Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности «Маленькая швея

 

 

 

Образовательная программа

 дополнительного образования детей

научно-технической направленности

«Маленькая швея»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей 

«Дом детского творчества» при МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Балашова Татьяна Александровна

учитель технологии высшей категории

МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа»

Домашний адрес: Республика Марий Эл, Волжский район, пгт.Приволжский, ул.Зеленая, д.15а, кв.2

Тел: 89093668617

 Пояснительная записка

В течение всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося вклад в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был наиболее близок большинству людей, так как в нем каждый мог проявить свое  мастерство, фантазию, понимание прекрасного.  Иногда через одежду передавалась письменность (как пример марийская национальная одежда).  Изготовление одежды своими руками является одним из способов самовыражения, создание индивидуального стиля, воплощение замыслов в реальность.

          «В человеке должно быть все прекрасно:  и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Немалая  роль в осуществлении этого мудрого чеховского афоризма принадлежит занятиям в системе дополнительного образования детей.  Очень важно научить школьниц, будущих женщин, хозяек, культуре труда, одежды, поведения.

Данная образовательная программа  разработана с целью формирования у обучающихся эстетического восприятия мира на основе обучения их швейному делу. 

Программа «Маленькая швея» по содержательной,  тематической направленности является научно-технической,  по функциональному предназначению – прикладной,  по форме организации – групповой с элементами  студийности,  по времени реализации – двухгодичной.

Актуальность программы заключается  в ее практической, предпрофильной  направленности,  в  профориентационном  развитии личности обучающихся, в творческом развитии детей с целью обучения их научно-исследовательской деятельности; и обусловлена ее практической значимостью, так как обучающиеся  могут применить полученные знания и практический опыт при работе над проектами,  при подготовке к олимпиаде.

Новизна программы состоит в интеграции технологии шитья с театрализованным представлением моделей – изделий  на мероприятиях различного вида и уровней.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности,  на приобщение обучающихся  к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение прошлого; также расширяет представление обучающихся о художественных стилях развития одежды, знакомит с историей,  с именами  известных модельеров современности.

Программа предназначена для  детей  12 – 15 лет, для обучающихся в детском объединении технического профиля  МОУ ДОД ДДТ при МОУ «Приволжская СОШ», направлена на обеспечение  дополнительной теоретической и практической подготовки по технологии.  Занимаясь в объединении «Маленькая швея»,  обучающиеся много узнают об одежде: о ее возникновении, развитии, национальных особенностях. Также знакомятся с различными направлениями современной одежды.  С развитием моды, детям дается возможность потренироваться в правильном выборе колорита, силуэта, пропорций деталей одежды.  В объединении они расширяют знания и упрочивают приобретенные  навыки в области  конструирования, моделирования  и изготовления различных видов одежды. Особое внимание уделяется развитию у обучающихся потребности  в творческой деятельности, способности к творческому самовыражению через моделирование и изготовление швейных изделий.  Работа над творческим проектом помогает закрепить полученные знания, умения и навыки.

Данная программа разработана с учетом  следующих документов и материалов: Закон Российской Федерации «Об образовании», Типовое положение об учреждении дополнительного образования, Инструкции по технике безопасности,  Должностная инструкция педагога дополнительного образования, Учебный план МОУ ДОД ДДТ, Тематический план по технологии.

Курс рассчитан на 2 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю  по 2 часа (всего 216 часов на каждый год обучения). Возраст детей 12-15  лет. Количество детей в группе – 10-15 человек. Набор в группу первого года обучения осуществляется по желанию детей, по собеседованию. Образовательный процесс  строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.  В связи с этим в программу включается  дифференцированный подход в обучении, практикуется  индивидуальный подход в рамках реализации программы «Одарённые дети» Дома детского творчества, предусматривается возможность проведения занятий по подгруппам.

Цель программы: создать условия для формирования и развития творческих,  интеллектуальных способностей и нравственных качеств обучающихся,   удовлетворить познавательный интерес обучающихся по научно- исследовательской деятельности в области швейного дела.

Задачи:

Обучающие:

- формировать представления обучающихся о культуре, значении  и особенностях различных видов одежды;

- углубить знания по отдельным темам,  относящимся к предмету школьного курса «Технологии»;

- приобрести практические умения и навыки по отдельным видам прикладного способа моделирования с учетом колорита и специфики фасонов отделок;

-обучать составлению учебных творческих проектов;

- научить использовать инструменты и оборудование по назначению.

Развивающие:

- развивать память,  внимание, творческое мышление, воображение,  различные формы сенсорного восприятия, мелкой моторики пальцев рук;

- развивать навыки работы со швейной машинкой;

- развивать способность обобщать, делать выводы при обнаружении и устранении неполадок;

- развивать и совершенствовать исследовательские умения и навыки публичного выступления;

- развивать потребность у обучающихся в личном самоопределении в сфере швейного искусства;

Воспитывающие:

- воспитывать аккуратность и бережное отношение к оборудованию;

- воспитывать точность в работе;

- способствовать формированию волевых качеств: усидчивости, целеустремленности, умения  доводить начатое дело до конца;

- создавать ситуацию успеха каждому воспитаннику;

- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность и т.д.);

- создавать условия для социального и профессионального самоопределения обучающихся.

         Решение данных педагогических задач в программе «Маленькая швея» осуществляется на основе известных педагогических принципов:

- единство обучения, воспитания, развития;

-  доступность, систематичность, непрерывность в системе организации занятий;

- творчество как основа педагогического процесса;

- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учебно-воспитательному процессу;

- целостность и гармоничность интеллектуальной, практико-ориентированной сфер деятельности личности;

- дополнительность образовательного процесса на основе интеграции с основным образованием.

Методы и формы организации занятий:

- объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, беседа, работа с литературными и наглядными средствами);

- метод демонстрации объектов (использование фильмов,  различных журналов мод, книг);

- самостоятельная работа обучающихся  со специальной литературой;

- репродуктивный метод (инструктаж, упражнения);

- методы проблемной и игровой ситуации (демонстрация моделей);

- учебная дискуссия;

- метод художественного исполнительства (отделка изделий, подбор ткани и ниток, цветового сочетания);

- использование Интернет-технологии.

