Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Образовательная программа Курс дополнительного образования по географии «Юные краеведы» 11-14 лет Номинация «Туристско-краеведческая»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г.Казани

 

Образовательная программа

Курс дополнительного образования по географии «Юные краеведы» 11-14 лет

Номинация «Туристско-краеведческая»

Галялтдинова Г.Р.

учитель географии 

 

 

Пояснительная записка.

 

           Курс географии начинается по новым стандартам с 5 класса. Именно в 5 классе закладывается основа географических знаний, пробуждается интерес к географии, как к предмету о природе, явлениях и процессах  в  ней, человеке, который является частью природы. Программа  курса «Юные краеведы» рассчитана на учащихся 5-8 классов. С учётом того, что в учебных планах сокращены часы, отведённые на изучение географии, многие вопросы географии рассматриваются на уроках очень поверхностно. «План и карта» - одна из сложных тем в содержании географического образования. С неё начинается изучение курса географии. Однако на последующих этапах обучения вопросам этой темы уделяется мало внимания. В вопросах ОГЭ в 9 классе тоже много вопросов на эту тему. С целью более глубокого усвоения темы «План и карта», а также эффективной работы в практических занятиях, в программе  отведены часы для закрепления этой темы.     

       Программа курса составлена с опорой на краеведческий материал, потому что краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа наряду с тем, что воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.

  Программа «Юные краеведы» предполагает изучение экологических проблем родного края. Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей культуры населения, от понимания истоков, сущность возникших проблем. Поэтому экологическое воспитание становится крайне необходимым в современных условиях. Программа предполагает привлечение внимания детей к экологическим проблемам нашего города, и рассмотрение вариантов решения этих проблем. В ходе работы по программе «Юные краеведы» будет систематически привлекаться доступный пониманию обучающихся материал из современной экономической и политической жизни, проводиться работа по воспитанию у учащихся бережного отношения к природным богатствам на основе прочного знания закона об охране природы.

Занятия географическим краеведением способствуют развитию общего интеллектуального и творческого потенциала детей.

     Дополнительная образовательная программа «Юные краеведы», являясь профилированной программой, предполагает создание условий для удовлетворения познавательных интересов, приобретения знаний и самореализации подростков в таких областях знаний как география, краеведение, история, экология, математика.                    

              Программа даёт возможность изучить явления природы и создаёт основу для углубления понятий о природе, о причинах определённой последовательности изменения органического мира, в том числе в результате хозяйственной деятельности человека.

      Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Практическая направленность курса осуществляется через самостоятельную работу во время проведения опытов и экспериментов в природе, работ на пришкольном участке и во время экскурсий, походов.

     В программе  обучения ребята получают наиболее полное представление о Татарстане, его природе, о населении. Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах республики.

      В процессе обучения в начале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.

      Выполнение практических работ даёт возможность более осознанно усвоить учебный материал. 

       В ходе изучения курса, во время летних каникул, с детьми были в семидневном палаточном лагере, от которого дети были в восторге. Результатом работы, является то, что дети с удовольствием посещают занятия, участвуют во многих олимпиадах, турнирах, экологических проектах. Силами наших учеников проводим различные акции. В 2015-16 учебном году начали акцию «Опасные отходы» по сбору отработанных батареек. Эта акция проводилась не только в рамках своей школы, но и среди жителей нашего микрорайона. Мы обратились к ним через листовки и проводили опросы на улице. Итогом является то, что они до сих пор приносят отработанные батарейки к нам школу. В коридоре школы стоит коробка по сбору батареек, которую по мере заполнения отвозим в крупные центры, где стоят контейнеры.

Цели: главной целью курса является воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край, (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.  

 

 Образовательные задачи:

стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к родному краю и к его изучению;

- способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний;

- формированию новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений;

- создавать условия, при которых ребенок сможет применять и углублять знания, умения, оценки в активной самостоятельной деятельности.

 

Воспитательные задачи:

Развитие  гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю,  любви к родному месту жительства;

формирование толерантности и толерантного поведения в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона;

укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.

 

Развивающие задачи:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,

ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем

Основные методы обучения: Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, практические занятия, игровые ситуации, конкурсы, викторины, составление презентаций.

   Учащиеся должны уметь:

вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;

определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;

давать описание природных и хозяйственных объектов;

вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;

определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы

      Учащиеся должны знать:

освоить знания об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования

- освоить знания по истории Татарстана, особенностях его исторического и культурного развития.

