тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

19.11.2018 г.
Всероссийский конкурс детских рисунков и поделок, посвящённый Дню матери «Подарю я маме сразу и...
16.11.2018 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов (Из цикла исторических...
15.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс, посвящённый 110-летию со дня рождения Н.Н. Носова «Творец...
14.11.2018 г.
Всероссийский конкурс мастер-классов «Афиша творчества»
14.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс «Вселенная под названием «КНИГА»
13.11.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 25-летию принятия Конституции Российской Федерации «Основной...
12.11.2018 г.
Всероссийский конкурс семейных проектов «Под парусом семьи...»

Образовательная программа  курса   « Русская народная кукла»

МБОУ «Загваздинская СОШ»  Усть-Ишимского МР Омской области

 

Образовательная программа  курса  

« Русская народная кукла»

 

             Составитель:  Юшкова Н.В.  учитель технологии

 

 

 

Оглавление

Введение......................................................................................................................................

Глава 1. Исторические аспекты возникновения  русских народных кукол ....

1.1 Предпосылки возникновения кукол......................................................

1.2 Типы кукол и их  характеристика..........................................................

Глава 2. Технология изготовления кукол..........................................................

2.1 Технология основы куклы.....................................................................

   2.2 Особенности изготовления куклы.........................................................

 Глава 3. Методические рекомендации по организации  курса по выбору.....

       3.1 Программа курса...................................................................................

3.2 Методические рекомендации по проведению занятий ........................

Заключение..................................................................................................

Список источников.....................................................................................

Введение

Сегодня возникает мощное движение прогрессивных сил общества за возрождение всеобщей духовности, нравственности, культурных национальных ценностей и, в частности, традиционной культуры воспитания. Традиция (от латинского слова - передача) обозначает элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, неписаные законы, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, порядки и т.д. Традиция - понятие весьма объемное, охватывает самые разнообразные явления жизни, обычаи, обряды народов. Частным ее проявлением, в широком смысле, можно считать обычай. Обычай - это стереотипный способ поведения человека, который в определенном обществе или социальной группе является привычным для их членов. Обычаи по своей сути больше относятся к определенному этносу, потому и имеют национальную специфику, которая характеризует этнос с разных аспектов с точки зрения миропонимания, мировосприятия, оценки вещей и явлений, взаимопонимания людей, психологии и морали . Таким образом, с младенчества усваивалась русскими крестьянами народная художественная традиция, содержанием которой было жизненное утверждение , торжество справедливости: победа добра над злом (в сюжетной живописи и пластике) и гармония отношений человека с природой .

Народное искусство, как форма этнического сознания, объединяло весь предметный мир, окружавший ребенка. По словам B.C. Воронова, человек «от яркой расписной зыбки и по всем ступеням трудовой жизни до резного намогильного креста проводил в мире, где господствовала единая художественная традиция». И эта традиция формировала этические и эстетические качества личности. В нашем обществе сейчас нет такой системы эстетического воспитания, какая была в XIX - начале XX в. в крестьянской среде. Нет системы, которая влияла бы средствами искусства, как на формирование (в раннем возрасте), так и на развитие (в других возрастных группах) нравственных критериев и духовности человека в целом. Древняя религия предков продолжает жить в наших повседневных обычаях. Она остается частью сказочного мира детства, питает творческую фантазию русских поэтов, писателей и художников.

В последние годы мы только начали заново открывать для себя огромный пласт нашей истории и культуры, которая влияет на развитие личности в ее многогранности. Среди множества факторов, формирующих мировосприятие и мировоззрение человека, выделяется по своей эффективности художественное воспитание, которое особенно с раннего возраста направленно воздействует на создание гуманистических качеств личности. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.  Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству. Определенная часть неправильно считает, что в современных условиях, в период бурной интернационализации, национальные традиции отмирают и не играют большой роли, воспитательное значение их невелико. Основная причина такого отношения к проблеме заключается в том, что  педагоги  слабо знают историю народа, в ее положительном и отрицательном проявлении.  Для того, чтобы общественное воспитание могло регулировать влияние такого важного фактора социальной среды, как национальные традиции, нужна глубокая теоретическая и практическая подготовка будущих и настоящих воспитателей и учителей.  Огромна роль народа в создании всех ценностей духовной культуры, которыми располагает человечество. Воспитание осуществлялось на ранних ступенях развития человечества. Вначале оно происходило в процессе всей жизнедеятельности человека, в процессе труда. Сопровождая матерей и отцов на рыбную ловлю, на сбор кореньев и ягод, дети непосредственно  приобретали  опыт  подобной деятельности, который

