Номинация: «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей» Название: «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ордена Дружбы народов гимназия №3 им. А.М. Горького» городского округа г. Уфа Республика Башкортостан
Номинация: «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей»
Название: «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин»
Камалова Марина Николаевна
заместитель директора по ВР
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа духовно-нравственного воспитания школьников «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин» МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан |
Заказчик |
Администрация МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан |
Основные разработчики |
Камалова Марина Николаевна |
Исполнители программы |
Педагоги и учащиеся МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан |
Цель программы |
|
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы |
2016 – 2020 гг. |
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программу рекомендуется использовать в гимназии с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.
Правовой базой для составления программы являются:
· Конвенция ООН о правах ребенка.
· Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы”.
· Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
· Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
Генеральная цель:
· Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
· Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи:
· Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
· Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
· Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
· Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
· Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
Основные принципы организации воспитания:
· Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
· Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
· Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
· Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
· Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
· Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан
Кадровое обеспечение:
· педагоги МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан;
· педагоги дополнительного образования;
· психолог;
· социальный педагог;
· старшая вожатая;
· медицинский работник гимназии.
Организация программы
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 5 лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.
II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
III категория: учащиеся 9–11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
« Я – я»
Формирование гражданского отношения к себе.
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
2. Задачи.
- Формирование у школьников правосознания и воспитание в них гражданской ответственности.
- Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей учащихся.
- Воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
- Формирование у школьников потребности к самообразованию, воспитанию морально-волевых качеств, умений проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
3. Содержание проблемы.
- Я – часть природы, моя жизнь величайший дар природы.
- Мое жизненное предназначение.
- Я – носитель мужского или женского начала.
- Мужественность и женственность. Характерные черты мужчины и женщины.
- Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости.
- Самопознание – это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей.
- Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной работы.
Младший школьник:
— развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, воображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различные игры и упражнения
Младший подросток:
— формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «я»
— формировать положительную «Я-концепцию»
— формировать половое самосознание и здоровый образ жизни
Старший подросток:
— формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании. Научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей. Сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; анализировать свою деятельность (учёба, общение, труд) и внутреннее состояние.
1) Организация помощи ветеранам педагогического труда;
2) Организация деятельности совета старшеклассников района и Мариинской Федерации.
3) Координация работы классных руководителей по проблемам изучения личности школьника.
4) Проведение психологических тестов, диагностик.
5) Проведение классных часов на морально-правовые темы.
6) Создание условий для самореализации личности ребенка через участие в классных и общешкольных мероприятиях.
7) На уроках и во внеурочное время знакомить учащихся с правилами жизни, труда и поведения, прививать им практические навыки участия в жизни школьного коллектива, учить соотносить свои поступки с правилами и нормами общественной морали.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
«Я – я»
№
|
Название мероприятия
|
Форма
|
Класс
|
Ответственные
|
Время проведения
|
1
|
«Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Хочу и надо»
|
Беседы
|
5 - 8 |
Классные руководители
|
2016-2020
|
2
|
«Поверь в себя»
|
Тренинг
|
7 - 11
|
Классные руководители, психолог
|
2016-2020
|
3
|
«Письмо самому себе»
|
Конкурс на лучшее письмо
|
1
|
Творческие группы класса
|
2016-2020
|
4
|
«Мой сосед по парте»
|
Час откровенного разговора
|
1 - 4
|
Классные руководители
|
2016-2017
|
5
|
«Я и мы»
|
Коллективная беседа
|
5 - 8
|
Классные руководители
|
2016-2017
|
6
|
«Правила счастливого человека»
|
Психологический практикум
|
9 - 11
|
Психолог, классные руководители
|
2016-2017
|
7 |
Праздник профессий |
праздник |
1 - 4 |
Классные руководители |
2016-2017 |
8
|
«Кем быть?» (профессиональное самоопределение)
|
Тест
|
9 - 11
|
Психолог, классные руководители
|
2016-2020
|
9
|
«Что такое личность?», «Человек среди людей»
|
Беседы
|
9 - 11
|
Классные руководители
|
2016-2018
|
10
|
«Быть человеком»
|
Дискуссия
|
10
|
Классные руководители
|
2017 |
11
|
«Урок милосердия и доброты»
|
Беседы
|
5 - 8
|
Классные руководители
|
2016-2020
|
12
|
«Когда душа умеет слышать – увидеть сердце поспешит» |
Акция милосердия
|
5 - 11
|
Зам.директора по ВР ст. вожатая соц.педагог
|
Первая декада декабря ежегодно
|
13
|
«Наши профессиональные намерения»
|
Анкетирование
|
9 - 11
|
Психолог, соц.педагог
|
2016-2020
|
14 |
«Гигиена подростка» |
Беседы с врачами |
5 - 8 |
Мед.работник |
2016-2020 |
15 |
«Режим дня в жизни школьника» |
беседа |
1 - 4 |
Классные руководители
|
2016-2020 |
16 |
«Сам себе психолог» |
беседа |
9 - 11 |
Классные руководители, психолог |
2018 |
17 |
«Не оставайтесь наедине со своими неприятностями» |
практикум |
9 - 11 |
психолог |
2016-2020 |
18 |
«Дороги, которые мы выбираем»
|
Экскурсии по графику
|
6-11
|
Классные руководители
|
2016-2020
|
4. Классному руководителю.
