Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

НОУ «Истоки», как центр формирования и активизации познавательных интересов в проектной деятельности учащихся

МБОУ СОШ №1 ст. Староминская МО Староминский район

Краснодарского края

Автор: Штомпель Галина Григорьевна, учитель истории и обществознания

НОУ «Истоки», как центр формирования и активизации познавательных интересов в проектной деятельности учащихся

Учитель  истории  и обществознания, руководитель НОУ  «ИСтоки»  МБОУ СОШ №1 Староминского района Штомпель Галина Григорьевна

«Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата».

Таким общим результатом для учителей и учеников МБОУ СОШ №1 стало в сентябре 2005 г. создание НОУ «Истоки». На период начала работы функционировали 4-е секции (4-е учителя и 11 учеников), которые работали по 3-м направлениям: естественнонаучное, социально-экономическое, гуманитарное. К концу 2017- 2018 уч. г. НОУ «Истоки» объединяет 15 секций (17 учителей и 87 учащихся).

В работе общества задействованы обучающиеся начальных классов «Мини-академия наук», среднее звено «Юниоры», старшее звено «Истоки». Создана системы работы,  как с одаренными учащимися, так и с  менее способными детьми, при этом задействованы дети разных возрастных категорий. Параллельно проводится работа по обучению руководителей исследовательских проектов среди учителей МБОУ СОШ №1 в рамках НОУ «Истоки», так как желание учащихся проявить себя в исследовании превышает возможности одного – двух руководителей проектов. Используются такие формы, как  семинары, методические дни, практикумы, открытые заседания НОУ «Истоки». Из опыта работы видно, что данный вид деятельности с учащимися востребован, это видно по количеству присутствующих педагогов и завучей по воспитательной работе  всех школ Староминского района  на открытых  заседаниях НОУ «Истоки».  Почему же данный вид деятельности учащихся так востребован? На этом вопросе хочется остановиться подробнее.

Нельзя не согласиться с   В.В. Гузеевым, который  подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:– личностно ориентированное;– использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;– представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда».

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на формирование и развитие познавательного интереса. А для учителя проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, «что ситуации, вокруг которых разворачивается образовательный цикл, являются подлинно проблемными для учащегося. Решая эти ситуации, ученик использует приобретённые ранее знания и умения, получает из разных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает неоценимый личностный практический опыт». Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

В процессе проекта усилия педагога и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

При отборе содержания проекта педагог опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъект своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной педагогом, а на основе самостоятельно принятого решения.

Для  формирования и активизации познавательных интересов в проектной деятельности учащихся в рамках нашей школы  сформирована структура НОУ и создан алгоритм деятельности учащихся. Система получилась достаточно гибкая. В рамках НОУ с учащимися работают как учителя предметники, так и классные руководители. В первом случае разрабатываются индивидуальные и групповые проекты, во втором случае - локальные социальные проекты в рамках классного коллектива.

Ребятам интересны все формы исследований, они  принимают участие в районных, краевых, и всероссийских конкурсах, форумах, викторинах, круглых столах, мастер- классах, семинарах. Напрямую соприкасаясь с живыми носителями информации, архивными материалами, музейными экспонатами, учащиеся по-новому осмысливают своё место в жизни родной станицы, поэтому не случайно, что  большое количество учащихся плодотворно работает совместно с  местными музеем и архивом.

О работе научного общества также можно судить по публикациям в районной и краевой прессе. В дальнейшем полученный материал используется на уроках истории, кубановедения, обществознания, классных часах.

Для того, чтобы достичь подобного результата, каждый научный руководитель проводит индивидуальную работу, хотя в последнее время мы все чаще используюем и  коллективные формы работы (социальные проекты).  

Хочется отметить, что данные методы и формы работы  были апробированы на  классном коллективе, где я работала классным руководителем с 2009 по 2016 годы,  в процессе реализации  проекта «Изучение и возрождение казачьей идентичности в рамках школьного ученического самоуправления».  Деятельность уч-ся 8-11  А класса  показала, что коллективные проекты могут быть успешными и интересными для учащихся. Проект был  направлен на изучение и возрождение казачьей идентичности  в рамках школьного ученического самоуправления, развитие чувства патриотизма и гордости за свою малую родину и нашу страну, а так же укрепление межпоколенческих связей, возрождение казачьих, семейных ценностей и традиций. Проект разрабатывался в рамках НОУ «Истоки» и классного коллектива 8-11 А класса МБОУ СОШ №1 с привлечением станичного казачьего сообщества и родительской общественности. Так, преобразовывая сложное в простое, выстраивая смыслы, эмоционально поддерживая каждого и определяя значение труда, вложенного каждым участником, шла работа над проектом.

