникативных навыков и способствует дальнейшему речевому развитию ребёнка младшего дошкольного возраста.

         Ключевым звеном Проекта в рамках программы по логоритмике является коррекция речевого нарушения с помощью комплексно выстроенной системы занятий, поскольку она рассчитана на детей, у которых наблюдаются нарушения формирования всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексического состава языка, грамматического строя речи, слоговой структуры) при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности осуществляется взаимосвязью в работе логопеда, музыкального руководителя и воспитателя.

      Таким образом, разработка  Проекта по логоритмике  содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и логовосстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.

Описание проекта

     Проект базируется  на основе образовательной программы "От рождения до школы", и Основной общеобразовательной программы МБДОУ.  Проект рассчитан на 1 учебный год  с сентября  по май  (I год – 2 младшая группа).

     Программа по логоритмике «Музыка, движение – речь» была разработана в 2008 году и утверждена Заведующей МБДОУ  - Беловой Т.В. на педагогическом совете (протокол № 1 от 04.09.2008 г.)

       В 2009 году Программа утверждена на заседании кафедры дефектологии в Педагогической Академии последипломного образования Психолого-педагогического факультета и получила рецензию старшего преподавателя кафедры дефектологии Бушуевой Е.М. (протокол № 9 от 08.04.2009 г.)

      В 2010 году результаты применения в МБДОУ Проекта  по логоритмике  стала публикация статьи  во Всероссийском  сборнике материалов научно-практической конференции на тему: «Коррекция общего недоразвития речи средствами логоритмики»

     В 2014 году проект доработан  в соответствии с          Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).  Для наиболее эффективного решения образовательных задач мы стали использовать интегративный подход при организации образовательного процесса. На основании этого Логоритмику мы отнесли к вариативной части образовательной Программы МБДОУ, формируемой участниками образовательных отношений. Таким образом, логоритмика входит в  направление  «Речевое развитие». Основная цель данного раздела – обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов детской деятельности.  Такой подход не только помогает логовосстановительной работе, но и   способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

       В реализации Проекта  предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка. Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормами (СанПин) что позволяет избежать переутомления и дезадаптации детей.

     В основе Проекта лежат принципы:

  • системности,
  • комплексности,
  • развития,
  • онтогенетический принцип,
  • этиопатогенетический принцип,
  •  принцип учёта систематики нарушения и структуры речевого дефекта,
  • общедидактические принципы:  наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

     Таким образом, логоритмика создаёт:

  • Благоприятные условия для тренировки процессов торможения или возбуждения улиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы.
  • Благотворное влияние на воспитанников за счёт точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают у детей дифференцированные  по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают  активно реализовать движения или затормозить моторную реакцию;
  • Возможность выявить индивидуальный ритм дошкольника;
  • Упорядочивание и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов у ребёнка, развивает способность к сосредоточению. Работа в группе благотворно влияет на слабого, подражание другим помогает ему выполнить ритмические упражнения

 

Основные мероприятия проекта:

  1. Диагностика уровня  развития детей  младшего дошкольного возраста;
  2. Создание теоретической модели коррекционно-развивающего обучения детей младшего дошкольного возраста;
  3. Реализация  модели на практике;
  4. Разработка рекомендаций по работе с детьми младшего возраста.

     На первом этапе реализации проекта педагоги осуществляют диагностику для выявления уровня развития детей по основным логопедическим и музыкальным критериям.

     На основании диагностики педагоги  планируют  образовательный процесс и систему непрерывной образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей.

            Реализацию Проекта по логоритмике во второй младшей группе можно условно разделить на три периода:

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь.

2 период – декабрь, январь, февраль.

3 период – март, апрель, май.

       В логопедической группе для детей второй младшей группы  проводится одно занятие по логоритмике в неделю продолжительностью 15 минут. Занятие проводят совместно учитель-логопед и музыкальный руководитель в музыкальном зале или групповом помещении.

