Образовательная деятельность «По страницам сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» старшая группа
МБДОУ «Детский сад № 2 “Чебурашка”» г. Красавино Вологодской области
Образовательная деятельность «По страницам сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» старшая группа
Воспитатель
Ордина Е.Н.
Доминирующая образовательная область :Речевое развитие
Интегрируемые образовательные области: Социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие
Форма организации детей: групповая
Форма проведения: беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.
Предметно-развивающая среда: книга «Цветик – семицветик», портрет В.Катаева, схемы, модель цветка из трёх лепестков (оранжевый, фиолетовый, голубой), цветные карандаши, листочки по числу детей, кубик, на гранях которого картинки: девочка, цветок, баранки, ваза, старушка,сосулька.
Предварительная работа: частичное чтение сказки В.Катаева «Цветик – семицветик», заучивание слов из сказки «Лети, лети, лепесток…» и беседа о заветных желаниях.
Программные задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с детской литературой на примере сказки В.Катаева «Цветик – семицветик»;
- упражнять в умении воспринимать художественные произведения на слух, выделять главную мысль;
- совершенствовать умение ассоциировать последовательность содержания сказки по схемам;
- способствовать формированию умения передавать в речи свои впечатления, своё отношение к героине сказки.
Развивающие:
- продолжать развивать связную, грамматически правильную речь, стремлению детей к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопросы по заданной теме;
- развивать любознательность, память, воображение и творческую активность;
- активизировать словарный запас детей путём подбора подходящих по смыслу прилагательных к существительным.
Воспитательные:
- воспитывать милосердие, отзывчивость, доброту, честность, внимание к окружающим.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Собирайтесь, дети, в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица и улыбки!
Воспитатель: Ребята, я принесла вам кубик. Хотите с ним поиграть? (Ответы детей). Тогда слушайте правила игры. На кубике разные картинки. Мы будем бросать кубик при этом говорить слова: «Крутись, вертись, на бочок ложись». Какой картинкой он к нам повернётся, к той мы и будем подбирать слова. (см. приложение 1)
(Если кубик останавливается на картинке «девочка», воспитатель задаёт вопрос: «Какая бывает девочка?»(Ответы детей: красивая, маленькая, весёлая, озорная, непослушная, кудрявая…) Такой же принцип и с другими картинками).
Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что все эти предметы из какой-то одной сказки? (Ответы детей).
А как называется сказка, в которой присутствуют все эти предметы? (Ответы детей). (Воспитатель показывает книгу)
Как вы думаете, чем на занятии мы будем заниматься? (Ответы детей: читать продолжение сказки.)
Скажите, а сказка « Цветик-семицветик» авторская или русская народная? Почему вы так считаете? (Ответы детей). А кто автор этой сказки? ( Ответы детей:Валентин Петрович Катаев). (Показ портрета).
Давайте поиграем в игру « Я начну, а ты продолжи» и вспомним волшебные слова, которые говорила Женя. На кого я покажу, тот и будет продолжать.
А сейчас мы отправимся в сказку.
По лесной тропинке в сказку мы пойдем,
Цветик-семицветик, может быть, найдем. ( Дети садятся за столы).
(На доске модель волшебного цветка с тремя лепестками: оранжевым, фиолетовым, голубым). (см. приложение 2)
Воспитатель: Что произошло с волшебным цветком? ( Ответы детей: не хватает лепестков.)
А сколько всего у цветика-семицветика лепестков? (Ответы детей: семь.)
Сколько мы видим? (Ответы детей: три)
Какого цвета лепестки на доске?( Ответы детей).
Интересно,куда же исчезли другие лепестки? (Ответы детей: исполняли желания Жени).
А вы не помните, лепестков какого цвета не хватает? Давайте вместе вспомним цвет лепестка и желание Жени. ( Под моделью цветка вывешиваю схемы желаний). (см. приложение 3)
Желтый - Вели, чтобы я была дома с баранками!
Красный - Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Синий - Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Зеленый – Вели,чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
Физкультминутка «Цветки».
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся». (Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе. (Дети садятся застолы.)
Воспитатель: Ребята,а вы хотите узнать,какие еще желания исполнил для Жени цветик-семицветик? Тогда устраивайтесь поудобнее…
Нас сказка в мир волшебный приглашает,
Чтоб чудесами деток удивить и позабавить,
И чему-то научить…
Чтение продолжения сказки с совместным проговариванием с разной интонацией «волшебных слов» (жалобно, требовательно, капризно).
Беседа о прочитанном:
Воспитатель:Давайте вспомним, что Женя загадала оторвав оранжевый лепесток? ( Воспитатель отрывает на доске лепестки и вывешивает схемы желаний). (см. приложение 4)
- А фиолетовый лепесток какое желание Жени исполнил? (Ответы детей).
-Ну, и последний,голубой лепесток? (Ответы детей).
Воспитатель:
-Посмотрите на схемы. Какие желания Жени вам показались пустяковыми, ненужными? (Ответы детей).
-Почему вы так решили? (Ответы детей).
-Какое из желаний было самое жадное? (Ответы детей).
-Подумайте, как его можно изменить, чтобы оно стало добрым? (Ответы детей).
-А какие желания вам показались важными? (Ответы детей).
-Объясните, почему вы так думаете? (Ответы детей).
-А какое желание было самым лучшим?(Ответы детей).
-Почему? (Ответы детей).
-А вы бы хотели,чтобы цветик-семицветик исполнил ваше желание? (Ответы детей).
-Я предлагаю вам нарисовать свое желание. Закройте глазки и подумайте, какое желание вы хотите нарисовать. Но только оно обязательно должно быть добрым! Я уверена, что у вас всё получится.А я вместе с вами буду рисовать свое желание.
Воспитатель:
Скажите, пожалуйста, обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (Ответы детей).
Воспитатель:Конечно нет, достаточно иметь доброе сердце.
Воспитатель:А какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство? (Ответы детей:быть добрыми, честными,внимательными к окружающим).
Воспитатель:А мое желание, кажется, уже сбылось. (Показываю свою работу).
-Мне очень хотелось угостить вас конфетами и подарить каждому вот такой (показ) цветик-семицветик. (Воспитатель раздаёт цветы). (см. приложение 5)
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы делали на занятии. (Ответы детей: вспоминали предыдущее содержание сказки по схемам, продолжили читать книгу, оценивали желания Жени, рисовали свои желания).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо занимались. Особенно мне понравился Миша. Он сегодня очень внимательно слушал чтение сказки и поэтому смог правильно ответить на все вопросы.
Ребята, чтобы ваши цветы не потерялись в группе, давайте составим из них красивый букет и поставим их в вазу. А в какую именно вазу я вам сейчас скажу.
Кому было интересно на занятии, всё понятно и всё получилось-тот поставит свой цветик-семицветик в жёлтую вазу. А кому было не интересно и трудно-тот поставит свой цветок в красную вазу. ( Если кто-то из детей поставил цветок в красную вазу- воспитатель выясняет причину и старается поднять самооценку ребёнка).
Воспитатель:Я желаю вам быть всегда добрыми, отзывчивыми, внимательными и честными. Чтобы цветику-семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки!
Сейчас сдавайте ваши рисунки-желания, а вечером мы их рассмотрим, если вы захотите, то расскажете о них. Я предлагаю оформить из ваших рисунков«Книгу желаний». Интересно, когда же они у вас сбудутся? Я уверена, что вы нарисовали добрые желания, значит, они обязательно осуществятся!
Используемая литература
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка – Пресс, 2003 г. – 176с.
- Катаев В.П. Цветик –семицветик. – М.: Малыш, 1987 г.