"Моя семья"
МАДОУ детский сад «Теремок» с. Красная Башкирия МР Абзелиловский район Республики Башкортостан
Автор: Сергеева Елена Анатольевна, воспитатель
"Моя семья"
Возрастная группа: средняя
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель: расширять представления детей о составе семьи, родственных связях.
Программные задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию правильного представления о семье, как о людях, которые живут вместе.
Закрепить умения определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи.
Учить детей разгадывать загадки на слух, выделяя значимые характеристики; правильно называть членов семьи.
Познакомить с понятиями «род», «родственники».
Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Развивающие:
Развивать инициативность в общении с окружающими, умение вступать в контакт, договариваться, слушать и слышать партнёра.
Способствовать развитию зрительного восприятия, внимания, творческого воображения, логического мышления, самостоятельности.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к старшему поколению.
Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.
Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью.
Интеграционные задачи:
Учить детей произносить правильно и четко звукосочетания с разной силой голоса.
Активизировать в речи детей и уточнить названия «членов семей» различных животных, классифицировать диких и домашних животных. Учить образовывать слова, обозначающие названия детёнышей, с помощью суффиксов – онок, - ёнок, - ата, - ята.
Организовать применение в игре знаний о геометрических фигурах, учить находить предмет по сходству.
Учить детей анализировать группы предметов, выявлять их соответствие заданному признаку, находить среди них лишний объект, формировать умение обосновывать свой выбор.
Упражнять в умении называть сказки на основе наглядных моделей, закреплять умение соотносить знакомые образы с символами. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения художественной литературы.
Способы организации детей: стоя в кругу, сидя полукругом возле экрана, стоя за столами.
Средства: проектор, ноутбук, экран, магнитная доска, картинки с изображением животных и их детёнышей, нарисованные варежки разных узоров; набор карточек, где нарисованы четыре предмета, три предмета связаны общим признаком (рабочие инструменты), а четвертый лишний; мяч, игрушка-медвежонок, плоскостные модели трёх домиков, карточки с геометрическими фигурами-моделями сказок «Три медведя», «Три поросёнка», «Теремок»; ромашка на магнитах с вопросами.
Формы и методы работы: организационный момент; мультимедийная презентация; художественное слово (стихотворения, загадки); игра «Детёныши и его мама»; игра «Потерявшиеся варежки»; игра «Четвёртый лишний»; беседа; игра «Кто как трудится»; сюрпризный момент; моделирование сказок; рефлексия; индивидуальная работа; поощрение.
Словарная работа: слова «род», «родственники», «родители».
Предварительная работа: тематический период «Мой дом, моя семья», рассматривание семейных фотографий, наблюдение и запоминание, какую работу выполняют дома члены семьи, рисунки детей на тему «Моя семья», разучивание текста физминуток «Молотками мы стучали» и «Кто живет у нас в квартире?»
Ход ООД
I часть – мотивационная
Организационный момент
Дети вместе с воспитателем заходят в группу, становятся в круг.
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Надо нам в кружочек встать!
Ребята, есть хорошая примета,
Всем с утра дарить приветы.
Давайте и мы так сделаем.
Солнцу красному… – привет!
Небу ясному… - привет!
Люди взрослые и малыши… -
Вам привет от всей души!
А чтобы у нас было хорошее настроение улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
И садитесь по местам!
- Ребята, посмотрите, у нас на экране изображен волшебный дом, но только очень пусто в нём. Кто в нём интересно живёт, вы знаете? А хотите узнать? Вот мне очень интересно! А давайте в него постучим? Может нам кто-нибудь откроет?
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг. Что-то никто не открывает, давайте вместе попробуем, повторяйте за мной (сначала тихо, погромче, ещё громче) Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг. Не открывается! На окошках висят не простые замочки, чтобы замочек на окошке открылся вам нужно будет отгадать загадку. А вы умеете отгадывать загадки? Ну тогда удачи!
II часть – организационная
- Послушайте первую загадку:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша… (мама).
- Молодцы, ребята, правильно.
Опрос детей: Кто ты для мамы? Как мама называет тебя ласково?
Мамы разные нужны, мамы всякие важны. Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу.
Давайте поиграем в игру: «Детеныши и его мама» (воспитатель показывает картинки с детёнышами, а дети называют маму - у зайчат мама … (зайчиха),
у лисят мама … (лиса).)
- Мамы птиц и животных так же любят своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.
- Ещё одна загадка:
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить,
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,
Это наш любимый… (папа).
- Кто ты для папы?
Папа решил построить новый дом для своей семьи. Что нужно сделать, чтобы папа не очень устал? (Помочь папе построить большой и красивый дом). Давайте поможем папе построить большой и красивый дом.
Физминутка.
Молотками мы стучали,
(Имитируем движения)
В доски гвозди забивали,
Красили, пилили,
Потолок белили.
(Потягивание на носочках, покачивание, вытянутыми вверх руками)
Получился новый дом.