      С учётом программы для второй младшей группы под редакцией Н.В. Нищевой,  лексическая тема отрабатывается в течение двух недель. Поэтому, непосредственно образовательная деятельность по логоритмике   по теме рассчитано на две недели. На первой неделе происходит знакомство с новым материалом, а на второй - закрепление полученных знаний умений и навыков. В работе с детьми младшего возраста используются игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.

     Системность и комплексность учебной работы, конкретность и доступность коррекционно-развивающего материала реализуется в Проекте  по логоритмике благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

По завершению коррекционно-развивающей работы, предусмотренной проектом, проводится заключительная  диагностика, направленная на оценку эффективности коррекционно-развивающей работы по логопедической ритмике, проведенной в рамках инновационного проекта. Педагоги анализируют и систематизируют свою работу, планируют внедрение проекта в аналогичных возрастных группах.

В ходе реализации инновационного проекта по логоритмике  планируется создание проекта для старшего дошкольного возраста, а также дальнейшая реализация проекта с учётом современных требований обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основные направления

коррекционно-развивающей работы

Логопедическая

ритмика

Музыкально-ритмическое воздействие

Коррекционно-логопедическое воздействие

  • Ходьба. Бег. Основные движения.
  • Пение. Игровое танцевальное творчество
  • Дыхательные и голосовые упражнения.
  • Артикуляционно-мимческие упражнения.
  • Мелкая моторика.
  • Слуховое восприятие, внимание, память.
  • Речь с движением.

           

     Вся дальнейшая работа строится  на материале   лексических тем (лексические темы корректируются в соответствии с календарным планированием) и  закреплении  пройденного звука (в соответствии с перспективным планированием).

Примерное календарно-тематическое планирование.

 

Период обучения

Лексическая тема

Отрабатываемые звуки

Первый период обучения

(Сентябрь, Октябрь. Ноябрь)

  Семья.

  Игрушки. 

  Части тела и лица.

 Туалетные принадлежности.

  Одежда

 

А, У, А-У ,Ы, О, Э, И.

 

Второй период обучения

(Декабрь, Январь, Февраль)

 Обувь

Мебель.

Новый год. Ёлка.

Продукты питания.

Посуда.

Домашние птицы.

Домашние животные.

 

М, Б, П, П-Б,Д, Т, Д-Т.

Третий период обучения

(Март, Апрель, Май)

 

Мамин праздник.

 Дикие птицы.

 Дикие животные.

 Транспорт.

 Весна.

 Лето. Цветы.

 Лето. Насекомые.

Лето. Игры с водой.

 

К, Г, К-Г, В, Ф, В-Ф, Н, Х, Х-К.

Содержание коррекционно-развивающей

работы:

