Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста Проект «Люби и знай свой край родной»
МОУ "Рабитицкая НОШ"
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста
Проект «Люби и знай свой край родной»
Висящева Елена Николаевна
Воспитатель
Паспорт проекта
Тема
|
«Люби и знай свой край родной»
|
Вид
|
Информационно - творческий, практико-ориентированный, краткосрочный
|
Автор-разработчик
|
Воспитатель Висящева Е.Н.
|
Участники проекта
|
Воспитатель, муз.руководитель, дети 6 лет, родители (законные представители)
|
Цель
|
Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре своего округа и родной деревни, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
|
Задачи
|
|
Ожидаемые результаты
|
Родители воспитанников активно включаются в совместную деятельность с детским садом.
|
Нормативно-правовая база
|
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН»
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
|
Учебно-методическое обеспечение
|
Патриотическое воспитание дошкольников.» Методическое пособие. - М; ЦГЛ., 2015 г.
«Проектная деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, А. Н. Веркса. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2014 г.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.» Учебно-методическое пособие. О. Л. Князева, М. Д. Маханева; Детство-Пресс, 2016 г.
|
Проблема: формирование и углубление знаний о родной деревне, воспитание у детей патриотических чувств.
Гипотеза: Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории деревни, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям деревенской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Срок реализации: 4 недели.
Особенность проекта заключается в оригинальном планировании образовательной деятельности в разных видах детской деятельности
Актуальность
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
Поэт Симонов
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родной деревне и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
Методы и приемы:
- наглядный (организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, презентаций);
- словесный (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок);
- игровой (дидактические и подвижные игры);
- практический (экскурсии и наблюдения)
Принципы работы:
-
Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками.
-
Принцип системности: занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
-
Принцип личностно-ориентированного подхода.
-
Принцип повторности.
-
Принцип наглядности.
-
Принцип доступности.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
-
Изучение нормативно – правовой базы и психолого – педагогической литературы по проекту:
-
Определение цели и задач проекта.
-
Изучение литературы по теме.
-
Подбор методической литературы.
-
Подготовка развивающей среды (рисунки, подбор иллюстраций)
-
Разработка системы занятий.
-
Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, загадки, сказки).
-
Подготовка познавательных презентаций.
2 этап – основной:
-
Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта (;
-
Чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;
-
Проведение экскурсий на ЗАО ПЗ «Рабитицы», к стеле Памяти, на скейтплощадку;
-
Активное включение в работу родителей воспитанников.
3 этап – заключительный:
-
Выставка творческих работ детей;
-
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Перспективное планирование работы
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
ООД
|
|
|
|
|
Продуктивная деятельность
|
Фотоальбом «Моя малая родина»
|
Конструирование «Достопримечательности нашей деревни»
|
Обрывная аппликация «Мой дом»
|
Плакат к Дню работников сельского хозяйства.
|
Беседы
|
«Мы живем в Рабитицах»
|
«Дом, в котором я живу»
|
«Труд людей сельского хозяйства»
|
«Стела Памяти героям»
|
Дидактические игры
|
«Собери флаг», «Собери герб», «Загадай, а мы отгадаем»
|
«Подбери словечко», «Было – стало»
|
«Пазлы – профессии людей»
|
«Собери солдата»
|
Подвижные игры
|
«Мы трактористы»
|
«Что в ведро мы соберем»
|
|
«Кто быстрее»
|
Сюжетно-ролевые игры
|
«Магазин»
|
«На заводе»
|
«Мы – экскурсоводы»
|
«В библиотеке»
|
Исследовательская деятельность
|
Мероприятие в библиотеке «Знакомство с творчеством Чуковского»
|
Экскурсия на ПМЗ «Рабитицы»
|
Экскурсия в «Машинно-тракторный парк»
|
Прогулка по березовой Аллее.
|
Чтение художественной литературы
|
Былины
|
Е.Сосновский «Книга о Профессиях»
|
Стихи и рассказы о Родине
|
Русские наролные сказки
|
Использование ИКТ
|
Презентация «Моя малая родина – Рабитицы»
|
|
Презентация «Чтобы помнили» (воспитанник группы)
|
Презентация «Наши добрые дела в Рабитицах»
|
Работа с родителями
|
Родительское собрание «Наша малая Родина»
|
Консультация «Воспитаем маленьких патриотов»
|
Возложение цветов к стеле Памяти
|
Конкурс детско-родительских рисунков «Люби и знай свой край родной»
|
Продукты деятельности по проекту:
-
Поздравительный плакат ко Дню сельского работника.
-
Выставка рисунков «Люби и знай свой край родной».
-
Возложение цветов к мемориальному комплексу погибших воинов.
-
Фотоальбом достопримечательностей «Моя малая родина»
-
Дидактический материал.
Результативность проекта
Дети имеют представление о деревне, в которой они живут. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Знают, что является их «малой» Родиной, испытывают чувства
гордости за свой край, деревню.
Имеют представление о достопримечательностях деревни.
Проявляют интереса к родному краю, который находит
отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и
педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры деревни
Рабитицы, поможет сформировать заботливое отношение .
Заключение: В настоящее время этот проект актуален и
особенно труден, требует большого такта и терпения, так в
молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются
важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.
Итоги проделанной работы показывают эффективность выбранного направления по формированию представлений у дошкольников проблем …….Систематическая работа по проекту помогла постепенно и последовательно решить поставленные задачи