Методика отслеживания результатов:

- проведение выставок изделий после изучения определенных тем;

- участие в конкурсах и фестивалях различных уровней;

- индивидуальный оценочный контроль деятельности обучающихся;

- выполнение обучающимися зачетных, творческих, проектных работ;

- проведение демонстрации моделей в конце учебного года.

         Одним из важнейших условий оценки эффективности данной образовательной программы является ее продуманный мониторинг. Он включает в себя отслеживание следующих показателей: а) учет  посещаемости и наполняемости групп; б) учет личных достижений обучающихся; в) усвоение обучающимися программы; г) удовлетворенность родителей деятельностью детей; д) профессиональная ориентация воспитанников.

 

Учебно-тематический план курса «Маленькая швея».

(1 год обучения)

 

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Защита

творческих

проектов

 

 

 

теория

практика      всего всего

всего

 

1.

Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на год. Правила работы в мастерской. Правила техники безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ппла

 

 

 

 

 

 

 

Задачи обучения и план работы на год. Правила работы в мастерской.Задачи обучения и план работы на год. Правила работы в мастерской.план работы на год. Правила работы в мастерской.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

2.

Элементы материаловедения:

 

 

4

 

 

2.1.

Натуральные волокна и ткани (х/б, льняные, шерстяные, шелковые)

1

3

 

 

 

3.

Элементы машиноведения

 

 

8

 

 

3.1.

Устройство, заправка, регуляторы швейной машины с ручным приводом. Техника безопасности.

 

 

мприводом. Техника безопасности

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

  3.2.

Работа на швейной машине с ручным приводом. Заправка  шпульного колпачка. Механизм наматывания  шпульки.

1

2

 

 

 

  3.3

Электрические утюги: устройство, правила безопасной работы.

1

 

 

 

 

4.

Виды ручных швов

 

 

10

 

 

4.1.

Виды простейших швов.

1

9

 

 

 

5.

Выполнение машинных швов

 

 

8

 

 

5.1.

Соединительные швы.

1

3

 

 

 

5.2.

Краевые швы.

1

3

 

 

 

6.

Использование цвета в одежде

 

 

4

 

 

6.1.

Гармонируемые и негармонируемые цвета.

2

 

 

 

 

 

6.2.

История развития одежды.

2

 

 

 

 

7.

Процесс составления творческого проекта.

2

 

 

 

 

8.

Пошив наволочки.

 

 

8

 

 

8.1.

Расчет количества ткани. Пошив наволочки.

1

7

 

 

 

9.

Пошив прямоугольной сумки.

 

 

8

 

 

 

9.1.

Расчет количества ткани. Пошив прямоугольной сумки.

1

7

 

 

 

10.

Творческий проект.

 

 

 

2

 

11.

Технология изготовления поясных изделий.

 

 

34

 

 

11.1.

Обработка вытачек.

1

3

 

 

 

11.2.

Втачивание застежки-молнии.

1

3

 

 

 

11.3.

Изготовление образца притачного пояса.

Изготовление прорезной петли.

1

3

 

 

 

11.4.

Обработка карманов. (Накладной карман и карман в шве).

 

2

6

 

 

 

11.5.

Обработка юбки на кулиске с резинкой.

1

3

 

 

 

11.6.

Обработка накладной кокетки.

1

3

 

 

 

11.7.

Обработка складок.

1

3

 

   

проект.

 

11.8.

Изготовление прорезной петли.

 

2

 

 

 

12.

Пошив прямой юбки.

 

 

20

 

 

12.1.

Снятие мерок. Построение чертежа.

1

3

 

 

 

12.2.

Раскрой юбки.

1

3

 

 

 

12.3.

Пошив прямой юбки.

 

2

10

 

 

 

13.

Творческий проект.

 

 

 

2

 

14.

Пошив юбки  «полусолнце».

1

7

8

 

 

15.

Творческий проект.

 

 

 

2

 

16.

Пошив  юбки с клиньями «годэ».

2

12

14

 

 

17.

Творческий проект.

 

 

 

2

 

18.

Пошив пижамы.

 

 

32

 

 

18.1.

Снятие мерок. Построение чертежа.

1

5

 

 

 

18.2.

Моделирование пижамы.

 

4

 

 

 

18.3.

Раскрой пижамы.

1

3

 

 

 

18.4.

Пошив пижамы.

2

16

 

 

 

 

19.

Творческий проект.

 

 

 

2

 

20.

Пошив шорт.

 

 

 

14

 

 

20.1

Построение чертежа шорт.

 

1

3

 

 

 

20.2.

Пошив шорт.

 

 

1

9

 

 

 

21.

Творческий проект.

 

 

 

2

 

22.

Технология  отделки ручными швами.

-

 

12

 

 

23.

Рукоделие. Техника выполнения счетных швов.

1

7

8

 

 

24.

Экскурсия в швейный цех.

 

 

 

2

 

 

25.

Участие в конкурсах

 

 

6

 

 

 

Итого

 

 

216час.

 

 

 

 

Содержание учебных  тем.

 

1.Правила техники  безопасности. 2 часа.                                           

  Содержание: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Технические требования. Организация рабочих мест и правила внутреннего распорядка. Оформление документации.

 

2.Элементы материаловедения  4 часа.

Содержание:  Сведения о получении натуральных волокон животного и растительного происхождения. Свойства натуральных волокон животного происхождения; со сравнительной характеристикой свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей. Научить определять лицевую и изнаночную стороны тканей, определять осыпаемость нитей.

 Использование знаний о свойствах тканей при подборе ткани для пошива определенного изделия, при выборе фасона и способов обработки, при уходе за одеждой. Определение вида тканей. Уход за одеждой.

Практическая работа: Л.р. «Определение вида тканей».

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа…

Форма контроля: тестирование, письменная работа…

Оборудование: лупа, толстая игла, образцы тканей, таблица.

