Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед» Номинация: «Образовательные программы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Первотроицкая средняя школа

 

Образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Номинация: «Образовательные программы»

 

 

учитель истории первая квалификационная категория

Каримова О.В.

 

 

Пояснительная записка

 

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»

Д.С.Лихачев

         Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие  в объединении дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

         Разрабатывая программу, я исходила из того, что отстоять и приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, литературы, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях  обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.

         Программа состоит из трех блоков и предназначена для детей 10-15 лет. Коллектив набран свободно, по желанию детей.

Цель:

  • воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
  • развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

  • углубленное изучение истории родного края;
  • ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
  • привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
  • организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

 

Режим работы:

Данная программа рассчитана на 3 года и составляет 378 часов учебного времени. Занятия проводятсяв разновозрастной группеот 7 до 15 лет в режиме по 2 часа 2 раза в неделю.

 

Модель выпускника:

Выпускник должен

знать:

  • историю своей «Малой родины»,
  • интересных людей своего края;
  • народные традиции своего края

уметь:

  • работать с литературой, источниками информации;
  • активно участвовать в работе по краеведению;

иметь:

- желание вести поисковую работу;

- стремление к изучению своего края и охране природы;

-любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.

Технология реализации программы:

     Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов обучения.

Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.

Формы занятий:

  • Практикум (компьютер);
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
  • Игры с использованием компьютерной техники;
  • Викторина;
  • Индивидуальная самостоятельная работа;
  • Консультация
  • Экскурсии
  • Беседы
  • Встречи
  • Лекции

Формами подведения итогов реализации программы  являются:

1. Участие в конкурсах;

2. Выставки творческих работ;

3. Викторины;

4. Тестовые задания;

5. Рефераты, сочинения.

Задачи 1 года обучения

Задачи:

Обучающие:

  • ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;

Развивающие:

  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

Воспитательные:

  • воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

         Учебно-тематический план

1 года обучения

 /4 часа в неделю/

п/п

Название

темы

Общее кол-во часов

 

Итого

теория

практ.

часы

Форма

учебн.

занят.

Форма

контр.

1

 

«Я и моя семья»

4

16

 

Беседа урок-игра встречи викторина

опрос

20ч

2

«Здравствуй, школа!»

10ч

 

Лекция

встречи

опрос

16ч

3

«Природа родного края»

11ч

 

Беседа урок-игра

экскурсия

опрос

16ч

4

«Береги землю родную, как мать любимую»

 

викторина

опрос

14ч

5

«Труд и быт жителей села»

 

Встречи

лекция

опрос

14ч

6

 

«Семейные традиции»

12ч

 

Викторина

встречи

опрос

16ч

7

« Подвиг сибиряков в годы ВОВ на фронте и в тылу»

12ч

 

лекция встречи экскурсия

опрос

18ч

8

Искусство, праздники

12ч

 

встречи

опрос

16ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозируемые результаты 1 года обучения

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего края, села Карган, своей школы.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками;
  • уметь  брать интервью;
  • проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
  • оформлять полученные материалы в творческих работах;

Содержание программы

1 год обучения

Тема «Я и моя семья»

Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках. Создание папки «Моё жилище». Моя семья (создание родословного древа)

Тема «Здравствуй, школа!»

Сбор материала  по истории школы (фотографии, воспоминания)

Оформление стенда по истории школы

Тема «Природа родного края»

Сезонные изменения в нашем крае. Составление миниэнциклопедии  фауны нашей местности

Тема «Береги землю родную, как мать любимую»

Наблюдение за сезонными изменениями. Фотографирование

Выставка рисунков  Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице Интересные факты о растениях нашей местности».

Тема «Труд и быт жителей села»

Профессии моих земляков

Презентация

 Видеофильм

Тема «Семейные традиции»

«Моя семья на ленте времени»

 народные игры

Народные праздники

Тема « Подвиг сибиряков в годы ВОВ на фронте и в тылу»

Встречи с ветеранами войны и тыла. Конкурс песен и стихов, посвященных ВОВ.

Тема Искусство, праздники

Народные праздники

Задачи 2 года обучения

Задачи:

Обучающие:

  • углубленное изучение истории родного края;
  • ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;

Развивающие:

-организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитательные:

  • формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

Учебно-тематический план

2 года обучения

/4 часа в неделю/

п/п

Название

темы

Общее кол-во часов

 

Итого

теория

практ.

часы

Форма

учебн.

занят.

Форма

контр.

1

 

«Я и моя семья»

4

10

 

Беседа урок-игра встречи викторина

опрос

14ч

2

“Мой дом”.

 

4

8

 

Лекция

встречи

опрос

12ч

3

“Моя улица”.

