Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Нравственный аспект в формировании готовности детей к школе»

МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад 10 «Аленушка» села Варны

 

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

 

Ишмухаметова Татьяна Фаридовна

педагог -психолог

 

Ключевые слова: воспитатель, готовность, подготовка к школе, родители, ребенок дошкольного возраста, нравственность, нравственное поведение.

Аннотация статья посвящена вопросу в подготовке детей к школе с учетом нравственного воспитания. Автор предлагает взаимодействовать с  семьями детей по подготовке к школе Приведены примеры методов и мероприятий по развитию нравственности у детей дошкольного возраста и взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей.

AbstractThe article is devoted to the issue of preparing children for school in the light of moral education. The author suggests interacting with families of children in preparation for school. Examples of methods and activities for the development of morality in children of preschool age and the interaction of pre-school educational institution with the family.

Keywords:educator, readiness, preparation for school, perents, child preschooler, moral, moral behavior.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний. Одним из важных компонентов готовности является формирование нравственности. Нравственноевоспитание дошкольников особенно важно, именно в дошкольномвозрастеребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

Нравственноеповедение – это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципов, на его мировоззрении[2,с.63]. Привычка нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами формируется у ребёнка дошкольного возраста только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье, в детском саду будут предъявляться ребёнку постоянно. Дошкольный возраст характеризуется тем, что в этот период происходит развитие моральных эмоций и формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами. Ребёнок усваивает определённую систему нравственных норм и правил поведения в обществе[4,с. 45].

Процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка[2,с.77].

Исследователями проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста были : (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.). Они  рассматривали  вопросы  моральных представлений, знаний и суждений, морального поведения, моральных чувств дошкольников.Ж. Пиаже был одним из первых, кто подошел к этому вопросу с глубоким  изучением моральных представлений, знаний и суждении детей. Он смог выявить, что в процессе развития моральное сознание детей проходит две стадии: объективной морали и субъективной морали[1,с.151].

В дальнейшем нравственные представления, знания и суждения детей дошкольного возраста изучались уже в сопоставлении с моральным поведением (С.Н.Карпова, В.К. Котырло, Л.Г. Петрушина, Е.В. Субботский). В исследованиях достаточно широко рассматривали  проблемы моральных чувств ребенка (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, В. Штерн и др.[1,с.158].

Исследования показывают, что моральные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям[4,с.231]. Они отмечают, что эмоциональная сфера занимает на протяжении дошкольного детства центральное место.

Таким образом, в центре внимания проблемы нравственного аспекта в формировании готовности детей к школе оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития нравственных чувств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; педагогические условия и средства, способствующие формированию поступков нравственного поведения у детей.

Сегодня достоверно известно, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения[3,с.72].

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий [1,с.18]. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком. Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов[4,с.34]. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В сюжетно-ролевой игреотражается отношение между людьми и смысл их труда. Выполняя  определенные роли, дети дошкольного возраста учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе[1,с.157].

На формирование нравственных суждений и оценок у детей дошкольного возраста так же оказывает влияние художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети  стремятся определить положительных героев и принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Ребенок дошкольного возраста стремится подражать любимым героям [1,с.159]. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Ребенку  трудно отнести себя к отрицательному персонажу.

В сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль,В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что ребенок легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе[5,с.170].

Дошкольная общеобразовательная организация (МКДОУ № 10) «Алёнушка», Челябинской области села Варны работает по основной общеобразовательной программе «Детство». Одними из направлений программы является духовно-нравственное формирование личности и взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей. В дошкольной образовательной организации педагоги проводят с детьми работу по формированию нравственного поведения. Организуют и наблюдают за сюжетно - ролевыми играми, читают художественную литературу, проводят беседы о нормах поведения. Так же педагоги дошкольной организации Ишмухаметова Т.Ф. и Гадуш И.А. написали и реализуют в настоящее время  проект для детей старшего дошкольного возраста «Путь к выбору профессии». Задачами которого являются: воспитание  уважительного и доброго отношения к людям разных профессий, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование положительного отношения к труду. Добренькая Г.В. написала и осуществляет работу по проекту «Экологическая тропа» целью которого является представлений детей о правильном поведении в природе. Педагоги Коломыцева О.В. и Салищева М.З. проводят проектную деятельность под названием «Пусть всегда будет мама». Задачи проекта: создание теплых взаимоотношений в семье, воспитание любви, уважения и бережного отношения к матери.

В работе с родителями по нравственному аспекту в формировании готовности детей к школе используются консультации, родительские собрания. Ведется работа педагога – психолога, учителей-логопедов, дефектолога по коррекции поведения детей дошкольного возраста и по подготовке их к школе. Специалисты детского сада работают с детьми на формирование адекватной самооценки, положительное отношения к школе, учителю, новым знаниям. Активно используют в своей работе сказкотерапию, песочную терапию, арт-терапию, делают совместные поделки и дарят их воспитателям, родителям.В детском саду проводятся дни «открытых дверей», когда родители могут смотреть за поведением своего ребенка в группе, наблюдать за ним во время непосредственно-образовательной деятельности. Работает консультационный центр на базе МК ДОУ № 10 с. Варны, в котором осуществляется работа педагогов с родителями по подготовке детей к школе. Родители могут бесплатно получить консультацию специалистов и помощь в формировании определенных качеств, умений в том числе и по нравственному компоненту для детей дошкольного возраста.

Таким образом, подготовка детей к школе будет более успешна, если в дошкольном возрасте формируют нравственность. Необходимо формировать у детей адекватную самооценку, научить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Создать модель для детей старшего дошкольного возраста учитель-ученик, которая будет способствовать подготовке к школе, формировать положительного к ней и учителям отношения. Важно научить детей сотрудничеству, работать вместе в коллективе сообща при помощи сюжетно-ролевых игр, бесед. В непосредственно-образовательной деятельности предоставить возможность детям активно отвечать, друг друга слышать. Формировать у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко взрослым, к воспитателям, родителям. Тогда нравственное воспитание будет положительно влиять на подготовку детей к школе.

Библиографический список /listofliterature

  1. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко— М., 1988. — 415 с.
  2. Дошкольная педагогика : в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой — М., 1988.
  3. Дошкольник в семье / сост. В. И. Чудакова— Минск, 1984.
  4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.
  5. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э. К. Сусловой— М., 2000.