 дополнялся соответствующим воспитанием.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко ценил огромный воспитательный опыт народа, считал невозможным проводить общественное воспитание без учета народности. «Под прекрасным в широком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развитии, движении к прогрессу. Черты прекрасного народ видел в явлениях природы, семейной и общественной жизни, общении, труде, художественных ремеслах, выразительных звуках (музыке), организованных движениях человеческого тела (пластика, танцы), художественном слове. Вместе с тем в понятие прекрасного включалась творческая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование действительности по законам красоты. Понятие прекрасного содержало в себе отрицание безобразного, некрасивого - того, что противоречило представлениям о красоте и достоинстве человека, что мешало утверждению нового, прогрессивного и приводило к эстетизации уродливого. Сферой проявления и источником прекрасного народ считал, прежде всего, красоту жилища, вещей, одежды, украшения. Эстетика жилого помещения, двора, быта в целом благоприятно воздействовало на стороны воспитания детей. Эстетика труда понималась как дружная и продуктивная работа семьи, общины, как красота процесса труда и его результатов». Красоту труда народ видел в высокой культуре работы, в умении выполнять ее быстро, точно, в подлинно человеческих отношениях, необходимых для коллективной деятельности. По красоте результатов труда люди судили о красоте человеческой души: покажи, что ты сделал, и я скажу кто ты. Прекрасным считался труд честный, добровольный и свободный, озаренный пытливой мыслью, имевшей нравственное основание. На основе многовекового опыта народ вырабатывал идеал прекрасного в поведении, общении.  Его фундамент составляли общечеловеческие понятия добра, коллективизма и индивидуализма. Ребенок воспринимал внешний мир через предметы, которые его окружают. Интерьер, посуда, одежда, всякая домашняя утварь воздействуют на психику, интеллект, эмоциональную сферу маленького человека. От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение. Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Поэтому, вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что выбор игрушки- дело чрезвычайной важности.

Сегодня народная игрушка становится подлинно целительным средством воспитания. Ее образ формировался веками, она изначально была призвана нести детским душам добро. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. Интерес к народной кукле растет, многие психологи и педагоги уже используют в практике учебно-воспитательной работы школ. Однако определенная часть неправильно считает, что в современных условиях, в период бурной интернационализации, национальные традиции отмирают и не играют большой роли, воспитательное значение их невелико. Для того, чтобы воспитание могло регулировать влияние такого важного фактора социальной среды, как национальные традиции, нужна глубокая теоретическая и практическая подготовка будущих и настоящих воспитателей и учителей.

Дисциплины ДПТ позволяют изучать народные традиции, техники. Но количество часов не позволяет изучить все направления народного творчества, поэтому для углубления знаний по ДПТ необходимо разрабатывать курсы(занятия) по возрождению народных традиций.

         Из выше сказанного можно сформулировать цель: разработать  занятия по изготовлению народной куклы, тем самым привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить её достоинства.

Задачи:

1. Изучить историю о народной кукле.

2. Изучить технологию изготовления кукол.

3. Систематизировать материал.

4. Разработать программу курса по выбору

5. Разработать объекты для изготовления.

6. Выполнить изделия.

 

Глава 1. Исторические аспекты возникновения русских народных кукол

1.1Предпосылки возникновения кукол

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим. С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие – то высшие и могущественные существа – боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие. Чаще всего богов делали из глины в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы.  Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Вся обрядность создавалась народом исходя из насущных житейских интересов: как устроен мир, почему светит солнце и идет дождь, гремит гром?

По прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник. В прошлом веке ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Красивые и яркие прямо с лотка они попадали в руки детей, которые сразу же начинали играть, включая новых героев в свой детский сказочный мир. Уже тогда мало кто помнил, что игрушка в своём первородном виде – это культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. В ней сливались эстетические, культовые и магические начала. Это всегда учитывалось древним народным мастером. В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности. На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Постепенно магическая роль игрушки забывалась, и кукла стала простой детской игрушкой, выполняющей только игровую функцию. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её, сломать или сжечь было большим грехом. Ветхие куклы хранились на чердаке. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. В каждой губернии были свои куклы, свои костюмы, песни, заговоры. Их десятки, если не сотни. Вепские - карельские  игрушки - это большегрудые бабы с поднятыми в эмоциональном жесте руками. Архангельская «люлька-лапоть» - тряпочный младенец в берестяной колыбели - лапоточке. Олонецкие «курочки» - мужские и женские куклы на деревянных ногах, похожих на куриные лапы.   Не счесть ярких свадебных игрушек, пестрящих разноцветными лоскутами. Ими не играли, а благословляли молодых. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставляли ее себе, она украшала любимый уголок комнаты, и всегда радовала свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью. Если решили попробовать смастерить куклу, помните об одном: очень важно делать ее с добрыми намерениями и в хорошем настроении.  Завязывая узелки, прикрепляя тот или иной ее элемент, следует произносить вслух добрые пожелания.

Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее и для взрослых и для детей.

Возникшее в после-революционный период пренебрежение к духовной культуре народа привело к тому, что мы, подчас, более осведомлены об основах, например, буддизма , чем о взглядах собственных предков . Мы во всех подробностях знаем о египетских, греческих и римских богах, не зная имен славянских богов. В последние годы мы только начали заново открывать для себя огромный пласт нашей истории и культуры. Интерес к славянской мифологии сейчас огромен.

1.2 Типы кукол и их характеристика

Куклы-обереги

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Считалось, что если нарисовать кукле глаза, нос и рот, то у нее появится душа, а этого кукле (оберегу по происхождению) как раз и не требовалось. Куклу не шили, а мастерили из лоскутков, кудели, бересты и палочек. При изготовлении куклы нельзя было пользоваться ножницами, иглой, ножом: ткань нужно было отрывать руками, а палочки отламывать. Считалось, что режущие и колющие инструменты могут причинить вред владельцу куклы. При изготовлении оберега читали волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит «Куватка», то она отгонит злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.  Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

«Берегиню сна» вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны.

