Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Номинация: «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей» Название: «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ордена Дружбы народов гимназия №3 им. А.М. Горького» городского округа г. Уфа Республика Башкортостан

 

Номинация: «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей»

Название: «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин»

 

Камалова Марина Николаевна 

заместитель директора по ВР 

 

 

Паспорт программы

Наименование программы

Программа духовно-нравственного воспитания школьников «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин» МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан

Заказчик

Администрация МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан

Основные разработчики

Камалова Марина Николаевна

Исполнители программы

Педагоги и учащиеся МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан

Цель программы

  •  Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  •  Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи программы

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Сроки реализации программы

2016 – 2020 гг.

Ожидаемые результаты

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
  • Формирование стойкой патриотической позиции.
  • Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Воспитание потребности в духовном обогащении.
  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.
  • Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
  • Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
  • Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.
  •  Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
  •  Формирование положительного имиджа МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию.

Пояснительная записка

            В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

            «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».

            Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

            Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

            Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 
            Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

            Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

            На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

            Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

            Программу рекомендуется использовать в гимназии с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.

 

Правовой базой для составления программы являются:

·         Конвенция ООН о правах ребенка.

·         Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы”.

·         Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).

·         Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

Генеральная цель:

·         Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.

·         Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи:

·         Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

·         Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

·         Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

·         Развитие нравственных взаимоотношений в семье;

·         Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Основные принципы организации воспитания:

·         Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

·         Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

·         Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

·         Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

·         Принципы организации и самоорганизации,   (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

·         Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

 

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан

 

Кадровое обеспечение:

·         педагоги МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан;

·         педагоги дополнительного образования;

·         психолог;

·         социальный педагог;

·         старшая вожатая;

·         медицинский работник гимназии.

Организация программы

            Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 5 лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.

II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

III категория: учащиеся 9–11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.

« Я – я»

Формирование гражданского отношения к себе.

1.     Содержание деятельности.

В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

2.     Задачи.

  • Формирование у школьников правосознания и воспитание в них гражданской ответственности.
  • Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей учащихся.
  • Воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
  • Формирование у школьников потребности к самообразованию, воспитанию морально-волевых качеств, умений проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

3.     Содержание проблемы.

  • Я – часть природы, моя жизнь величайший дар природы.
  • Мое жизненное предназначение.
  • Я – носитель мужского или женского начала.
  • Мужественность и женственность. Характерные черты мужчины и женщины.
  • Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости.
  • Самопознание – это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей.
  • Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной работы.

 

Младший школьник:

развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, во­ображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различ­ные игры и упражнения

 

Младший подросток:

— формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «я»
— формировать положительную «Я-концеп­цию»

— формировать половое самосознание и здоровый образ жизни

 

Старший подросток:

формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании. Научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей. Сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; ана­лизировать свою деятельность (учёба, обще­ние, труд) и внутреннее состояние.

     1)  Организация  помощи ветеранам педагогического труда;

2) Организация  деятельности совета старшеклассников района и Мариинской Федерации.

3) Координация работы классных руководителей  по проблемам изучения личности школьника.

4)  Проведение психологических тестов, диагностик.

5) Проведение классных часов на морально-правовые темы.

6)  Создание условий для самореализации личности ребенка через участие в классных и общешкольных мероприятиях.

7) На уроках и во внеурочное время знакомить учащихся с правилами жизни, труда и поведения, прививать им практические навыки участия в жизни школьного коллектива, учить соотносить свои поступки с правилами и нормами общественной морали.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

«Я – я»

 

 

Название меро­приятия

 

Форма

 

Класс

 

Ответствен­ные

 

Время проведе­ния

 

1

 

«Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Хочу и надо»

 

Беседы

 

5 - 8

Классные 

руководи­тели

 

2016-2020

 

2

 

«Поверь в себя»

 

Тренинг

 

7 - 11

 

Классные 

руководи­тели, психолог

 

2016-2020

 

3

 

«Письмо       самому себе»

 

Конкурс на лучшее письмо

 

1

 