Установка в классе правил, универсальных принципов и нравственных норм, определяющих отношения учащихся друг к другу и к окружающим людям: пожилым, малышам, женщинам, незнакомым, сверстникам. Проведение конкурса на лучшее письмо к самому себе на тему: «Какие потенциальные возможности во мне не раскрыты?».
5. Предполагаемый результат деятельности.
Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
«УЧЕНИК И СЕМЬЯ»
Формирование гражданского отношения к своей семье.
1. Содержание деятельности.
Основное содержание данного направления – подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.
2. Задачи
- Формировать уважение к членам семьи.
- Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
- Формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.
- Содержание проблемы.
- Гражданин и семья.
- Происхождение семьи.
- Поведение и действия достойного сына и дочери.
- Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие.
- Верность – основа семьи.
- Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки.
- Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки.
Младший школьник:
— формировать навыки санитарно-гигиенической культуры, воспитывать уважение к членам семьи
Младший подросток:
— научить подростков навыкам общения в семье
Старший подросток:
— сформировать у учащихся правильное представление о создании семьи.
- Организация и проведение недели с изучением родословной семьи, праздник «Шежэрэ-байрам».
- Организация и проведение родительских лекториев (ежегодно - февраль).
- Организация деятельности Родительского комитета каждого класса, Совета школы, Попечительского совета.
- Проведение общешкольных и классных родительских собраний.
- Конкурс рисунков и сочинений на тему: «Что значит слово мама для меня».
Мероприятия по реализации воспитательной программы
«УЧЕНИК И СЕМЬЯ»
№
|
Название мероприятия
|
Форма
|
Класс
|
Ответственные
|
Время проведения
|
1
|
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»
|
Беседа
|
9 - 11
|
Классные руководители
|
2016-2020
|
2 |
Конкурс рисунков «Сердце матери» |
конкурс |
1 - 4 |
Актив школы, классные. руководители
|
ежегодно |
3
|
«Забота о родителях – дело совести каждого»
|
Беседа
|
9 - 11
|
Классные руководители
|
2016-2017
|
4
|
«Дети + родители + учитель»
|
Совместные вечера
|
1 - 4
|
Классные руководители
|
В течение 2016-2017 года
|
5
|
«Мои родные - защитники Родины»
|
Фотовыставка
|
5 - 8
|
Классные руководители
|
Февраль ежегодно
|
6
|
«Педагогика для родителей»
|
Общешкольные родительские собрания
|
1 - 11
|
Администрация гимназии, классные руководители
|
2 раза в год
|
7
|
«Как уберечь детей от наркотиков»
|
Советы для родителей
|
5 - 11
|
зам.директора по ВР, соц.педагог, классные руководители
|
В течение года |
8
|
Конкурс стихов о маме «Загляните в мамины глаза» |
конкурс |
5 - 11 |
Учителя литературы |
Каждый год |
9 |
«Генеалогическое древо моей семьи», Шежэрэ-байрам |
Творческая мастерская |
1 - 8 |
Зам.директора по УВР, классные руководители |
ежегодно |
10 |
«Забота мамы» |
Беседа - рассуждение |
5 |
Классные руководители |
2016-2017 |
11 |
«Роль отца» |
Беседа - рассуждение |
6 |
Классные руководители |
2016-2017 |
12 |
«Воспитание человечности» |
Диспут |
8 |
Классные руководители |
2017-2018 |
13 |
«Я в ответе за младших в семье» |
Конкурс сочинений |
5 - 8 |
Учителя литературы |
2017-2018 |
14 |
«Культура внешнего вида» |
Проверка внешнего вида, школьной формы |
1 - 11 |
Администрация, соц.педагог, ст.вожатая |
В течение года, дважды в месяц |
15 |
«Что значит слово мама для меня».
|
Конкурс рисунков |
1 – 8 |
Учитель ИЗО |
2016-2017 |
- Классному руководителю:
Особое внимание уделить привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса. Организовать заочные путешествия «Здесь живет моя семья», праздники семейных династий, встречи, беседы.