 

3.Элементы машиноведения   8 часов.

Содержание: Назначение и устройство швейной машины. Санитарно- гигиенические требования при работе на швейной машине: рабочая поза, освещение. Подготовка машины к работе: заправка верхней и нижней ниток. Виды регуляторов в швейной машине. Неполадки в работе машины, вызванные неправильным натяжением ниток, способы их устранения.

 Правила работы  с электрическим утюгом.

Практическая работа. Упражнения: подбор  игл и их установка. Выявление и устранение простейших неполадок в работе швейной машины.

Виды деятельности: групповая,индивидуальная.

Форма контроля: фронтальный опрос.

Оборудование: швейные машины, иголки, ножницы, плакат, игольницы.

 

4.Виды ручных швов.  10 часов.

Содержание: ознакомление  с правилами выполнения ручных работ. Подбор инструментов, приспособлений и правильных приемов работы ими. Назначение прямых, косых, петлеобразных, петельных швов. Виды отделочных ручных стежков - «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный, крестообразный. Изучение терминов ручных работ, их содержание и применение.

Практическая работа: выполнение ручных швов. Отделка вышивкой уголка салфетки или носового платка.

Виды деятельности: индивидуальная.

Форма контроля: оценка выполнения практической работы по подготовке образцов швов на салфетке, элементах одежды или на одежде.

Оборудование: наперсток, игла, ножницы, портновский мел.

 

5. Машинные швы . 8 часов.

Содержание: Назначение и правила выполнения соединительных и  краевых  швов.

Практическая работа: Упражнения в выполнении соединительных и  краевых   швов.

Виды деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: показ лучших работ учащихся.

Оборудование: образцы машинных швов, таблицы, швейная машина, рабочая коробка, ткань, ножницы, утюг.

 

6.Использование цвета в одежде. 4 часа.

Содержание: знакомство учащихся с основными законами цветоведения, сочетанием цветов, влиянием одного цвета на другой. Изучение  цветового круга, деление на хроматические  цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,  синий и фиолетовый) и ахроматические (белый, серый и черный). Деление  хроматических цветов на теплые (от красного до желто-зеленого) и холодные (синие, зеленые и фиолетовые).

(от греческого chroma – цвета).

Практическая работа: Нарисовать несколько элементов одежды с гармонирующими и не гармонирующими цветами. Подбор ткани по цвету.

Виды деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: проведение анализа наиболее удачных рисунков  и  их демонстрация перед учащимися. Обзор журналов мод и анализ моделей одежды.

Оборудование: таблица гармонирующих и не гармонирующих цветов, цветовой круг, цветные карандаши, альбом, цветные ткани.

 

7.Процесс составления творческого проекта.14 часов.

Содержание: Изучение этапов разработки творческого проекта в следующей последовательности:

-Оценка представленных идей, критериев, выбор лучшей идеи и ее обоснование;

-Эргономический, экономический и экологический анализ выбранного варианта изделия(услуги);

-Выполнение эскизов, чертежей, моделей и т. п.;

-Конструкторская и дизайнерская проработка изделия;

-Выявление недостающих знаний и умений. Самостоятельное приобретение.

-Изготовление изделия. Оформление проекта.

-Самооценка и внешняя экспертная оценка изделия.

-Реклама изделия.

-Защита проекта.

Практическая работа: Работа по этапам проекта. Правила оформления проекта.

Виды деятельности: деловая игра по этапам проекта (работа в группах).

Формы контроля: анализ групповой работы.

Оборудование: цветные карандаши, альбом.

 

8.Пошив наволочки. 8 часов.

Содержание: Расчет расхода ткани на пошив наволочки. Раскрой наволочки. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом и бельевым швом.

Практическая работа: Упражнения в выполнении  шва вподгибку с закрытым срезом и бельевого шва.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: Проверить аккуратность швов. Качество ВТО.

Оборудование: образцы машинных швов, таблицы, швейная машина, рабочая коробка, ткань, ножницы, утюг.

 

9.Пошив прямоугольной сумки. 8 часов.

Содержание: Расчет расхода ткани на пошив хозяйственной сумки. Раскрой деталей сумки и подклада. Обработка подладочной, лицевой части сумки и  ручек. Отделка лицевой части. Соединение деталей в изделие.

Практическая работа: Упражнения в выполнении соединительных,  краевых и обметочных   швов.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: Проверка ширины строчки. Проверить аккуратность швов. Качество ВТО.

Оборудование: образцы машинных швов, таблицы, швейная машина, рабочая коробка, ткань, ножницы, утюг.

 

10.Технология изготовления поясных изделий. 34 часа.

Содержание: Сметывание и заметывание вытачек, складок. Обработка застежки тесьмой-молнией. Обработка притачного пояса с прокладкой. Приметывание и притачивание пояса. Настрачивание пояса на юбку. Приутюживание пояса. Обработка петли под пуговицу.

Практическая работа: Сметывание, стачивание, влажно-тепловая обработка вытачек, складок. Обработка застежки-молнии. Обработка пояса. Соединение пояса с изделием. Обработка пояса  кулиской. Обработка карманов в шве и накладных карманов. Обработка накладной кокетки. Изготовление прорезной петли.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная

Формы контроля: Проверить аккуратность швов. Контроль качества швов. Качество ВТО.

Оборудование: таблицы, швейная машина, рабочая коробка, ткань, ножницы, утюг.

 

11.Пошив прямой юбки. 20 часов.

Содержание: Виды поясных изделий. Эксплуатационные, гигиенические  и эстетические требования к ним. Разновидности юбок по силуэту, покрою. Измерения необходимые для построения чертежа юбки. Прибавки на свободное облегание.  Детали юбки. Последовательность построения чертежа юбки. Моделирование юбок. Определение расхода ткани. Правила раскладки лекал юбки на тканях в клетку, полоску, с ворсом. Последовательность раскроя. Подготовка юбки к примерке. Последовательность проведения примерки юбки. Сметывание и стачивание и влажно-тепловая обработка вытачек, складок, боковых срезов. Обработка застежки тесьмой-молнией. Обработка притачного пояса. Способы  и последовательность обработки нижнего среза юбки.

