Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Муниципальное общеобразовательное учреждение Прибрежненская средняя школа муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Фомина Ирина Викторовна

педагог-психолог

 

Номинация «Свободная тема».

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

     Анализируя показатели медицинских статистик уровня здоровья подрастающего поколения, запросами общества, перед педагогическим коллективом нашей школы встала проблема: как сохранить здоровье школьников. На основе изучения научной литературы нами была разработана модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении. Данная модель является в нашей школе главным элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей. Основная цель модели: сохранение и укрепление здоровья школьников в процессе обучения в соответствии с возможностями образовательного учреждения.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить инфрастуктуру образовательного учреждения и скорректировать ее на здоровьесберегающую деятельность.

2. Определить рациональную организацию учебного процесса.

3. Проанализировать организацию физкультурно-оздоровительной работы в школе и повысить ее эффективность.

4. Организовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование мотивации к здоровому образу жизни, ценности здоровья.

5. Повысить квалификацию работников общеобразовательного учреждения, а также уровень знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.

6. Вести систематическую профилактику и динамику наблюдений за состоянием здоровья детей.

7. Формировать гигиенические знания, умения и навыки через учебные дисциплины.

   Данная работа будет полезна в работе заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-психологов образовательных учреждений.

Содержание

Введение.

1. Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

1.1. Современные модели здоровьесбережения.

1.2. Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья

в МОУ Прибрежненская СОШ.

2. Опыт работы МОУ Прибрежненская СОШ по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

 

Введение

 

Здоровье - великое дело как для того,

кто им пользуется, так и для других.

Томас Карлейль

Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объёме.

В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.

Здравствуйте!.. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово. Это приветствие родилось из выражения «я здравствую тебя», то есть «желаю тебе здоровья».[10, стр.15]

Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. "Жизнь долга, если она здоровья полна".

Новое определение понятия "здоровья" было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 году. Здоровье в Уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».[7, стр.35]

Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.

Определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Здоровье - это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека - материальной или духовной. Нередко можно услышать: "Было бы здоровье, а остальное приложится". С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.

Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни - это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья.

Здоровый образ жизни - это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общей гигиены.

Один из главных показателей здоровья - продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.[1, стр.15]

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

«Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников – просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону – нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Нужно уйти от усреднённого подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения» - цитата из послания Д.А.Медведева Федеральному собранию РФ.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях (государственных и негосударственных, городских и сельских школах, гимназиях и колледжах) ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности.

Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять, раз увеличивается число нарушений органов зрения, в три раза - патология органов пищеварения, в пять раз - нарушение осанки, в четыре раза - нервно-психических расстройств.

У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 25-30% - в сердечнососудистой и дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гипокинезии. Число абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы в 1997 г. составляло 20-25%, в 2007 г. - 10-15%.

Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. В результате более 60 % призывников не достигают необходимого уровня физической подготовленности.

Статья 51 Закона РФ «Об образовании» указывает: «образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уноситдетей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать [16, стр.9]

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранения и укрепления здоровья.

Здоровье – категория педагогическая, она либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека в семье, детском саду, школе. На школу ложиться, помимо прочих, задача сохранения и развития физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Анализируя показатели медицинских статистик уровня здоровья подрастающего поколения, запросами общества, перед педагогическим коллективом нашей школы встала проблема: как сохранить здоровье школьников.

На основе изучения научной литературы нами была разработана модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении. Данная модель является в нашей школе главным элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей.

Потребность быть здоровым – основная потребность человека. Общее здоровье складывается из здоровья физического, психического и социального, все эти «виды» здоровья связаны. Следовательно созданная комплексная модель по сохранению и укреплению здоровья является актуальной в воспитательном процессе.

Основная цель модели: сохранение и укрепление здоровья школьников в процессе обучения в соответствии с возможностями образовательного учреждения.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить инфрастуктуру образовательного учреждения и скорректировать ее на здоровьесберегающую деятельность.

2. Определить рациональную организацию учебного процесса.

3. Проанализировать организацию физкультурно-оздоровительной работы в школе и повысить ее эффективность.

4. Организовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование мотивации к здоровому образу жизни, ценности здоровья.

5. Повысить квалификацию работников общеобразовательного учреждения, а также уровень знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.

6. Вести систематическую профилактику и динамику наблюдений за состоянием здоровья детей.

7. Формировать гигиенические знания, умения и навыки через учебные дисциплины.