В подарок на именины  или  Рождество делали куклу «Ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Этот оберег является индивидуальным и строго личным. Ангел-Хранитель призван охранять своего хозяина от любой опасности, приманивать для него удачу и отгонять злых духов. Ангела-Хранителя лучше всего размещать в комнате, где чаще всего находится человек (спальня, рабочий кабинет) для которого предназначен данный оберег. Лучше всего если при размещении на Ангела-Хранителя будет попадать свет из окна (идеальный вариант - если оберег размещается напротив окна).

         Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы- домовые. В мире обычаев, принятых на Руси тысячами поколений наших предков, нам помогает заботливый домовой. На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Издревле было принято угощать и одаривать дух дома. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла. На «домовушке» изображены предметы домашнего быта, которые одновременно носят символический смысл оберегов. Разные формы, размеры и цветовые решения позволяют украсить ими любые интерьеры. В качестве подарка «домовушка» надолго приковывает внимание Ваших близких и гостей. Эта красивая вещичка является одновременно украшением, оберегом и целой сказкой.

         А огородная кукла-пугало  оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках и в селах.

         На свадьбу молодоженам дарилась кукла «Мировое дерево».  Такая кукла ставилась в центр свадебного пирога, после свадьбы "Мировое дерево" занимало почетное место рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.

         «Кузьму и Демьяна» считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни.  В книге Афанасьева А.Н. можно прочитать: «…Раз Кузьма-Демьян, божий коваль, делал плуг, как вздумал напасть на него великий змей и уже пролизал языком железную дверь в кузницу. «Божий коваль» ухватил его клещами за язык, запряг в плуг и проорал землю от моря и до моря; проложенные им борозды лежат по обеим сторонам Днепра «Змиевыми валами». Змей все просился испить воды из Днепра, а Кузьма-Демьян погонял его до самого Черного моря и там уже отпустил напиться. Чудовище выпило половину моря и лопнуло…». На Украине этих мифических героев объединили, как мы видим, в одну личность Кузьму-Демьяна. Известны они и как христианские святые: целители – бессеребренники. Народная традиция приписывает этим персонажам способность благотворно влиять на согласие в семье между супругами, братьями и сестрами, а так же невестками – зятьями и тестями – свекрами. Эта замечательная кукла, находясь в доме или на рабочем месте, помогает мужской половине справляться с мужскими делами. Представителям обоего пола помогает оказывать целительскую помощь.

         В период между праздником Покрова и началом рождественского поста, именно в этот период раньше люди заканчивали последние работы на полях, праздновали свадьбы и готовились к долгой зиме. В это время принято было делать и дарить специальных кукол, называют  их неразлучники. Правильно изготовленный оберег защищал семейный брак от размолвок.

         Куклаками называют кукол изображающих мужчин. Такая кукла дарилась мужчине который покидал родной дом.

         Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Ее делали под Новый год она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным.  Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Могла быть подарком на Новый год, Сочельник, Святки. Берегиня приданого - кукла Елочка, со своим сундучком, в котором должно лежать ее одеяло и личные вещицы, изготавливалась невестой. Перед свадьбой куклу ложили в сундучок с приданым.

         Чтобы воздух в избе был чистый, изготовляли в Туле полезную куклу Кубышку-Травницу. Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.  Куколку мяли в руках - шевелили, и по избе разносился травяной дух, который отгонял духов болезни… Через два года траву в куколке меняли.

         Кукла на здоровье из льна, помощник человеку в битве с болезнью. Помогает она и своими природными свойствами, т.к. считали, что лен способен взять на себя болезнь, и тем помочь человеку поправиться, и еще благими пожеланиями родного человека, который изготовит эту куклу для больного. Когда эту куклу делают, читают молитву если знают, какую нужно или заговор.

         Берегиня дома бытовала в Калужской области, она несла частичку души хозяйки или хозяина и помогала защитить дом. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок. Вешалась Берегиня над входом, выше головы, так, чтобы она могла видеть входящих в дом, народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей.

         Вепсская обережная кукла младенчик, которую плели беременные женщины для рождения здорового ребенка.

         Филипповка или шестиручка это не просто спорая работница, скорее мастерица. И мастерство ее приносит плоды и денежку. Для этого Филипповке в мешочек кладут монетку, зерно и семечку. Сейчас кукла Филипповка верная помощница в женском бизнесе.

         Кукла-веничек - оберег от зла, входящего в дом. Если куклу поставить вверх метёлкой она будет привлекать деньги и достаток  в дом.                                                          Если были неполадки в семье, в работе  изготавливали куклу Долюшка,   во время ее изготовления проводили диагностику жизненных проблем и правили судьбу .

         Куколка сударушка бытовала в Тепло-Огаревском р-не Тульской обл. Про нее существует легенда. «У одной женщины заболела дочка, и ничего не помогало, дочка таяла день ото дня. Женщина отчаялась не знала, что может помочь, она сделала для дочки куколку и положила ей в кровать. Попросила ее: «Матушка- Сударушка, помоги моей доченьке!» Через некоторое время она увидела девочку сидящей на постели и играющей с куколкой, на щеках девочки появился румянец. После этого девочка выздоровела».

         Куклы капустки или кормилки, на шнурке, можно было носить на груди как украшение и оберег.