Творческие  группы класса

 

2016-2020

 

4

 

«Мой сосед по пар­те»

 

Час    откровен­ного разговора

 

1 - 4

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2017

 

5

 

«Я и мы»

 

Коллективная беседа

 

5 - 8

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2017

 

6

 

«Правила   счастли­вого человека»

 

Психологиче­ский практикум

 

9 - 11

 

Психолог,   

классные руководители

 

2016-2017

 

7

Праздник профессий

праздник

1 - 4

Классные руководители

2016-2017

8

 

«Кем  быть?»  (про­фессиональное  са­моопределение)

 

Тест

 

9 - 11

 

Психолог,

классные руководители

 

2016-2020

 

9

 

«Что    такое    лич­ность?»,    «Человек среди людей»

 

Беседы

 

9 - 11

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2018

 

 

 

 

 

 

10

 

«Быть человеком»

 

Дискуссия

 

10

 

Классные 

руководи­тели

 

2017

11

 

«Урок милосердия и доброты»

 

Беседы

 

5 - 8

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2020

 

12

 

«Когда душа умеет слышать – увидеть сердце поспешит»

Акция       мило­сердия

 

5 - 11

 

Зам.директора по ВР

ст. вожатая

соц.педагог

 

Первая декада декабря

ежегодно

 

13

 

«Наши     профессио­нальные намерения»

 

Анкетирование

 

9 - 11

 

Психолог,  

со­ц.педагог

 

2016-2020

 

14

«Гигиена подростка»

Беседы с врачами

5 - 8

Мед.работник

2016-2020

15

«Режим дня в жизни школьника»

беседа

1 - 4

Классные 

руководи­тели

 

2016-2020

16

«Сам себе психолог»

беседа

9 - 11

Классные руководители,

психолог

2018

17

«Не оставайтесь наедине со своими неприятностями»

практикум

9 - 11

психолог

2016-2020

18

«Дороги,      которые мы выбираем»

 

Экскурсии по графику

 

6-11

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2020

 

 

  4.   Классному руководителю.

Установка в классе правил, универсальных принципов и нравственных норм, определяющих отношения учащихся друг к другу и к окружающим людям: пожилым, малышам, женщинам, незнакомым, сверстникам. Проведение конкурса на лучшее письмо к самому себе на тему: «Какие потенциальные возможности во мне не раскрыты?».

5.  Предполагаемый результат деятельности.

Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности.  Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.

«УЧЕНИК И СЕМЬЯ»

 Формирование гражданского отношения к своей семье. 

1. Содержание деятельности.

Основное содержание данного направления  –  подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.

         Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

2.  Задачи

  •  Формировать уважение к членам семьи.
  • Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
  • Формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.
  • Содержание проблемы.
  •  Гражданин и семья.
  • Происхождение семьи.
  • Поведение и действия достойного сына и дочери.
  • Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие.
  • Верность – основа семьи.
  • Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки.
  • Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки.

Младший школьник:

формировать навыки санитарно-гигиенической культуры, воспитывать уважение к членам семьи

 

        Младший подросток:

научить подростков навыкам общения в семье

 

Старший  подросток:    

— сформировать у учащихся правильное представление о создании семьи.

  1.  Организация и проведение  недели с изучением родословной семьи, праздник «Шежэрэ-байрам».
  2.  Организация и проведение родительских лекториев (ежегодно - февраль).
  3.  Организация деятельности Родительского комитета каждого класса, Совета школы, Попечительского совета.
  4. Проведение общешкольных и классных родительских собраний.
  5. Конкурс рисунков и сочинений на тему: «Что значит слово мама для меня».    

