Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Моделирование социокультурных образовательных сред, способствующих формированию духовно- нравственных и социальных качеств детей в условиях непрерывности образования

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 с приоритетным осуществлением деятельности  по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

 

 

Моделирование  социокультурных образовательных сред, способствующих формированию духовно- нравственных и социальных качеств детей в условиях непрерывности образования

(наименование инновационного проекта)

 

 

Составитель: Ряписова Светлана Игоревна,

заведующий;

Тункина Валентина Александровна,

 заместитель заведующего по УВР

 

г. Красноуфимск 2016

         1. Краткое описание инновационного проекта (программы)

 

Наименование инновационного проекта (программы)

Моделирование  социокультурных образовательных сред, способствующих формированию духовно- нравственных и социальных качеств детей в условиях непрерывности образования

Основная идея инновационного проекта (программы)

Проект предусматривает создание возрастосообразых развивающих предметно – пространственных сред на основе специально подобранного содержания образовательной деятельности детей, способствующей формированию духовно- нравственных и социальных качеств ребенка.  

 

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе)

Проект является преемственным с концепциями  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России исодержания непрерывного образования (дошкольное и начальное общее образование)

Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно - нравственное развитие и воспитание личности ребенка  для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.Духовно  - нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованной деятельности осознанного восприятия и принятия обучающимся нравственных ценностей.

Значимость духовно- нравственного развития и воспитания подрастающего поколения особо подчеркивается в психолого- педагогических исследованиях (Коваль Н.А., Мамаев Д.М., Пономареко В.А., и др).

Подверженность духовно- нравственной сферы человека социальным воздействиям сделала актуальным изучение подходов к его духовно- нравственному воспитанию (Амонашвили Ш.Н., Бондаревская Е.В., Михачева В.Т. и др).

 

Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Свердловской области

Социально-экономические и политические преобразования в Российской Федерации, в том числе в Свердловской области, повлекли за собой снижение уровня жизни части населения, изменение нравственно-ценностных ориентиров, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательной роли. Заметно ослабло политическое и идеологическое вмешательство государства в формирование духовного облика молодежи, расширилась ее социальная самостоятельность.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, резкая социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения области, снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма и толерантности.

По информации, представленной Росвоенцентром, Свердловская область уступает другим регионам Российской Федерации в достижении обобщенных оценочных показателей, установленных государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".

 Мы считаем, что решение выше перечисленных проблем воспитания гражданственности и патриотизма возможно средствами краеведения, музейной педагогики, тесной связи с социумом, при осуществлении гендерного подхода в образовательном процессе. Актуальность данного проекта обусловлена приоритетным национальным проектом «Образование», потребностью в формировании гражданской идентичности дошкольника, будущего семьянина, жителя родного города. Главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своего времени, это возможность достойно жить и работать по специальности.

Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

-умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, соответственно своим способностям и потребностям;

-способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми;

-готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

-неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

-умение любить свою Родину, быть полезным своей семье, обществу и государству.

 

Цели и задачи инновационного проекта (программы)

Общей целью проекта являетсясоздание условий для моделированияразновозрастных социокультурных образовательных сред, способствующих формированию духовно- нравственных и социальных качеств детей

Задачи:

  • обеспечить преемственность целей, задач и содержаниядуховно- нравственного воспитания  в городском округе Красноуфимск;
  • внедрить и развить инновационные дополнительные общеразвивающие программы духовно- нравственной  направленности;
  • повысить уровень профессиональной квалификации педагогических кадров, реализующих инновационные дополнительные общеразвивающие программы духовно- нравственной направленности;
  • спроектировать и апробировать механизмы сетевого взаимодействия, обеспечивающих интеграцию ресурсов для развития духовно- нравственного воспитания;
  • вооружить дошкольников знаниями о морали, о духовно-нравственных и социокультурных ценностях;
  • сформировать эмоциональные отношения к духовно-нравственным и социокультурным ценностям;
  • сформировать потребности в духовном саморазвитии и самосовершенствовании;
  • сформировать опыт нравственного поведения, готовности следовать принятым духовно- нравственным и социокультурным ценностям и принятым в обществе правилам и нормам поведения в интересах человека, семьи, общества.