         Куклы-обереги «Лихорадки» (Лихоманки). Традиционный славянский оберег на здоровье в семье. Эти куклы перетягивают на себя все болезни и сглазы всех членов семьи живущих в доме, где их размещают. Раньше их размещали возле печной трубы, сейчас Лихорадок размещают возле форточки или вытяжки, также их можно поставить на полку или повесить на стену. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать ее одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить ее, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать что сожжет.

         Кукла «Богатство» представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому.По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.

         «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы. В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.

         Желанница это оберег – помощи. Эту куклу делают как помощницу в исполнении загадываемого желания. Их может быть несколько. Загадывая желания, дарят кукле подарочек в виде бусинки, пуговки, ленточки, бусы, колокольчик, серёжку разряжали её всячески. Со временем она становится всё наряднее. Просят её помочь исполнить желание. Обязательное условие – желание не должно никому нести зла и несчастий, быть искренним и от души. Желанницу хранят от посторонних глаз.  

         Следующая кукла Метлушка . Этой то метлой хозяйка дома и должна «сметать» болезни, хвори и порчи со своих домашних. На Русском Севере этим оберегом лечили детей от бессонницы, недержания и испуга, обмахивая младенцев метелкой. В русской традиции Метлушка служила еще и оберегом роженицы и новорожденного младенца от нечистой силы (незащищенному некрещеному младенцу подкладывали под колыбельку метлу от этого оберега, чтобы отогнать злых духов или клали оберег в изголовье). Если ребенок долго не начинал ходить, клали ему между ног метлу от оберега, затем рассекали метлу и раскидывали прутья по полу. Больных в русской традиции этой метелкой прикасались или привязывали ее к больному месту, могли также укладывать больного на метлу, перебрасывали метлу через больного, заставляли его перешагнуть через метлу, ну и кропили больного водой с такой обережной метлы. После того, как человека «обметают», метлу лучше всего окунуть в святую воду (или в воду в которой ночь лежала любая серебряная вещь), воду после надо стряхнуть.

Игровые куклы

         Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «полено». Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

         Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

         Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста.

         Была распространена игровая тряпичная кукла «Малышок – голышек». Надо отметить, что «Малышок - голышек», изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

         Кукла «на выхвалку» являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла «простоволосая». Вторая –«кукла с косой». Третья – «молодуха». Четвёртая –«кукла нарядная», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

         Кукла утешница была самым сильным и верным средством от детских слез. До поры до времени куколку прятали, и когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали. Изумленное дитя в миг забывало про слезы и капризы. Кукла была хороша: высокая, статная, богато наряженная, с сережками и украшениями из малюсеньких конфет. Восхищению ребенка не было предела. Родители угощали его конфетами, а фантики на кукле оставляли (в них позже снова заворачивали конфеты). Незаметно Утешницу прятали на прежнее место, чтобы ребенок забыл о ней. При необходимости все действия повторялись.

         Орловская кукла с младенцем является образом матери. С детства девочки играют в куклы, часто игры так и называются дочки-матери, проигрывая, примеряя на себя образ себя матери, обучаясь на кукле обращаться с ребенком. В этой кукле видно предназначение женщины, растить детей, поэтому на нее так отзывчивы девочки.

         Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег.

         Куколка отдарок на подарок - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности.  Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное.  Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.                                  

Обрядовые куклы

         Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

         Считалось раньше если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай.

         Обрядовая кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. «Покосница» – одна из самых простых по технике изготовления кукол.  Покосница бытовала в Тульской губернии. Покосницу делала мама своему ребенку, чтобы он мог играть с ней в то время, пока она работает в поле. Кукла Покосница передает образ самой матери на покосе. Бытовала «Покосница» в деревне Федоровка на территории Ленинского района Тульской области.

         Кукла «Купавка»- это обрядовая кукла одного дня. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

         Кукла «Масленица»  была обрядовой на празднике Масленица в человеческий рост. Её изготавливали специально для проведения праздника потом её сжигали. «Домашняя Масленица» – её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. «Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

         В некоторых губерниях бытовала кукла Коза. В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Кукла Коза была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

         Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла, это как  бы дух предков, обращённый к потомкам.

         Много обрядов на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол. Например: древний обряд «похороны кукушки», это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни.  Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, пели песни и кумились. В знак того, что две подружки на один год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке! После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы «кукушкины слёзки». Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства «не быть кукушкой».

         Кукла вербная бытовала в Калужской губернии. Ее делали для детей, с ней они ходили за вербой перед Вербным воскресеньем, считалось, что кукла освящает вербу. Какое-то время дети играли ей, а после убирали в свой сундучок. Из старинных традиций и сейчас ещё сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освящённой веткой вербы.

         Кукла на счастье найдена на раскопках древнего Ржева. Видимо, коса, которая является признаком женской силы, подсказала это. Ведь на свадьбах жених выкупал девичью косу - красоту, и получал ту, которую мог сделать       Кукольную пару Семика и Семичиху делали к празднику Семик, на Зеленые Святки. Праздновали Семик на седьмой четверг после Пасхи и перед Троицей.

         Кукла Птица радость. С ней выходили закликать весну в поле и птицы иногда садились на женщину, считали, что она после этого будет счастлива этот год.

         Рождественские колядки проходили с участием куклы Коляда. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия, пели радостные, прославляющие хозяев дома песни. С ее приходом в доме должны были поселиться счастье, мир и согласие между членами семьи. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями благ себе и близким и сжиганием Коляды, в этом случае основа Коляды представляла собой спил дерева.

