Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

«Мини - музей как средство художественно-эстетического развития детей»

МБДОУ «Детский сад №269»

Консультация для воспитателей по теме

«Мини-музей как средство художественно-эстетического развития детей»

Выполнила воспитатель высшей квалификационной категории Терехина С.В.

1 слайд.Заголовок презентации.

2 слайд.В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (
словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
3 слайд.Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Одна из главных задач педагога в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности.

К художественно-эстетической деятельности относится:

  • Приобщение к искусству.
  • Изобразительная деятельность;
  • Музыкальная деятельность;
  • Театрализованная деятельность.

Т.кобучение ребенка -дошкольника опирается на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии, поэтомув связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении.В последнее время все большую популярностьв системе дошкольного образованияприобретает музейная педагогика

4 слайд.Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX веков. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

В современных исследованиях музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

5 слайд.Музейная педагогика помогает решать следующие задачи дошкольного образования:

  • формирование ценностей воспитанников;
  • приобщение воспитанников к историческому, духовному наследию;
  • воспитание толерантности;
  • познавательного развития;
  • творческого развития;
  • эмоционального развития.

6,7 слайд.Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является мини-музей тематического содержания.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

Во - первых, «мини «напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть  группового помещения, холла, раздевалки, коридора, изостудии, спортивного зала.

Во - вторых он создан для самых маленьких посетителей  и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей  не отвечает многим строгим требованиям, которые  предъявляются к настоящим музеям.  Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать,  рассматривать, даже взять домой на время.

Т.О. - Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Актуальность создания мини-музеев в ДОУ.

  • Расширяет кругозор дошкольников
  • Дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире

8 слайд. Задачи мини-музея.

  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
  • Формирование у дошкольников представления о музее
  • Расширение кругозора дошкольников
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
  • Развитие творческого и логического мышления, воображения
  • Вовлечение родителей в жизнь детского сада

9 слайд. Принципы создания мини-музея

  • Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
  • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
  • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.

10 слайд. Этапы создания мини-музея.

11 слайд.Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

На данном этапе педагоги  изучают научно-педагогическую литературу, идет работа с интернет-ресурсами по данной проблеме.

Проводится беседы с  родителями воспитанников с целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев.

Коллектив группы (дети, воспитатели, можно вместе с родителями) определяют тему и название мини-музея. разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 

12  - 17 слайды.

Следующий  этап, организационный - «Организация мини-музеев»

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. При выборе дизайна оформления экспозиций важное значение имеет цветовое и композиционное решение, помогающее полнее раскрыть тематику мини-музеев.

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, необходимо опираться на следующие принципы:

  • партнерство родителей и педагогов;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

Особое место в работе по созданию мини-музея в группе имеет вопрос о технической стороне его размещения. Опыт показывает, что разместить можно в разных уголках помещений: это могут быть групповые комнаты, приемные, уголки спальных. При этом можно использовать разноуровневые вертикальные, горизонтальные схемы расположения полок, картин с полочками (например, коробки от набора шоколадных конфет, мужских сорочек, даже обувные коробки и т. д.)

Виды оформления мини-музея: 

1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости). 

2.Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже). (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах). 

3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).

18 слайд. Планирование экспозиций.

Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.

Экспозиции могут быть представлены разными группами, например:

1) по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;

2) по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;

3) по решаемой задаче:

- для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»);

- установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»).

19 слайд. Принципы построения музейной экспозиции.

Принцип деятельности и интерактивности

- дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Для реализации этого принципа необходимо выделит в мини-музее уголок для самостоятельной деятельности.

 Принцип научности

- несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, экспонаты в нем должны достоверно отражать заявленную тему.

динамичности и вариативности

- реализация данного принципа заключается в том, что мини-музей должен периодически меняться – по тематике, экспонатам, содержанию уголков самостоятельной деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание должно обновляться каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Принцип разнообразия

- экспонаты в мини-музее должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.

Принцип экологичности и безопасности

- оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей.

Принцип непрерывности

-мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью, а деятельность ребенка отражает тематику занятий, экскурсий ит. п.

20 слайд. Формы работы с детьми в мини-музее.

В ходе знакомства с экспонатами мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

1) занятия-экскурсии

2) занятия с элементами игры

3) занятия с творческими заданиями

4) исследовательская деятельность

5) продуктивная деятельность

6) самостоятельная деятельность

21 слайд. Итоговый этап.

На этом этапе представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей, проходят презентации мини-музеев, итоговые занятия, проведение смотра «мини-музей в детском саду», ознакомительные экскурсии для детей и родителей других групп.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают померять лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль - они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

Мини-музеи - неотъемлемая часть воспитания творческой личности.

СМОТРЕТЬ РАБОТУ