Практическая работа: Изготовление выкройки прямой юбки. Моделирование прямой юбки. Раскрой юбки. Сметывание деталей кроя. Примерка. Исправление недочетов. Стачивание. Влажно-тепловая обработка. Контроль качества готового изделия.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Формы контроля: Проведение примерки. Контроль качества готового изделия. Качество ВТО.

Оборудование: таблицы, швейная машина, рабочая коробка, ткань, ножницы, утюг.

 

12.Пошив юбки  «полусолнце». 8часов.

Содержание: Подбор ткани. Построение чертежа юбки «полусолнце». Раскрой. Подготовка юбки к примерке. Последовательность проведения примерки юбки. Сметывание и стачивание и влажно-тепловая обработка.

Практическая работа: Сметать боковые стороны юбки. Обработка зигзагообразной строчкой. Обработка застежки и пояса. Соединение пояса с юбкой. Обработка нижнего среза. Выполнить обметочную петлю и пришить пуговицу.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная

Формы контроля: Проведение примерки. Контроль качества готового изделия. Качество ВТО.

Оборудование: таблицы, швейная машина, рабочая коробка, ткань, ножницы, утюг.

 

13.Пошив  юбки с клиньями «годэ». 14часов.

Содержание: Построение чертежа. Раскрой деталей юбки. Подготовка юбки к примерке. Последовательность проведения примерки юбки. Сметывание и стачивание и влажно-тепловая обработка.

Практическая работа: Стачать все клинья юбки, оставить свободным место для застежки-молнии, обметать срезы зигзагом. Втачать застежку-молнию. Обработать пояс. Притачать пояс к юбке. Выполнить обметочную петлю и пришить пуговицу. Обработка нижнего среза.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: Проведение примерки. Контроль качества готового изделия. Качество ВТО.

Оборудование: таблицы, швейная машина, рабочая коробка, ткань, ножницы, утюг.

 

14.Пошив пижамы. 32часа.

Содержание: Построение чертежа. Раскрой деталей блузки и пижамных брюк. Сметать и стачать боковые и плечевые швы блузки. Обработка горловины блузки подкройной обтачкой. Обработка низа рукава и низа блузки швом вподгибку с закрытым срезом. Последовательность подготовки брюк к примерке. Последовательность проведения примерки, уточнение линий после примерки. Соединение шаговых и боковых срезов: сметывание, стачивание, обметывание, разутюживание. Обработка верхнего среза брюк швом вподгибку с закрытым срезом под резинку. Обработка нижнего среза брюк швом вподгибку с закрытым срезом.

Практическая работа: Подготовка кроя к пошиву. Проверка качества кроя. Подготовка брюк и блузки  к примерке. Проведение примерки. Уточнение брюк и блузки  после примерки. Стачивание шаговых и боковых срезов. Соединение  средних срезов брюк. Стачивание боковых и плечевых срезов блузки. Обработка горловины блузки подкройной обтачкой. Обработка низа рукава, низа блузки и низа брюк швом вподгибку с закрытым срезом.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная

Формы контроля: Проведение примерки. Контроль качества готового изделия. Качество ВТО.

Оборудование: таблицы, швейная машина, рабочая коробка, ткань, ножницы, утюг.

 

15.Пошив шорт. 14 часов.

Содержание: Подбор ткани применяемой для пошива шорт, подготовка ее к раскрою, экономная раскладка лекал шорт на ткани. Правила раскладки лекал шорт на тканях в клетку, полоску. Наименование срезов и линий деталей кроя шорт. Последовательность подготовки изделия к примерке. Последовательность проведения примерки, уточнение линий после примерки. Соединение шаговых и боковых срезов: сметывание, стачивание, обметывание, разутюживание. Втачать застежку-молнию. Обработать пояс. Притачать пояс к шортам. Выполнить обметочную петлю и пришить пуговицу.

Практическая работа: Подготовка кроя к пошиву. Проверка качества кроя. Подготовка шорт к примерке. Проведение примерки. Уточнение шорт после примерки. Обработка вытачек, накладных карманов, пояса. Соединение шаговых и боковых срезов. Соединение  средних срезов шорт. Обработка застежки-молнии. Обработка пояса. Соединение пояса с шортами. Выполнить обметочную петлю и пришить пуговицу.  Обработка нижнего среза брюк швом вподгибку с закрытым срезом.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная

Формы контроля: Проведение примерки. Контроль качества готового изделия. Качество ВТО.

Оборудование: таблицы, швейная машина, рабочая коробка, ткань, ножницы, утюг.

 

16.Технология отделки ручными швами. 12 часов.

Содержание: Повторение хроматических и ахроматических цветов, яркость и насыщенность цвета. Технология выполнения швов «вперед иголку», «за иголку», «шнурок», тамбурный шов, двойной тамбурный шов, стебельчатый. Отделка готовых изделий одним или несколькими изученными швами.

Практическая работа: Выполнение шва «вперед иголку», «за иголку», «шнурок», тамбурный шов, двойной тамбурный шов, стебельчатый. Закрепление рабочей нитки

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная

Формы контроля: Проверка чистоты и аккуратности стежков.

Оборудование: Лучшие вышивки выполненные учащимися, журналы. Одежда украшенная  вышивкой, предметы быта. Игла с увеличенным ушком, ножницы, пяльцы нитки, ткань.

 

 17.Рукоделие. Техника выполнения счетных швов. 8часов.

Содержание: Знакомство с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров. Подбор швов и рисунка.

Практическая работа: Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Выполнение вышивки используя нить в одно сложение. Выполнение вышивки, используя элементы двусторонней глади. Проутюжить работу с изнаночной стороны.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная

Формы контроля: Проверка чистоты и аккуратности стежков.

Оборудование: Лучшие вышивки выполненные учащимися, журналы. Одежда украшенная  вышивкой, предметы быта. Игла с увеличенным ушком, ножницы, пяльцы, нитки мулине, канва.