С целью подготовки к будущей семейной жизни организовать консультации или лектории с участием психолога и врача.
- Предполагаемый результат деятельности.
Сформирование у школьников понятия сущности социальных ролей:
- настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;
- настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;
- настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;
- настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.
«УЧЕНИК И КУЛЬТУРА»
Формирование гражданского отношения к культуре.
1. Содержание деятельности.
Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьниками значимости искусства и национальной культуры для человека современного мира, развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства, литературы, фольклора.
2. Задачи.
- Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности, формировать эстетические вкусы и идеалы.
- Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
- Формирование и развитие основ этнокультурного самосознания учащихся.
3. Содержание проблемы.
- Познание прекрасного в окружающей действительности.
- Значение искусства в воспитательном процессе.
- Этнические отношения – это реальность, которая постоянно развивается, выдвигает новые проблемы.
- Выявление способностей, наклонностей каждого ребенка и их реализация через сеть учебных объединений, клубов по интересам и спортивных секций, конкурсы, праздники, экскурсии.
Младший школьник:
— познакомить учащихся с произведениями искусства, воспитывать в них чувство прекрасного, развивать их воображение, творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности.
Младший подросток:
— воспитывать в детях чувство прекрасного, учить их различать красивое и безобразное, развивать их творческие способности.
Старший подросток:
— формировать эстетические вкусы, идеалы.
а) Проведение предметной недели по истории и краеведению в 5 – 11 классах.
б) Проведение викторины «Мой край» в 5 - 11 классах.
в) Организация экскурсий в школьный, краеведческий, национальный музей.
г) Организация и проведение силами учащихся концертов, посвященных Дню Учителя, Дню пожилого человека, , Мариинский бал, 8 Марта, патриотическая песня, Сиреневый бал.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
«УЧЕНИК И КУЛЬТУРА»
№
|
Название мероприятия
|
Форма
|
Класс
|
Ответственные
|
Время проведения
|
1
|
Экскурсии в музей
|
Экскурсии
|
1 - 11 |
Классные руководители
|
ежегодно |
2 |
Привлечение учащихся в кружки и секции |
доп.образование |
1 - 11 |
Педагоги ДО |
Сентябрь ежегодно |
3 |
Аксаковские дни в Башкортостане |
Литературные вечера, концерт |
9 - 11 |
Зам.директора по ВР, классные руководители |
Ежегодно в сентябре |
4 |
Неделя первоклассника «Путешествие в страну Знаний» |
Концерт, беседы, игры |
1 |
Классные руководители
|
Октябрь ежегодно |
5 |
Праздничный концерт «Спасибо Вам, учителя!» для ветеранов педагогического труда |
концерт |
2 – 11 |
Зам.директора по ВР, ст. вожатая, Мариинская Федерация |
Октябрь ежегодно |
6 |
Концерт артистов Филармонии «Цвети, мой Башкортостан» |
концерт |
1 – 7 |
Зам.директора по ВР, классные руководители |
Дважды в год |
7 |
День рождения Гимназии |
Праздничные мероприятия, концерт, фотографирование, работа площадок |
1 - 11 |
Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители, Мариинская Федерация |
18 декабря ежегодно |
8 |
Новогодние мероприятия |
Игры, новогодняя елка по классам |
1 – 11 |
Классные руководители |
Декабрь ежегодно |
9 |
Неделя вежливости |
Беседы, классные часы, театральные постановки школьной студии «Лето» и «Мариинка» |
1 - 11 |
Классные руководители, педагоги ДО |
Январь ежегодно |
10 |
Мариинский бал |
Танцевальный бал, театральное представление |
9 – 11 |
Администрация, зам.директора по ВР, педагоги ДО, Мариинская Федерация |
Последняя неделя февраля ежегодно |
11 |
Праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества |
концерт |
1 – 11 |
Зам.директора по ВР, Мариинская Федерация |
Февраль ежегодно |
12 |
Праздничный концерт «Весенняя капель» |
концерт |
1 – 11 |
Зам.директора по ВР, Мариинская Федерация |
Март ежегодно |
13 |
Органный концерт В. Муртазина |
концерт |
1 – 4 |
Зам.директора по ВР, классные руководители |
По графику ежегодно |
14 |
Весенний бал выпускников |
Праздник последнего звонка в гимназии и танцевальный бал всех выпускников г.Уфа на Советской площади |
11 |
Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители, представители ГК «Уфанет» |
Май ежегодно |
15 |
Сиреневый бал |
Концерт, танцевальный бал |
6 – 7 |
Зам.директора по ВР, классные руководители |
Май ежегодно |
16 |
Выпускной вечер |
Праздничные мероприятия |
11 |
Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители |
Июнь ежегодно |
17 |
Участие учащихся в районных, городских, республиканских, российских, международных конкурсах вокалистов |
конкурс |
1 – 11 |
Зам.директора по ВР, учитель музыки |
В течение года по графику |
4. Классному руководителю.