Сроки реализации инновационного проекта (программы)

Сентябрь 2016 года - май 2020 года

Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы)

Всего финансирование в 2016 – 2020 гг. –рублей, в том числе по источникам:

1. Субвенции (областной бюджет) –рублей

2.  Целевая субсидия из местного бюджета-рублей

3. Средства от  приносящей доход деятельности- рублей

4. Средства  от грантов –руб.

 

Основные результаты реализации инновационного проекта (программы)

Ожидаемыми позитивными результатами реализации проекта являются:

  • многообразные  возрастные социокультурные образовательные среды, созданные в едином  образовательном пространстве дошкольной организации, общеобразовательного учреждения, с участием других социальных институтов и семьи                       
  • проявление духовно- нравственных и социальных качеств личности выпускника:высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
  • апробирование механизмов сетевого взаимодействия, обеспечивающих интеграцию ресурсов для развития духовно- нравственного воспитания;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания  духовно- нравственного воспитания  в городском округе Красноуфимск;
  • внедрение  инновационных дополнительных общеразвивающих программы духовно- нравственной  направленности;
  • высокий уровень профессиональной квалификации педагогических кадров, реализующих инновационные дополнительные общеразвивающие программы духовно- нравственной направленности;

 

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы)

Данный проект даст возможность систематизировать и тиражировать инновационный опыт социально-полезной деятельности, обеспечивающей сотрудничество  коллективов дошкольной образовательной  организации, общеобразовательного учреждения, с участием других социальных институтов, семьи   и общественности городского округа Красноуфимск

Реквизиты документов, подтверждающих прохождение образовательной организацией предварительной экспертизы (при наличии)

 

 

 

 2. Программа реализации инновационного проекта (программы)

 

1. Исходные теоретические положения.

 

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия дошкольной образовательной  организации с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей.

Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Духовно‑нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.            Содержание духовно‑нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно‑нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно‑исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.  Сфера педагогической ответственности в этойдеятельности определяется следующими положениями: усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну; общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно‑нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно‑нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллективдошкольной образовательной  организации; содержание духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.           

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно‑нравственное развитие и воспитание личности ребенка  для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.                                   Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно‑нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

семейной жизни;                                                                            культурно‑регионального сообщества;                                                                       культуры своего народа, компонентом которой является система                         ценностей, соответствующая традиционной российской религии;                            российской гражданской нации;                                                                                   мирового сообщества.

В настоящее время в соответствии с законом об образовании, ФГОС ДО осуществляется модернизация системы дошкольного образования. В современном обществе происходят значительные преобразования, связанные с изменением ценностных ориентиров политики дошкольного образования. Изменения отражены в нормативно - правовых документах в реализации целевых установках, принципах, задачах современного образования.

Вектором целеполагания в работе служат основные принципы и                                         задачи ФГОС ДО :

1. Формирование ценностных ориентиров как основа для качественного воспитания и образования личности ребенка.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

3. Сотрудничество Организации с семьей.

4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

5. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

6. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

7. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

8. Дошкольный возраст является важным периодом формирования социальных компетентностей.

9. Фундаментальные ценности: гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, трудолюбие, человеколюбие являются основой духовно-нравственного развития, воспитания и обучения детей;

Опираясь на основные принципы дошкольного образования, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, МБДОУ детский сад 4 реализуют различные формы, методы, культурные практики в области познавательное развитие. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную, чтение художественной литературы. Включение детей в эти виды деятельности дает возможность вариативно использовать образовательный материал.

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Естественным процессом прослеживается формирование социокультурной среды дошкольной образовательной  организации. Поэтому социокультурная среда - представлена как единство трех составляющих:

• социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов (событийность).

• принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса;

• развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.

Синонимом социокультурной среды мы бы назвали детско - взрослой общностью. Эта среда не замкнута в дошкольном «мире», а выводит детей в реальные социальные, а сотрудников в партнерские отношения, и производит общественное благо.

Таким образом, в условиях гуманизации образования, социокультурной среде отводится роль – обеспечение личностно-ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста. Личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сегодня не менее важно обеспечить социокультурную среду сопровождения личности дошкольника, что будет обеспечивать в целом более качественный уровень образования. Фундаментальными основами формирования среды становятся:             

• Высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.

• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Смысл понятия "развивающая среда" - это среда, которая даёт возможность ребёнку развивать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью педагога, но и самостоятельно.

• Взаимодействие с детьми (культурные практики, технологии). Компетентность педагогов в знании той или иной технологии, культурной практики, позволяет реализовать основные принципы дошкольной образовательной  организации.

• Взаимодействие с семьей трансформируется в виде работы семейной академии. Сюда входят совместные проекты, мероприятия, развлечения.

• Сайт нашего детского сада - это официальный информационный web-ресурс, с помощью которого посетители могут узнать о последних новостях в детском саду, о наших планах, о проходящих праздниках. Основные задачи нашего сайтотворения - развитие сотрудничества между воспитателем и родителем посредством живого общения на страницах сайта.Сайт создан как для родителей, так и педагогов для поддержки процесса информатизации современного общества кроме того есть возможность найти информацию о детском саде, о реализуемых программах обучения и воспитания детей; ознакомиться с советами специалистов; задать интересующие вопросы по воспитанию и обучению (одним словом, педагогическое просвещение родителей). Кроме того каждый посетитель имеет право ознакомиться с нормативно-правовой базой деятельности учреждения, результатами работы организации. А также имеются все необходимые полезные ссылки.  Таким образом, сотрудничество с нашим сайтом каждый родитель имеет возможность интересоваться жизнью ребенка даже тогда, когда их нет рядом.

• Трансляция работ на социум. В современном мире невозможно выполнить главную задачу дошкольного учреждения - воспитать гармонично развитую личность - без взаимодействия с социумом. Детскому саду сформирован уровень взаимодействия с социальными институтами города, такими как библиотека. Работа ведется по размещению выставок детских работ, коллажей, агитационных плакатов. Так же планируется выставки коллекций детей в детской библиотеке с рассказами самих детей. Это помогло выйти за территориальную границу учреждения, стать социально доступным звеном образовательной системы. Детский сад - открытое учреждение для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых, мы планируем расширять и укреплять взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

• Интеграция образовательного процесса. Детский сад как живой организм постоянно направлен на освоение мира. Воспитатели и специалисты работают в творческом взаимодействии, реализуя поставленные цели. Используя метод проектов педагоги осуществляют непрерывный образовательный процесс.

• Конкурсное движение дошкольной образовательной  организации. Становится традиционным участие коллектива детского сада в городских и областных конкурсах. Это воспитывает  детей желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни детского сада, родного города, учит детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности, создаются возможности обеспечения эмоционального благополучия детей.

Таким образом, создание в дошкольном образовательном учреждении детско - взрослой общности, ориентированную на формирование социокультурной среды, духовно- нравственные ценности, как одно из главных условий повышения качества образования.

Результатами данной деятельности стали:

•  на уровне педагогов: изменение их ментальности, мотивации и ответственности                        за качество работы;

          • на уровне воспитанников: личностное развитие, самостоятельность,                       ответственность, инициативность.

•  на уровне родителей: получение качественной образовательной услуги,                            изменение отношения к детскому саду.

•  на уровне социальных партнеров:

• приобретение новых партнеров,

• утверждение дошкольной образовательной  организации статуса в социуме.

Одной из задач проекта является - проектирование и апробация механизмов сетевого взаимодействия, обеспечивающих интеграцию ресурсов для развития духовно- нравственного воспитания.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка – это связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенкаПод преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.                                                           Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами. Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, является обеспечение качества образования потребностям личности и социума.                                                                                                                          Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы на каждой ступени образования.

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • воспитание нравственного человека;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.

Целостность педагогического процесса в МБДОУ детский сад 4обеспечивается реализацией основнойобщеобразовательной программы дошкольноговоспитания «Истоки»подредакциейЛ.А.Парамоновой, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др..В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основы формирования его самосознания. В результате у детей формируется готовность к совместной деятельности; происходит становление самостоятельности, произвольности, позитивных установок к различным видам труда и творчества; а также формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

МБДОУ детский сад 4  является начальным звеном в формирваниии духовно – нравственного и патриотического воспитания. Дальнейшее воспитание и обучение пданируется в МБОУ «Средняя школа № 9». В  школесозданы кадетские классы, основная цель которых – интеллектуальное, культурное, физическое и духовно- нравственное развитие обучающихся - кадетов, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной, гражданской, военной, правоохранительной службы (далее – государственная служба) муниципальной службы, в соответствии с профилем военной деятельности.

