Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Наблюдения, целевые прогулки и экскурсии на экологической тропе»

МБДОУ Детский сад №131 г.Уфа

Автор: Ахмадеева Светлана Амировна, воспитатель

«Наблюдения, целевые прогулки и экскурсии на экологической тропе»

Тема: Наблюдение за погодой

Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Ход наблюдения

Хорошо весной,

поле чистое,

Муравой-травой ты украшено.

Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.

С. Дрожжин

Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.

Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)

Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)

Что произошло со снегом? (Он растаял.)

Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)

Каким стало небо? (Ярко-синим.)

Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)

Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)

Какая была температура воздуха, когда шел снег?

При какой температуре идет дождь?

Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег. Сбежал ручейками в реки. Водоемы освободились ото льда. Оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы. На деревьях распустились листочки. Птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)

Трудовая деятельность

Уборка участка. от весеннего мусора.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

Мы — капельки, Живой лабиринт.

Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цели: упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;

- развивать координацию движений;

формировать навыки коллективной деятельности.

Тема: Наблюдение за одуванчиком.

Цели: уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения); формировать умение и желание активно беречь и защищать природу; закреплять знания о лекарственных растениях.

Ход наблюдения.

Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка — корзиночка, наполненная мелкими цветами. Каждый цветок — это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые плоды-семена.

Помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит одуванчик?

В какое время можно им любоваться?

Какие прозвища есть у одуванчика?

Почему одуванчик относят к лекарственным растениям?

Исследовательская деятельность: Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?

Трудовая деятельность: Уборка участка от мусора и сухих веток.

Цель: учить видеть результат своего труда.

Подвижные игры: Найди свой бутон.

Цели: учить различать цветы, действовать по сигналу;

упражнять в беге;

развивать наблюдательность.

«Попрыгунчик».

Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.

Итог занятия

Наблюдаем за насекомыми

Цель - познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

Ход прогулки

Наблюдение: Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Со старшими детьми понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?

Стихотворения по теме:

У тропинки под рябиной

Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Если муха прилетит —

Паутина задрожит,

И охотник из засады

За добычей прибежит... ( Е. Стюарт.)

Божья коровка, улети на небо,

Там твои детки кушают конфетки,

Всем по одной, а тебе ни одной. (Русская народная потешка)

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши - муравьята,

Вся жизнь их связана с трудом. (Л. Гулыга )

Пчела — не кит,

Она — мала,

Но велики

Ее дела. (С. Баруздин)

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Извелась совсем без дела,

Даже вроде похудела. (Ж. Давитъянц)

Все поле у околицы -

Большой кузнечный цех.

Здесь так работа спорится -

В ушах звенит у всех! (Е. Фейерабенд)

Загадки

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Дом стоит под старой елкой,

В нем живет моя семья.

Я несу туда иголки.

Угадайте, кто же я? (Муравей)

Над нами -

Вверх ногами.

Ходят -

Не страшатся,

Никого не боятся. (Мухи) 

Не по рыбам,

А сети расставляет. (Паук) 

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно -

Лишь под ногами посмотри.

Назови меня скорей -

Я рабочий... (муравей). (Н. Шевляко)в 

Прыгает пружинка -

Зеленая спинка. (Кузнечик)

Я на спинке лежу,

Лапки ножницами

Скрещу. (Жук)

Не зверь, не птица,

А нос как спица,

Летит - кричит,

Сядет - молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет. (Комар)

В лесу у пня

Суетня, беготня -

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.(Муравейник)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет -

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза)

Тема: Наблюдение за цветником

Цели: расширять представления о цветнике весной;

закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Назовите садовые цветы.

Назовите полевые цветы.

Где они растут?

Какие цветы вам нравятся? Почему?

Есть ли у вас дома цветы? Какие?

Как вы за ними ухаживаете?

Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?

Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?

Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?

Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?

Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

Трудовая деятельность Работа на огороде.