Содействовать организации клубов по интересам, учебных объединений и вовлечение в них учащихся с учетом их интересов и природных задатков. Организовать и провести классные часы, праздники, расширяющие знания учащихся об искусстве.
5. Предполагаемый результат деятельности.
Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности.
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов.
Успешные занятия детей в учебных объединениях художественно-эстетического направления.
Участие в художественной самодеятельности.
«УЧЕНИК И ШКОЛА»
Формирование гражданского отношения к школе.
1. Содержание деятельности.
Основное содержание деятельности – осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходные положения в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа является источником формирования необходимых качеств гражданина.
2.Задачи.
- Формировать у ребенка осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы.
- Воспитывать у школьников сознательное отношение к учению, развивать их познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
- Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения учащихся. Заниматься их физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно-гигиенической культуры.
- Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы и Устав Детской организации.
- Учить ценить свое и чужое время, быть примером для младших, уметь держать свое слово.
- Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, ответственном и творческом отношении к учению, умения и навыки рациональной организации умственного и физического труда.
- Формировать осознание своей принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
- Формировать сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к участию в спортивных состязаниях, оборонно-спортивных и санитарно-оздоровительных мероприятиях.
3. Содержание проблемы.
- Гражданин и школьный коллектив.
- Интересы личные и коллективные.
- Знания в жизни человека.
- Познавательная активность и культура умственного труда.
- Выполнение роли хозяина в школе, участие в школьном самоуправлении.
Младший школьник: — познакомить детей с правилами школьной жизни, воспитывать любовь к школе как второму дому
Младший подросток:
— сформировать у детей навыки культурного поведения, взаимоотношений в школе, воспитывать в них любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям.
Старший подросток:
— воспитывать у учащихся ответственность за сохранение существующих школьных традиций, помогать им в создании новых традиций, формировать у них навыки помощи младшим школьникам.
- Проведение операций «Санитарная пятница», «Школа – мой родной дом».
- Проведение предметных недель.
- Работа Мариинской Федерации – школьного органа самоуправления
- Организация и проведение школьной спартакиады.
- Мероприятия по изучению Устава школы.
- Проведение месячника «Здоровый образ жизни».
- Организация выпуска школьной газеты «Мариинка».