  1. Дыхательные и голосовые упражнения:
  1. Вырабатывать  правильное речевое диафрагмальное дыхание;
  2. Формировать длительный речевой выдох в течении 4-5 сек.
  3. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса;
  4. Обучать речевому подражанию, слиянию слогов с гласными и  согласными;
  5. Совершенствовать интонационную выразительность, ритмичность речи.
  1. Артикуляционно-мимические упражнения:
  1. Познакомить с органами артикуляционного аппарата;
  2. Совершенствовать органы артикуляционного аппарата посредством динамических и статических упражнений;
  3. Развивать  понимание мимики и правильное её использование;
  4. Развивать мимическую мускулатуру по подражанию.
  1. Развитие мелкой моторики:
  1. Развивать подражание движениям рук;
  2. Улучшать координацию в работе зрительного, слухового и двигательного анализатора;
  3. Формировать быстроту реакций;
  4. Развивать тонкую моторику пальцев
  5. Согласовывать движение пальцев с речью.
  6. Увеличивать амплитуду движений в суставах мелких мышечных групп пальцев.
  1. Развитие слухового внимания, восприятия, памяти.
  1. Воспитывать внимание к звуковой стороне речи;
  2. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контрастности;
  3. Развивать подражание речевым звукам;
  4. Совершенствовать внимание к неречевым звукам;
  5. Воспитывать внимание, сосредоточенность и выдержку;
  6. Развивать внимание к ритмической и слоговой структуре слова;
  7. Формировать умение прохлопывать, отстукивать ударный слог вместе с педагогом;
  8. Совершенствовать чувства темпа и ритма.
  1. Согласование речи с движением:
  1. Обучать навыкам координации речи с движение;
  2. Формировать умение договаривать слова и словосочетания;
  3. Расширять пассивный и активный словарь;
  4. Продуцировать речевые контакты, положительно- эмоциональные переживания, блокирующие  патологически-обусловленные отрицательные эмоции.
  5. Воспитывать правильный  умеренный темп речи.
  1. Ходьба, бег,  основные движения:
  1. Коррекция движений при ходьбе,  маршировке,  при выполнении основных движений, правильная осанка, внимание и реакция на сигнал;
  2. Ритмическая ходьба под музыку с движением по ориентиру (по дорожке шириной 30-35 см., обозначенной двумя канатами), держась левой рукой за верёвку и соблюдая заданное направление.
  3. Воспитание  музыкально-ритмических навыков; реакция на начало и окончание звучания музыки; умение изменять  движения в зависимости от динамики (тихо-громко); умение выполнять движения в общем для всех темпе, координировать их.
  4. Формирование умения слышать смену контрастных частей в  двухчастной музыкальной форме и изменять движения в соответствии с ними;
  5. Обучение детей построению в шеренгу, колонну, круг;
  6. Развитие умения слышать и различать двухчастную и трёхчастную музыкальную форму.
  1. Пение. Игровое танцевальное творчество:
  1. Выработка устойчивого слухового внимания, воспитание эмоциональной отзывчивости на песню;
  2. Развитие у детей подражательности; установление взаимосвязи между звукоподражанием,  игрушкой  и определённой мелодией, создающей этот образ. Вызывание речевого подражания. Обучение пению попевок и припевок песен, имеющих в тексте звукоподражания.
  3.  Формирование умения подстраиваться к интонации педагога; петь, не опережая друг друга и не отставая, добиваясь ровного звучания голоса; вместе начинать и заканчивать пение;
  4. Обучение правильному интонированию большой секунды, терции, кварты, несложных распевок и мелодии, включающих эти интервалы;
  5. Воспитание правильной посадки при пении; диафрагмального дыхания, мягкого голосоначала,  правильной артикуляции гласных при изолированном произнесении и произнесении сочетания гласных; интонационной выразительности речи, модуляции голоса, длительного речевого выдоха;
  6. Закрепление умения самостоятельно узнавать и называть знакомые песни по вступлению и мелодии;
  7. Воспитание умеренного темпа речи, умения петь протяжно, напевно, лёгким естественным звуком, пропевая фразы на одном выдохе, закрывая рот после фразы и дела естественный вдох;
  8. Обучение умению передавать в своих движения характер музыки, реагировать на ускорения и замедления музыки;
  9. Согласование движений с пением, развитие ритмичности.

       Содержание   коррекционно-развивающей работы реализуются за три периода обучения и систематизировано по принципу от простого к сложному. 

Содержание   коррекционно-развивающей работы реализуются за три периода обучения и систематизировано по принципу от простого к сложному. 

Первый период (Октябрь-Ноябрь)

  1. Развитие дыхания и голосовые тренировки:
  1. Воспитание  правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха 2-3 секунды;
  2. Развитие силы, динамики и модуляции голоса;
  3. Воспитание речевого подражания;
  1. Развитие артикуляции и мимики:
  1. Знакомство с органами артикуляции;
  2. Развитие органов артикуляции посредством статических упражнений («Окошко», «Заборчик», «Лопата», «Дудочка» и т.д.)
  3. Воспитание правильного понимания детьми мимики и её использования;

3. Развитие мелкой моторики:

  1. Формирование подражания движениям рук;
  2. Развитие тонкой моторики пальцев в упражнениях пальчиковой гимнастики;
  3. Улучшение координации в работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов, развитие быстроты реакций.

4. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

  1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи;
  2. Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: А – не А; У-А, И-А, и т.д.
  3. Формирование внимания к неречевым звукам.
  4. Развитие подражания к речевым звукам;
  5. Воспитание внимания, сосредоточенности и выдержки.

 

5. Согласование речи с движением:

  1. Обучение навыкам координации речи с движением;
  2. Формирование умения договаривать слова и словосочетания;
  3. Накопление пассивного и активного словаря (закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях).
    1. Ходьба, бег,  основные движения:

1) Коррекция движений при ходьбе,  маршировке,  при выполнении основных движений, правильная осанка, внимание и реакция на сигнал;

2) Ритмическая ходьба под музыку с движением по ориентиру (по дорожке шириной 30-35 см., обозначенной двумя канатами), держась левой рукой за верёвку и соблюдая заданное направление.

3) Воспитание  музыкально-ритмических навыков; реакция на начало и окончание звучания музыки; умение изменять  движения в зависимости от динамики (тихо-громко); умение выполнять движения в общем для всех темпе, координировать их.

4) Формирование умения слышать смену контрастных частей в  двухчастной музыкальной форме и изменять движения в соответствии с ними;

5) Обучение детей построению в шеренгу, колонну, круг;

  1. Пение. Игровое танцевальное творчество.
  1. Выработка устойчивого слухового внимания, воспитание эмоциональной отзывчивости на песню;
  2. Развитие у детей подражательности, установление взаимосвязи между звукоподражанием,  игрушкой  и определённой мелодией, создающей этот образ. Вызывание речевого подражания. Обучение пению попевок и припевок песен, имеющих в тексте звукоподражания.
  3.  Формирование умения подстраиваться к интонации педагога; петь, не опережая друг друга и не отставая, добиваясь ровного звучания голоса; вместе начинать и заканчивать пение;
  4. Обучение правильному интонированию большой секунды, терции, кварты, несложных распевок и мелодии, включающих эти интервалы;
  5. Воспитание правильной просодики при пении; диафрагмального дыхания, мягкого голосоначала, правильной артикуляции гласных А, У, И, О при изолированном произнесении и произнесении сочетания гласных, интонационной выразительности речи, модуляции голоса, длительного речевого выдоха 2-3 сек.
  6. Воспитание ритма, навыков выразительного движения в танцевальных элементах.
  7. Воспитание двигательной памяти детей в ритмических плясках.

Второй период (Декабрь, Январь, Февраль)

  1. Развитие дыхания и голосовые тренировки:

1) Формирование   правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха 3-4 секунды;

2) Развитие силы, динамики и модуляции голоса;

          3)   Формирование речевого подражания и слияния гласных.

2. Развитие артикуляции и мимики:

  1. Активизация статических движений речевого аппарата;
  2.  Развитие артикуляционного аппарата на материале динамических упражнений («Качели», «Часики», «Лошадка», «Почистим зубки» и т.д.);
  3. Развитие мимической мускулатуры по подражанию.

3. Развитие мелкой моторики:

  1. Развитие координации движении в мелких мышечных группах пальцев рук;
  2. Совершенствование работы двигательных, слуховых и зрительных анализаторов;
  3. Согласование движений пальцев с речью.

 

4. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти:

  1. Совершенствование подражания речевым звукам;
  2. Развитие внимания к ритмической и слоговой структуре слова;
  3. Формирование умения прохлопывать, отстукивать ударный слог вместе с педагогом;
  4. Воспитание слухового и зрительного внимания и восприятия.

5. Согласование речи с движением:

  1. Совершенствование навыков координации речи с  движением;
  2. Развитие умения договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях;
  3. Пополнение активного и пассивного словаря (закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях);
  4. Продуцирование речевых контактов, положительных эмоциональных переживаний, блокирующих патологически обусловленные отрицательные эмоции.  