2

6

 

Беседа урок-игра

экскурсия

опрос

4

“Наша школа”.

 

6

4

 

викторина

опрос

10ч

5

“Моя малая Родина”.

 

5

11

 

Встречи

лекция

опрос

16ч

6

 

“Природа нашего края”.

 

5

11

 

Викторина

встречи

опрос

16ч

7

“Красная книга родного края”.

 

1

5

 

лекция встречи экскурсия

опрос

8

“Уникальные природные объекты России!”

 

2

2

 

встречи

опрос

9

“Что дает наш край стране”.

 

5

1

 

лекция встречи экскурсия

опрос

10

Наш край богат талантами”.

5

15

 

 

опрос

20ч

11

“Традиции, обряды, ритуалы земли родной

12

8

 

 

опрос

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозируемые результаты 2 года обучения

     В конце 2 года обучающиеся самоопределяются в выборе раздела и проводят практические работы по ним ( составляют экскурсии, занимаются поисково- исследовательской деятельностью, проводят экскурсии). При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.  

   Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории.

 

Содержание программы

2 год обучения

Тема 1: “Я и моя семья”.

Перед первым занятием даем учащимся выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Далее выясняем, кто у них из родных воевал, какие имеет награды. Можно пригласить кого– либо из семей для беседы или небольшого рассказа “Моя родословная”.

Тема 2: “Мой дом”.

Занятие проводится на основе рассказов учащихся о своем доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках. Данные выступления на усмотрение учителя могут сопровождаться рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном преставлении (зависит от фантазии учеников).

Тема 3: “Моя улица”.

На усмотрение преподавателя и учащихся выбираются несколько улиц. По выбранным объектам проводится экскурсия, в ходе которой учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.

Попутно могут решаться задачи обучения правилам поведения вне дома.

Тема 4: “Наша школа”.

В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы, выпускниками, которыми гордится школа.

Экскурсия по школе (кабинеты, учителя).

Бережное отношение к школьному имуществу.

Тема 5: “Моя малая Родина”.

1. Экскурсия – прогулка, но более дальняя.

Обращается внимание на название города (села), историю его названия, его размеры, значение.

2. Интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении – старое и новое. Изменения, происходящие на их глазах, стройки, разрушения.

Тема 6: “Природа нашего края”.

Растительный и животный мир.

– Внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение;

– объекты природы своей области;

– памятники природы района;

– охранять природу – значит охранять Родину. Экскурсия в природу (общение с живой природой);

– с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;

– разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

– разучивание спектаклей, проведение праздников на экологическую тему и выступление перед учащимися школы и детьми детских садов;

– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

– операция “Чистый двор”.

Тема 7: “Красная книга родного края”.

Обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Творческая работа учащихся – создание Красной книги.

Тема 8: “Уникальные природные объекты России!”

Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами:

Волга, Байкал;

– заповедники России: остров Врангеля, Таймырский заповедник, Баргузинский заповедник, Астраханский заповедник, Уссурийский заповедник;

Тема 9: “Что дает наш край стране”.

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

4. Памятники истории и культуры.

Тема 10: “Наш край богат талантами”.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.

Тема 11: “Традиции, обряды, ритуалы земли родной”

В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду.

“Месяцеслов” – сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.

Годовой цикл христианских праздников – Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники села, праздники на улице).

Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

Задачи 3 года обучения

Обучающие:

  • привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

  • организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

Учебно-тематический план

3 года обучения

/4 часа в неделю/

п/п

Название

темы

Общее кол-во часов

 

Итого

теория

практ.

часы

Форма

учебн.

занят.

Форма

контр.

1.Блок

Мой край родной

 

 

 

 

 

62

1.

Введение

2

 

2

лекция

 

2

2.

Наш край в древности

4

 

4

Беседа-лекция

 

4

3.

Легенды о нашем крае

2

 

2

Беседа урок-игра

опрос

2

4.

Быт народа нашего края

 

 

 

 

 

 

 

-обычаи, традиции

4

2

6

дискуссия

Ответы на вопросы

6

 

-экскурсия в библиотеку

1

1

2

экскурсия

участие

2

 

-народный календарь

2

 

2

 

 

2

 

-искусство, праздники

8

4

12

Выставка-беседа

Участие на выставках

12

5.

История образования в селе

 

 

 

 

 

 

 

Школа в 30-50 годы

2

 

2

лекция

 

2

 

Школа в 60-90 годы

2

 

 

2

 

Обзор литерат.

 

2

 

 

Школа в XXI веке (педагогические династии, ветераны педагогического труда)

8

4

12

 

Творческая работа

12

6.