         Свадебную куклу парочка делали свахи прямо на свадьбе из свадебного рушника, который разрывали руками над грядкой, на огороде. Потом куколок дарили жениху и невесте.

         Жницу делали перед жатвой. С ней детки, узелок с едой и сноп первого урожая. С началом жатвы обязательно надо смастерить Жницу с колосками нового урожая.

         Куклу благодать мастерили на святки и дарили со словами: «Не унывай, не грусти, руки не опускай» , она будет кстати для любого человека в какой-то затруднительной ситуации. А большая грудь - символ достатка, благополучия, сытой жизни, здорового ребенка. Её легко сделать - нужно только найти подходящую веточку, их много на клёнах.

         Весенний праздник птиц отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия. День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название «Сороки».  В этот день, по мнению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц.  Весеннее равноденствие, прежде всего, праздник молодого Солнца, пробуждающего заледеневшую Землю от долгого сна, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине. Считалось  если на проталинке  досчитать до сорока  , то по весне горя не знать. Дети с «жаворонками» залезали на повети, крыши, деревья насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и сбившись в кучу, что есть силы кричали зазывая весну.

Глава 2  Технология изготовления кукол

2.1 Технология основы куклы

         Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные её тайны. Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Технология изготовления кукол постепенно развивалась и зависела от её основы. На изготовление основы кукол шли в основном подручные материалы: солома, зола, сучья, ветки, стволы дерева, лыко, трава, холсты и др. У кукол полено- столбушка за основу брали столбец.

 Позднее появились куклы из соломы, лыка, травы.  Пучок соломы, лыка, льна, травы перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки,  из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Быть может, в короткие минуты отдыха жницы ребенок попросил ее сделать кукле руки. И было найдено простейшее решение: вставить пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают с вяслом снопы. Позднее придумали особенную технологию заготовки соломы. У кукол масленица, крестушка, Козьма и Демьян и др. основой служила ветка. Перевернутая еловая макушка служила основой кукле барыня. Обереговую куклу бессоницу делали из ткани узелковым способом. При изготовлении куклы недопустимо было использовать каких либо инструментов, колющих и режущих предметов. Используя технику скатки , скрутки выполняли детали кукол зайчик на пальчик ( лапки), неразлучники.

         Основы также могли быть набивные.  Куклу крупеничка наполняли крупой, денежную кубышку мелочью, зольную - золой, травницу - душистой травой. Набивная кукла- мешочек бытовала в девятнадцатом веке и первой половине двадцатого века в деревне и малых провинциальных городах.

         Каждый тип в свою очередь рассыпан на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности. На Русском Севере дольше сохранялся архаичный тип куклы на палочке, скромных размеров и благородной красоты; на юге - тип набивной мешковидной большеголовой праздничной (обрядовой) куклы, дородной и яркой. В центральных областях раньше появилась сшивная членораздельная фигурка с разными набивками и вариациями лица; в северных районах делали куколки из льняной кудели, в южных- конопляные и кукурузные. Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которое свертывали как полотно, что получалось как будто скульптурка из твердого материала. Одевать в платье деревянные изображения, представляющие девушек, мальчиков, ребеночков было давно принято в играх с куклами. До сих пор на Русском Севере сохраняются традиции наряжать в костюм деревянную палочку-явный отголосок связи куклы с деревней столбообразной культовой скульптурой из дерева. Не случайно и зольная, набитая золой  кукла уподоблена не подвластной времени « каменной бабе»

 

2.2Особенности изготовления кукол

         Изготовленная матерью кукла куватка , висевшая над кроваткой ребенка, отгоняла злую силу. Будущая мать  очень тщательно подходила  к выполнению такой куклы. Важное значение придавалось цвету ткани. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. В некоторых губерниях вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

         Игровая кукла Закрутка, предназначалась для забавы детям. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и голова с помощью нитки прикреплённые к туловищу.
         Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла полено. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Основой является наиболее почитаемое на Руси дерево – береза. В поверьях и легендах береза представляется счастливым оберегом, несущим благополучие семье и защиту от злобных сил. Сам ствол – символ мужского начала. Одежда на стволе – как символ женского начала. Такое сочетание не случайно – оберег хранит семейное счастье, любовь, благополучие и единство.

         Позднее на смену полену пришла кукла столбушка. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

         Куклу Барыня, бытовавшую в Ефремовском уезде Тульской губернии, изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

         Кукла Купавка- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Порядок изготовления Купавки очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

         Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
         Домашняя Масленица – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.

         Кукла коза – это оберег хорошего настроения. Она помогает очень серьезным людям посмотреть на мир немного веселее, она помогает чуть отстраненнее взглянуть на свои проблемы. В основе куклы была деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка или соломы. Одета была Коза в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Первая и последняя фотографии куклы отличаются тем, что на первой у куклы имеется борода, которая утратила своё значение в игровой кукле.

         Свадебная  зольная кукла  была набивной. Набирали древесной золы из домашнего очага в мешочек, (обязательно сеяли золу чтобы комочков не было) из ткани формировали голову, вставляли в мешочек с золой, обвязывали туго ниткой,  одевали куклу в платье или в юбку, делали груди из остатков ткани и привязывали их к туловищу.

         Перед Троицей 12-летняя девочка делала куклу кукушечка из лыка или соломы, руки были похожи на крылья. Кукол дарили подружке, потом их украшали лоскутками и прятали, принимая обязательство «не быть кукушкой».