6. Ходьба, бег, основные движения

1) Развитие у детей умения слышать и различать двухчастную и трёхчастную музыкальную форму, двигаться ритмично, самостоятельно менять движения в соответствии со сменой характера музыки;

2) Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на материале из трех сигналов;

3) Развитие координации движений и ориентации в пространстве при ходьбе, маршировке, беге, выполнении основных движений.

7. Пение. Игровое танцевальное творчество.

1) Развитие устойчивого слухового внимания, умение дослушивать песню до конца. Обогащение музыкальных впечатлений детей; воспитание эмоциональной отзывчивости на пение разного характера.

2) Закрепление умения самостоятельно узнавать знакомые песни по вступлению и мелодии.

3) Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания, правильного, умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением); умение петь протяжно, напевно, легким естественным звуком, пропевая фразу на одном выдохе, закрывая рот после фразы и делая естественный вдох.

4)  Развитие у детей способности самостоятельно находить ласковые интонации; подведение к умению инсценировать песню.

5) Обучение детей пению, припевок песен, имеющих в тексте звукоподражания, а так же пению песен, подбираемых с учётом сложности словаря (с помощью логопеда). Воспитание вокально-хоровых навыков и ритмической речи при использовании песен, попевок.

6) Формирование умения собираться в круг; в хороводах двигаться по кругу, взявшись за реки на шаге; двигаться осторожными мягкими шагами.

7) Развитие двигательной памяти: умения удерживать в памяти серию движений, ритм, серию перестроений, движение на координацию, словесную инструкцию педагога.

Третий  период (Март, Апрель, Май)

1. Дыхательно-голосовые упражнения:

1) Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха 4-5 сек.

2) Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса.

3) Совершенствование речевого подражания, слияния слогов с согласными.

2. Артикуляционно-мимические упражнения:

1) Активизация статических и динамических упражнений.

2) Совершенствование артикуляционного аппарата, чёткости и переключаемости движений.

3) Развитие эмоционально-выразительной мимики на основе подражательной деятельности.

3.Развитие мелкой моторики:

1)Увеличение амплитуды движений в суставах мелких мышечных групп пальцев.

2) Совершенствование согласования движений пальцев с речью.

3) Активизация пассивного словаря по лексическим темам.

4) Развитие быстроты и точности реакций.

4. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти:

1) Закрепление подражания речевым звукам.

2) Формирование прохлопывания, отстукивания слогов с определённой звуко- слоговой структурой.

3) Развитие чувства темпа и ритма.

4) Совершенствование слухоречевой памяти, зрительной памяти, внимания.

5. Согласование речи с движением:

1) Воспитание правильного и умеренного темпа речи.

2) Развитие координации речи с движением.

3) Совершенствование общей моторики.

4) Коррекция нарушенной эмоционально-личностной сферы ребёнка с помощью психогимнастики.

5) Расширение пассивного и активного словаря по лексическим темам.

6. Ходьба, бег, основные движения:

1) Продолжение работы над ритмичностью движений. Повторение и закрепление приобретённых навыков.

2) Развитие умения слушать и различать двухчастную и трёхчастную музыкальную форму; самостоятельно менять движения в соответствии со сменой темпа, динамикой, ритма, тембра и характера музыки.

3) Развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах.

4) Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на материале из трёх сигналов.

7. Пение. Игровое танцевальное творчество:

1) Развитее умения выполнять серию танцевальных движений, согласовывая их с музыкой.

2) Развитие выразительности исполнения движений, использование разученных танцевальных элементов и движений в свободных плясках, инсценировках песен.

3) Воспитание чувства товарищества, умения действовать в коллективе.

4) Развитие выразительности, образности, ритмичности движений; внимания, памяти, фантазии, воображения; умения самостоятельно изменять движения в соответствии с музыкальным образом.

5) Закрепление полученных музыкально-слуховых и певческих навыков.

6) Подбор вместе с логопедом ролевых песен, песен с различной эмоциональной окраской, использование драматизации при исполнении песен, развитие выразительности и вокально-хоровых навыков.