Критерии оценки здоровья: ЗУН; мотивация; уровень работоспособности (в том числе и внутренняя мотивация учения); рациональное питание; оценка наличия вредных привычек; закаливание и личная гигиена; положительные эмоции; оптимальный двигательный режим, мониторинг уровня здоровья.

1.1. Современные модели здоровьесбережения

Для рассмотрения проблемы здоровья используется моделирование, примером могут служить модели здоровья в классификации П.И. Калью:

Медицинская модель здоровья. Предполагает такое его определение, в котором содержатся лишь медицинские признаки и характеристики здоровья; здоровьем считается отсутствие болезней и их симптомов;

- Биомедицинская модель здоровья. Предполагает отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья; внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье;

- Биосоциальная модель здоровья. В объем понятия «здоровье» включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве с приоритетом социального;

- Ценностно-социальная модель здоровья. Предполагает, что здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой его полноценной самореализации.

По мнению Малярчук Н.Н., демократизация системы образования создала предпосылки для возникновения инновационного опыта по сбережению и развитию здоровья подрастающего поколения.

В зависимости от расставляемых акцентов, модель здоровьесбережения определялась как:

- лечебно-восстановительная, когда оздоровление учащихся осуществляется посредством использования лечебных мероприятий: физио-, фито-, психотерапевтических, лечебной физкультуры и др. (Н.А. Голиков, А.А. Дмитриев, В.К. Волкова, С.П. Елкина и др.);

- медико-гигиеническая, если в модели системной комплексной работы развитие получает стратегия сохранения и восстановления здоровья детей и учащейся молодежи через рациональную организацию учебного процесса (Г.Л. Апанасенко, В.Ф. Базарный, М.И. Степанова, С.В. Попов, В.М. Чимаров);

- физкультурно-оздоровительная, которая характеризуется использованием средств физической культуры в целях оздоровления и развития (как физического, так и нравственного) детей и молодежи (В.К. Бальсевич, М.Я Виленский, И.В. Манжелей, Л.А. Рапопорт и др.);

- эколого-сохраняющая, обеспечивающая сохранение здоровья учащихся через формирование экологически целесообразных отношений подрастающего поколения с окружающей средой (Л.П. Симонова, З.И. Тюмасева, В.А. Ясвин и др.);

- учебно-воспитательной здоровьсеберегающей модели присущи следующие признаки: организация здоровьесозидающей деятельности идет за счет актуализации личностного роста школьника, развития его рефлексивных способностей, ценностного смысла жизнедеятельности, умений принимать ответственные решения. Особое внимание уделяется личному опыту ребенка в здоровьесберегающей деятельности, при этом акцент ставится на согласование формируемых у школьников мотивов данной деятельности с актуальными потребностями возраста.

1.2. Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья

в МОУ Прибрежненская СОШ

 

Исходя из поставленных целей и задач по здоровьесбережению школьников, нами были выделены основные направления комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в данном образовательном учреждении:1 блок - здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения; 2 блок - рациональная организация учебного процесса; 3 блок - организация физкультурно-оздоровительной работы; 4 блок - просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование мотивации к собственному здоровью, ценности здоровья и здорового образа жизни; 5 блок - просветительско-методическая работа с педагогами и родителями; 6 блок - профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья школьников;

Разработанная базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении состоит из шести блоков:

I блок – создание здоровьесберегающей инфраструктураы образовательного учреждения: состояние здания и помещений школы, их содержание в соответствии с гигиеническими нормативами; оснащенность учебных классов и кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; наличие и необходимое оснащение школьной столовой; организация качественного питания школьников; необходимый (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

II блок – рациональная организация учебного процесса: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов (педагогов, врачей, психологов); строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства); рациональная и соответствующая педагогическим и гигиеническим требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития.

III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы – включает: полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.); организацию занятий со специальной медицинской группой; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе; организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; создание условий и организацию работы спортивных секций, привлечение к секционным занятиям широкого круга детей основной медицинской группы, организацию специальных занятий для детей подготовительной медицинской группы; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, внутришкольных и межшкольных соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

IV блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.); регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений о состоянии здоровья обучающихся для каждого педагога; регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями; создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.

V блок – просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни: внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование понятий о ценности здоровья и здорового образа жизни; лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; Дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники и т.п.