         На начало покоса мастерили куклу Покосница. Делается она без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы  ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник, (но должна быть видна рубаха- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

         Самую простую куклу на выхвалку простоволоску шили девочки 7-8 лет. Это и есть образ такой девочки. Сарафан у нее прямой, короткий, без украшений. Ручки не пришивали, а складывали ладошки и вставляли в рукава, которые привязывали к шее. Как и саму рубаху. Волосы были распущены. На этой кукле девочки учились заплетать косу. Шили швом вперед иголку мелкими стежками. Далее умения девочки росли и усложнялась сама кукла , кукла на выхвалку выполнялась уже с косой , пришивались руки, а сарафан , фартук и рубаху вышивали (показывая умения девочки) . Одежда становилась более нарядной. Такую куклу так и  называли на выхвалку с косой. Перед замужеством выполняли куклу на выхвалку Молодуха - образ женщины первого года замужества или до рождения ребенка. На этих куклах девочка видела и меняла образ себя по возрастным вещам, от 7 летки, когда заплетали косу, до замужней женщины, когда косу расплетали в свадебном обряде и заплетали две косы, которые прятали под платком или головным убором.

         Кукла "Десятиручка" была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы было десять рук, чтобы все дела спорились, а дома  всегда был порядок достаток.                  
         Свадебную куклу «Мировое дерево» делали на веточке с двумя развилками: на одной развилке жених, на другой — невеста. Наряды соответствовали нарядам жениха и невесты. Размер куклы 20-25 сантиметров.

         Оберег ангелочек может изготавливаться и из соломы и может быть тряпичный. Высота оберега около 20см. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба. Для изготовления используют ткани светлых тонов. Этот оберег является индивидуальным и строго личным, поэтому при изготовлении мастер продумывал от чего Ангел-Хранитель призван охранять своего хозяина .

         Куклы-обереги «Лихорадки» (Лихоманки), традиционный славянский оберег на здоровье в семье. Куколки ыполнены в технике жгутик . Длина куколки оберега может варьироваться от 25см до 30см, высота - от 15-20см, по количеству их было двеннадцать: 1-Авея, 2. Немея, 3. Желтея, 4. Дремлея, 5. Дряхлея, 6. Огнея, 7. Ледея. 8. Глухея, 9. Пухлея, 10. Ломея. 11. Ленея,  12.Трясея, поэтому для изготовления использовали ткани двеннадцати расцветок .

         Кукла невеста оберег на удачное замужество. Высота оберега 20см. При изготовлении  основы используется техника валик, кукла представляет собой образ невесты. Выполняется из легких прозрачных тканей и кружева.

         Следующая кукла Метлушка . Эта маленькая куколка с уменьшенной копией метлы в руках.

         Зайчика на пальчик делали детям с трех лет. При изготовлении используется техника жгутик.

         Кукла Отдарок на подарок - обучающая кукла. Технология куклы схожа с куклой зайчик на пальчик . К готовому изделию подвешивали сладости.

         Кукле Желанница,  пришивали в подарок на платьице бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: «Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни». Поэтому кукла становилась с годами все наряднее. Техника  основы схожа с куклой пеленашка.

         Кукла «Богатство, плодородие» представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток.

         Кубышка-Травница набивная кукла, мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Голова куклы набивалась льном или любой ветошью и привязывалась к мешочку с травой .

         Технология изготовления вепсской куклы своеобразна и проста. Ее делают из старых вещей матери , без использования ножниц и иглы, детали лишь связывали нитью. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая». В подобной технологии наши древние предки усматривали особую сакральную суть обережной силы.

         «Трясовицы» – маленькие куколки на связке (похожи на лихоманок) Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха отличалась своим размером, она была длиннее своих сестер, её помещали посередине.

         Кукла Зерновушка представляла образ женщины по изготовлению схожа с куклой травница. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу-мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева.

         Кукла вербная бытовала в Калужской губернии.  Изготовление куклы похоже на изготовление столбушки, в руках она держит ветки вербы.

         Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Ее делали под Новый год. Кукла делалась от 15 см до локтевого размера. Отличительной особенностью куколки была коса из трех полос - темной, светлой и красной.

         Куклы Неразлучники делали из трех лоскутов красной ткани. Из одного лоскута делали невесту в технике «жгутик». Схематично надевали на нее фату из тюля и платье из белого лоскута. Жених изготавливался по такому же принципу, только перевязывали его длинным поясом и на голову надевали шапку. У куклы жениха ноги, отступив на 0,5 см, обвязывали нитками - они символизиовали штаны. кукол была единая рука, представляющая собой деревянную палочку, обтянутую красной тканью.Такую руку нельзя было сломать, изогнуть, она крепко связывала между собой жениха и невесту. Посредине общей руки привязывали бумажный цветок белого цвета или завязывали бант.

         Куколка оберег Сударушка бытовала в Тепло-Огаревском р-не Тульской обл. Не яркая, не красная, в сине-голубых тонах выполнена в технике столбушка . 

         Оригинальный подарок-сувенир домовой оказывается древним символом и имеет смысл оберегов. Они делались сшивные и свернутые из соломы или льна. Особое значение  при изготовлении уделялось одежде. Предметы которые служили украшениями имели своё символическое значение.

         У игровой куклы малышок голышок отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. «Малышок», как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками.