Целью и задачами  проекта было: Обучение учащихся навыкам самоорганизации и групповой работы с использованием казачьих обычаев и традиций.  Помощь возрождению казачьей идентичности. Приобщение учащихся к изучение истории семьи, местных традиций. Апробирование казачьих форм ученического самоуправления с использованием опыта работы в области проектной и краеведческой деятельности НОУ «Истоки» в качестве социокультурного центра. Проведение анализа и систематизации полученных материалов, обобщение данных, использование в практической деятельности. Развитие навыков критического и   творческого мышления,  умения работать с информацией и в коллективе,  владеть культурой коммуникации.

Сроки реализации проекта -2011-2015гг. Предмет исследования:  процесс и результаты изучение и возрождение казачьей идентичности  в рамках школьного ученического самоуправления .

Структура проекта:  1 этап – Этап организационно-подготовительный.

 2 этап – Формирующий этап.

3 этап – Изучение и обобщение результатов опытно-экспериментальной деятельности.

Модель классного самоуправления 8-11А класса представлена на слайде.

Приоритетными направлениями деятельности в рамках данного проекта стали: Первое  направление: «Казачьему самоуправлению – быть!» (ответственная Данилейко Ю.).  

-Оформлена работа классного самоуправления в форме казачьего круга во главе с атаманом Данилейко Ю.

-В работе казачьего круга участвуют все учащиеся класса, а в правление вошли ответственные за основные направления проекта и ответственные за учебную деятельность.

- В течении двух лет принимали участие в слетах казачьей молодежи, заняли 1 место на зональном смотре казачьих классов в городе  Ейске 2012г.. Стали победителями заочного и участниками очного  тура краевого конкура на лучший казачий класс в городе Краснодаре  в 2012- 2013 уч. году и 20123-2014уч. году.

-Участие в торжественном параде, посвященном Дню реабилитации Кубанского казачества  в г. Краснодаре.2013г.

Второе направление  «"Православный" и "казак"  -  тождественные понятия!» (ответственный Самойленко C.).

 - Организована  работа православного воспитания учащихся  в классном коллективе  в форме бесед  и диспутов  с настоятелем Свято – Покровского храма  отцом Алексеем.

- Написание научно-исследовательских работ духовного содержания, участие в  конференциях и олимпиадах  по ОПК,  посещения храмов и святых мест Краснодарского края.

 Третье направление «Истоки земли Староминской…» (ответственная Крикун В.).

-Участвовали в сборе, систематизации и популяризации краеведческого  материала о своей малой Родине.  В итоге было создано несколько  интересных работ о неизвестных  страницах истории  казаков Староминского района  (участие староминчан в  русско-японской войне 1904-1905гг. и русско-турецкой войне 1877-1878гг.)

 - Исследовательские проекты учащихся становились неоднократно победителями и призерами муниципального,                зонального и краевого  этапов краевого конкурса научно-исследовательских работ «ЭВРИКА»,  краевой научно-практической конференции учащихся общеобразовательных учреждений  по истории и культуре кубанского казачества.

Четвертое направление  «Казачьему роду нет перевода!»  (ответственная Штомпель А.)

-Участвовали в сборе, систематизации и популяризации краеведческого  материала о своей семье.  В итоге было создано несколько  интересных работ раскрывавших неизвестные страницы истории семьи.

Порядок контроля и оценивание проекта - полностью отвечал этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, оценка проводилась в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Оценивался  данный проект   по конечному или  промежуточным результатам, по сплоченности ученического  коллектива, усвоению обычаев и традиций кубанского  казачества в том числе и в рамках ученического самоуправления, количеству и качеству написанных  исследовательских работ, количеству призовых  мест на районных, краевых и всероссийских конференциях,  вовлечению в деятельность самоуправления учащихся,  изыскательскую деятельность одноклассников, количество  публикаций в прессе. Я считаю, что  деятельность ученического коллектива достаточно  эффективна, если судить по достигнутым результатам.  Реализация данного проекта позволила вовлечь в  плодотворную и созидательную деятельность помимо  учащихся МБОУ СОШ №1,  еще их родных и близких, а так же  жителей Староминской, Новоясенской не равнодушных к истории и проблемам своей малой родины.

Работая над социальными проектами и создавая работы краеведческого плана,  учащиеся  МБОУ СОШ №1  не только удовлетворяют  своё любопытство по поводу истории своих семей,   и обогащают  фонды районного музея и архива, но  совместно апробируют и стараются приспособить  к современным  реалиям исторические формы казачьего самоуправления используя  свой творческий потенциал.  

Таким образом, можно сделать следующий вывод: любой проект  (индивидуальный или же коллективный)– это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело. Метод проектов актуален и очень эффективен. Его использование позволяет формировать и активизировать познавательный интерес школьников; дает ученикам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в свою очередь позволяет успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях.

Успешность реализации  проектной деятельности  зависит от выполнения ряда требований:

•        Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

•        Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

•        Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

•        Структурирование содержания проекта (с указанием промежуточных результатов)

•        Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.