Планируется привлечь к реализации проектаместнуюобщественную организацию воинов интернационалистов, отделения ДОСАФи военно-патриотические клубы(далее – ВПК): ВПК «Ирбис», ВПК «Росич», КВПК «Отчизна», ВСК «Спасатель», ВПК «Каскад», ВПК «Гвардеец».

Направления деятельности муниципальных ВПК: допризывная подготовка, военно-прикладное дело (рукопашный бой, строевая подготовка, тактическая подготовка, туристическая подготовка, патриотическое воспитание (изучение истории родного края, исторических мест, несение вахты Памяти), спортивное направление деятельности (основные нормативы ГТО, силовая подготовка). Обучающиеся участвуют в военно-спортивных играх и поисковой работе.

Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

 

2. Этапы и сроки реализации инновационного проекта (программы).

Теоретико-проектировочный этап – сентябрь- декабрь 2016 год

Практический этап – декабрь 2016 г – май 2020г

Обобщающий этап –май 2020 г - декабрь 2020г

 

 3.    Содержание    и    методы  реализации  инновационного  проекта(программы), необходимые условия организации работ.

В основу проекта положена идея моделирование  социокультурных образовательных сред, способствующих формированию духовно- нравственных и социальных качеств детей в условиях непрерывности образования.

Проект  составлен по возрастным группам. Он охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).Предусматривает создание возрастосообразых развивающих предметно – пространственных сред на основе специально подобранного содержания образовательной деятельности детей,способствующей формированию духовно- нравственных и социальных качеств ребенка.  Он не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

В проекте  прослеживается несколько направлений работы.

1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3.Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

 

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «
».

 

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать   детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое          отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
  • Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение          к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
  • Познакомить детей с историей детского сада.

В реализации этого раздела основной социокультурной средой выступает главным образом семья. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.Планируется выполнение различных проектов, участие в совместных мероприятиях и праздниках.                                        Так же социокультурной  средой является и детский сад. Знакомство с историей детского сада вызывает чувство гордости.                                                                                       Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Смысл понятия "развивающая среда" - это среда, которая даёт возможность ребёнку развивать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью педагога, но и самостоятельно.

 

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

  • Формировать представления детей о географических, климатических,        социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  • Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли,                              в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее         сбережению.

Социокультурной средой выступает участие в конкурсном движении - это воспитывает  детей желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни родного города, учит детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности, создаются возможности обеспечения эмоционального благополучия детей.

 

3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

  • Формировать представление об исторических корнях города.
  • Расширять представления о достопримечательностях,                                                             социально-экономической значимости города.
  • Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда,                                           Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

В реализации этого раздела социокультурной средой выступает общественные организации ГО Красноуфимска.

 

4 раздел «Мы разные».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи:

  • Формировать представление об основных профессиях жителей города.
  • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов                округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Социальной средой в этом разделе являются общественные организации ГО Красноуфимска, транслирующие самобытность разных национальностей и коренных народов округа.

 

 4. Прогнозируемые результаты по каждому этапу.

Перечисленный комплекс взаимосвязанных задач предусматривает следующие результаты деятельности:

  • Сформированные возрастныесоциокультурных образовательных сред,        способствующих формированию духовно- нравственных и социальных качеств                      детей в условиях непрерывности образования.
  • Проявление духовно- нравственных и социальных качеств личности выпускника:             высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного      гражданина России.
  • Апробированные механизмы сетевого взаимодействия, обеспечивающих   интеграцию ресурсов для развития духовно- нравственного воспитания.
  •  Обеспечение преемственности целей, задач и содержания  духовно- нравственного        воспитания  в городском округе Красноуфимск.
  • Внедрённые  инновационные дополнительные общеразвивающие программы                  духовно- нравственной  направленности.
  • Высокий уровень профессиональной квалификации педагогических кадров,                     реализующих инновационные дополнительные общеразвивающие программы     духовно- нравственной направленности.