Мероприятия по реализации воспитательной программы

«УЧЕНИК И СЕМЬЯ»

 

 

 

Название меро­приятия

 

Форма

 

Класс

 

Ответствен­ные

 

Время

проведе­ния

 

1

 

«Что   значит   быть хорошим   сыном   и дочерью»

 

Беседа

 

9 - 11

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2020

 

2

Конкурс рисунков «Сердце матери»

конкурс

1 - 4

Актив школы, классные. руководители

 

ежегодно

3

 

«Забота  о  родите­лях – дело совести каждого»

 

Беседа

 

9 - 11

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2017

 

4

 

«Дети + родители + учитель»

 

Совместные вечера

 

1 - 4

 

Классные 

руководи­тели

 

В течение 2016-2017 года

 

5

 

«Мои родные - за­щитники Родины»

 

Фотовыставка

 

5 - 8

 

Классные 

руководи­тели

 

Февраль ежегодно

 

6

 

«Педагогика       для родителей»

 

Общешкольные родительские собрания

 

1 - 11

 

Администрация гимназии,

классные 

руководи­тели

 

2 раза в год

 

7

 

«Как уберечь детей от наркотиков»

 

Советы для

ро­дителей

 

5   - 11

 

зам.директора по ВР, соц.педагог,

классные руководители

 

В течение года

8

 

Конкурс стихов о маме «Загляните в мамины глаза»

конкурс

5 - 11

Учителя литературы

Каждый год

9

«Генеалогическое древо моей семьи», Шежэрэ-байрам

Творческая мастерская

1 - 8

Зам.директора по УВР,

классные руководители

ежегодно

10

«Забота мамы»

Беседа - рассуждение

5

Классные руководители

2016-2017

11

«Роль отца»

Беседа - рассуждение

6

Классные руководители

2016-2017

12

«Воспитание человечности»

Диспут

8

Классные руководители

2017-2018

13

«Я в ответе за младших в семье»

Конкурс сочинений

5 - 8

Учителя литературы

2017-2018

14

«Культура внешнего вида»

Проверка внешнего вида, школьной формы

1 - 11

Администрация, соц.педагог, ст.вожатая

В течение года, дважды в месяц

15

«Что значит слово мама для меня».    

 

Конкурс рисунков

1 – 8

Учитель ИЗО

2016-2017

  1.  Классному руководителю:

Особое внимание уделить привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса. Организовать заочные путешествия «Здесь живет моя семья», праздники семейных династий, встречи, беседы.

С целью подготовки к будущей семейной жизни организовать консультации или лектории с участием психолога и врача.

  1.  Предполагаемый результат деятельности.

Сформирование у школьников понятия сущности социальных ролей:

- настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;

- настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;

- настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;

- настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

«УЧЕНИК И КУЛЬТУРА»

Формирование гражданского отношения  к культуре.

1. Содержание деятельности.

Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьниками значимости искусства и национальной культуры для человека современного мира, развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства, литературы, фольклора.

2. Задачи.

  • Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности, формировать эстетические вкусы и идеалы.
  • Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
  • Формирование и развитие основ этнокультурного самосознания учащихся.

3. Содержание проблемы.

  • Познание прекрасного в окружающей действительности.
  • Значение искусства в воспитательном процессе.
  • Этнические отношения – это реальность, которая постоянно развивается, выдвигает новые проблемы.
  • Выявление способностей, наклонностей каждого ребенка и их реализация через сеть учебных объединений, клубов по интересам и спортивных секций, конкурсы, праздники, экскурсии.

Младший школьник:        

— познакомить учащихся с произведениями искусства, воспитывать в них чувство пре­красного, развивать их воображение, творче­ское мышление, художественные, музыкаль­ные, литературные, хореографические спо­собности.

 

Младший подросток:

воспитывать в детях чувство прекрасно­го, учить их различать красивое и безобраз­ное, развивать их творческие способности.

 

Старший подросток:

формировать эстетические вкусы, идеалы.

а)  Проведение предметной недели по истории и краеведению в 5 – 11 классах.

 б) Проведение викторины «Мой край» в 5 - 11 классах.

в) Организация экскурсий в школьный, краеведческий, национальный музей.