         Хотя и существовали особенности кукол , но авторские куклы никогда не были похожи друг на друга . Автором продумывалась каждая деталь, каждая складочка на платье, выражение лица, поза, окружающие ее предметы. Каждая кукла имеет свой характер, свою индивидуальность. В процессе создания, что-то убирается, что-то добавляется, постоянно идет коррекция мелочей. Процесс достаточно трудоемкий и требует терпения. Готовая кукла может стать единственным экземпляром и украсить интерьер коллекционера, с нее можно сделать серию или даже массовое производство, но первая кукла всегда останется неповторимой .

         Кукла «Мировое дерево» изготавливалась без сшивания иголкой, «чтобы счастье не зашить». Подружки зорко следили друг за другом при изготовлении кукол, не допуская, чтобы ритуальные фигурки отвернулись друг от друга: «не любы будут друг другу».

 

Глава 3. Методические рекомендации по организации  курса по выбору

3.1 Программа курса   

 

Общая трудоёмкость 112 часов

Основной целью курсов  «Изготовление русской народной куклы» является — приобщение молодежи к истокам богатейшей культуры русского народа, воспитание духовно богатой личности.  Программа способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей.

Цель достигается решением следующих задач :

1. Изучение традиций русского народа.

2.Развитие технологической грамоты, осуществляемой при выполнении тряпичных кукол.

3 Развитие навыков  самостоятельной исследовательской деятельности.

4. Закрепление навыков работы с  различными видами ткани.

5. Обучение изготовлению  кукол - сувениров.

         Изучение теоретического материала сочетается с выполнением обязательных практических работ. Трудоёмкость 56 аудиторных, из них 12 лекций и  44 практических часа. На самостоятельную работу отводится 56 часов. Теоретическая часть курса включает теоретические занятия, посвященные русской традиционной культуре (народный костюм, быт, обряды, праздники). На практических занятиях учащиеся изучат конструкции традиционной куклы, элементы народного костюма, некоторые приемы украшения его. При самостоятельном изучении планируется посещение: экскурсий в краеведческий музей города Омска;  народного гуляния в парке культуры на праздник «Масленица». Создание кукол привьёт эстетические качества личности, студенты станут внимательнее относится к сувенирной продукции. Способом проверки результативности программы является создание авторской куклы. Подведением итогов реализации образовательной программы является выставка «Карнавал кукол».

В результате изучения курса  у обучающихся:

  • Будут сформированы знания по истории  русской народной куклы, представления о типах кукол, материалах и оборудовании применяемых при изготовлении, особенности выполнения кукол, быт, обряды и праздники русского народа, способы изготовления основ кукол;
  • Научатся  различать куклы по типам и способам изготовления, уметь организовывать своё рабочее место, выполнять куклы по технологическим картам, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, выполнять различные виды художественного оформления изделий, строить чертежи выкроек, выбирать виды материалов для изготовления кукол;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность.

 

 

Раздел содержание

Всего.

Лекции

 

Лабораторный практикум

 

 

Самостоятельная работа

1.Из истории русских народных кукол.

20

2

4

14

2.Технология изготовления тряпичной куклы.

25

2

8

15

3.Технология изготовления кукол с применением  природного материала.

31

2

14

15

4.Технология изготовления  куклы.

36

2

18

18

Итого:

112

8

44

62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Из истории русских народных кукол.

Предпосылки возникновения кукол. Типы кукол. Русские обряды и праздники  (2 ч.).

Практическая работа  1 : «Зарисовка эскизов русской народной куклы» (4 ч.).

Тема 2. Технология изготовления тряпичной куклы.

Особенности и виды тряпичных  кукол. Способы изготовления «жгутик», «скатки», « скрутки». Виды материала. История русского костюма» (2 ч.).

Практическая работа 2 « Изготовление куклы куватка» (2 ч.).

Практическая работа 3 : «Изготовление кукол  зайчик на пальчик и  вепсская (кормилка)» (2 ч).

Практическая работа 4 : «Изготовление куклы  столбушка»(4 ч.).

Тема 3. Технология изготовления кукол с применением природного материала.

Виды кукол с применением природного материала, особенности их изготовления. Виды материалов. Способы заготовки и обработки природных материалов к работе (2ч).

Практическая работа 5 «Изготовление кукол из лыка» (2 ч.).

Практическая работа 6 « Изготовление куклы -полено» (2 ч.).

Практическая работа 7  «Изготовление куклы Вербная» (2 ч.).

Практическая работа 8 «Изготовление куклы  Масленица» (4 ч.).

Практическая работа 9«Изготовление кукол: Козьма и Демьян, неразлучники»(2 ч.).

Тема 4. Технология изготовления шитьевой куклы

Организация рабочего места швеи. Терминология швейных работ. Правила работы на швейной машине. Виды швов. Технология изготовления  машинных швов: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, вподгибку с закрытым срезом.(2 ч.)

Практическая работа 10 «Изготовление куклы Зерновушка»(2 ч.)

Практическая работа 11 «Изготовление куклы на выхвалку»(2 ч.)

Практическая работа 12 «Изготовление оберега домовой» (4 ч.)

Практическая работа 13 « Разработка проекта» (6 ч.)

Практическая работа 14 «Подготовка к выставке» (2 ч.)

Проведение выставки «Карнавал кукол» (2 ч.)