 

18. Экскурсия в швейный цех. 2часа.

19.Участие в конкурсах. 6 часов.

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат для первого года обучения:

 

  Должны  знать:

-как построить чертеж  прямой юбки, «годэ», полусолнце,  конструировать чертеж шорт и пижамы;

-технологию пошива изученных изделий;

- способы обработки тканей;

- способы выполнения отделочных швов;

- специальную терминологию.

 

Должны  уметь:

-  использовать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности;

- самостоятельно заправлять и регулировать швейную машину;

-  защитить эскизный проект модели;

- знакомить с технологией создания коллекции одежды: от возникновения образа до демонстрации моделей на сцене в театрализованном представлении;

- работать с различными источниками информации.

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план курса «Маленькая швея».

(2 год обучения)

 

 

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Защита

творческих

проектов

 

 

теория

практика      всего всего

всего

1.

Вводное занятие.

План работы и задачи на учебный

год. Профессия швеи- мотористки. ТБ при работе в швейной мастерской .

 

 

 

год. Профессия швеи- мотористки. ТБ при работе в швейной мастерской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ппла

 

 

 

 

 

 

 

Задачи обучения и план работы на год. Правила работы в мастерской.Задачи обучения и план работы на год. Правила работы в мастерской.план работы на год. Правила работы в мастерской.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Элементы материаловедения.

 

 

 

 

      4

 

2.1.

Знакомство с химическими волокнами, их производством, сырьем и свойствами.

1

3

 

 

3.

Элементы машиноведения.

 

 

16

 

3.1.

Работа на швейной машине с   электроприводом. Универсальные и специальные швейные машины. Техника  безопасности.

 

 

      2

 

 

        2

 

 

3.2

Отработка приемов работы на швейной машине с электрическим приводом (пошив мешочка).

 

 

      1

 

 

        3

 

 

        

 

3.3.

Приспособления малой механизации. Установка приспособлений, выполнение швов и специальных операций с помощью приспособлений.

 

      1

 

        3

 

 

3.3.

Неполадки в работе  швейной машины.

     

      1

 

           3

 

 

4.

 Машинные швы.

     

 

6

 

4.1

Выполнение отделочных швов.

        1

           5

 

 

   5.

Технология обработки  деталей и швейных узлов.

 

 

      

      66

 

5.1.

Обработка застежки с цельнокроеной планкой.

1

3

 

 

5.2.

Обработка застежки  подкройной планкой.

1

3

 

 

5.3.

Обработка застежки цельнокроеным подбортом(глухая застежка).

1

5

 

 

5.4.

Обработка застежки подкройным подбортом (отложной воротник).

 

 

 

 

5.5.

Изготовление втачного воротника-стойки.

Втачивание воротника в горловину.

2

4

 

 

 

5.6.

Втачивание рубашечного рукава в открытую пройму.

1

3

 

 

5.7.

Втачивание рукава с посадкой в открытую пройму.

1

3

 

 

5.8.

Втачивание рукава с посадкой в закрытую пройму.

1

5

 

 

5.9.

Обработка низа рукава замкнутой манжетой.

1

3

 

 

5.10.

Обработка низа рукава  с цельнокроеной манжетой.

 

2

 

 

5.11.

Обработка низа рукава притачной манжетой на застежке (для легких тканей).

1

5

 

 

5.12.

Обработка низа рукава притачной манжетой на застежке (более сложный).

 

1

7

 

 

5.13.

Обработка накладного кармана с встречной складкой и подкройной обтачкой.

1

3

 

 

5.14.

Обработка накладного кармана с цельнокроеным клапаном.

1

3

 

 

5.15.

Обработка прорезного кармана «в рамку» с двумя обтачками.

1

3

 

 

6.

Силуэт и стиль в одежде. Выдающиеся модельеры современности. Требования, предъявляемые к одежде.

 

 

4

 

 

4

 

 

8

 

7.

Снятие мерок и  разработка чертежа

цельнокроеной основы.

        

 

     10

 

7.1.

Снятие мерок. Построение чертежа цельнокроеной основы. Нанесение конструктивных и фасонных линий.

1

5

 

 

7.2.

Моделирование и расчет количества ткани.

1

3

 

 

8.

Изготовление плечевого изделия. Пошив блузки (рубашки).

3

19

22

 

9.

Творческий проект.

 

 

 

2

10.

Конструирование плечевого изделия.

чертежа

 

 

18

 

10.1.

Снятие мерок и расчет конструкции. Построение чертежа платья прямого силуэта .

1

7

 

 

10.2.

Построение одношовного рукава

 

2

 

 

 

10.3

Построение чертежей воротников, моделирование.

 

2

 

 

10.4.

Моделирование и расчет количества ткани.

1

5

 

 

11.

Изготовление плечевого изделия. Пошив платья.

4

24

28

 

12.

Творческий проект.

 

 

 

2

13.

Виды отделок

 

 

16

 

13.1.

Выполнение   съемных  воротников.

1

7

 

 

13.2.

Выполнение  защипов  ручным и машинным способом.

1

7

 

 

14.

Рукоделие. Выполнение  аппликации.

1

7

8

 

15.

Участие в конкурсах

 

 

6

 

16.

Экскурсия в швейный цех.

 

 

 

2

 

 

Итого

 

 

216час.

 

 

Содержание учебных  тем.

 

1. Вводное занятие.  2 часа.                                             

Содержание: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Технические требования. Организация рабочих мест и правила внутреннего распорядка. Сообщение познавательных сведений об основных профессиях швейного производства.

 

2.Элементы материаловедения  4 часа.

Содержание: Краткие сведения о химических волокнах. Использование  природных ресурсов при производстве тканей. Свойства тканей из синтетических и искусственных волокон: физико-механические (прочность, сминаемость, драпируемость);гигиенические (воздухопроницаемость, гигроскопичность, теплозащитность); технологические ( осыпаемость, усадка, растяжимость). Использование знаний о свойствах тканей при подборе ткани для пошива определенного изделия, при выборе фасона и способов обработки, при уходе за одеждой.  Определение вида тканей. Уход за одеждой.