Наименование  темы

Всего

Количество часов

Теория

Практ.

1

Вводное занятие

1

1

 

2

План и карта.

9

4

5

3

Место Татарстана на карте России

2

1

1

4

Древняя история края.

2

2

 

5

Природа республики.

14

7

7

6

Население республики.

3

2

1

7

 Изучение и охрана памятников истории и культуры.

2

1

1

8

Весенняя экскурсия

1

 

1

9

Обобщение по курсу «Юные краеведы».

1

1

 

 

Итого

35

19

16

                   

                                Календарно-тематическое планирование курса.

 

№п\п

                     Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Практические работы

Количество часов

1.

Введение. Что изучает курс «Юные краеведы».

Вводное занятие.

Пр.р. Составление географического рассказа о путешествии по родному краю (составление фотоальбома, видеофильма).

Правила по технике безопасности.

 

1

                                 План и карта. 9 ч.

2.

План местности.

Понятие о плане местности, различие в изображении местности на рисунке, космическом снимке, плане; условные знаки.

 

2

3.

Способы ориентирования на местности.

Определять по плану направления, выполнять элементы глазомерной  съёмки.

Пр.р. Зарисовать условные знаки..

1

4.

Компас. Стороны горизонта. Азимут.

Уметь пользоваться компасом.

Пр.р. Определение   направлений   на   местности   по   компасу.

Пр.р. по ориентированию и определению азимутов направлений  на школьном дворе.

2

5.

Определение направлений и расстояний на местности.

Знать основные стороны горизонта.

Пр.р. Составление плана местности. (пришкольного участка)

2

6.

Ориентирование без компаса и карты.

Умение ориентироваться по коре деревьев, лесным просекам, лишайникам, муравейникам, грибам, ягодам, траве, оврагам и промоинам, в населенных пунктах по постройкам.

 

 

1

7.

Географическая карта. Карты Казани, Авиастроительного района.

Умение определять географические координаты Казани.

Пр.р. Определение координат Казани по карте России.

1

                                         Место Татарстана на карте России. 2ч.

 

 

8.

Место Татарстана на карте России. Физико-географическое положение: границы, площадь, географические координаты крайних точек.

Географическое положение Татарстана на карте России, границы, соседи.

Уметь показывать по физической карте России Татарстан и соседей республики, нанесение на контурную карту

2

                                        Древняя история края. 2ч.

9.

Древняя история края.

Знание истории возникновения республики (Волжская Булгария, Казанское ханство)

 

2

                                                              Природа республики. 14ч.

10.

Природа республики. Ознакомление с рельефом.

Знать формы рельефа. Различать природные и антропогенные формы рельефа.

 Описание форм рельефа своей местности.

- Определение по карте РТ самой высокой точки региона, относительных высот района проживания школьников;

 

1

11.

Полезные ископаемые РТ.

Уметь приводить примеры использования горных пород и минералов

 

1

12.

Использование в жизни человека песка, глины, известняка, мрамора.

Привести примеры из истории и современности.

 

1

13.

Практическая работа по определению минералов и горных пород.

Различать по внешним признакам осадочные и магматические породы.

Пр.р. Составить таблицу минералы и горные породы.

1

14.

Климат. Погода и предсказания погоды.

Назвать признаки погоды. Предсказание погоды, быстрое изменение погоды.

 

1

15.

Приборы – термометр, барометр, осадкомер, флюгер.

Уметь пользоваться приборами.

Пр.р Измерение температуры, давления.

1

16.

Стихийные бедствия, связанные с климатом.

Причины возникновения стихийных бедствий, возможность предсказания стихийных бедствий, где наиболее часто встречаются стихийные бедствия

 

1

17.

Климат республики.

Знать основных элементов климата.  Сезоны года. Влияние климата на здоровье и деятельность человека.

 

1

18.

Наблюдение за погодой. (Урок- практикум)

Умение вести календарь погоды, описание увиденных изменений в природе

Пр.р. Наблюдение за высотой Солнца, сезонными изменениями

1

19.

Внутренние воды нашего района.

Знание наиболее крупных рек, озёр республики и района.

Пр.р Описание водных объектов: источника реки, озера.

 

3

20.

Когда реки наиболее полноводны?