Мероприятия по реализации воспитательной программы
«УЧЕНИК И ШКОЛА»
№
|
Название мероприятия
|
Форма
|
Класс
|
Ответственные
|
Время проведения
|
1
|
Праздник первого звонка
|
Торжественная линейка
|
1-11
|
Зам, директора по ВР
|
Сентябрь
|
2 |
«Наши классные обязанности»
|
Организация дежурств, распределение поручений
|
1 - 11
|
Актив класса
|
Сентябрь ежегодно
|
3 |
Неделя финансовой грамотности «Мои права и обязанности» с приглашением сотрудников банков г. Уфы, преподавателей вузов
|
Консультации, беседы |
5 - 11
|
Классные руководители, учителя обществознания
|
3 четверть ежегодно
|
4 |
Неделя юридической грамотности с приглашением сотрудников адвокатских контор, представителей ЦОБ, работников судебной системы |
Консультации, беседы |
5 - 11 |
Классные руководители, учителя обществознания
|
2 четверть ежегодно |
5 |
«Поздравь учителя» (ко Дню учителя)
|
Поздравление, выпуск плакатов
|
1 - 11
|
Редколлегия класса
|
Октябрь ежегодно
|
6 |
Предметные недели
|
Викторины, игры, олимпиады
|
1 - 11
|
Учителя - предметники
|
ежегодно |
7 |
НПК «Горьковские чтения» |
НПК |
1 - 11 |
Зам.директора по НМР |
Март ежегодно |
8 |
Всероссийский фестиваль школьной науки ассоциированных школ ЮНЕСКО |
НПК |
1 - 11 |
Зам.директора по НМР |
Апрель ежегодно |
9 |
«Ученик года» |
конкурс |
1 - 11 |
Зам.директора по ВР |
Март ежегодно |
10 |
«Образцовый кабинет»
|
Смотр классных комнат
|
1 - 11
|
Администрация Профком |
ежегодно |
11 |
Вечер встречи с выпускниками
|
Концерт
|
10-11
|
Зам.директора по ВР
|
1 раз в год в декабре в день рождения гимназии
|
12 |
Праздник последнего звонка
|
Торжественная линейка
|
1-11
|
Зам. дир. по ВР
|
Май ежегодно |
13 |
«Родная школа в лицах» |
Фотовыставки |
1 - 11 |
Педагог ДО |
ежегодно |
14 |
Выпуск газеты «Мариинка» |
Сбор материала |
9 – 11 |
Редколлегия газеты, Мариинская Федерация |
ежемесячно |
4. Классному руководителю.
Организация и проведение Дня Знаний и Уроков гражданина России, конференций по научно-исследовательской деятельности, дней открытых дверей, тестирование.
5. Предполагаемый результат деятельности.
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к труду окружающих, забота о младших учащихся.
«УЧЕНИК - ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.
Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.
2.Задачи.
- Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
- Формировать у школьников осознание нравственного и правового долга, обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние.
- Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
- Воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы, бережное отношение к памятникам культуры и искусства, национального творчества.
- Формировать у школьников стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда. Обогащать их эстетические знания и совершенствовать умения и навыки.
3. Содержание проблемы.
Сегодня очень важен вопрос патриотического воспитания. Необходимо уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.
Младший школьник:
- познакомить учащихся с «малой» и «большой» родиной, её историческим прошлым, многообразной флорой и фауной, культурой, национальными традициями; воспитывать в них бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое Отечества.
Младший подросток:
— дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о значении родного языка, о патриотизме; познакомить детей с правами и обязанностями юного гражданина страны, воспитывать в них чувство национальной гордости.
Старший подросток:
— воспитывать у школьников политическую культуру, чувство ответственности за будущее своего города, страны.
- Проведение конкурсов рисунков и газет на патриотические темы.
- Проведение классных часов по государственной символике, гимну.
- Участие в торжественных митингах, посвященных Дню Победы.
- Участие в акции «Бессмертный полк».
- Проведение классных часов на тему: «Моя малая Родина».
- Участие в военно-полевых сборах для учащихся 10-х классов.
- Участие в спортивно-патриотической игре «Рекрут».
- Организация и проведение конкурса «А ну-ка парни».
- Организация правового всеобуча для учащихся и их родителей.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
«УЧЕНИК - ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»
№
|
Название мероприятия
|
Форма
|
Класс
|
Ответственные
|
Время проведения
|
1 |
Классные часы о патриотизме |
Беседы, дискуссии |
1 - 11 |
Классные руководители |
В течение года по графику |
2 |
Об ответственности несовершеннолетних
|
Встреча с работниками ЦОБ, ОДН |
5-10 |
Соц. педагог
|
В течение года по графику |
3 |
Совет профилактики правонарушений
|
Встреча и беседа с детьми (состоящими на внутришкольном контроле)
|
1-11 |
Соц. педагог администрация.