     5. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

Перечень критериев оценивания результатов:

  • Степень вовлеченности участников;
  • Наличие отзывов и рецензий на проект, официально- деловых документов, отражающих ход и результат деятельности по реализации проекта;
  • Наличие доступной информации о реализованных мероприятиях на сайте дошкольной образовательной  организации, в средствах массовой информации;
  • Наличие  экспертизы и экспертной оценки контрольно – измерительных материалов;
  • Формирование отчета о самообследованиидошкольной образовательной  организации.
  • Наличие перспективных планов развития проекта;
  • Общественная оценка уровня успешной социализации воспитанников.

     6.  Календарный план реализации инновационного проекта (программы) с

указанием  сроков  реализации  по  этапам  и  перечня  конечной продукции

(результатов).

Реализация проекта пройдет в течение четырех лет. В 2020 году будет дана оценка эффективности данного инновационного проекта.

Срок

Содержание деятельности

Образовательные продукты

(результаты)

Теоретико-проектировочный этап

сентябрь - декабрь 2016 год

Организационно-содержательная деятельность

- проведение мониторинга;

 - организация изучения нормативно-правовой базы участниками проекта;

- создание модели, программы, ее обсуждение на координационном совете;

- согласование и принятие к исполнению;

- анализ и совершенствование материально-технических и педагогических условий ДОУ;

 - разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей;

 - разработка и защита отдельных инновационных проектов в рамках утверждённой программы.

Учебно-методическая деятельность:

- совершенствование профессиональной компетентности педагогов, реализующих программы духовно-нравственной  направленности: образовательные программы, семинары, круглые столы, конференции, стажировки (через внешние и внутренние ресурсы);

- участие в федеральных и региональных конкурсах среди образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы.

Информационно-аналитическая деятельность:

 - оформление договоров с образовательными организациями  о сетевом взаимодействии и сотрудничестве;

- оформление договоров о сетевой форме реализации образовательных программ

- подготовка аналитической информации, таблиц мониторинга по реализации проекта базовой площадки.

Контроль и руководство:

- формирование отчетной документации о результатах деятельности базовой площадки (1 раз в полугодие); - подведение итогов теоретико-проектировочный этапа реализации проекта;

 - функционирование внутренней системы оценки качества образования;

- обеспечение функционирования независимой системы оценки качества образования.

Анкетирование, опросники, анализ социальной среды, программа, проекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

повышение профессиональной компетентности педагогов

- разработка образовательных программ,

- привлечение дополнительных источников финансирования

 

 

договоры с образовательными организациями о сетевом взаимодействии и сотрудничестве

 

 

- аналитическая записка

Практический этап

декабрь 2016 г – май 2020г

Организационно-содержательная деятельность:

- реализация программы, целевых проектов;

 - организация дополнительного образования участников образовательных отношений  по основным вопросам программы;

 - разработка и реализация дополнительных программ, предусмотренных проектом;

- апробация и поэтапное внедрение в педагогическую практику новых социально-ориентированных и информационно-коммуникативных технологий;

 - формирование электронной базы данных в соответствие с проектом;

- адаптация программ:

 -осуществление промежуточного мониторинга, контроля и отслеживание хода выполнения проекта.

Учебно-методическая деятельность:

- локализация опыта на площадках, участвующих в реализации проекта на 1 этапе;

- описание опыта в формате, позволяющем снять информацию о способах реализации инновационных проектных идей: презентация и публикация материалов в различных информационных средах, разработанных и апробированных в ходе реализации проекта; - мультипликация опыта;

- организация стажировок на базе Учреждения; тьюторское сопровождение;

- организация профессионального общения педагогических работников (консультирование, семинары, круглые столы, мастер-классы, конференции

- общественная презентация результатов деятельности Учреждения в рамках реализации проекта.

Информационно-аналитическая деятельность: - оформление договоров с образовательными организациями

 - оформление отчетной документации о деятельности региональной инновационной площадки.

