Наглядно - методическое пособие «Спорт-это здоровье»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад № 446 г. Челябинска»
Наглядно - методическое пособие
«Спорт-это здоровье»
Астапкович Наталья Борисовна
воспитатель специализированной логопедической группы
«Лэпбук как современная технология формирования основ здорового образа жизни, культуры развития спорта с ранних лет у дошкольников
Актуальность: В настоящее время одной из актуальных проблем является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. К сожалению, неблагоприятная экологическая обстановка, неудовлетворительная организация питания, ограничение возможности для занятий физической культурой и спортом, отсутствие знаний и умений ведения здорового образа жизни, приводят к ухудшению здоровья дошкольников.
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте. По данным Института возрастной физиологии РАО оказывается, что:
80-90% детей шести-семи лет имеют те или иные отклонения в физическом здоровье;
18-20% пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
около 60% нарушения речевого развития;
около 30% несфомированность зрительно-пространственного восприятия; более 30% несформированность сложно - координированных движений руки и графических движений;
более 70% несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухомоторных, сенсорно-моторных координаций);
примерно у 13% наблюдается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;
около 25% имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети). Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс обучения. Современные медицинские исследования указывают, что 75% заболеваний взрослых людей были заложены в детстве. Данные о состоянии дошкольников вызывают тревогу. 50% детей нуждаются в психокоррекции, находятся в состоянии серьезного психологического неблагополучия, которое является причиной многих соматических заболеваний. Возрастает количество детей, страдающих ожирением в среднем на 1% каждый год. Поэтому, сейчас, как никогда актуальна задача воспитания интереса к спорту, к движению, повышения естественной двигательной активности детей.
ЛЭПБУК «Спорт-это здоровье» поможет сформировать знания у детей о спорте, желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.
Объект: современные средства обучения детей дошкольного возраста. Предмет: использование лэпбука в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Аннотация: Лэпбук – относительно новое средство обучения, или, лучше сказать, новая и очень удобная форма организации учебного материала. Он помогает педагогу компактно организовать информацию по изучаемой теме и помочь детям лучше понять и запомнить материал, ведь у большинства детей сильнее развита именно визуальная память.
Это также отличный способ для повторения и закрепления материала. В любое удобное время дети могут открыть лэпбук и повторить пройденное, рассматривая красочный альбом, макетный модуль, фигурную папку.
Также лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: способствует развитию творчества, воображения, обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Таким образом, использование игровой технологии «лэпбук» позволяет реализовать основные принципы ФГОС: формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности, быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду. Организация материала по такой обширной теме, как «Спорт», — одна из самых кропотливых задач педагога. Ведь требуется не только подобрать важную и нужную информацию, но и обратить внимание на форму её презентации с учётом индивидуальных особенностей детей, то есть способа восприятия, который является наиболее продуктивным. Систематизировать информационные блоки, подобрать интересные игры, творческие задания поможет такое дидактическое пособие, как лэпбук.
Цель: изучение возможностей использования лэпбука как средства формирования интереса к спорту, здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи использования лэпбука:
*активизировать у детей интерес к познавательной деятельности;
*развивать мелкую моторику, речь;
* поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности;
Содержание лэпбука:
-
Загадки о спорте:
-
Пословицы и поговорки;
-
Сказки о спорте;
-
Раскраски;
-
Дидактическая игра «Назови виды спорта»;
-
Дидактическая игра «Что нужно спортсмену»;
-
Картотека пальчиковых игр;
-
Физминутки «Спорт»
-
Картотека зимние подвижные игры
-
Картотека летние подвижные игры
-
Пазлы зимние виды спорта
Лэпбук «Спорт – это здоровье»
У детей формируется интерес к миру спорта.
Расширяются детские представления о многообразии видов спорта, спортивных профессий.
Формируется познавательный интерес. Развивается самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Дети познают:
-летние и зимние виды спорта;
-о значении спорта в жизни человека, о влиянии спорта на здоровье человека; -какими личностными качествами должен обладать спортсмен;
-сказки, пословицы, поговорки, умеют отгадывать загадки о спорте.
Дидактические игры
Для совместной деятельности детей и взрослых в этом кармане собраны дидактические игры "Что нужно спортсмену", «Назови вид спорта» для закрепления знаний о различных видах спорта, спортивной формы, снарядов; тренировка внимания, памяти; развитие зрительного восприятия, монологической и диалогической речи.
Дидактическая игра «Что нужно спортсмену»
Игра знакомит с различными видами спорта, инвентарём и оборудованием; расширяет кругозор, учит анализировать, рассуждать и объяснять. Игровое правило: подобрать к спортивным принадлежностям соответствующие им поля.
Загадки о спорте
Здесь подобраны загадки о различных видах сорта, о спортивных снарядах, инвентаре и сооружениях. Способствовать умению логически мыслить, формировать связанность и чёткость высказываний.
Раскраски
Для развития графических навыков и мелкой моторики рук у дошкольников в кармане «Раскраски» предложены разнообразные картинки с различными видами спорта, которые воспитывают интерес к изучению данной темы, уверенность в своих художественных возможностях.
Сказки о спорте
В кармане «Сказки» находится печатная информация сказок о спорте, которая способствует пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы.
Дидактическая игра «Назови вид спорта»
Цель: Способствовать формированию у детей умение работать с символьной, графической информацией различных видов спорта. Закреплять знания летних и зимних видов спорта.
Пословицы и поговорки
Здесь собраны пословицы и поговорки о спорте и здоровье человека способствующие формированию у детей осознанного отношения к своему здоровому образу жизни, накоплению и обогащению занятий детей спортом.
Заключительная часть
Данное пособие ориентировано на углубление и расширение информационного поля дошкольника и используется как материал закрепляющего характера. С помощью пособия у детей дошкольного возраста формируются навыки здорового образа жизни и появляется стремление развивать двигательную активность.