«НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
МДОУ «Детский сад № 101», г.Ярославль.
"НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Авторы: Белова И.В. – заведующий,
Девяткина М.А., Таргонская Т.В. - старшие воспитатели
Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Патриотическое воспитание дошкольников – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.
Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании). Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Работая в условиях социального партнерства, мы создаём возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Основные задачи работы по воспитанию нравственно – патриотических качеств у дошкольников, через сотрудничество с родителями, это:
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединить усилия для развития и воспитания детей;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество, взаимодействие ДОУ и семьи.
Наряду с традиционными формами работы, наш МДОУ «Детский сад №101» с семьей использует инновационные формы и методы работы: выставки; соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; консультации специалистов; взаимосвязь осуществляется и через газету детского сада для родителей: «День за днем», с разными темами на каждой странице, интервью с родителями и детьми на определенные темы; семейные спортивные встречи; почта доверия, телефон доверия; семейные проекты; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания и др.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в воспитании у дошкольников нравственно – патриотических качеств.
Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный ЧЕЛОВЕК, который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В настоящее время воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует большого терпения. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.
Свой опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию, мы хотели бы представить в виде презентации опыта работы МДОУ «Детский сад № 101»в рамках реализации проекта « Детский сад - Семья - Дети Ярославля».