Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Наставничество в школе (из опыта работы).

МБОУ «СОШ №41», г. Братск

 

Наставничество в школе (из опыта работы)

 

Сёмина Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

 

Начиная педагогическую деятельность в школе, молодые специалисты сталкиваются с проблемами, связанными с их профессиональным становлением и личностным развитием. Подготовка начинающего педагога к сложной полифункциональной деятельности – это целостный, длительный и непрерывный процесс, который должен быть ориентирован не только на развитие его профессиональных компетенций, но и на формирование личностных качеств, необходимых для носителя культурных и моральных ценностей. Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему. Характер отношений должен быть двусторонним: с одной стороны – мотивация наставника осуществлять свою деятельность на добровольной основе, осознание важности и ценности данного процесса. Молодой педагог должен быть активным участником деятельности, который способен привносить в нее новые идеи и нестандартные решения. Такое взаимодействие способствует профессиональному становлению молодого учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии.
Цель наставничества модели «Опытный педагог – молодой специалист»: успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Для работы по организации взаимоотношений наставника и наставляемого составлена программа наставничества.
Цель программы: эффективная интеграция молодого специалиста в профессию, адаптация к условиям образовательной организации, оказание ему помощи на начальном этапе его профессионального становления.
 
 
Задачи:
1. Изучить профессиональные затруднения и потребности молодого специалиста.
2. Выстроить индивидуальный маршрут, направленный на успешную адаптацию молодого специалиста.
3. Сформировать комфортные условия труда для молодого специалиста.
4. Разработать комплекс образовательных событий по демонстрации приобретенных компетенций, обеспечивающих повышение успеваемости обучающихся.
Содержание деятельности:
1. Выявление причин возникших трудностей в работе наставляемого: недостаточные навыки работы с нормативной документацией; отсутствие навыков самоанализа; недостаточность владения педагогическими технологиями, затруднения в организации учебного процесса.
2. Взаимопосещение уроков и мероприятий участниками программы.
3. Оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительной работе с конспектами уроков и анализ проведённых уроков.
4. Демонстрация молодому педагогу опыта успешной педагогической деятельности.
5. Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.
Этапы реализации программы наставничества
Этап 1. Подготовка и обсуждение плана наставничества.
Этап 2. Профессиональное развитие молодого специалиста
Работа молодого специалиста на данном этапе включает следующие формы: самообучение, участие в вебинарах, семинарах, конференциях, участие в мероприятиях, организованных в ОО.
Этап 3. Совместная работа наставника с наставляемым. Наставник отвечает на вопросы наставляемого, делится с ним наработками, идеями проведения занятий, методической литературой, даются советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести.
Этап 4. Оценка деятельности наставника
Ожидаемые результаты:
· повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;
· обеспечение непрерывного повышения качества преподавания;
· совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
· повышение мотивации молодого педагога к профессиональной деятельности;
· повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников программы наставничества;
· повышение педагогического мастерства молодого специалиста; измеримое улучшение его личных показателей эффективности, связанное с развитием гибких навыков (навыков общения, нестандартного мышления, принятия решения, работы в команде).
Диагностика молодого специалиста проводится путем собеседования, тестирования и анкетирования (см. Приложение 1), что позволяет выявить следующие проблемы:
  • недостаточность владения педагогическими технологиями;
  • недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе;
  • недостаточные навыки работы с нормативной документацией;
  • отсутствие навыков самоанализа;
  • сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
Была проведена совместная работа по устранению выявленных проблем: подробно изучались принципы составления Рабочей программы и технологической карты урока в соответствии с требованиями обновленного ФГОС; даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы; проведены консультации, в ходе которых Виктория Андреевна была ознакомлена с особенностями современного урока: учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса. Были рассмотренысовременные образовательные технологии, методики и результаты их применения; этапы и формы работы с обучающимися на уроке;система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.
Подводя итоги, можно сказать, что работа с молодыми специалистами помогает коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции. Начинающие педагоги способны привнести новые идеи и взгляды на процесс обучения, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива.
Таким образом, знания и практические умения, которые получили молодые педагоги, – это залог творчества и успехов их обучающихся.
 
Список литературы:
 
1. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей / В. С. Аванесов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: «Центр тестирования», 2005. – 156 с.
2. Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценивания компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ / О. В. Акулова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2008. – 96 с.
3. Блинов, В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
4. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 37–43.
5. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. – 1006 с.
6. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.