|
1 раз в четверть
|
4 |
Неделя юридической грамотности с приглашением сотрудников адвокатских контор, представителей ЦОБ, работников судебной системы |
Консультации, беседы |
5 - 11 |
Классные руководители, учителя обществознания
|
2 четверть ежегодно |
5 |
Встреча учащихся с известными людьми района
|
Беседы
|
1 - 8 |
Классные руководители
|
ежегодно |
6 |
Экскурсии в музеи г. Уфы
|
Экскурсии
|
1 - 7 |
Классные руководители
|
ежегодно |
7 |
«Мир глазами детей»
|
Конкурс рисунков
|
1 - 6 |
Классные руководители, учитель ИЗО
|
В течение года |
8 |
Конкурс стихов и рисунков, посвященных блокадному Ленинграду |
конкурс |
2 - 6 |
Классные руководители, учитель ИЗО
|
Январь 2016 |
9 |
Спортивно-патриотическая игра «Рекрут» |
Конкурс, эстафета |
10 |
Учитель ОБЖ |
Февраль ежегодно |
10 |
Уроки Мужества
|
Беседа, встреча с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн
|
1-11
|
Классные руководители
|
Май ежегодно
|
11 |
«Память сердца»
|
Митинг
|
1 - 11
|
Зам. директора по ВР
|
Май ежегодно |
12 |
Участие во всероссийской акции «Бессмертный полк» |
парад |
1 - 11 |
Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители |
9 мая ежегодно |
13 |
Смотр строя и песни |
конкурс |
4 |
Зам.директора по ВР, классные руководители |
Май ежегодно |
14 |
Военные сборы
|
Сборы
|
10
|
Учитель ОБЖ
|
Май ежегодно |
15 |
«Зажгите свечи» |
Классные часы |
1-11 |
Классные руководители |
Май ежегодно |
4. Классному руководителю.
Вовлекать учащихся в работу школьного музея, пополнение его коллекции. Организовать и провести классные часы, праздники на патриотическую тему. Углублять знания школьников о традициях своего народа, об истории России.
5. Предполагаемый результат деятельности.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.
Литература:
- Андреева И. Н. «Формирование культурных ценностей молодежи в сфере досуга»
- Аронов А. А. «Воспитать патриотов» Москва, Просвещение, 1989 год
- Блонский П. П. «Избранные педагогические произведения»
- Бабанский Ю. К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса – методические основы»
- Божович Л И «Личность и ее формирование в детском возрасте»
- Жуков И М « Военно-патриотическое воспитание старшеклассников»
- Можейко И В «Государственная символика России» Москва, 2003
- Журналы «Воспитание школьников» № 1,2,6 2003год
- Закон РФ “Об образовании”
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы”.
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
Пояснительная записка
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».
Разрабатывая программу «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин», мы исходили из конкретных возможностей гимназии. Проанализировали психологическую готовность к работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье №2 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программу рекомендуется использовать в гимназии с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.
Правовой базой для составления программы являются:
· Конвенция ООН о правах ребенка.
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы” согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493.
Генеральная цель:
· Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
· Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, республики и страны.
Задачи:
· Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
· Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
· Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
· Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
· Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
Основные принципы организации воспитания:
· Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
· Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
· Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
· Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
· Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
· Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Проекты программы:
- Мариинский бал – проводится ежегодно с 2008 года, участвуют учащиеся 9-11 классов, учителя, родители. Разделен на 2 вечера – танцевальный и театральный. В «арсенале» учащихся танцы XIX века и современные танцы.
- Сиреневый бал дебютантов – проводится ежегодно с 2009 года, предваряет Мариинский бал, участвуют учащиеся 6-8 классов.
- Аксаковский бал – грандиозное мероприятие ежегодно проводится в рамках Международного Аксаковского праздника по случаю годовщины со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
- «Живые картины» и «Венецианский карнавал» - традиционная часть театрального вечера Мариинского бала, «живое» представление картин великих художников «Наша Третьяковка».
- «Ожившие стоп-кадры Российского кинематографа» - проект проводился в рамках года Российского кино.
- Шахматные турниры
- Участие во всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО
- Проект «Выходного дня» - мультикультурный проект «Дорогая моя столица», направленный на изучение и посещение мест культурного и исторического наследия, расположенных в шаговой доступности от гимназии.
- «Читательский дневник»
- Музейная педагогика - на протяжении нескольких лет успешно реализуется проект «Школоведение», участники Школы экскурсоводов из числа учащихся 8-9 классов проводят экскурсии в школьном музее «Родная школа» на 6 языках: русском, башкирском, английском, французском, немецком, китайском.
- «Лица, которыми можно гордиться»
- Театральная студия «Лето»
- Театральная студия «Мариинка»
- Литературная гостиная
- Спортивно-патриотическая игра «Рекрут»
- Смотр строя и песни
- Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»
- Встреча красного знамени Победы
- Волонтерский проект «Ветераны»
Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан
Кадровое обеспечение:
· педагоги МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан;
· педагоги дополнительного образования;
· психолог;
· социальный педагог;
· старшая вожатая;
· медицинский работник гимназии.