Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Образовательная программа по внеурочной деятельности во 2-4 классах "Моя малая Родина"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Кактолгинская средняя общеобразовательная школа

 

ПРОГРАММА КРУЖКА

 по внеурочной деятельности

 

« Моя малая Родина»

для учащихся 2- 4 классов

на 3 года  обучения.

 

 

                                                      Автор: Агапова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

Категория: высшая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

     Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности.      Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей малой Родины. Так  основными направлениями  Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся  является воспитание гражданственности, патриотизма.  Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в  кружковой работе. Для учащихся 2-4 классов разработана программа кружка по внеурочной деятельности « Моя малая Родина».

  Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

  • научная достоверность используемого материала;
  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;
  • комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • постоянство требований и систематическое повторение действий;
  • гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого учащегося;
  • единство развития коллективных свойств  творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

Особенность программы

Программа рассчитана на учащихся 2- 4 классов . Курс программы рассчитан на  102 часа. Занятия для учащихся второго класса начинаются с первого сентября. Программа состоит из трёх разделов: « Мой дом. Моя семья», «Моё село. Мой край», «Природа и мы».     Содержание каждого года обучения представлено в тематическом плане.   Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

  Данная  программа позволит осуществить  военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

-создание  условий для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире;

- воспитание гражданского самопознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.

 

ЗАДАЧИ :

- воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.

- уточнять знания о достопримечательностях Газимуро-Заводского  района;

-познакомить с земляками, внёсших вклад  в победу над врагом, в развитие села,

- развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

- расширять знания об истории родного села, о труде людей нашего села, района, края.

Ожидаемым  результатом Программы будет:

устойчивый интерес к истории своей малой родины,

знание  своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
знания по истории, природе, культуре родного края,

знания  правил охраны природы,
способность творчески мыслить и рассуждать,

умение использовать полученные знания  на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность,

в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность, способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах,
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

 

 

Ожидаемый результат за 3 года обучения.
 

Что мы знаем:

Что умеем:

Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.

Составлять родословную.

Знать символику Забайкальского края и Газимуро-Заводского  района, названия сёл района, рек и других объектов.

Составлять устный рассказ о своей школе. о семье.

Названия улиц, культурных центров, памятных мест села.

Ориентироваться по карте, находить объекты ( села, реки, улицы)

Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы

Названия полезных ископаемых, добываемых в области и районе, их использование; названия распространенных растений и животных края.

Формы охраны природы.

Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию.

Соблюдать правила поведения в природе.

Национальный состав села, праздники и обычаи народов.

Фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села.

 

  свою взаимосвязь с окружающим микромиром

переносить полученные знания  на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;

умения общаться, сотрудничать.

 

заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
 

 

Работа кружка по внеурочной деятельности осуществляется через организацию следующих видов деятельности:

- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний)

- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения)

- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел)

- художественно- эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов)

- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка рядом с домом, в школе)

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические  работы, индивидуальная работа, участие в научно-исследовательских работах.

 

 

 Формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных  творческих проектов, конкурсы.

Условия реализации программы:

- изучение предусмотренных  программой теоретических и практических занятий,

- учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,

- использование разнообразного дидактического материала.

- наличие мультимедийного оборудования.

Реализация Программы: 2014-2015- 2016-2017 учебные годы.

Учебно-тематический план

2 класс

 

№п/п

Раздел

Тема

Кол-во

Содержание занятий

Результат

Примечание

1

 

Мой дом.

Моя семья.

Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?»

 

 

 

1

Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков.

 

 

2

 

« Моя семья»

 

1

Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения)

Семья.

 

3-4

 

Основы генеалогии. Генеалогическое древо.

1-2

Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации.

 

Понятие о

генеалогии

Составление родословной

5

 

    Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи».

    1

Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка работ.

Поколения,

родословная

 

6

 

 

Вводное занятие. Что такое краеведение?

Правила техники безопасности.

1

Беседа.

Понятие «краеведение».

 Правила поведения на экскурсии.

 

7

 

С кем я живу.

1

Беседа.

Конкурс рассказов «Когда я был маленьким»

Формирование навыков творческого рассказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои родственники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа. Игра « А ты мне кто?»

Диагностика

« Дом,в котором я живу»

 

 

 

 

Родственные отношения между членами семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

Мой лучший друг.

 

 

1

Творческая работа. Рассказ о лучшем друге.

 

 

Развитие творческих способностей, речи.

 

10

Моё село. Мой край.

Это моя школа. А что вокруг?

1

экскурсия

Устное описание объектов природы и культуры.

 

11

 

Моё село на карте

1

Практическая работа.

 

 

 

Умение ориентироваться по карте, находить объекты

 

 

12

 

Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица».

1

Творческая работа, беседа, поиск информации

Название

улиц села

Творческая работа

13

 

Символика Российского государства.

1

Беседа, просмотр, слайдов, чтение литературы по теме.

Символы России

( гимн, флаг, герб страны)

 

14

 

 

Символика Газимуро-Заводского района.

1

Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа.

 

Символы района

( флаг, герб)

 

15

 

Карта – схема Газимуро-Заводского района. Игра

« Где эта улица?»

1

Рассказ, игра.

 

Умение пользоваться картой – схемой района

16

 

Безопасный путь в школу и из школы домой.

 

 

 

1

Беседа, викторина, практическая работа.

Правила безопасного движения.

Разработка

маршрута

 

 

 

17

 

Кто живёт рядом у школы.

1

 

 

 

 

Экскурсия в детский сад и на пришкольный участок.

Беседа.

.

Умение устанавливать причинно- следственные связи.