г)  Организация и проведение силами учащихся концертов, посвященных  Дню Учителя, Дню пожилого человека, , Мариинский бал, 8 Марта, патриотическая песня, Сиреневый бал.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

«УЧЕНИК И КУЛЬТУРА»

 

 

Название меро­приятия

 

Форма

 

Класс

 

Ответствен­ные

 

Время проведе­ния

 

1

 

Экскурсии в музей

 

Экскурсии

 

1 - 11

Классные руководители

 

ежегодно

2

Привлечение учащихся в кружки и секции

доп.образование

1 - 11

Педагоги ДО

Сентябрь ежегодно

3

Аксаковские дни в Башкортостане

Литературные вечера, концерт

9 - 11

Зам.директора по ВР, классные руководители

Ежегодно в сентябре

4

Неделя первоклассника «Путешествие в страну Знаний»

Концерт, беседы, игры

1

Классные руководители

 

Октябрь ежегодно

5

Праздничный концерт «Спасибо Вам, учителя!» для ветеранов педагогического труда

концерт

2 – 11

Зам.директора по ВР, ст. вожатая, Мариинская Федерация

Октябрь ежегодно

6

Концерт артистов Филармонии «Цвети, мой Башкортостан»

концерт

1 – 7

Зам.директора по ВР, классные руководители

Дважды в год

7

День рождения Гимназии

Праздничные мероприятия, концерт, фотографирование, работа площадок

1 - 11

Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители, Мариинская Федерация

18 декабря ежегодно

8

Новогодние мероприятия

Игры, новогодняя елка по классам

1 – 11

Классные руководители

Декабрь ежегодно

9

Неделя вежливости

Беседы, классные часы, театральные постановки школьной студии «Лето» и «Мариинка»

1 - 11

Классные руководители, педагоги ДО

Январь ежегодно

10

Мариинский бал

Танцевальный бал, театральное представление

9 – 11

Администрация, зам.директора по ВР, педагоги ДО, Мариинская Федерация

Последняя неделя февраля ежегодно

11

Праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества

концерт

1 – 11

Зам.директора по ВР, Мариинская Федерация

Февраль ежегодно

12

Праздничный концерт «Весенняя капель»

концерт

1 – 11

Зам.директора по ВР, Мариинская Федерация

Март ежегодно

13

Органный концерт В. Муртазина

концерт

1 – 4

Зам.директора по ВР, классные руководители

По графику ежегодно

14

Весенний бал выпускников

Праздник последнего звонка в гимназии и танцевальный бал всех выпускников г.Уфа на Советской площади

11

Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители, представители ГК «Уфанет»

Май ежегодно

15

Сиреневый бал

Концерт, танцевальный бал

6 – 7

Зам.директора по ВР, классные руководители

Май ежегодно

16

Выпускной вечер

Праздничные мероприятия

11

Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители

Июнь ежегодно

17

Участие учащихся в районных, городских, республиканских, российских, международных конкурсах вокалистов

конкурс

1 – 11

Зам.директора по ВР, учитель музыки

В течение года по графику

 4. Классному руководителю.

Содействовать организации клубов по интересам, учебных объединений и вовлечение в них учащихся с учетом их интересов и природных задатков. Организовать и провести классные часы, праздники, расширяющие знания учащихся об искусстве.

5. Предполагаемый результат деятельности.

Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности.

Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов.

Успешные занятия детей в учебных объединениях художественно-эстетического направления.

Участие в художественной самодеятельности.

 

«УЧЕНИК И ШКОЛА»

Формирование гражданского отношения  к школе.

1. Содержание деятельности.

      Основное содержание деятельности – осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходные положения в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа является источником формирования необходимых качеств гражданина.

2.Задачи.

  • Формировать у ребенка осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы.
  • Воспитывать у школьников сознательное отношение к учению, развивать их познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
  • Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения учащихся. Заниматься их физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно-гигиенической культуры.
  • Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы и Устав Детской организации.
  • Учить ценить свое и чужое время, быть примером для младших, уметь держать свое слово.
  • Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, ответственном и творческом отношении к учению, умения и навыки рациональной организации умственного и физического труда.
  • Формировать осознание своей принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
  • Формировать сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к участию в спортивных состязаниях, оборонно-спортивных и санитарно-оздоровительных мероприятиях.

