Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Образовательная программа кружка "Растим патриотов"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 «Калинка»

Образовательная программа кружка «Растим патриотов»

Номинация: образовательные программы

патриотического воспитания

 

Составила:

Воспитатель Манина М.П.

МБДОУ д/с № 22 «Калинка»

  1. Общие положения
  1. Пояснительная записка

   Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

   Детство – ответственный этап в становлении личности. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма.

   Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к Родине.

   В рамках Федерального государственного образовательного стандарта у детей дошкольного возраста направлении патриотическое воспитание входит в область «Познавательное развитие». Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

 

  1. Теоретическое обоснование, актуальность программы.

 

   Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

   Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

   Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

 

  1. Законодательно-нормативное обеспечение программы.

 

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2017 г.»
  • Устав образовательного учреждения
  • Типовое положение о дошкольном учреждении
  • Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпинадзором
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
  • Программа развития МБДОУ

 

  1. Основные принципы программы
  • Доступность. Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  • Научность. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  • Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  • Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  • Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработка на этой основе ценностных ориентаций.

 

  1. Направления программы:

 

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Речевое развитие
  • Физкультурное развитие

 

  1. Объекты программы

 

  • Дети 5-7 лет
  • Родители (законные представители) детей, посещающих детский сад
  • Педагогический персонал детского сада

 

 

  1. Формы работы

 

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Экскурсии
  • Викторины
  • КВН
  • Беседы
  • Художественное творчество
  • Наблюдение, прогулки
  • Развлечения
  • Мультимедийные презентации

 

  1. Принципы комплектования группы и организации работы

 

  • Учёт интересов и способностей детей
  • Желание родителей
  • Добровольное участие
  • Учёт психофизических особенностей детей

 

  1. Продолжительность реализации программы:

 

   Данный курс состоит из 52 занятий по 25 (30) минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 9 месяцев на каждый возраст.

 

  1. Цель программы.

 

   Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, посёлку, стране, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родной страны, толерантного отношения к представителям других национальностей.

 

  1. Задачи программы.

 

  • Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье дому, детскому саду, улице, посёлку
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому
  • Воспитывать уважение к труду
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам
  • Формировать элементарные знания о правах человека
  • Расширять представления о городах России
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

 

  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям

 

  1. Предполагаемый результат

 

   Дети:

  • Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины
  • Знают традиции родного края, символику России, историю малой Родины
  • У детей более глубокие знания о России, Урале

 

   Родители (законные представители)

  • Родители (законные представители) стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте

 

   Педагоги:

  • Повышение уровня компетенции педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Учебный план на 2016-2017 год

Раздел

Задачи патриотического воспитания

Содержание

1.

«Моя семья»

   Поддерживать интерес  к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека

Семья и родной дом.

Моя семья и моё генеологическое древо.

Генеологическое древо моей семьи…

Бабушка и дедушка в семье.

2.

«Я люблю свой детский сад»

   Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду

Кто заботится о нас в детском саду.

Игра-путешествие по территории детского сада.

Мой детский сад.

Будем дружно мы играть.

3.

«Мой родной посёлок»

   Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях

Родной край.

Экскурсия к памятнику.

Экскурсия по посёлку.

Экскурсия по Уралу на «автобусе».

4.

«Родная природа»

   Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её

Щедра и богата природа России.

Беседы о животных и растениях родного края.

Путешествие в будущее.

Родная природа.

5.

«Наша Родина – Россия»

   Формировать представления детей о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране

Государственные символы России.

Широка страна моя родная.

Москва – главный город нашей Родины.

Россия – Родина моя.

6.

«Будем Родине служить»

   Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства

Наша родная армия.

Самый ловкий.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Будем в армии служить.

7.

«Культура и традиции России»

   Формировать представление детей об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды

Русские матрёшки.

Выставка дымковских игрушек.

Укрась русский народный костюм.

Слушание народных песен, закличек, колядок.

8.

«Гордость России»

   Познакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у детей запас литературы, художественных впечатлений

Волшебный мир поэзии.

Детские писатели.

Умники и умницы.

Выставка детских рисунков.

9.

«День Победы»

   Расширять и уточнять представления детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам

9 мая – День Победы.

Изготовление подарков для ветерана.

Целевая прогулка к памятникам местам.

Рассматривание иллюстраций о родах войск, о ВОВ.

 

 

Учебный план на 2017-2018 год

 

Раздел

Задачи патриотического воспитания

Содержание

1.

«Моя семья»

   Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека.

Дети и родители.

Моя семья.

Рисование дома для своей семьи.

Пожилые люди.

2.

«Я люблю свой детский сад»

   Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду.

Детский сад – моя вторая семья.

Беседа о профессиях, работающих в детском саду.

Экскурсия по детскому саду.

Конструирование здания детского сада.

3.

«Мой родной посёлок»

   Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях.

Экскурсия в аптеку.

Экскурсия в библиотеку.

Мой посёлок – вчера и сегодня.

Что мы знаем о Родине?

4.

«Родная природа»

   Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её.

Реки и озёра Урала.

Путешествие к морю.

Флора и фауна Урала.

Родная природа.

5.

«Наша Родина Россия»

   Формировать у детей представления о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране.

Наша Родина – Россия.

Береза – символ России.

Флаг России.

Мы патриоты.

6.

«Будем Родине служить»

   Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства.

Русские богатыри.

Добрые слова воинам.

Защитники Родины.

Будущие защитники.

7.

«Культура и традиции России»

Формировать представление об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды.

Культура и традиции русского народа.