VI блок – организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями: лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.; приобретение необходимой научно-методической литературы; привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

2. Опыт работы МОУ Прибрежненская СОШ по сохранению и укреплению здоровья учащихся

 

Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий в нашей школе определяется не хаотичностью наборов методов, а системной работой по всем направлениям на основании модели комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В школе реализуется Программа здоровьесбережения «Здоровье – это жизнь», программа предусматривает деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса предусматривают деятельность всех участников образовательного процес­са в комплексе для успешного решения следующих задач:

  • превращение охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных на­правлений деятельности школы;
  • улучшение организации учебного процесса;
  • создание необходимых экономических условий для развития материаль­ной базы;
  • создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья учащихся;
  • координирование совместной работы школы и семьи по формированию и сохранению здоровья школьника;
  • формирование коллектива учителей, ориентированных на применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий;
  • мотивирование всех участников образовательного процесса на приобре­тение знаний, умений, навыков, необходимых для формирования пра­вильных взглядов на здоровье и здоровый образ жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается. Увеличилось число учащихся с сердечно сосудистыми заболеваниями, участились случаи заболевания ОРВИ и гриппом.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся, воспитанников. Школа располагается в одном учебном корпусе. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Ежегодно, один раз в четверть проводятся учебные пожарные тревоги для обучающихся и работников школы. Оборудована кнопка тревожной сигнализации, установлена пожарная сигнализация с речевым способом оповещения. Ежегодно школа готовится к началу нового учебного года, делается ремонт, производится замена устаревшего оборудования, обновляется мебель, приобретаются новые наглядные пособия, оргтехника.

В школе имеется спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным инвентарём, кабинет здоровья. Спортивный зал оснащен следующим оборудованием: спортивные тренажёры, маты гимнастические, сетка волейбольная, корзины баскетбольные, канат, шведская стенка, мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, теннисный стол, теннисные мячи и ракетки, лыжи с ботинками, скакалки, обручи. Спортивные снаряды: козел, конь, гимнастические скамейки.

Помещения хорошо освещены, соблюдается воздушно-тепловой режим. На территории ОУ имеется спортивная площадка, где установлены спортивные снаряды: турники разной высоты, брусья металлические, рукоходы.

В школе создан центр здорового питания, позволяющий ежедневно организовывать питание обучающихся, воспитанников. Школьная столовая рассчитана на 70 мест. Оборудование столовой находится в удовлетворительном состоянии. Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения здоровья учащихся, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Для создания благоприятных условий обеспечения здоровья учащихся нами в этом году была разработана программа ««Совершенствование организации питания обучающихся МОУ Прибрежненская СОШ на 2013 - 2015 годы». Цель Программы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся через обеспечение качественным питанием на основе системы мероприятий по оптимизации организации питания в Муниципальном образовательном учреждении, внедрение государственного стандарта питания обучающихся образовательных учреждений.

С начала учебного года в столовой было организовано горячее питание с охватом 90% учащихся. Льготное питание получали 30 учащихся из малообеспеченных семей. Для учащихся группы продлённого дня готовили обед. В меню присутствовали овощи, фрукты, салаты, а также проводилась С-витаминизация третьего блюда.

В целях укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни проводятся различные мероприятия: тренинги, беседы с учащимися, встречи с работниками ФАП, экскурсии, спортивные субботы, Дни здоровья, поезд здоровья, «весёлые старты», конкурсы, соревнования, работает спортивная площадка, акции и месячники, утренняя гимнастика, подвижные перемены, мероприятия по физической культуре, совместные спортивные праздники, индивидуальные работы с семьей и т.д.

Учащиеся школы участвуют в районных спортивных соревнованиях и занимают призовые места:

- II место в районном соревновании по лёгкой атлетике в Спартакиаде лагерей;

- IV место в межлагерной спартакиаде среди лагерей с дневным пребыванием детей Ульяновской области;

- I место в районном соревновании по лёгкой атлетике в Спартакиаде лагерей заняла Маханкина Наталья ученица 5 класса;

- II место в первенстве ДЮСШ по мини-футболу;

- Грамота за активное участие в районном конкурсе ЮИД «Безопасное колесо-2012».

В целях активизации профилактической деятельности, в кабинете здоровья продолжена работа по сбору материалов о ЗОЖ, создавались памятки, организовывалась волонтёрская работа, собраны разработки уроков, внеклассных мероприятий, игр, тренингов, памятки, презентации, дневники здоровья. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся.

Особая задача «кабинета здоровья» – это координация деятельности, то есть, обеспечение межведомственного взаимодействия учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, с этой целью реализовывался план лечебно-профилактических мероприятий ФАП. В «кабинете здоровья» проводятся консультации и оздоровительные мероприятия не только для учащихся, но и для их родителей. Кабинет здоровья – это комната, где есть всё необходимое для оказания первой помощи и медицинского осмотра учащихся.