Практическая работа: Л.р. «Определение вида тканей».

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа…

Форма контроля: тестирование, письменная работа…

Оборудование: лупа, толстая игла, образцы тканей, таблица.

 

3.Элементы машиноведения   16 часов.

Содержание: Назначение и устройство универсальных, специальных и специализированных швейных машин.

Подготовка машины с электроприводом к работе: заправка верхней и нижней ниток. Назначение  приспособлений малой механизации и способы их использования. Неполадки в работе швейной машины, способы их устранения.

Практическая работа. Упражнения: пошив косметического мешочка с использованием регулятора. Выявление и устранение простейших неполадок в работе швейной машины с электроприводом.

Виды деятельности: групповая, индивидуальная.

Форма контроля: фронтальный опрос.

Оборудование: швейные машины с электроприводом, приспособления малой механизации, иголки, ножницы, плакат, игольницы.

 

4. Машинные швы . 6 часов.

Содержание: Назначение и правила выполнения  отделочных швов. Отделочные рельефные швы, с кантом, складки.

Практическая работа: Упражнения в выполнении отделочных  швов. Оформление в альбом.

Виды деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: показ лучших работ учащихся. Аккуратность выполненных швов.

Оборудование: образцы машинных швов, таблицы, швейная машина, рабочая коробка, ткань, ножницы, утюг.

 

5.Технология обработки  деталей и швейных узлов. 66 часов. Содержание: Способы обработки планок,  подбортов и петель для застежки. Обработка воротников и втачивание их в горловину. Способы и последовательность обработки нижнего среза рукава манжетой и вметывание рукава в пройму.

Обработка накладного и прорезного кармана. Способы обработки нижнего среза изделия. Влажно-тепловая обработка изделия.

Практическая работа: выполнение поузловой обработки бортов, подбортов, манжет, карманов. Втачивание  рукава  с посадкой в закрытую пройму и открытую пройму.

Виды деятельности: индивидуальная.

Формы контроля: показ лучших работ учащихся. Аккуратность выполненных поузловых обработок.

Оборудование: швейная машина, рабочая коробка, линейка, ножницы, утюг, плакат.

 

6.Силуэт и стиль в одежде. Выдающиеся модельеры современности. Требования, предъявляемые к одежде. 8 часов.

Содержание: Знакомство с понятием «силуэт» и «стиль в одежде», с видами женского платья, с эстетическими, гигиеническими и эксплуатационными требованиями к одежде. Стили в одежде и современными направлениями моды. Повторение величин прибавок на свободу облегания  и их зависимость от силуэта изделий и свойств тканей. Художники – модельеры современности. Новости с показов мод.

Практическая работа: Выполнение рисунков моделей одежды  различных стилей.  Выполнение рисунков силуэтов разных исторических эпох. Просмотр с последних показов моделей.

Виды деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: Анализ и оценка работы.

Оборудование: Чертеж выкройки основы платья. Цветные карандаши, альбом.

 

7. Снятие мерок и разработка чертежа цельнокроеной основы. 10 часов.

Содержание: знакомство с видами плечевых изделий. Измерения размерных признаков фигуры человека, необходимых для построения чертежа цельнокроеной основы. Прибавки необходимые для построения чертежа, формулы для расчета. Последовательность построения чертежа, выполнение и оформление выкройки. Определение расхода ткани. Моделирование. Подготовка выкройки к  раскрою.

Изменения в чертеже, нанесение конструктивных  и фасонных линий.

Практическая работа: измерение размерных признаков и запись результатов. Расчет основы конструкции. Построение чертежа в М 1:1. Расчет расхода ткани. Контроль качества работы. Разработка модели. Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка выкройки на ткани, обмелка и раскрой изделия. Прокладывание контурных и контрольных линий. Подготовка изделия к первой примерке. Проведение первой примерки. Уточнение кроя после примерки. Обработка боковых и плечевых швов. Обработка воротника и  вметывание его в горловину. Обработка горловины одним из способов. Обработка нижнего среза рукава манжетой. Проведение второй примерки, уточнение изделия. Обработка низа изделия. Обработка петель. Влажно- тепловая обработка изделия. Контроль качества работы.

Виды деятельности: индивидуальная.

Формы контроля: Проверка мерок и  расчетов. Подготовка выкройки к раскрою.

Оборудование: сантиметровая лента, манекен, ткань, цветные карандаши и бумага, клей, ножницы…

 

8.Изготовление плечевого изделия. Пошив блузки (рубашки). 22часа.

Содержание: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани, обмелка их, раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Прокладывание  контурных и контрольных линий. Подготовка изделия к первой примерке. Последовательность проведения первой примерки. Уточнение посадки изделия на фигуре человека. Исправление неточностей. Обработка изделия после первой примерки.

Практическая работа: Раскладка выкройки на ткани, обмелка и раскрой изделия. Прокладывание контурных и контрольных линий. Подготовка изделия к первой примерке. Проведение первой примерки. Уточнение кроя после примерки. Обработка боковых и плечевых швов. Обработка воротника и  вметывание его в горловину. Обработка горловины одним из способов. Обработка нижнего среза рукава манжетой. Проведение второй примерки, уточнение изделия. Обработка низа изделия. Обработка петель. Влажно- тепловая обработка изделия. Контроль качества работы.

Виды деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: проведение примерки и уточнение размеров изделия.

Оборудование: швейная машина, рабочая коробка, сантиметровая лента, манекен, ткань, цветные карандаши и бумага, клей, ножницы…

 

9.Конструирование плечевого изделия.18 часов.

Содержание:

 Измерения размерных признаков фигуры человека, необходимых для построения чертежа основы конструкции плечевого изделия и одношовного рукава. Прибавки необходимые для построения чертежа, формулы для расчета. Последовательность построения чертежа, выполнение и оформление выкройки. Определение расхода ткани. Моделирование плечевых изделий. Подготовка выкройки к  раскрою. Изменения в чертеже, нанесении е конструктивных  и фасонных линий.

