Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Об уроках ОРКСЭ

 Об уроках ОРКСЭ

Статья, Из опыта работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Трудиловская средняя школа Смоленского района Смоленской области

Прохоренкова Татьяна Николаевна, МБОУ Трудиловская СШ, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,

Пояснительная записка к статье

С 1 сентября 2012 года в общеобразовательных школах нашей страны введён новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).

В прошлом учебном году в рамках курса ОРКСЭ я проводила уроки по модулю «Основы православной культуры».

В статье «Об уроках ОРКСЭ» хочу поделиться с коллегами своим опытом проведения этих уроков.

В этой связи я остановилась на трудностях преподавания указанного модуля, а также предлагаю педагогам «Листы рефлексии», которые я использовала на каждом уроке. Применение «Листов рефлексии» позволяет поддерживать познавательный интерес обучающихся, активизировать работу на уроке, формировать у ребят самооценку и взаимную объективную оценку результатов урока.

В данной работе я затронула тему воспитания в детях чувства сострадания и чуткости к проблемам окружающих людей, потому считаю, что данная тема является основополагающей для формирования у детей духовно-нравственных ценностей. В этой связи проблемы, рассматриваемые в рамках курса ОРКСЭ, являются главными в наше нелёгкое время, несущее риски подмены ценностей.

Литература

Учебник. Кураев А.В. «Основы православной культуры» 4-5 кл.,  М., Просвещение, 2011.

«Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей» Чебоксары, «Новое время», 2010

Данилюк А.Я. «Основы православной культуры. Книга для родителей» М., Просвещение, 2010.

«Чтобы образование было эффективным, оно должно опираться на многовековые традиции народа. Если мы нарушаем эту преемственность, тогда мы рубим свои корни, все эксперименты будут печально отражаться не только на образовании, но и на всём нашем государстве» - писал К.Д. Ушинский.

С 1 сентября 2012 года в общеобразовательных школах был введён новый предмет – ОРКСЭ.

В прошлом учебном году в своём 4 классе я проводила уроки «Основы православной культуры».

С какими трудностями мне пришлось столкнуться в ходе преподавания курса ОРКСЭ «Основы православной культуры»?

1.Содержание учебного модуля воспринимается родителями и обучающимися как религиоведческий курс и как многие из них считают, противоречит этико-нравственным представлениям. Родительское собрание с целью ознакомления и разъяснения по данной теме было проведено в феврале. Вниманию присутствующих была представлена презентация об особенностях курса и его необходимости.

2. Представления, формируемые в процессе преподавания курса «Основы православной культуры», противоречат сложившимся в обществе ценностным категориям. Ведь ценности у большинства современных людей совсем другие, далёкие от духовных.

3.В дальнейшем некоторые из тем «Основ православной культуры» будут рассматриваться в ходе уроков истории, МХК, изобразительного искусства, обществознания, русского языка, литературы, что подвергает сомнению оправданность раннего погружения в содержательно сложный учебный материал. Эти уроки по содержанию отличаются от всех предметов.

К темам, которые изучались в 4 классе, ребята вернутся только в 8 классе, когда почти всё уже будет забыто. Уроки по содержанию отличаются от всех остальных. Как же сделать эти уроки наиболее интересными, нужными?

Отличаются эти уроки и по своей структуре. Каждый урок – урок-исследование. Ведь порой ребятам приходится вступать в интеллектуальный конфликт между известным собственным (часто семейным) опытом и точкой зрения, формируемой в ходе урока исследовательской деятельности под руководством учителя. Каждый учитель старается как можно больше знаний передать своим ученикам в ходе изучения нового материала.

На каждом уроке я использовала «Листы рефлексии» (Листы самооценки).

«Листы рефлексии», с содержанием которых обязательно были ознакомлены родители, включают не только тему, самостоятельно сформулированную цель, основные понятия темы, их оценку, но и САМООЦЕНКУ.

Применение «Листов рефлексии» использовалось для поддержания познавательного интереса, активной работы на уроке, для формирования самооценки и взаимной ОБЪЕКТИВНОЙ оценки результатов урока.

Можно выделить следующие компоненты «листа рефлексии», позволяющие структурировать содержание учебного материала и организовывать принципы системно-деятельностного подхода организации учебной деятельности:

  • Тема урока сегодня: (иногда тема заранее формулируется учителем, если представляет собой комплексную проблему, чаще тема формулируется обучающимися самостоятельно после решения проблемной ситуации или участия в проблемной беседе);
  • Я на уроке для того, чтобы… (самостоятельное определение индивидуальной цели присутствия на уроке);
  • Основные понятия темы сегодня (чаще предлагаются учителем списком, из которого обучающиеся выбирают наиболее ценностные для себя);
  • Ключевые образы темы (список образов даётся учителем или выделяется после самостоятельного знакомства с текстом учебника, анализируемым на уроке);
  • Мне было интересно, когда… (самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы, интерес к которым был наиболее велик в процессе работы);
  • Мне было сложно, когда… (самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы, вызвавших затруднения);
  • Урок помог мне (самостоятельное формулирование обучающимся итога или результата урока с опорой на самостоятельно сформулированную цель присутствия на уроке).