(Показать руками крышу дома)
Вот с таким большим окном,
(Описываем руками большую окружность)
Мы по лесенке бежали
(Бег на месте)
И в квартиру постучали.
Тук-тук-тук! (Стучим).
Мама и папа – это ваши родители.
Следующая загадка:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка).
Опрос: Кто ты для бабушки? Бабушка чья мама?
А теперь попробуем помочь бабушке. Какое сейчас время года? Бабушка связала для своих внучат варежки. Но варежки перепутались, давайте найдем для каждой варежки пару.
(Детям предлагается карточка с заданием «Потерявшиеся варежки» и карандаш).
Следующая загадка:
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш… (дед).
Опрос: Кто ты для дедушки? Дедушка чей папа?
Наши дедушки все трудолюбивые. А в работе им помогают рабочие инструменты. (Дидактическая игра «Четвертый лишний» Воспитатель задает вопрос, какая картинка лишняя и почему.).
Следующая загадка:
Кто в дом влетает, как из пушки,
Разбросав кругом игрушки?
Кто же эти непоседы,
Наши радости и беды?
Кто на это мне ответит?
Ну, конечно, это… (дети).
- Замечательно, дети, но у меня осталась последняя загадка, послушайте:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья).
- Правильно, ребята, все эти люди называются одним словом – семья. Посмотрите, какая у нас семья получилась в нашем домике.
Семья – это самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди – мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть семья! Семья может быть маленькой – например, мама и ребёнок, и большой – папа, мама, сын, дочь. Семья – это и взрослые, и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге, помогают друг другу.
А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает, одна большая семья. Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки, тети, дяди.
Физминутка. «Кто живет у нас в квартире»
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
И конечно я! (Повороты туловища вправо-влево.)
У каждого человека в семье есть свои обязанности. Давайте мы с вами поиграем и выясним, кто и как трудится в вашей семье.
Игра с мячом «Кто как трудится».
Встаньте около стульчиков, я вам буду называть обязанности, а вы должны договаривать, чья это обязанность.
• Ходит на работу -
• шьет –
• ходит в магазин за покупками –
• учит уроки
• готовит пищу –
• ухаживает за цветами –
• вытирает пыль –
• моет посуду –
• гладит –
• играет –
• стирает –
• читает сказку на ночь –
• мастерит –
• гуляет с внуками -
• зарабатывает деньги -
• проверяет уроки -
• помогает бабушке -
• пылесосит -
• вяжет -
• делает ремонт -
• выносит мусор -
• убирает игрушки –
Сюрпризный момент: Появляется медведь. Рассказ медведя о своей семье:
- Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я хочу вам рассказать о своей семье. Наша семья небольшая: нас всего трое папа Михайло Потапович, мама Настасья Петровна и я Мишутка. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. Я хочу, чтобы вы рассказали мне, как зовут ваших родителей.
Дети по кругу передают игрушку. Тот, у кого в руках медвежонок, рассказывает:
- Мою маму зовут… моего папу зовут…
- Ребята, а вы хотите в гости к сказкам?
Ты, Медвежонок, помоги
Нам дорогу покажи.
Физминутка:
Три медведя шли домой (Дети имитируют ходьбу на месте)
Папа был большой – большой (Тянут руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом (Наклоняются)
А малыш малютка просто (Приседают)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил (Изображают игру погремушками)
Дзынь – дзынь – дзынь
С погремушками ходил.
Вот стоит в лесочке дом, кто же поселился в нём?
На карточке 3 круга разных размеров коричневого цвета.
– Что за сказочные герои живут в этом домике? (три медведя)
– Можно ли сказать, что здесь живёт семья? Почему?
- Вот построен новый дом, кто хозяин в доме том?
На карточке три розовых одинаковых по размеру круга.
– Что за сказочные герои живут в этом домике? (поросята)
– Можно ли сказать, что здесь живёт семья поросят? Почему?
- Здесь ещё построен дом, сколько жителей-то в нём?
Подходят к другому дому, на карточке 6 кругов разных размеров и цвета (темно-серый, зеленый, светло-серый, оранжевый, черный, коричневый)
- Что за сказочные герои живут в этом домике?
– Из какой сказки эти герои? (теремок)
- Можно ли сказать, что здесь живет семья?
Нам пора возвращаться в садик. До свидания, Мишутка.
III часть – итоговая
Рефлексия
Символом семьи считается цветочек с белыми лепестками и желтой серединкой… Это ромашка. Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? На доске у меня есть ромашка, она не простая, а с вопросами для вас. Вы по очереди будете подходить, отрывать белый лепесток ромашки, я задам ваш вопрос, а вы на него ответите.
Вопросы:
1. Что такое семья?
2. Кто такие родственники?
3. Как можно другими словами назвать маму, папу?
4. Как люди должны жить в семье?
5. Сможет ли человек жить один, без семьи?
6. Как вас ласково называют родные в семье?
7. Какой цветок символ семьи?
8. Кто приходил к нам в гости?