Практическая работа: измерение размерных признаков и запись результатов. Расчет основы конструкции. Построение чертежа в М 1:1. Расчет расхода ткани. Контроль качества работы. Разработка модели. Подготовка выкройки к раскрою.

Виды деятельности: индивидуальная.

Формы контроля: Проверка мерок, расчетов и чертежей.

Оборудование: сантиметровая лента, манекен, ткань, цветные карандаши и бумага, клей, ножницы…

 

10.Изготовление плечевого изделия. Пошив платья.28 часа.

Содержание: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани, обмелка их, раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Прокладывание  контурных и контрольных линий. Подготовка изделия к первой примерке. Последовательность проведения первой примерки. Уточнение посадки изделия на фигуре человека. Исправление неточностей. Обработка изделия после первой примерки. Последовательность обработки воротника. Правила вметывания воротника в горловину. Последовательность обработки горловины. Последовательность обработки воротника. Правила вметывания воротника в горловину. Последовательность обработки горловины платья подкройной обтачкой. Способы и последовательность обработки нижнего среза рукава манжетой и вметывание рукава в пройму. Особенности обработки бортов и петель для застежки. Способы обработки нижнего среза изделия. Влажно-тепловая обработка изделия.

Контроль качества работы.

Практическая работа:

Виды деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: проведение примерки и уточнение размеров изделия.

Оборудование: швейная машина, рабочая коробка, сантиметровая лента, манекен, ткань, цветные карандаши и бумага, клей, ножницы…

 

11.Творческий проект.4часа.

Содержание: Обоснование темы. Представление дневника работы над проектом. Защита проекта.

Практическая работа: Представление практической части проекта. Эколого-экономическое обоснование проекта.

Виды деятельности: индивидуальная.

Формы контроля: Проверка мерок, расчетов и чертежей. Анализ  работы над проектом.

Оборудование: цветные карандаши, альбом.

 

12.Виды отделок.16 часов.

Содержание: Изучение видов постоянных и съемных отделок. Постоянная отделка-вышивка, буфы, защипы, мелкие складочки, рюши, воланы, оборки, кружева, тесьма, съемные воротники и т.д.

Съемная отделка- кокилье, жабо, воротники…

Практическая работа: выполнение образцов съемных воротников. Выполнение образцов буфов ручным способом и машинным.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная.

Формы контроля: выставка работ на рабочем стенде.

 

13.Рукоделие. Выполнение  аппликации. 8часов.

Содержание:  Знакомство с техническими условиями и приемами выполнения накладной аппликации. Соединение аппликации с основной тканью можно производить различными стежками: петельными, косыми, крестообразными, тамбурными. При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу. В накладном шитье, кроме ручных приемов, используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

  Аппликация может выполняться и на машине с зигзагообразной строчкой. К основной ткани прикладывают материал со всей композицией рисунка без вырезания. Лишнюю ткань обрезают после выполнения зигзагообразной строчки по контуру рисунка. Можно детали узора аппликации приклеить к изделию.

Практическая работа: Выбрать узор. Из  полиэтиленовой пленки вырезать детали узора размером на 2-3 мм больше вырезанных из ткани. На основную ткань кладут пленку, поверх нее - кусочки ткани (аппликацию). Через проутюжильник, сложенный вдвое, приутюживают аппликацию. Утюг ставят не передвигая.

Виды деятельности: групповая, индивидуальная.

Формы контроля: выставка работ на рабочем стенде.

Оборудование: образцы аппликаци, виды швов, стилизованные рисунки, ножницы, копировальная бумага, утюги и места для утюжки, проутюжильник, швейные машины для настрачивания отделки.

 

14.Участие в конкурсах. 6 часов.

15.Экскурсия в швейный цех. 2часа.

 

Ожидаемый результат для второго года обучения:

 

Должны  знать:

-как конструировать  чертеж  рубашки, халата и платья с нанесением конструктивных линий,  моделировать выкройку основы платья;

- специальную терминологию.

- технологию пошива изученных изделий;

- методы и приемы построения чертежей и схем швейных изделий;

- технологии выполнения творческого проекта.

 

Должны  уметь:

-использовать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности;

- самостоятельно заправлять и регулировать электрическую швейную машину;

-  защитить эскизный проект модели;

- знакомить с технологией создания коллекции одежды: от возникновения образа до демонстрации моделей на сцене в театрализованном представлении.

- уметь самостоятельно работать над творческим проектом;

- работать с различными источниками информации.

 

 

                                   Методическое обеспечение программы

 

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала,  а  также условия программы,  занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения. Предшествующая практика работы показывает, что на первых этапах целесообразнее проводить   поисковые беседы, лекции, дискуссии, работу с литературой и различными документами, учебно-познавательные игры, экскурсии, анкетирование и т.д.    В  работе  используются все виды деятельности,  развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение,  творчество.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ,  показ, иллюстрация, демонстрация, лекции (реже).

На этапе закрепления изученного материала – беседа, дискуссия, упражнения, практическая работа, дидактическая или педагогическая игра, технология творческой мастерской.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), проверочные работы, тестирование, проведение выставок, участие в конкурсах.

На этапе проверки полученных знаний – выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, проектов и т.д.

Дидактическое и техническое оснащение программы.

Для успешной реализации программы необходимы:

- канцтовары ( различная бумага, картон, фломастеры, маркеры, ватман, простые карандаши, альбомы для рисования, аудиокассеты и т.д.);

 - индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого обучающегося (лекала, трафареты, шаблоны и т.д.);

- таблицы – памятки по оформлению отдельных изделий;

- технологические и  инструкционные  карты;

- альбомы с образцами, фотографиями, схемами;

- таблицы с инструктажами правил техники безопасности.

Материалы, инструменты и приспособления:

 - швейные машины;

- утюг и гладильная доска;

- ножницы;

- иголки бисерные, вышивальные, булавки, крючки;

- нитки катушечные, мулине, шерстяные и полушерстяные, разные тесьма;

- ткани разной фактуры;

Кабинет для занятий оборудован необходимыми инструментами и приспособлениями (учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения материалов).