3. Содержание проблемы.

  • Гражданин и школьный коллектив.
  •  Интересы личные и коллективные.
  • Знания в жизни человека.
  •  Познавательная активность и культура умственного труда.
  • Выполнение роли хозяина в школе, участие в школьном самоуправлении.

Младший школьник: познакомить детей с правилами школь­ной жизни, воспитывать любовь к школе как второму дому

 

Младший подросток:

сформировать у детей навыки культурно­го поведения, взаимоотношений в школе, воспитывать в них любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям.

 

Старший подросток:

воспитывать у учащихся ответственность за сохранение существующих школьных традиций, помогать им в создании новых традиций, формировать у них навыки помо­щи младшим школьникам.

 

  1.    Проведение операций «Санитарная пятница», «Школа – мой родной дом».
  2.    Проведение предметных недель.
  3.    Работа Мариинской Федерации – школьного органа самоуправления
  4.    Организация и проведение школьной спартакиады.
  5.    Мероприятия по изучению Устава школы.
  6.    Проведение месячника «Здоровый образ жизни».
  7.    Организация выпуска школьной газеты «Мариинка».

Мероприятия по реализации воспитательной программы

«УЧЕНИК И ШКОЛА»

 

 

Название мероприятия

 

Форма

 

Класс

 

Ответст­венные

 

Время проведе­ния

 

1

 

Праздник первого звон­ка

 

Торжественная линейка

 

1-11

 

Зам,   директора  по ВР

 

Сентябрь

 

2

«Наши   классные  обязанности»

 

Организация дежурств,     рас­пределение   по­ручений

 

1 - 11

 

Актив класса

 

Сентябрь ежегодно

 

3

Неделя финансовой грамотности «Мои права и обязанно­сти» с приглашением сотрудников банков г. Уфы, преподавателей вузов

 

Консультации, беседы

5 - 11

 

Классные   

руко­водители, учителя обществознания

 

3 четверть ежегодно

 

4

Неделя юридической грамотности с приглашением сотрудников адвокатских контор, представителей ЦОБ, работников судебной системы

Консультации, беседы

5 - 11

Классные   

руко­водители, учителя обществознания

 

2 четверть ежегодно

5

«Поздравь учителя» (ко Дню учителя)

 

По­здравление,  вы­пуск плакатов

 

1 - 11

 

Редколле­гия класса

 

Октябрь ежегодно

 

6

Предме­тные недели

 

Викторины,     иг­ры, олимпиады

 

1 - 11

 

Учителя - предмет­ники  

 

ежегодно

7

НПК «Горьковские чтения»

НПК

1 - 11

Зам.директора по НМР

Март ежегодно

8

Всероссийский фестиваль школьной науки ассоциированных школ ЮНЕСКО

НПК

1 - 11

Зам.директора по НМР

Апрель ежегодно

9

«Ученик года»

конкурс

1 - 11

Зам.директора по ВР

Март ежегодно

10

«Образцовый кабинет»

 

Смотр  классных комнат

 

1 - 11

 

Администрация

Профком

ежегодно

11

Вечер встречи с выпускниками

 

Концерт

 

10-11

 

Зам.директора по ВР

 

1 раз в год в декабре в день рождения гимназии

 

12

Праздник      последнего звонка

 

Торжественная линейка

 

1-11

 

Зам.   дир. по ВР

 

Май

ежегодно

13

«Родная школа в лицах»

Фотовыставки

1 - 11

Педагог ДО

ежегодно

14

Выпуск газеты «Мариинка»

Сбор материала

9 – 11

Редколлегия газеты, Мариинская Федерация

ежемесячно

4.  Классному руководителю.

         Организация и проведение Дня Знаний и Уроков гражданина России, конференций по научно-исследовательской деятельности, дней открытых дверей, тестирование.