В начале каждого урока после вводной проблемной беседы, разрешения проблемной ситуации, просмотра мультфильма, видеозаписи или прослушивания аудиозаписи, обучающимся предлагаются «листы рефлексии», где заполняется тема и цель урока. Остальное содержание листа – основное (понятия и образы) заполняется в процессе анализа основного содержания урока, учебника или творческой работы. Последние пункты листа заполняются при подведении итогов урока, выражении личностного отношения к проблеме урока, теме урока, собственной деятельности и результатам этой интеллектуальной деятельности на уроке.

Результатом происходящих изменений могут быть только личные результаты образовательной деятельности обучающихся. Поскольку комплексный учебный курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») носит безотметочный, но оценочный характер, для обучающихся и их родителей важнее будет самооценка результатов деятельности на уроке и уровень выполнения итоговых творческих (проектных) работ.

Ребятам нравились эти уроки. При проведении уроков я использовала учебник, задания из учебной тетради, множество дополнительной литературы, поскольку каждый урок – необъятная глыба. За один урок в неделю мы затрагиваем малую частичку материала, поэтому многие темы получают своё продолжение во внеурочной деятельности, в воспитательной системе класса. Правильнее, наверное, было бы распределить материал учебника на 2-3 года и изучать более подробно каждую тему.

Педагогические наблюдения, собственные исследования позволяют сделать весьма неутешительные выводы: нравственно здоровых детей, для которых доброта, оказание помощи, сострадание, сорадость, милосердие являются потребностью, становится меньше. Изучая многие темы, я использовала материал учебника, задания в «Рабочей тетради», дополнительное задание, которое ребята дома должны обсудить с родителями. Вместе с обучающимися собираем материал для портфолио, чтобы в дальнейшем (по мере необходимости) ученики могли его использовать.

Теме воспитания в детях чувства сострадания и чуткости к проблемам окружающих людей был посвящен классный час, прошедший в начале октября, в Международный день пожилых людей.

Каждый ребенок смог сделать маленький подарок, от всего сердца, бабушкам и дедушкам.

В ходе проведения классного часа, общаясь с людьми преклонного возраста, ребята смогли лично убедиться, как немного нужно для того, чтобы их глаза зажглись огоньком радости и надежды.

Вот мнение одной из мам: «Пока мы молоды, мысль о старости кажется нам такой далекой и даже невозможной. Нам кажется, что мы будем всегда молоды, но жизнь быстротечна, годы проходят быстро, и в какой-то момент человек начинает понимать, что он пополняет ряды бабушек и дедушек.

И главная миссия для нас, взрослых – привить чувства любви, уважения и почитания к людям преклонного возраста подрастающему поколению - нашим детям.

Погружаясь каждый новый день в рутину дел, в погоне за материальными благами, мы частенько ловим себя на мысли, что мы что-то упустили, кому-то недодали душевной теплоты, не подставили свое плечо.

Так будем же человечны, перестанем делить невзгоды на свои и чужие, и научим этому наших детей».

По результатам беседы мною было определено процентное соотношение распределения детей по степени сострадания:

  • Высокая степень проявления сострадания – 21%;
  • Средняя степень проявления сострадания – 62%;
  • Низкая степень проявления сострадания – 17%.

Следует отметить, что наиболее высокие результаты были получены по шкале проявления сострадания к животным, чуть меньше по шкалам: проявление сострадания к родным, к героям художественных произведений. Полученные данные во многом соответствуют возрастным особенностям развития, в данном возрасте высока степень эгоистичного поведения, а потому проявление сострадания к сверстникам, знакомым и незнакомым людям имеет низкую степень сформированности. Однако в целом по выборке преобладает средняя степень проявления сострадания.

СОСТАВЛЕНИЕ БУС (из родительского собрания)

Родителям было предложено собрать бусы.

Перед вами бусины:

  • Белые – “я человек сострадательный, проявляю сострадание всегда и ко всему живому”;
  • Желтые – “я думаю о сострадании, но не всегда его проявляю”;
  • Красные – “я считаю, что не все в этом мире достойны сострадания”.

Выберите ту, которая отражает ваши взгляды.

Доминирующее положение в бусах, собранных родителями, имели белые бусины.

А ВОТ КАКИЕ БУСЫ ПОЛУЧИЛИСЬ У РЕБЯТ:

Преобладали бусины желтого и красного цветов.

Правда есть о чем подумать? (Сравнение бус)

При воспитании нравственной сферы личности необходимо уделять особое внимание развитию чувства сострадания, способности проявлять эмпатию не только по отношению к родным и близким, но и ко всему окружению. Наиболее ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, потом к родителям, и меньше – к старикам, сверстникам и другим людям.

Надеюсь, что ни один урок этого курса не прошёл бесследно для моих учеников и оставил след в сердце каждого.

Для учителя преподавание предмета «Основы православной культуры» - это постоянное совершенствование себя, огромная «работа души и душой». Жаль, что только в 8 классе ребята вернутся вновь к этим темам, а не раньше. Поскольку данный курс необходим на протяжении всего периода формирования и становления личности ребенка.

Литература

Учебник. Кураев А.В. «Основы православной культуры» 4-5 кл.,  М., Просвещение, 2011.

«Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей» Чебоксары, «Новое время», 2010

Данилюк А.Я. «Основы православной культуры. Книга для родителей» М., Просвещение, 2010.