Народная игрушка.

Традиции и быт русского народа.

В гостях у Забавы и Любавы.

8.

«Гордость России»

   Продолжать знакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у них запас литературы художественного впечатления

А.С.Пушкин и его творчество.

Н.Н.Носов и его творчество.

К.Чуковский, его биография и творчество.

Путешествие в мир сказок.

9.

«День Победы»

   Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам.

Праздник Победы.

Высаживание цветов в память о погибших солдатах.

Целевая прогулка к памятным местам.

Они защищали Родину.

 

   Работа с педагогами:

 

  • Анкетирование «Моя система работы патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Консультация «Этапы и формы работы патриотического воспитания»
  • Деловая игра «Педагогический экспресс»
  • Консультация «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей»
  • Открытое НОД «Путешествие в волшебный лес Урала»
  • Посещение краеведческого музея города Новоуральска
  • Мастер-класс «Лэпбук как современное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

 

 

   Работа с родителями (законными представителями):

 

  • Анкетирование «Актуальные вопросы патриотического воспитания детей в семье и детском саду»
  • Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Открытое НОД «Путешествие в волшебный лес Урала»
  • Оформление стенда «Растим будущего гражданина»
  • Практикум «Вечер русских народных игр»
  • Консультация «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников»

Перспективный план на 2017-2018 учебный год

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1.

Беседа «Дети и родители»

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; знакомить детей с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи

2.

Составление рассказа «Моя семья»

Вызвать у детей желание отражать в рассказе свои впечатления; воспитывать любовь и уважение к родителям

3.

Рисование дома для своей семьи

Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям; воспитывать любовь и уважение к членам их семей

4.

Беседа «Пожилые люди»

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им

Октябрь

1.

Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья»

Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения

2.

Беседа о профессиях людей, работающих  в детском саду

Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас

3.

Экскурсия по детскому саду

Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада

4.

Конструирование здания детского сада

Закрепить навыки конструирования

Ноябрь

1.

Экскурсия в аптеку

Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей посёлка

2.

Экскурсия в библиотеку

Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах

3.

НОД «Мой посёлок -  вчера и сегодня

Знакомить детей с историей возникновения посёлка Калиново, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма

4.

Викторина «Что мы знаем о Родине?»

Уточнить знания детей о родном посёлке; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине

Декабрь

1.

ИКТ «Реки и озёра Урала»

Уточнить представления детей о реках и озёрах Урала; познакомить с особенностями растительного и животного мира рек и озёр; воспитывать бережное отношение к родной природе

2.

Развлечение-беседа «Путешествие к морю»

Закрепить знания детей о морской фауне и флоре

3.

ИКТ «Флора и фауна Урала»

Уточнить и расширить представления детей о природе Урала

4.

Коллективное рисование «Родная природа»

Формировать у детей представления  о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране

Январь

1.

Беседа «Наша Родина – Россия»

Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике

2.

Игра-путешествие «Береза – символ России»

Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа

3.

Аппликация + рисование «Флаг России»

Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением

4.

Интеллектуальная игра «Мы патриоты»

Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине

Февраль

1.

Беседа «Русские богатыри»

Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, Микулой Селяновичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России

2.

Беседа «Добрые слова воинам»

Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества

3.

Рисование «Защитники Родины»

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение

4.

Военно-спортивная игра «Будущие защитники»

Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины

Март

1.

Беседа «Культура и традиции русского народа»

Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру

2.

Рисование «Народная игрушка»

Формировать понятие о русской народной игрушке

3.

НОД «Традиции и быт русского народа»

Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа

4.

Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы»

Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями

Апрель

1.

Беседа «А.С. Пушкин и его творчество»

Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке

2.

Беседа «Н.Н. Носов и его творчество»

Познакомить детей с творчеством Н.Н. Носова

3.

Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество»

Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве

4.

Литературная викторина «Путешествие в мир сказок»

Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей

Май

1.

Беседа «Праздник Победы»

 

2.

Высаживание цветов в память о погибших солдатах

Формировать у детей патриотические чувства; прививать бережное отношение к окружающей природе

3.

Целевая прогулка к памятным местам

Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших

4.

НОД «они защищали Родину»

Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства

   Работа с педагогами:

  • Анкетирование «Готовность к патриотическому воспитанию дошкольников»
  • Консультация «Люблю тебя, мой край родной»
  • Викторина «Мой родной Урал»
  • Открытое НОД «Мой родной посёлок»
  • Консультация «Использование дидактических и народных игр в патриотическом воспитании детей»
  • Презентация «Отчёт по работе кружка «Растим патриотов»

 

   Работа с родителями (законными представителями):

  • Анкетирование «Ваше отношение к патриотическому воспитанию дошкольников»
  • Консультация «Мой дом – моя крепость»
  • Консультация «С чего начинается Родина?»
  • Оформление альбома «Калиново – моя Родина»
  • Открытое НОД «Мой родной посёлок»
  • Викторина «Что? Где? Когда? Путешествие в страну сказок»
  • Презентация «Отчёт по работе кружка «Растим патриотов»

Список литературы

 

  1. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия: пособие для ст.дошк. и мл.шк возраста / Н.Ф. Виноградова, Л.А.Соколова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2007 г.
  2. Кортушина М.Ю.  День Защитника Отечества: Сценарии праздников для ДОУ и нач.школы.-М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Матова В.Н. Краеведение в детском саду.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.
  4. Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.
  5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
  6. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.
  7. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. разработка занятий / Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.
  8. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО, 2006 г.