Поэтапная схема реализации инновационного проекта

 

Этап

Содержание работы

Сроки

1.Подготовительно-проектировочный  этап

Разработка базовой документации

 

Апрель -май 2014 года

2. Диагностический этап

Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей вторых младших групп.

Сентябрь 2014 года

3. Практический этап

Работа в проектном режиме

Сентябрь 2014 года – сентябрь 2015 года

4.Обобщающе-результативный этап

Проведение заключительной диагностики. Анализ реализованного проекта.

Май 2015

 

5 Внедренческий этап

Обобщение полученного опыта. Разработка рекомендаций. Утверждение программы. Реализации проекта в аналогичных педагогических ситуациях.

Апрель – май 2015 года.

Ресурсы:

Нормативно-правовые ресурсы:

  • с Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
  •  Санитарно - эпидемиологическими требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 от 30.07.13.
  •  Современная научная «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский)

Педагогические:

Проект разработали учителя-логопеды

 Майорова Е.К.

  • Образование -   высшее
  • Квалификационная категория  - высшая
  • Стаж педагогической работы – 13 лет

Коняхина Н.В.

  • Образование -   высшее
  • Квалификационная категория  - высшая
  • Стаж педагогической работы – 22 года

 

Материально-технические:

Фонд методического кабинета:

•  библиотека;

•  игротека;

•  аудиотека;

•  фонотека.

  • использование помещений ДОУ.

Информационные:

  • методическая литература;
  • справочная литература;
  •  интернет- ресурсы;

Имидж-ресурсы:

  • педагогическая компетентность педагога;
  •  грамотная постановка целей и задач реализации проекта;
  •  взаимный интерес к работе над проектом;

Современные педагогические технологии:

  • Технология развития речедвигательных координаций средствами логоритмики у детей с речевой патологией (Гринер В.А., Волкова Г.А.)
  • Игровая технология (Белякова Л.И., Акименко В.М.)
  • Здоровьесберагающие технологии.
  • Информационно-коммуникационные технологии (Новоселова С.Л., Парамонова Л.А.)
  • Музыкотерапия (Радынова О.П.)
  • Методика логопедического обследования (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)

Результаты и эффекты реализации проекта:

   Таким образом, внедрение  Проекта по логоритмике позволяет чётко организовать педагогический процесс, взаимодействие специалистов МБДОУ  и добиться устойчивых положительных результатов. Проект позволяет  повысить эффективность коррекционной работы с целью реализации дифференцированного и системного подхода к воспитанию и обучению детей младшего дошкольного возраста.

   В результате коррекции речевых и неречевых функций дети могут выполнять:

  •  Дыхательные и голосовые упражнения в соответствии с программными требованиями;
  •  Основные артикуляционные и мимические упражнения;
  •  Подражания движениям пальцев рук;
  •  Согласовывать движения с речью;
  •  Различение речевых и неречевых звуков на различном уровне;
  •  Пение, не отставая,  и не опережая друг друга.
  •  Танцевальные движения (притопывать попеременно ногами, отхлопывать ритм, кружение в парах, двигаться под музыку с предметами)
  •  Различение изменения в звучании:  «тихо-громко», «медленно - быстро»)

Перечень

необходимого оборудования для реализации инновационного образовательного проекта

«Внедрение программы по логоритмике для детей младшего дошкольного возраста с целью выравнивания речевого и психофизического развития детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5 «Родничок» Луховицкий муниципальный район Московской области

Тип оборудования

Ключевые характеристики

Количество

  1.  

Синтезатор

Возможность воспроизведения CD, USB

2

  1.  

DVD проигрыватель

Возможность воспроизведения DVD, CD, USB

1

  1.  

Магнитофон

Возможность воспроизведения CD, USB

2

  1.  

Компьютер

Операционная система:  Windows XP/ Vista / Windows 7 (32 bit)

Процессор: частота не ниже 1,5 ГГц

Оперативная память: 1 Гб

Диск: 60 Гб

CD-ROM

Наличие USB порта

Наличие принтера

2

  1.  