 

3.2 Методические рекомендации по проведению занятий

         Занятия  рассчитаны на обучающихся старших классов. Со второго курса обучающиеся знакомятся с видами ручных и машинных швов, изучают швейное материаловедение.

         Занятия можно проводить на базе мастерских по швейному производству, а также в кабинете декоративно-прикладного творчества.

Для изготовления кукол необходимо работать и в мастерских по деревообработке, т.к. основа куклы изготавливается из природных материалов, которые необходимо обрабатывать инструментами по дереву.

         Оборудование необходимое для проведения занятий:

  • деревообрабатывающие инструменты- ножовки, рубанок, сверлильный станок, шлифовальная шкурка;
  • инструменты для ручных швейных  и влажно-тепловых работ,
  • швейные машины.

         Необходимые материалы:

  • природные материалы – ветки, полешки, береста, лён;
  • натуральные хлопчатобумажные ткани;
  • тесьма, кружево;
  • швейная фурнитура;
  • клей.

         Процесс обучения  начинается с изготовления

 узелковых кукол, которые развивают творческое мышление обучающихся. На втором этапе обучающиеся осваивают более сложные технологические операции по изготовлению русской народной куклы. Третий этап обучения предполагает использование технологического оборудования для изготовления кукол.

         Помимо практических заданий обучающиеся выполняют рефераты на заданные темы, которые не освещаются в лекционном курсе.

         Задания для выполнения проектов можно выдавать как индивидуальные, так и групповые .

         Групповые  работы позволяют в более короткий срок создать интересные творческие работы. Работа группой воспитывает ответственность, коллективизм и коммуникативные отношения в группе студентов

         Самостоятельные работы можно проводить в мастерских под руководством учителя, а также составить график работы учителя для получения технологических консультаций по выполнению проекта.

         У обучающихся  должны формироваться понятия  в области проектной деятельности. При ведении курса необходимо предоставить возможность ознакомиться с полноценной структурой проекта, дать возможность рассмотреть каждый из этапов. При изучении каждой содержательной линии учащиеся должны: выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности.

Заключение

Завершая работу можно прийти к выводу, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Русские народные куклы, согретые теплом человеческих рук, качественно изготовленные  умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту, к сожалению, совсем несправедливо забыты. Между тем народная кукла - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера, а также средство воспитания отношения к народным традициям и творчеству.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

 В первой главе освещены вопросы исторического характера по возрождению русской народной куклы, дан обзор типов кукол и их особенности.

Вторая глава посвящена технологии изготовления народной куклы.

 

Список источников

  1. http://www.bakupages.com/frmpst-view.ph.
  2. isoterica.com.ua/kukli1.html
  3. www.cspu.ru/norm/pol_kursi_po_vyboru.html.
  4. www.kukla-dusha.net
  5. www.rukukla.ru
  6. www.swarog-fond.ru
  7. АВГО, р.62, оп.1, №2, л.2.
  8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском  возрасте.М.,1967. 200с.
  9. Горичева В.С., Куклы. Ярославль: Академия развития, 1999. – 190 с.
  10. Гульянц Э.К. Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала. М: Просвещение, 1991. – 172 с.
  11. Дайн Г.Л. Русская игрушка из коллекции художественно-педагогического музея АН СССР, г. Загорск. М., 1987 600с.
  12. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка, М., 1981 90с.
  13. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы. М., 1973. 160с.
  14. Игра и игрушка Е.А.Флерина.  М.1999 г. 143 с.
  15. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: эстетическое воспитание./ М., 1973. 140 с.
  16. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуре./ Санкт-Петербург, 2004. 60 с.
  17. Князева О. Л., Наумова Д.Б.  Приобщение детей к истокам русской культуре./ Санкт-Петербург, 2002.80 с.
  18. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. М. 2003 67с.
  19. Котовых И.Н. и А.С."Русские обряды и традиции. Народная кукла" «Паритет» 2006г.стр.
  20. Левина М.С. 365 кукол со всего света. М., 2000 180с.
  21. Лысенко О.В., Островский А.Б. Логические схемы окказиональных обрядов вызывания дождя белорусского Полесья// Язычество восточных славян. – Л., 1990, 119с.
  22. Народные игры и игрушки. //Ред. Симаков Спб., 2000 144с.
  23. Народные художественные промыслы. Под редакцией О. С. Поповой/ М., 1984. 200 с.
  24. Науменко Г.М. Этнография детства. М., 1998 300 с.
  25. Некрасова М.А Народное искусство как часть культуры. М., 1983 56с.
  26. Некрасова М.А Народное искусство как часть культуры. М., 1983. 120с.
  27.  Обряды  на Руси. Л., 1990. 119 с.
  28. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Р.М.Головачёва.  М.2002 г.256 с.
  29. Попова А. С. Русское народное искусство. М., 1972.
  30. Русские народные традиции и современность. М.: Наука, 1995 9с.
  31. Русские народные традиции и современность. М.: Наука, 1995.6 с.
  32. Русский народ. Книга 1. Праздники, обычаи и обряды на Руси. М. 2004 112 с.
  33. Русский праздник: Иллюстрированная энциклопедия. СПб, 1999. 309с.
  34. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. СПбю, 1998. 287с.
  35. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994. - С. 68-75
  36. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий, 2006. 126 с.
  37. Словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегова.Москва. Издательство «Азбуковник»2003г. 600 с.