 5.  Предполагаемый результат деятельности. 

      Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к труду окружающих, забота о младших учащихся.

«УЧЕНИК - ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

 1. Содержание деятельности.

         В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.

         Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.

2.Задачи.

  • Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
  • Формировать у школьников осознание нравственного и правового долга, обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние.
  • Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
  • Воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы, бережное отношение к памятникам культуры и искусства, национального творчества.
  • Формировать у школьников стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда. Обогащать их эстетические знания и совершенствовать умения и навыки.

3. Содержание проблемы.

Сегодня очень важен вопрос патриотического воспитания. Необходимо уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.

 Младший школьник

-  познакомить учащихся с «малой» и «боль­шой» родиной, её историческим прошлым, многообразной флорой и фауной, культурой, национальными традициями; воспитывать в них бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое  Отечества.

 

Младший подросток:

               — дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счас­тье жизни, о значении родного языка, о пат­риотизме; познакомить детей с правами и обя­занностями юного гражданина страны, воспи­тывать в них чувство национальной гордости.

 

Старший подросток:

воспитывать у школьников политическую культуру, чувство ответственности за буду­щее своего города, страны.

 

  1. Проведение конкурсов рисунков и газет на патриотические темы.
  2. Проведение классных часов по государственной символике, гимну.
  3. Участие в торжественных митингах, посвященных Дню Победы.
  4. Участие в акции «Бессмертный полк».
  5. Проведение классных часов на тему: «Моя малая Родина».  
  6. Участие в военно-полевых сборах для учащихся 10-х классов.
  7. Участие в спортивно-патриотической игре «Рекрут».      
  8. Организация и проведение конкурса «А ну-ка парни».
  9. Организация правового всеобуча для учащихся и их родителей.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

«УЧЕНИК - ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»

 

 

Название

 мероприя­тия

 

Форма

 

Класс

 

Ответст­венные

 

Время

про­ведения

 

1

Классные часы о патриотизме

Беседы, дискуссии

1 - 11

Классные руководители

В течение года по графику

2

Об      ответственности несовершеннолетних

 

Встреча с ра­ботниками ЦОБ, ОДН

5-10

Соц. педагог

 

 

В течение года по графику

3

Совет     профилактики правонарушений

 

Встреча и бе­седа с детьми (состоящими на   внутришкольном контроле)

 

1-11

Соц. педагог администрация.

 

1 раз в чет­верть

 

4

Неделя юридической грамотности с приглашением сотрудников адвокатских контор, представителей ЦОБ, работников судебной системы

Консультации, беседы

5 - 11

Классные   

руко­водители, учителя обществознания

 

2 четверть ежегодно

5

Встреча   учащихся   с известными     людьми района

 

Беседы

 

1 - 8

Классные  

руково­дители

 

ежегодно

6

Экскурсии в музеи г. Уфы

 

Экскурсии

 

1 - 7

Классные 

руково­дители

 

ежегодно

7

«Мир глазами детей»

 

Конкурс рисунков

 

1 - 6

Классные 

руково­дители, учитель ИЗО

 

В течение года

8

Конкурс стихов и рисунков, посвященных блокадному Ленинграду

конкурс

2 - 6

Классные 

руково­дители, учитель ИЗО

 

Январь 2016

9

Спортивно-патриотическая игра «Рекрут»

Конкурс, эстафета

10

Учитель ОБЖ

Февраль ежегодно

10

Уроки Мужества

 

Беседа, встреча с ве­теранами ВОВ,     участ­никами      ло­кальных войн

 

1-11

 

Классные 

руково­дители

 

Май ежегодно

 

11

«Память сердца»  

 

Митинг

 

1 - 11

 

Зам. директора по ВР

 

Май ежегодно

12

Участие во всероссийской акции «Бессмертный полк»

парад

1 - 11

Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители

9 мая ежегодно

13

Смотр строя и песни

конкурс

4

Зам.директора по ВР, классные руководители

Май ежегодно

14

Военные сборы

 

Сборы

 

10

 

Учитель ОБЖ

 

 Май ежегодно

15

«Зажгите свечи»

Классные часы

1-11

Классные руководители

Май ежегодно

4. Классному руководителю.