Цели: закреплять умение работать сообща;

формировать знания о росте и развитии растений.

Подвижная игра: «Чьё звено скорее соберётся?», «Не упади»

Тема: Наблюдение за лекарственными растениями.

Цель: познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада. Воспитывать бережное отношение к травам.

Ход наблюдения. Воспитатель: Я не степью хожу

Я хожу по аптеке

Разбираясь в её травяной картотеке.

Ребята. Про какую аптеку говорится в этих строках? Давайте мы посмотрим, а есть ли на нашем участке такая аптека? Какие травы растут в этой замечательной аптеке? (лекарственные). Какие лекарственные травы вы можете назвать? Я сейчас загадаю загадку. А вы найдите отгадку в нашей аптеке.

Лег пластом на дороге

Разметал руки, ноги

Его бьют сапогом,

Его бьют колесом, ему все нипочем

Хоть ударь кирпичом.(подорожник),

Посмотрите на подорожник и опишите его, какой он?

Что можно лечить подорожником. (подорожником лечат раны, ожоги, ушибы, прикладывают при укусах насекомых.

Кого можно угощать подорожником? (Птиц)

А что это за растение?

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

На солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый

Растёт цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.( ландыш)

Растет ли ландыш в детском саду? Где? Давайте поищем его.

Расскажите о ландыше? Будете ли вы рвать ландыши?(нет). Почему?

(Этот цветок занесен в Красную книгу).От каких болезней помогает этот цветок?( лечит сердце)

А что это за растение:

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом (Одуванчик)

На какое растение похож одуванчик? ( мать - и - и мачеха)

Мать – и мачеха тоже лекарственное растение, используется при кашле. Найдите одуванчик и опишите его, какой он? Что лечит одуванчик? (плохой аппетит.) Съедобен ли он? Каких животных можно угостить листьями одуванчика? Как одуванчик расселяется по земле? Покружитесь. Как парашютики одуванчика.

Найдите растение этой загадки.

Стоит кудряшка – белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое? (ромашка)

Посмотрите на ромашку и расскажите, какая она? Опишите её.

Кто из вас лечился ромашкой? Что лечили? (кашель).

У нас в детском саду на экологической тропинке есть место, где растут разные лекарственные травы. Называется эта остановка «Лесная аптека».Какие травы здесь ещё можно увидеть? Для чего мы растим эти травы? Как мы должны относиться к травам, которые растут вокруг нас. ( Не рвать растения без нужды. Мы должны охранять окружающую нас природу.)

Задание: Вместе с родителями подготовить рисунок по теме «Растения – мои друзья»

Тема наблюдения: Сравнение елки с сосной

Цель: Расширять представления детей о хвойных деревьях, продолжать знакомить детей с их пользой для здоровья людей.

Воспитатель: Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

Чем похожи деревья? (у деревьев есть ствол, ветки, листья). Чем отличаются деревья? (проводится игра на местности «К дереву беги»).

А сейчас я вам загадаю загадку. А найдите это дерево.

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке –

Ветви только на макушке. ( сосна).

Почему думаете, что это сосна. Чем сосна на ель похожа? Как мы можем назвать эти деревья, раз у них есть хвоя?

Похожи ли иголки у них? А цвет иголок какой?

Как расположены ветки на стволе? Почему они так растут? (сосна всегда стремится к свету) Какая сосна, а какая ель? Что выше? Почему?

Какие иголки у сосны и какие у ели? Отличаются ли они?

Найдите шишки сосны и ели. Какие шишки у сосны? Какие шишки у ели? Чем они похожи и чем отличаются

Полезен ли воздух сосен и елок? ( там, где растут эти деревья, воздух чистый. Ароматный и полезный)

Даже елку мы вначале от сосны не отличали.

Раз растут иголочки, значит это елочки.

Задание: Нарисовать елку и сосну.

Тема: Наблюдение за подорожником

Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.