Контроль и руководство:

- подведение итогов 2 этапа реализации проекта;

- функционирование внутренней системы оценки качества образования;

- обеспечение функционирования независимой системы оценки качества образования

Программы, проекты, конференции, семинары, мониторинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

повышение профессиональной компетентности педагогов - описание практики, «окультуривание» опыта - материалы, разработанные и апробированные в ходе реализации Проекта;

Обобщающий этап

 май 2020 г- декабрь 2020 г

-обобщение результатов реализации программы, подпрограмм, целевых проектов;

 -анализ достигнутых результатов, итогов реализации проекта; -организация муниципального, регионального семинаров по результатам деятельности инновационной площадки;

 -прогнозирование перспектив дальнейшего развития ДОУ, постановка новых задач; - распространение опыта работы по духовно- нравственному воспитанию в средствах массовой информации, сайты ОУ, среди образовательных учреждений Свердловской области.

- Отзывы и рецензии на проект.

- Экспертиза и экспертная оценка контрольно- измерительных материалов

 

Предполагаемые результаты проекта:

  •  Публикации материалов о результатах реализации проекта в научно- методических        журналах.
  •  Методические рекомендации по организации сетевой формы реализации образовательных программ.
  •  Дополнительные общеразвивающие программы духовно – нравственной
  • Методические рекомендации по организации конкурсов, олимпиад, соревнований                      духовно – нравственной направленности (положения, регламенты,              контрольно- измерительные материалы, организационно-содержательные аспекты             организации и др.)

 

 

  7.  Перечень  научных и (или) учебно-методических разработок по теме

инновационного проекта (программы).

  • Программа дополнительного образованиядуховно- нравственной направленности.
  • Проекты духовно- нравственной направленности.
  • Методические материалы, разработки духовно- нравственной направленности.
  • «Положение о конкурсе для педагогов ГО Красноуфимск методических разработок         духовно- нравственной направленности»
  • «Положение о конкурсах для воспитанников ГО Красноуфимск и Свердловской области духовно – нравственного и патриотического направленностей»
  • Сборник цифровых образовательных ресурсов для детей и педагогов:сценарии                праздников, сказки духовно – нравственной направленности, стихи и пр.

 

 

       4. Обоснование возможности реализации инновационного проекта                              (программы)

 

Перечень нормативных правовых актов РоссийскойФедерации  и  Свердловской  области в сфере образования, регламентирующихреализацию  проекта  (программы),  предложения по содержанию проектовнормативных    правовых   актов  Свердловской  области,  необходимых  дляреализации проекта (программы).

  • Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина           России
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской                    Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного                            образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской        Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
  • Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28 февраля 2014 г№08-249                 Департамента государственной политики в сфере общего образования                               Минобрнауки России
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р     «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «о Национальной        стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в части  определения                    ориентиров государственной политики в сфере воспитания.
  • Государственная программаСвердловской области «Развитие системы        образования в Свердловской области до 2020 года»
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской                Федерации на 2016 - 2020 годы»   от 30 декабря 2015 г. № 1493
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

 

       5. Финансовое обоснование реализации инновационного проекта                              (программы)

 

 

Финансирование Проекта осуществляется за счет средств местного бюджета (субсидия на выполнение муниципального задания) и средств внебюджетных источников (доходы от приносящей доход деятельности Учреждения, гранты, премии). Перечень мероприятий каждого этапа формируется исходя из планируемых объемов финансирования мероприятий за счет средств местного бюджета с возможностью расширения перечня мероприятий и объема их реализации в случае привлечения внебюджетных источников

 

       6. Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта

                              (программы)

 

            Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. 

Данный проект  направлен на «закладывание» основ  у воспитанников духовно – нравственных и патриотических чувств. Дальнейшее обучение и воспитание в кадетских классах МБОУ СШ 9 и  различных патриотических клубах.

Дальнейшее развитие системы духовно – нравственной направленности требует формирования комплекса организационно-педагогических, методических, научно- исследовательских мероприятий, обеспечивающих интеграцию концепций и подходов, разработанных в различных образовательных организациях с созданием единой системы информационной поддержки и методического сопровождения научно-технической деятельности.

Таким образом, реализация проекта позволит получить различные эффекты, в том числе социально-педагогические. Это, прежде всего:

  • обогащение  ресурсной базы в дошкольной образовательной  организации
  • координация инновационной деятельности по духовно – нравственному                           воспитанию детей;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • совершенствовать образовательные методики и организационные подходы                            к осуществлению сетевого взаимодействия между образовательными организациями               ГО Красноуфимск;
  • транслирование наработанных педагогические практики.