Вовлекать учащихся в работу школьного музея, пополнение его коллекции. Организовать и провести классные часы, праздники на патриотическую тему. Углублять знания школьников о традициях своего народа, об истории России.

5. Предполагаемый результат деятельности.

Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.

Литература:

  1. Андреева И. Н. «Формирование культурных ценностей молодежи в сфере досуга»
  2. Аронов А. А. «Воспитать патриотов» Москва, Просвещение, 1989 год
  3. Блонский П. П. «Избранные педагогические произведения»
  4. Бабанский Ю. К. «Оптимизация  учебно-воспитательного процесса – методические основы»
  5. Божович Л И «Личность и ее формирование в детском возрасте»
  6. Жуков И М « Военно-патриотическое воспитание старшеклассников»       
  7. Можейко И В «Государственная символика России» Москва, 2003
  8. Журналы «Воспитание школьников»  № 1,2,6 2003год
  9.  Закон РФ “Об образовании”
  10. Конвенция ООН о правах ребенка.
  11. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы”.
  12. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
  13. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

 

Пояснительная записка

            В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

            «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».

            Разрабатывая программу «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин», мы исходили из конкретных возможностей гимназии. Проанализировали психологическую готовность к работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

            Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

            Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье №2 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 
            Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

            Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

            На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

            Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

            Программу рекомендуется использовать в гимназии с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.

 

Правовой базой для составления программы являются:

·         Конвенция ООН о правах ребенка.

·         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·         Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы” согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493.

Генеральная цель:

·         Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.

·         Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, республики и страны.

Задачи:

·         Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

·         Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

·         Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

·         Развитие нравственных взаимоотношений в семье;

·         Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Основные принципы организации воспитания:

·         Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

·         Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

·         Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

·         Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

·         Принципы организации и самоорганизации,   (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

·         Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

 

Проекты программы:

  • Мариинский бал – проводится ежегодно с 2008 года, участвуют учащиеся 9-11 классов, учителя, родители. Разделен на 2 вечера – танцевальный и театральный. В «арсенале» учащихся танцы XIX века и современные танцы.
  • Сиреневый бал дебютантов – проводится ежегодно с 2009 года, предваряет Мариинский бал, участвуют учащиеся 6-8 классов.
  • Аксаковский бал – грандиозное мероприятие ежегодно проводится в рамках Международного Аксаковского праздника по случаю годовщины со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 
  • «Живые картины» и «Венецианский карнавал» - традиционная часть театрального вечера Мариинского бала,  «живое» представление картин великих художников «Наша Третьяковка». 
  • «Ожившие стоп-кадры Российского кинематографа» - проект проводился в рамках года Российского кино.
  • Шахматные турниры
  • Участие во всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО
  • Проект «Выходного дня» - мультикультурный проект «Дорогая моя столица», направленный на изучение и посещение мест культурного и исторического наследия, расположенных в шаговой доступности от гимназии.
  • «Читательский дневник»
  • Музейная педагогика - на протяжении нескольких лет успешно реализуется проект «Школоведение», участники Школы экскурсоводов из числа учащихся 8-9 классов проводят экскурсии в школьном музее «Родная школа» на 6 языках: русском, башкирском, английском, французском, немецком, китайском.
  • «Лица, которыми можно гордиться»
  • Театральная студия «Лето»
  • Театральная студия «Мариинка»
  • Литературная гостиная
  • Спортивно-патриотическая игра «Рекрут»
  • Смотр строя и песни
  • Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»
  • Встреча красного знамени Победы
  • Волонтерский проект «Ветераны»

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан

 

Кадровое обеспечение:

·         педагоги МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан;

·         педагоги дополнительного образования;

·         психолог;

·         социальный педагог;

·         старшая вожатая;

·         медицинский работник гимназии.

 

Смотреть презентацию