Как называют май в народе? (Цветень.)

Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много, там и трава.)

Где тень и сыро, трава не взошла, почему?

Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.)

Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)

Почему его так назвали?

Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.)

Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.)

Кто знает, чем может помочь подорожник?

Исследовательская деятельность

Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.

Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра

Узнай и назови.

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Индивидуальная работа

Хождение по буму.

Цели: упражнять в соблюдении равновесия;

вырабатывать координацию движений

Целевая прогулка на экологической тропе

Тема: Птичий город (старшая группа).

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, игровая, музыкально – художественная.

Цели деятельности педагога: продолжать воспитывать любовь к животным, в частности к птицам; учить создавать условия для проживания птиц, закрепить правила поведения в местах гнездования птиц.

Предварительная работа: изготовить с детьми и их родителями скворечники, подготовить места для их закрепления; выучить стихи пословицы, загадки о птицах и о весне, изготовить птиц из бумаги и закрепить их на штативах.

Материалы и оборудование. Музыкальные инструменты, скворечники, бумажные птицы, чай, бублики.

Ход занятия:

1.Шествие к «Птичьему городу»:

Дети вместе с родителями несут скворечники, трафареты перелётных птиц. Музыканты их сопровождают. Вместе они останавливаются около «Птичьего города».

Ведущая:

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Темные проталины на полях видны –

Верно, очень теплые ноги у весны. ( И. Токмакова)

Под мелодию П. Чайковского «Апрель» появляется Весна.

Весна: Здравствуйте, люди – добрые! Как красиво украшен птичий город! Для кого вы приготовили птичьи домики?

Дети: для скворцов.

Весна: Скворцы не могут для себя построить домик?

Дети: Могут, но человек должен им помогать.

Один из детей читает стихотворение:

На берёзе птичий дом,

С крышей, с маленьким крыльцом.

Только в доме нет окна,

Да и дверь - всего одна!

Все равно хороший дом.

Прилетайте – мы вас ждём! ( И. Михайлова).

Весна: Знаете ли вы на какие деревья и как надо закреплять скворечники?

Дети: Деревья должны быть высокими. Домики нужно располагать окошечком на восток, откуда встает солнышко, чтобы птицы могли раньше всех вставать и приниматься за работу.

Весна: Для чего прилетают к нам скворцы?

Дети: Чтобы вывести потомство.

2. Ведущая: На рассвете мать – птица учит птенчиков летать…

Птица – мать: Вон ракета из металла,

Посмотри, куда слетала

И не испугалась.

Самолет тяжеловесный

Рассекает свод небесный

И не боится.

Облака - сплошная вата,

А летят, летят куда – то…… А ты?

Птенчик: А я боюсь. …

Птица – мать: Нет мой мальчик.

Ты не птица,

Птица неба не боится…

А ну – ка лети!!!

Птенчик: Посмотри, я полетел? Почему я не хотел? ( В, Берестов)

Ведущая: Пора закреплять скворечники. ( Звучит песня И. Дунаевского «Скворцы прилетели». Родители закрепляют скворечники.)

Ведущая: Будем зазывать птиц. Повторяйте за мной:

Птицы! Птицы!

Все: Птицы! Птицы!

Ведущая: Прилетайте!

Все: Прилетайте!

Ведущая: И домишки занимайте!

Все: И домишки занимайте!

Ведущая: Вас беречь мы будем!

Ваши песни не забудем! (дети повторяют)

3. Чаепитие.

Весна: Что надо, чтобы птицам жилось спокойно?

Дети: Не кричать у мест гнездовий, не стучать по деревьям палками, охранять скворечники от кошек и хулиганов.

Весна: Сейчас по старому обычаю приглашаю всех попить чаю с бубликами – это хорошая примета.

Под звон колокольчика появляется Девица – красавица, она катит тележку с угощением.

Девица: Здравствуйте люди добрые! На Руси птиц встречают бубликами.