Изменение состояния реки в течение года (половодье, межень, паводок)

Экскурсия в оз. Голубое

Пр.р. Описание стадии водного режима.

1

21.

Как человек использует внутренние воды? Экологические проблемы.

Использование воды человеком (ГЭС, зоны отдыха, промышленность и т.д.)

Защита реферата. Сочинения.

1

                                             Население республики.3ч.

22.

Население республики. Культура, традиции русских и татар.

Воспитание толерантности.

Экскурсия в центр занятости населения.

2

23.

Что? Где? Когда? Знатоки Казани.

Знание улиц, площадей Казани. Имена великих людей на карте города.

 

1

                                     Изучение и охрана памятников истории и культуры. 2ч.

24.

Памятники культуры в Казани.

Знать и охранять памятников культуры своего края.

 

1

25.

Экскурсия в музеи города.

 

Экскурсия в Национальный музей.

1

26.

Весенняя экскурсия.

 

 

1

27.

Обобщение по курсу

 

 

1

Содержание программы.

1.Вводное занятие.    

Знакомство с планом работы. Вводный урок. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Краевед - исследователь родного края. Практическая работа. Составление географического рассказа о путешествии по родному краю (составление фотоальбома, видеофильма).

Правила по технике безопасности.

2. .План и карта.        Определение направлений и расстояний на местности, плане и географической карте. Способы ориентирования на местности.  План местности, его чтение и составление.

Практические работы:

- Зарисовать условные знаки..

- Определение   направлений   на   местности   по   компасу, 

- Ориентирование и определение азимутов направлений  на школьном дворе.

- Составление плана местности. (пришкольного участка)

 

3. Место Татарстана на карте России. Наша республика на карте. Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов.

Практические задания: нанесение «соседей» нашего района на контурную карту; нанесение на контурную карту населенные пункты района.

Чтение физической карты РТ.

 Приборы и учебные материалы: Атлас РТ, контурная карта, линейка, карандаши. Структура работы:

•   Определение местоположения географических объектов по карте, их описание по карте, составление характеристики легенды карты.

 •   Определение географических координат городов и населенных пунктов, расстояний между городами и положения городов по отношению друг к другу.

 •   Нанесение на контурную карту РТ географических объектов и явлений.

4. Древняя история края. Теория:

Первые следы пребывания человека  на территории края. Памятники истории и культуры на территории края.

Экскурсии  в краеведческий музей.

5. Природа республики. Ознакомление с рельефом, реками и озёрами , климатом своей местности. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями.

    Минеральные ресурсы РТ. Характерные черты рельефа РТ. Природные и антропогенные формы рельефа. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования минеральных ресурсов. Образование и развитие оврагов. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления.

 Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, ее последствия.

Описание форм рельефа своей местности.

- Определение по карте РТ самой высокой точки региона, относительных высот района проживания школьников;

 - Описание по карте РТ  географического положения орографических объектов в районе проживания школьников.

 Гидросфера.

Реки, озёра  нашего района, их расположение, наиболее известные ключи, родники, заболоченные участки. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас (для коммунальных нужд, промышленности, рекреационных целей); источники загрязнения и  водоохранные мероприятия.

 Практические работы:

-  Описание водных объектов (источника, реки, озера, пруда в районе проживания  школьников).

- Описание внешнего вида (морфологии) водных объектов и их размеров, характера берегов, степени их освоенности     растительностью, использования и изменения человеком;

 - Описание стадии водного режима, в которой находится водный объект.

 Экскурсии: оз. Голубое.

Атмосфера

Характеристика основных  метеоэлементов  РТ. Сезоны года. Опасные климатические явления и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Влияние хозяйственной деятельности человека на климат нашего края.

Практическая работа:

- Организация наблюдений за погодой своей местности.

- Измерение температуры, давления.

- Наблюдение за высотой Солнца, сезонными изменениями

- Выделение и описание преобладающих типов погоды за период наблюдения.

6. Население республики. Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района, городское, сельское; почему более привлекателен для людей городской образ жизни; проблемы молодежи в районе; занятия населения района.

Экскурсия  в центр занятости населения с целью ознакомления с деятельностью центра и выяснение проблемы профессиональных потребностей в районе на ближайшее будущее.

7. Изучение и охрана памятников истории и культуры.

    Памятники  культуры, их классификация. Выявление, изучение и охрана памятников культуры своего края.