 

18

Природа и мы.

Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек.

1

Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц.

Подкормка для птиц. Виды кормушек .Долг детей – помогать птицам в трудное время.

 Навык изготовления кормушек.

 

 

19

 

Мы – друзья птиц. Прогулка в парк. Наблюдение.

1

Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов.

Птицы нашей местности.

 

Наблюдение

20

 

« Древесные растения нашей местности».

1

Презентация итогов индивидуальной работы, викторина.

Разнообразие древесных растений.

 

Определение названия древесного растения по листьям.

21-22

 

« Доктор- природа».

1-2

Беседа, викторина, работа с гербарием,

иллюстрациями, литературой.

Практическая работа

Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль.

Умение распознавать и использовать лекарственные растения

 

23-24

 

Подготовка, оформление материала по итогам работы.

1-2

Оформление альбома, выставки.

Работа с информацией.

Презентация работы.

 

Практическая индивидуальная работа. Проектная деятельность.10 часов

 

 

Учебно-тематический план

3 класс

 

№п/п

Раздел

Тема

Кол-во

Содержание занятий

Результат

1-2

Природа и мы.

Лес - наше богатство.

2

Беседа, чтение стихотворений, игра.

 

3-4

 

Красная Книга. Путешествие по страницам Красной Книги.

2

Беседа, прослушивание сообщений, просмотр презентации.

 

5-6

 

Охраняемые животные и растения  нашего края.

2

Беседа. Прослушивание сообщений.

 

7-8

 

Экскурсия в краеведческий музей.

2

Экскурсия в зал природы нашего края

 

9-10

Моё село. Мой край.

Посещение библиотеки. Писатели – земляки.

2

Экскурсия

 

11-12

 

Наши знаменитые земляки. Сбор информации.

2

Беседа, просмотр презентации.

 

13-14

 

Мой знаменитый земляк.

2

Сообщение учащихся

 

15-16

 Моя семья. Мой дом.

Праздники и обычаи моей семьи.

2

Беседа.

 Творческая работа с привлечением родителей.

 

17-18

 

Праздники и обычаи народов моего края. Сбор информации.

2

Беседа. Работа   с литературой.

Подготовка проектов с привлечением родителей.

 

19-20

 

 Презентация творческих  проектов

«Праздники моей семьи».

2

Конкурс  рассказов, рисунков, сообщений, «Праздники моей семьи».

 

21-22

Природа и мы.

Звери, птицы  и растения нашего края весной.

2

Беседа, наблюдения, разгадывание кроссвордов.

Дикие звери, птицы, растения нашего края. ( распознавать по внешнему виду, описанию)

23

 

 

24

 

 

Моё село. Мой край.

Достопримечательные места с. Кактолга.

 

Экскурсия по достопримечательным местам родного села.

1

 

 

1

Беседа. Презентация. Игра

 

Экскурсия.

Достопримечательности родного села.

25

 

Чему мы научились за год.

1

Игра

Проверка полученных знаний.

26-27

 

Презентация индивидуальных творческих проектов.

2

 

 

 

Презентация.

Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания, работать с информацией.

Практическая индивидуальная работа-7 часов

Учебно-тематический план.

4 класс

 

 

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

Результат

1-2

Мой дом. Моя семья.

Профессии членов моей семьи.

2

Беседа

Профессия,

место и  содержание  работы родителей.

3-4

 

Этому я научился у своих родных.

2

Подготовка  к выставке. Практическая работа.

Развитие творческих способностей.

 Моё участие в жизни  семьи.

5-6

 

Этому я научился у своих родных. Выставка.

2

Организация выставки в классе с экскурсией для учеников других классов.

Развитие коммуникативных умений.

 

7-8

Моё село. Мой край.

Каким было моё село раньше.

2

Работа со статьями  в районной газете.

Вклад старших родственников и земляков в дело Победы.

Работа с информацией.

9-10

 

Каким было моё село раньше. Экскурсия.

2

Экскурсия в библиотеку

Связь истории страны с историей села.

Жизнь и быт.

11-12

Природа и мы.

Что растёт на школьном поле.

2

Экскурсия на поле.

Растения полей . Их роль для жизни села, района, края.

Труд хлеборобов.

13-14

 

Природные ресурсы моего края и пути их применения.

2

Беседа.

Презентация.

Природные ресурсы района, области и пути их применения.

15-16

 

Правила охраны природы моего края.

2

Лекция.

Практикум.

Составление советов, памяток по теме охраны природы. 

Закон об охране природы. Формы охраны природы.

17-18

 

Леса родного края.

 Акция

« Посади дерево»

2

Практическое природоохранное дело.

Озеленение своей улицы, двора.

Формирование экологической культуры,

положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края

 

 

17-18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реки моего края.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа, викторина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование экологической культуры,

положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края

 

 

19-20

 

 

 

 

 

   Акция

« Спасём Землю!».

2

Трудовое природоохранное дело по очистке берегов у водоёмов.

 

 

Формирование экологической культуры,

положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края

 

Причины загрязнения водоёмов.

21-22

 

Экологическая фотовыставка.

2

Оформление фотовыставки

« Береги природу!»

Вести разговор на экологическую тему.

23-24

 

Подготовка коллективного творческого проекта.

2

Работа по группам, работа с литературой, обобщение накопленного  материала.

 

Коллективное планирование,

применение  полученных знаний.

 

25-26

 

Презентация коллективного творческого проекта « Моя малая родина»

2

Презентация.

Коммуникативные умения.

27-28

 

Итоговая познавательная игра « Наш край».

2

Игра.

Применение  полученных знаний.

 

Практическая индивидуальная работа-6 часов