Я вам бубликов припасла, да к тому же чай поспел, -

Подходите, кто смел!

Наливаю, наливаю, бубликами угощаю!

Все благодарят Девицу, угощаются.

4 Игра: «Воробьи и вороны»

5 Итоги занятия.

Тема: Апрель с водой май с травой

(экскурсия в березовую рощу на экологической тропе)

Виды детской деятельности:

коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, игровая, музыкально – художественная, трудовая.

Цели деятельности педагога: Продолжать учить находить изменения в природе, учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями, формировать навыки культуры поведения в лесу. Закреплять правила поведения в природе, воспитывать любовь к окружающей нас природе.

Предварительная работа: вспомнить народные приметы, их значение, изготовить скворечники, на месте проведения экскурсии подрезать сухие ветки, собрать мусор, побелить стволы деревьев.

Материалы и оборудование: скворечники, игрушка – ласточка, силуэты деревьев.

Ход занятия:

Воспитатель: К нам в группу прилетела ласточка,(показывает игрушку – птичку) она радуется весеннему теплу, яркому солнышку, Но ей не хочется летать по детскому саду, она желает на волю и приглашает нас в берёзовую рощу

Дети идут в берёзовую рощу по экологической тропе детского сада.

Воспитатель: Дети скажите, куда ласточки улетают на зиму? Почему вновь возвращаются.

Дети: Они улетают в теплые края на зиму, чтобы пережить холодные и морозные времена. А возвращаются в наши места, потому что любят их, как любим мы.

Ребёнок: Не трогай ласточку, она

Летит сюда издалека,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнезда!

Будь другом птиц,

Пусть под окном

Поёт веною соловей,

И над просторами земли

Летают стаи голубей! (М. Джангазиев)

Воспитатель: Если ласточки улетают из родных мест на зиму, то как они называются? ( перелетными)

Воспитатель: Каких ещё перелётных птиц вы знаете? (скворцы, кукушки, трясогузки, утки, гуси, лебеди и другие.)

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).

Воспитатель: Как люди готовятся к встрече птиц?( развешивают скворечники.) Где живут ласточки? Как называется их дом?

Дети: Ласточки строят себе гнёзда из глины под крышами домов, на обрывистых берегах рек.

Воспитатель: Где живут скворцы?

Дети: Для них мы развесили скворечники в «Птичьем городе».

Воспитатель: Как нужно вести себя, чтобы птицы не покидали гнезд?

Дети повторяют правила поведения в местах гнездования птиц.

- не кричать,

- не стучать по деревьям,

- не сорить,

- не ломать кусты, не топтать траву.

- не разорять гнезда птиц и насекомых.

- подкармливать зверей и птиц.

- любоваться красотой.

Воспитатель: Если вы будете выполнять эти правила, то деревья и кусты будут здоровыми, трава сочной, птицы весёлыми. Осмотрите деревья. Есть ли среди них больные?

Ребенок: Чтобы сосны, ивы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Каждый куст берегите, ребята!

Охраняйте его от утраты.

Дети обходят деревья, замазывают щели, раны, ласково разговаривают с ними. По заданию воспитателя рассматривают прошлогоднюю опавшую листву, вдыхают запах, собирают в углубления земли, утаптывают, объясняют: перегниет - будет удобрение.

Воспитатель: Что изменилось с окончанием зимы?

Дети: Солнце поднялось выше, светит ярче, небо стало голубым, слышны громкие радостные голоса птиц, потемнели стволы деревьев.

Воспитатель: О временах года сложено много пословиц, поговорок, примет.

Знаете ли вы их?

Дети: Много снега – жди хороший урожай.

Увидел скворца – знать весна у крыльца.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Ласточки низко летают – к дождю (И т. д.).

Дети разъясняют значение пословиц.

Воспитатель: Скажите, в какое время года наш двор особенно красивый?