Наш край в годы войны

 

 

 

 

 

 

 

- в годы Окт. революции

2

 

2

Лекция

 

2

 

в годы ВОВ

2

4

6

встречи

 

6

 

-участники военных действий в Афганистане

2

 

2

встречи

 

2

7.

Современное состояние села

4

2

6

Беседа, викторина

анкетирование

6

П

Блок

Как прекрасен этот мир

 

 

 

 

 

 

30

1.

Экскурсии

 

 

 

 

 

 

 

- в родной край (осень)

 

4

4

экскурсия

Наблюдение, мини-сочинение

4

 

-в  природу  (весна)

 

4

4

экскурсия

Мини-сочинение

4

 

-в природу (зима)

 

4

4

экскурсия

фотографирование

4

2.

Посещение музеев:

 

 

 

 

 

 

 

г. Каргат

 

3

3

экскурсия

беседа

3

 

г. Каргат

 

3

3

экскурсия

беседа

3

3.

Летопись боевой и трудовой славы

 

 

 

 

 

 

 

- обзор литературы

2

 

2

выставка

 

4

 

- встречи с ветеранами войны

2

2

4

вечер

Ответы на вопросы

4

 

-дети войны

4

 

4

встречи

 

2

Ш Блок

Родной край-часть России

 

 

 

 

 

40

 

1.

История возникновения моего села

 

2    

 

4

 

 6

беседа-

лекция

творческая работа

 

6

 

Знаменитые люди  моего села

6

4

10

 

рассказ

 

10

 

Заповедные     места района

4

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Умельцы моего села

(передовики производства)

 

 

 

4

 

4

 

 

 

встречи

 

4

 

Наш край

2

2

4

урок-игра

ответы на вопросы

4

 

Демографическая ситуация села

2

2

4

 

 

анализ

4

 

Составление и решение кроссвордов, ребусов

 

4

4

 

 

4

 

Викторины, игры

 

2

2

 

 

2

2.

Круглый стол

 

2

2

беседа

анкетирование

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозируемые результаты 3 года обучения

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, участие в соревнованиях, походах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны. 

По завершении обучения обучающиеся должны

знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

 уметь:

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; 

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в походах;

Содержание программы

3 год обучения

1 Блок «Мой край родной»

  1. Введение – 2 ч.

- ознакомление с планом работы объединения;

- инструктаж;

- выбор старосты;

- Игра «Оригинальное знакомство».

  1. Наш  край в древности – 4 ч.

- заселение территории людьми;

  1. Легенды о нашем крае – 2 ч.

- легенды и мифологические рассказы о появлении человека;

  1. Быт народов края – 22ч.

    - ознакомление с  народными праздниками и обрядами;

        -святки;

       - Масленица;

        -Великий пост, вербное воскресенье, Пасха, Радуница, Красная горка, Троица.

       - приметы, традиции.

  1. Образование в крае – 12 ч.

- цифры и факты;

- заслуженные учителя  села;

- развитие спорта;

- ознакомление с историей родной школы;

  1. Наш край в годы войны – 10ч.

- в трудный час для страны;

- все для фронта;

-  на фронтах Отечественной войны;

- встречи с ветеранами войны и тыла;

- обзор литературы  о наших земляках.

  1. Современное состояние  – 6 ч.

- численность и структура населения;

- промышленность;

- сельское хозяйство;

П Блок «Как прекрасен этот мир»

  1. Экскурсии – 12 ч.

- наблюдение за сезонными изменениями в природе;

- фотографирование;

  1. Посещение музеев – 8 ч.

          - (районный музей);

  1. Летопись боевой и трудовой славы края – 16 ч.

- экскурсия к памятникам  села;

- встреча с  ветеранами войны и тыла;

- вечер «Ради жизни на земле».

 

Ш Блок «Родной край – часть России»

 

  1. История возникновения моего села – 6 ч.

- земля, где я родился;

- летопись исторических событий;

-  топонимика о местных названиях;

- озеро Карган

  1. Знаменитые люди района, моего села – 10 ч.

- герои войны и труда;

- деятели культуры и искусства;

  1. Заповедные места района – 4 ч.
  2. Умельцы моего села – 4 ч.
  3. Демографическая ситуация села – 4 ч.
  4. Наш край – 4 ч.

- Игра «Что? Где? Когда?»,

- Викторина.

  1. Круглый стол – 2 ч.

- анкетирование о работе объединения;

-пожелания, благодарственные письма активным членам объединения «Юный краевед».

Список литературы:

  1. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
  2. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
  3. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
  4. Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
  5. Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
  6. Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
  7. Учительская газета, № 15, 2006 год.
  8. Учительская газета, № 21, 2006 год.
  9. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
  10. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
  11. Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
  12. Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.