В летний период 50 учащихся в первую смену прошли оздоровление в летнем оздоровительном лагере.

На уроках организуется работа по профилактике нарушения зрения - физкультминутки с элементами корригирующей гимнастики для глаз. В апреле проводится Европейская неделя иммунизации, в рамках которой проходит анкетирование детей «Что такое иммунизация», оформляются бюллетени «Предупредить! Защитить! Привить!». Учащиеся соревнуются в викторине «Стоп! Инфекция!». Проводятся спортивные мероприятия «Формула здоровья», беседы на тему «Мы прививок не боимся, от болезни защитимся». Рефлексия проведённых мероприятий показывает, что дети приобретают новые знания о том как повысить свой иммунитет, о необходимости вакцинации.

В процессе формирования потребности в ЗОЖ большое значение имеет участие школьников во внеурочной деятельности и участие в работе кружков и секций, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. В текущем учебном году 98% учащихся охвачены различной кружковой деятельностью, в т.ч. более половины из них - в секциях ДЮСШ.

В школе в этом году работает 2 спортивные секции:

- Баскетбол - 1 группы;

- Бадминтон - 1 группа.

Все школьные спортивно-массовые мероприятия проходят по календарному плану школы и района.

Профилактика потребления наркотических и психоактивных веществ среди учащихся является одним из важнейших направлений работы по здоровьесбережению. В школе была проведена разъяснительная работа и добровольное тестирование учащихся на предмет потребления наркотических и психоактивных веществ, которая показала хорошие результаты.

В рамках Всемирного дня отказа от курения в нашей школе работала инфопалатка о курении, в которой учащиеся отвечали на билеты о курении, об истории табака и последствиях этой пагубной привычки. Была проведена выставка рисунков и плакатов. Учащиеся старших классов изготовили большую пачку сигарет, с сигаретами на которых написаны заболевания которые можно получить от пагубного пристрастия к курению. Провели акцию «Конфетка за сигаретку», учащиеся в сопровождении учителя ходили по селу и меняли конфеты на сигареты, затем была проведена «казнь» над сигаретами.

Для учащихся раз в четверть организуется игра "Сто к одному", во время игры учащиеся узнают о болезнях, которые можно получить от сигареты. Отвечают на интересные вопросы о табакокурении. Совершают путешествие по странам и континентам, знакомятся, как в разных странах борются с табакокурением.

Педагогом-организатором ОБЖ разработан план мероприятий по ЗОЖ. На уроках ОБЖ учащиеся овладевают основами знаний, умений и навыками по ЗОЖ.

Пропаганда ЗОЖ, спортивных успехов и достижений, как отдельных учеников, так и школьных команд ведётся со страниц школьного сайта, а также с помощью стендов в фойе ''Спортивная жизнь школы'', с помощью «говорящих» стен, на которых размещаются сочинения, рисунки, цитаты о здоровье, фотографии с мероприятий.

С целью сохранения здоровья учащихся проводится систематическая работа по предупреждению детского травматизма, ведётся контроль за соблюдением дисциплины и правил поведения обучающимися. С учащимися проводятся беседы, игры, для проведения мероприятий, викторин по правилам поведения, классными руководителями создаваются учебные презентации, наглядный материал даёт возможность учащимся в более интересной форме познакомиться с правилами дорожного движения, правилами поведения в школе и т.д.. В кабинетах оформлены уголки безопасности и другой наглядной агитации о правилах поведения. В течение года проводились беседы с инспектором ГИБДД о профилактике ДДТТ. На родительских собраниях проводились лектории о правилах поведения и дисциплине. Стенды в рекреациях использовались для оперативной информации, где размещались советы обучающимся, как нужно вести себя на улице, чтобы не попасть в ДТП; рекомендации родителям, правила пожарной безопасности и т.д..

Как результат работы учителей по предупреждению детского травматизма, соблюдению дисциплины и правил поведения обучающимися - это отсутствие серьёзных нарушений дисциплины, правил поведение и травм.

В профилактике детского травматизма, кроме изучения Правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, большое значение придаётся знакомству с уставом школы, правилами и дисциплиной в школе. В сентябре учащиеся школы ежегодно участвуют во Всероссийской акции «Внимание, дети», в осеннем декаднике «Дорога и дети». В период проведения акций, проводятся самые различные мероприятия: тематические мероприятия, игры, соревнования, конкурсы, викторины, практические занятия по правилам дорожного движения. Так же ребята активно принимают участие в районных соревнованиях по ПДД – конкурс смотр готовности отрядов ЮИД.