Фортепиано

 

1

  1.  

Баян

 

1

  1.  

«Звуки природы»

СD диск

1

  1.  

«Песни птиц»

СD диск

1

  1.  

Звуки животных

СD диск

1

  1.  

Сборник бытовых звуков

СD диск

1

  1.  

Сборник классической музыки

СD диск

1

  1.  

Музыка для релаксации

СD диск

1

  1.  

Музыкальная ритмика

(Т. Суворова)

СD диск

1

  1.  

«Игры для тигры»

Программа для развития речи, формирования правильного произношения. СD диск

1

  1.  

Игры Железновых

СD диски для занятий логоритмикой

По 2 каждого вида

  1.  

Домашний логопед. Практический курс. Рычалочки, жужжалочки, кряхтелочки, пыхтелки, шуршалки.

Программа для развития речи, формирования правильного произношения.  СD диск

2

  1.  

Учимся говорить правильно. Развитие речи.

Программа для развития речи, формирования правильного произношения.  СD диск

2

  1.  

Говорящий логопед (универсальная методика индивидуального развития ребенка Робинс)

Программа для развития речи, формирования правильного произношения.  СD диск

2

  1.  

Свистульки-птички

 

50

  1.  

Бубны

 

5

  1.  

Погремушки

 

50

  1.  

Игрушки-пищалки

 

50

  1.  

Ложки

 

50

  1.  

Колокольчики

 

5

  1.  

Барабан

 

2

  1.  

Трещотки

 

5

  1.  

Кубики

 

50

  1.  

Гимнастические палки

 

25

  1.  

Мячи

 

50

  1.  

Коробочки с сыпучими наполнителями, издающие различные шумы (горох, фасоль, крупа и т.д.)

 

 

  1.  

Наборы снежинок, самолётов, султанчиков, вертушек

 

1

  1.  

Доценко Е. В., Диагностическая работа в ДОУ.

Компакт-диск для компьютера

1

  1.  

Диагностический набор Стребелевой

 

2

  1.  

Сухой бассейн

 

1

  1.  

Оборудование логопедического уголка в групповом помещении для детей младшего дошкольного возраста

 

В каждой группе

  1.  

Демонстрационная доска для развития мелкой моторики

 

2

  1.  

Гигантская напольная мозаика

 

2

  1.  

Массажные мячи

 

50

  1.  

Су-джок

 

40

  1.  

Ножные массажные коврики

 

40

  1.  

Блоки Дьенеша

 

40

  1.  

Наборы игрушек по лексическим темам

Резиновые, пластиковые и пенопластовые игрушки в наборах по лексическим темам.

По 2 набора на каждую тему

  1.  

Картинный дидактический материал по лексическим темам

Наборы карточек по темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные» и т.д.

По 2 набора на каждую тему

Список литературы:

1.      Белякова Л.И., Гончарова Н.Н, Шишкова Т.Т Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – Москва, «книголюб», 2004.

2.      Волкова Г. А.  Логоритмическая ритмика – Москва, «Владос», 2003.

3.      Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи – Санкт-Петербург, 2003.

4.      Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2007.

5.      Дурова Н.В. Фонематика – москва, «Мозайка-Синтез».

6.      Диагностика нарушений речи у детей и организация  логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001.

7.      Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей – Москва «Сфера», 2005.

8.      Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи – Москва, «Гном и Д», 2002

9.      Лопухина И. С  Речь. Ритм. Движение. – Санкт-Петербург, «Дельта», 1999.

10.    Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста- Санкт-Петербург «Паритет», 2004.

11.    Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе  - Санкт-Петербург, «Детсво-Пресс», 2007.

12.    Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – Москва, «воспитание дошкольника» 2004

13.    Речедвигательная ритмика в системе логопедической работе с детьми, имеющими ограниченные речевые возможности – Москва, Редакционно-издательский центр, 2005.

14.    Садко Т.Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыш. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет – Санкт-Петербург, 2001.