Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию - Кружок "Конструирование из строительного материала"
БДОУ г.Омска "Детский сад № 93"
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию - Кружок "Конструирование из строительного материала"
Крайс Ирина Юрьевна
Воспитатель
Введение
Работа в кружке «Конструирование из строительного материала» проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года.
Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоёмкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по своей форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребёнка есть одна общая характеристика. И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение, а именно в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребёнка организует его игру как один из видов его деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.
Конструирование и моделирование привлекательное для детей старшего дошкольного возраста занятие. Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, поэтому нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений. Такими играми являются игры с кубиками, конструирование из синельной проволоки, конструирование из строительного материала, игры с магнитным конструктором, конструкторами типа Лего.
На занятиях программы «Конструирование из строительного материала» обучаемые знакомятся с основами конструирования и моделирования, занятия содействуют развитию творческих способностей и наглядно - образного мышления, развитию всех познавательных процессов, в том числе и мелкой моторики, способствуют формированию дружеских отношений в коллективе воспитанников; развивают уверенность в себе и своих учебных возможностях.
Методологической основой программы являются концепция деятельностного подхода и теория социализации.
Рабочая программа кружка «Конструирование из строительного материала» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.
Методика работы с детьми 5-6 лет
Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно - образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно - образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.
В возрасте 5-6 лет у ребенка становится более устойчивым произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребенок удовлетворяет потребность в деловом общении. Ребенок начинает понимать позицию партнёра, учитывать его настроение, желания.
Дети делятся друг с другом своими знаниями, умениями, мыслями, опытом. У них проявляется огромный интерес к познанию, к получению новой информации. Возрастает интерес ребят к конструированию и ручному труду; эта деятельность становится более содержательной. Дети сознательно стремятся овладеть способами конструирования, экспериментируют, запоминают. У них формируются новые способы познания, символическая функция мышления. Дети уже способны разбираться в планах, схемах; самостоятельно делать зарисовки будущих построек, поделок. Они критически относятся к своей деятельности и к деятельности других. Стремятся занять достойное место в системе отношений со сверстниками и взрослыми.
В основе работы с дошкольниками данного возраста лежит свобода детского выбора. Именно она позволяет развивать у детей самостоятельность, активность; формировать личностную позицию; содействует саморазвитию, взаимообучению на основе детского делового общения.
Необходимо расширять представления детей о конструируемых объектах. С этой целью проводятся наблюдения, экскурсии, в ходе которых дети получают возможность делать карандашные зарисовки зданий разной архитектуры, мостов, машин, которые впоследствии можно использовать как образцы для создания конструкций. В процессе рассматривания необходимо учить детей выделять форму, величину, пропорции строений, их части.
В старшей группе конструирование по образцу постройки воспитателя уже не является основным обучающим приёмом. Особое внимание нужно уделять конструированию по условиям: детям задается ряд задач, которые они должны учитывать, создавая постройку.
В старшей группе начинают уделять особое внимание совместному конструированию, которое предполагает умение планировать общую деятельность, договариваться, добиваться общей цели.
Ребенок 5-6 лет начинает проявлять себя как конструктор, дизайнер: он анализирует, планирует, придумывает оформление, экспериментирует, выражает суждения, находит причины удачных и неудачных решений и пр. Дети этого возраста обычно более объективно оценивают не свои, а чужие постройки.
В старшей группе широко применяют плоскостное конструирование (создание изображений из геометрических фигур), поскольку оно позволяет подводить детей к построению схем будущих конструкций.
Для повышения интереса ребят к конструированию и создания эмоционального настроя следует использовать загадки, песенки, стихотворные строки.
Интерес к конструированию поддерживается у детей и за счет расширения их представлений, удовлетворяющих потребность к познанию нового. Чем старше дети, тем шире их представления и конструируемых объектах, тем сложнее постройки и интереснее игры с ними.
Цель программы: дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, конструкторских умений и навыков.
Рабочая программа по «Конструирование из строительного материала» в области «Познание» направлена на достижение целей по формированию представлений, их упорядочивания, осмысления существующих закономерностей, связей и зависимостей в окружающем мире, через решение следующих задач:
-
формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности;
-
приобщение к миру технического и художественного изобретательства;
-
коррекция и развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей дошкольного возраста;
-
приобщение к изобразительному искусству (умение читать схемы, технологические карты, создавать образы окружающего мира);
-
создание условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; вводить нормы игровой деятельности (правила, по которым дети по очереди исполняют наиболее привлекательные роли); насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями; вовлекать в игровую деятельность всех детей (Социализация);
-
развитие конструирования из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображение вариантов различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой (Художественное творчество);
-
продолжение систематизирования представлений детей о свойствах объектов: анализ устройства различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.; постановка перед детьми задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине); развитие оценки длины непрямолинейного объекта; введение понятия меры и действия измерения длины объектов с применением соответствующих средств; сравнение расположения групп однородных объектов в пространстве (на плоскости) (Художественное творчество);
-
развитие и корректирование наглядно-действенного мышления в процессе детского экспериментирования;
-
развитие исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: выявление и анализ начала процесса, середины и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением (Социализация, Труд, Безопасность);
-
развитие наглядно-образного мышления: решение задач в наглядном плане, совершение преобразования объектов, оценка последовательности взаимодействия групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу; дети учатся строить и применять наглядные модели с целью ориентировки в различных ситуациях; передавать основные отношения между элементами ситуации с последующим анализом самой модели и возможными выводами на ее основе; развивать представления, которые отражают разнообразные свойства объекта, а также стадии его преобразования; прослеживать состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения; развивать у детей умения обобщать, классифицировать один и тот же набор предметов (до 20 объектов) по разным основаниям;
-
создание условий для развития проектной деятельности (Здоровье, Социализация, Труд, Безопасность, Художественное творчество, Чтение).