Постоянно встают вопросы о соблюдении дисциплины на уроках, ношении школьной формы, о запрете пользования мобильными телефонами. На основании вступления в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в этом учебном году в школе введены единые требования к школьной форме. Решение о введении школьной формы было принято на общешкольном собрании, проведён опрос, среди родителей который показал, что школьная форма необходима, она предупреждает возникновение у учащихся психологического дискомфорта, направлена на соблюдение санитарно-гигиенических норм, на сохранение здоровья учащихся.

На протяжении нескольких лет в школе ведётся мониторинг уровня здоровья учащихся, это даёт возможность наглядно представить, несколько здоровьесберегающая деятельность в школе приносит положительные плоды, сделать выводы и выбрать план дальнейших действий по здоровьесбережению.

Мониторинг уровня здоровья учащихся позволяет учителям физической культуры и педагогам спортивных секций проводить занятия с учётом этих показателей.

Целенаправленная работа по внедрению этой модели комплексной работы сохранения и укрепления здоровья помогает нам изменить отношение учащихся к своему здоровью, к спорту, здоровому питанию и здоровому образу жизни. Работу в этом направлении следует продолжить и расширять. Перед нами стоит задача более активного привлечения родителей учащихся. Долг каждой семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни и воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Форимрование ЗОЖ служит укреплению всей семьи.

 

 

Заключение.

Здоровье – это то, что люди желают больше всего на свете, но многие его не берегут. Здоровье нельзя купить, получить в наследство, достать по знакомству. Здоровье – это счастье!

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья обучающихся.

Анализ данных в нашей школе выявил достаточно высокую организацию здоровьесберегающей деятельности, но есть и реальные проблемы, которые стоят перед образовательным учреждением. В нашей школе отсутствует медицинский работник, недостаточное оснощение спортивного зала и кабинета здоровья. Так же нами была выявлена недостаточная двигательная активность обучающихся, при этом, что работа в этом направлении в школе ведётся много лет, и мы работаем над этой проблемой. Кроме введённого третьего урока физической культуры, в прошлом году мы ввели подвижные перемены, создаём банк физминуток, надеемся, что по итогам этого года будут заметны значительные изменения.

Данная модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья позволит сформировать знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение жизни.

Результатом и наградой будет сознание, что мы внесли свой вклад в то, чтобы здоровье детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние ученики стали завтра духовно, психически и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.

Список использованных источников и литературы

1. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – СПб.6 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

2. Ковинько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособ. для средн. и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит. - М.: Издательский центр "Академия", 1996 г.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9 - 10 кл. сред. шк.: Факультатив. курс. - М.: Просвещение, 1998 г.

4. Коростелёв Н.Б. 50 уроков здоровья, М.: Дет. лит., 1991 г.

5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр " Академия ", 2001г.

6. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле - здоровый дух: Учеб. пособие для ученика и учителя. 7 - 11 классы. Кн.1. - М.: Педагогическое общество России, 2004 г.

7. Михайлова Е.И. Физкультура для спецгрупп // Первое сентября. Здоровье детей. 2005. № 5.

8. Новая популярная медицинская энциклопедия /Покровский В.И. – М.: «ООО Издательство «Энциклопедия», 2004.

9. Санитарные правила СП 2.4.2.782-99 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.

10. ПедСовет, №1/ 2004 г.

11. ПедСовет, №3/ 2004 г.

12. ПедСовет, №5/ 2004 г.

13. Ушакова О.Д. Откуда пришли слова: Этимологический словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2008.

 

14. Ягодинский В.Н. О вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение. 1996 г.

15. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина/Сост. Н.Ю. Буянова и др. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

16. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб.-метод. пособие / Под.ред. Л.В.Барканова. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002.

17. Воспитание школьников: Научно- метод. журнал / Под.ред. Л.В.Кузнецова. – М.: «Школьная пресса», 2001.

18. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4. – М.: ВАКО, 2007.

19. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

20. Образовательная программа «Культура здоровья» для 1-11 классов / Жуков О.Ф., Лукьянова М.И. – Ульяновск: УлГУ, 2012.

21. Здоровье детей – основа процветания России: сборник статей / под общ. ред. Е.В.Спириной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008.

22. Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе: управление воспитательным процессом в школе / под ред. В.М.Лизинского. – М.: «Роспечать», №3 (2009 г.), , №5 (2010 г.), №2 (2011 г.).