( дети отвечают, объясняют почему они так думают).

Игра: «Узнай дерево по силуэту»

Воспитатель показывает карточку с силуэтом дерева, дети называют и находят это дерево. Подходят к нему. Игра повторяется несколько раз. По окончании все гуляют по аллее, любуются и наслаждаются красотой и воздухом

Конспект занятия по ознакомлению с природой.

Тема: "Воробьи зимой"

Цели:

Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года.

Закрепить знания о зиме. Развивать познавательный интерес к родной природе.

Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.

Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепить навыки аккуратного наклеивания. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, ловкость. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.

Оборудование: Фотография воробья, фигурка птицы, запись пения воробья, зёрна, крупа, хлебные крошки, кормушки; для конструирования – заготовка из коричневого картона в форме птицы, вырезанные из бумаги крылья, глаза; клей, кисточки, подкладные листы, салфетки.

Предварительная работа: Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за воробьями.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.

Загадка о воробье

Коротка моя песенка, вот

Чик-чирик! Другой никакой я не знаю.

Зимовать не улетаю,

А под крышей обитаю.

Увидев добычу, я вмиг

С крыши за нею слетаю.

Прыг-скок! Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей).

Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья).

Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы).

А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно. - Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.

- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.

- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.

Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так.

(Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой.

(Дети выполняют задание).

Подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно».

Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

Ребятки, взгляните за окошко.

Загадка о кормушке для птиц

В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей.

Дощечка новая,

Для птиц столовая,

Зовет обедать,

Крошек отведать. Что это? (Ответы детей).

Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей).

- Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей).

- Вот и устроили мы с вами кормушку для птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года. А что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? (Ответы детей).

- Вот пойдем мы с вами сегодня гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек. Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

«Спасибо вам великое». А сейчас давайте сделаем вот такого воробья из бумаги сами. (Показ готовой поделки). А чтобы приготовить к работе наши пальчики, поиграем с ними немного.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

По кормушке клювом бей,

Наедайся поскорей. (Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе.

Приклейте своему воробью глазки по одному с каждой стороны головы. А затем приклейте крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища.

(Дети выполняют работу под музыку из пьесы А. Рубаха «Воробей». После окончания работы предлагается обыграть поделку).

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе.

Тема: «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

3. Упражнять детей:

- в образовании сложных прилагательных;

- в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/ - Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/. - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1.Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка /аудиозапись/.

Отгадайте следующую загадку.

2.Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/

/включается аудиозапись/

3.Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?

/По оперению, внешнему виду, величине/

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физкультминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук

/ Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов.

Итог занятия

Занятие по ознакомлению с природой.

Тема «Муравей»

Программное содержание:

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:

Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок. Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.

Дидактическая игра «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса).

Самый трусливый зверь, это … (заяц)

Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).

Самая длинная шея у … (жирафа).

Самая маленькая птица, это … (колибри).

Самые крупные яйца несет … (страус).

Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).

Самая маленькая лошадка, это - … (пони).

Самый быстрый зверь, это … (гепард).

Самые умные животные, это … (обезьяны).

Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек).

Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Устройство муравейника

А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом.

Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

В хлебном складе муравьи хранят зерна.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество.

Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях. В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»

Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.

Матка в муравейнике яйца отложила,

Их заботою родня тут же окружила.

Ну а рост муравья дальше продолжается,

И личинки из яиц вскоре появляются.

Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,

Что личинки муравьев превратятся в куколки.

Вот из куколки своей

Вышел новый муравей.

Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети - «муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

Жизнь муравьев

Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям. Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать. Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами. Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

Вопросы по содержанию занятия:

1. Почему муравьев считают самыми сильными?

2. Что такое муравейник?

3. Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?

4. Почему муравьи заботятся о тлях?

5. Кто в муравьиной семье самый главный? Чем занимается?

6. Зачем муравьям усики?

7. Чем питаются муравьи?

8. Почему муравьев называют «санитарами леса»?