Практические занятия» Знакомство с памятниками истории и культуры. Регистрация, фотографирование памятников. Выявление зданий местных организаций по охране памятников Истории и культуры своего края. Экскурсия в Национальный музей.

8.Весенняя экскурсия.

 

По окончании обучения учащиеся должны знать:

-   Географические явления и процессы, характерные для природы Татарстана,

-   Компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

-   Минералы и полезные ископаемые, характерные для территории Татарстана;

-   Охраняемые природные объекты на территории республики

-   Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в республике.

должны уметь:

- овладеть умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту;

- познакомиться с статистическими материалами, современными технологиями для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных;

- получить навыки исследовательской и проектной деятельности;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации

 

                                             Методическое обеспечение программы.

Тема

Форма занятий

Методы и приёмы

Подведение итогов

Дидактический материал

 

Техническое обеспечение

Вводное занятие

Беседа

Объяснениепоказ

Тестирование

Инструкции

 

-

 

 

 

 

 

 

 

План и карта

Лекции, практическая  работа,

диалог

Объяснение показ

Практические работы

Краеведческая литература,

 

Компьютер,  тренога, планшет, визирная линейка, компас, рулетка.

 Место Татарстана на карте России

Лекции, практическая работа

Объяснениепоказ

Тестирование

Книги, путеводители, карты.

 

Видеомагнитофон

 Древняя история края.

Лекции, экскурсия

сообщения учащихся о заселении территории

Объяснение показ

Выполнение самостоятельного задания

Экспозиции музея, музейные предметы, документы музея.

 

 

 

Компьютер

Природа республики.

Лекции, практическая работа,

Диалог с учащимися

 

Объяснение показ, интервью, поиск.

Итоги поиска, индивидуальная работа, анализ документов

краеведческая литература

 

Топографическая карта или план, рулетка, линейка, атлас РТ термометр, барометр-анероид, флюгер, гигрометр, осадкомер, журнал для записи наблюдений, атлас РТ

Население республики.

Лекции, работа со статистическим материалом, картой населения

сообщения учащихся

диспут

Объяснение показ

интервью

Выполнение заданий

Краеведческая литература,

 

 

Компьютер 

Изучение и охрана памятников истории и культуры.

доклады учащихся

лекция

урок - проблема

Объяснение показ

 мероприятия, викторина

 

Краеведческая литература, экспозиции музея.

 

 

Компьютер,  сканер, принтер,

фотоаппарат.

Экскурсия по городу (району).

Диалог,  экскурсии.

Показ, экскурсии

Маршруты экскурсий

 

Краеведческая литература

 

-

Весенняя экскурсия

Диалог с учащимися

Рассказ

показ

практические работы

 

 

Журнал для записи наблюдений, фотоаппарат

Обобщение по курсу.

Урок обобщения, зачёт

 

Защита реферата, сочинения

Краеведческая литература

 

-

Список литературы для детей

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: 6 класс. М.: «Дрофа», – 2004 г.
  2. Журналы «Казань» 2000-2009 год.
  3. Казань в памятниках истории и культуры Л.Х. Халиков, 1982 г.
  4. История Татарстана. Учебное пособие. Казань, изд.Тарих. 2001г.

Список литературы для педагога

1. Зиганшин И.И.  Краеведение: физико-географическое положение, население, экономика, культура, история Татарстана: учеб. пособие / И.И. Зиганшин, Б.Г. Кадыров, О.А. Нестерова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 184 с

2. Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.

3. История Татарстана: /Б. Ф. Султанбеков, Ф. Ш. Хузин, И. А. Гилязов и др. — Казань, 2001.

4. Романенко Н. “Краеведение – путь познанию своей Родины”. журнал “Народное образование” № 4, 2001

5. Шмидт Г. “Краеведение на уроках” журнал “Сельская школа” № 5, 2004.

6. Фокеева И. М. “Историческое образование в РТ” журнал “Народное образование” № 6, 1993.

7. Журнал «Казань» 2000-2009 г.

8. «Их именами названы улицы города Казани», М. 1968 г.

9. Казань – путеводитель. Авторы: В.В.Кузьмин, Ю.И.Смыков, А.Х.Халиков, Казанское кн. издательство, 1977г.

10. Вводный инструктаж по охране труда и обеспечение безопасности образовательного процесса.