         Основные составляющие занятий:

- воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет);

- организация рабочего места (педагог проверяет готовность детей к занятию, рабочее место каждый ребенок организует сам, на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы );

- повторение пройденного материала (чаще всего используется фронтальный опрос, при необходимости применяются индивидуальные карточки с вопросами, тесты);

- организация и проведение учебного занятия  включает в себя следующие структурные элементы: инструктаж, практическая работа, динамические паузы, подведение итогов, анализ и оценка работ, рефлексия;

- приведение в порядок рабочего места.

         Перечисленные элементы необязательно использовать на каждом занятии, так как дополнительное образование        позволяет педагогу быть более свободным  в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению.

         Одной из форм организации учебно-воспитательной деятельности в объединении является проведение различных мероприятий: теоретические занятия, экскурсии, праздники, конкурсы, выставки, творческие мастерские.

Воспитательный процесс осуществляется как на учебных занятиях, так и во время специально организованных мероприятий.

         Направления воспитательной работы с детьми:

- трудовое воспитание – воспитание в труде и трудом;

- эстетическое воспитание - воспитание красотой;

- нравственное воспитание – воспитание добротой и примером;

- патриотическое, гражданское воспитание – воспитание народными традициями.

         Работа с родителями.

Отечественная и зарубежная наука и практика всегда подчеркивали особую роль семьи в воспитании детей. Семейный уклад, неповторимый микроклимат,  стиль внутрисемейных отношений,  его нравственная направленность имеют неоценимое значение в воспитании. Семья и объединение,  в  котором занимается ребенок, должны стать партнерами для более эффективной образовательной деятельности детей. Совместная работа родителей, педагога и обучающихся поможет решить важные проблемы и создать условия для развития и формирования целостной личности, духовности, нравственности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства детей.

         Программа работы с родителями:

- формировать активную педагогическую позицию родителей, вызвать интерес к процессу воспитания ( индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания);

- привлекать родителей к участию в жизни не только своего ребенка, но и объединения в целом (открытые занятия и мероприятия, совместные творческие дела, совместные экскурсии, помощь в укреплении материально-технической базы, инициативы со стороны родительского актива);

- оказывать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребенка;

- способствовать педагогическому просвещению родителей ( информировать о новых психолого-педагогических теориях, знакомить с литературой по данному вопросу, обсуждать результаты анкетирования и тестирования, привлекать к решению педагогических ситуаций);

- распространять и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания (изготавливать подарки своими руками,  устраивать домашние авторские выставки детей и т.д.)

Литература для обучающихся.

 

1.Бешенков А.К., Васильченко Е.В., Иванов А.И., Калюга С.У., Лабзина Л.Я. и др.  Трудовое обучение 7кл. -  Москва, «Просвещение», 1990г.                                                                           2.Бешенков А.К., Васильченко Е.В., Воловиченко А.И., Иванов А.И., Калюга С.У., Лабзина А.Я. и др. Трудовое обучение 6кл. - Москва, «Просвещение», 1989г.                                                                                                                   3.Егорова Р.И., Монастырная В.П.                                                                                                                 Учись шить. - Москва «Просвещение», 1989г.                                                                                               4.Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И., Шарутина А.Ю.                                                             Технология 7кл. - Издательский центр «Вента-Граф», 2005г.                                                                               5.Симоненко В.Д., Крупская Ю.В., Кожина О.А., Синицина Н.В., Кизеева Н.И.  Технология 6кл.-  Издательский центр «Вента-Граф», 1999г.                                                                                     6.Столярова С.И., Домненкова Л.В.                                                                                                              Обслуживающий труд. 7-8кл.- Москва «Просвещение», 1985г.                                                                            7.Труханова А.Т., Исаева В.В., Рейнова Е.В.                                                                                         Основы швейного производства. 8-9кл. - Москва «Просвещение», 1989г.                                                                     8.Чернякова В.Н.                                                                                                                                                       Технология обработки ткани 7-9кл. - Москва «Просвещение», 1998г.                                                                       9.Чернякова В.Н.                                                                                                                                                              Технология обработки ткани 6кл. -  Москва «Просвещение», 1998г

 

Литература для педагога.

 

1.Блинов И.И.                                                                                                                                          Одежда для девочек  - «Респекс»  Санкт-Петербург,  1994г.                                                                         2.Давид Салариа, Жаклин Морли.                                                                                                                          Одежда для работы и отдыха. - Москва Росмэн перевод, 1994г.                                                                    3.Лин Жак.                                                                                                                                                                  Техника кроя. -  Москва «Мега», 1992г.                                                                                                              4.Лобанова А.В., Захарова Н.В.                                                                                                                       Шьем летние вещи из хлопка и ситца. - ООО «Т.Д.Издательство Мир книги» 2005г.                                     

 5.Лотфия Мухаммед                                                                                                                 Самоучитель кройки и шитья. - Казань 1991г.                                                                                                 6.Мелехина С.И.                                                                                                                                               Развитие технологического мышления учащихся 5-7 классов на уроках технологии с помощью опорных конспектов. – Киров, 1999г.                                                                                                                                         7.Нестерова Д.В.                                                                                                                                                                                                                    Шитье для всей семьи.-  ООО « Группа Компаний»                                                                                           8.София Ханус.                                                                                                                                                   «Секреты кройки и шитья. Одежда для детей». - Рига «РИЯ»                                                                                 9.Фефелова. Л. Н.                                                                                                                                                   Если вы любите шить. -  Москва. «Легпромиздат»,  1993г.                                                                                          10.Шредер. В.Н.                                                                                                                                                     Шьем юбки. ООО ТД «Издательство Мир книги», перевод с англ.яз.,  2008г.                                                         11.Юдина Е.Н., Евтушенко М.А., Иерусалимская О.А.                                                                                                             Шейте сами. «Культ–информ-пресс» - Санкт-Петербург, 1991г.