Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

Мезенская роспись

Мезенская роспись

Презентация PowerPoint

Народная музыка - песня 1

Народная музыка - песня 2

Слайд 1. Тема: «Мезенская роспись» путешествие на север.

Слайд 2. Цель

         Знакомство с историей, возникновения, Мезенской (Палащельской) росписи,   

         основными приемами и элементами.

Историческая справка.

Слайд 3, 4, 5, 6.

 Мезенская роспись как вид зародилась в селе Палащелье Мезенского (Лешуконского) района, Архангельской области в конце XIX века. Даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Роспись носила бытовую направленность, северные мастера расписывали прялки, короба, туеса, орудия труда.

 

Слайд 7.   Прялица-кокорица.

 Мезенская прялка называлась по-местному прялицей-кокорицей или корневухой. Названием подчеркивалось, что донце прялки делалось из корня дерева, в то время как лопастка вырезалась из его ствола.

                                             «Уж ты прялица – кокорица моя

                                               Вот как вынесу на улицу тебя,

                                               Буду прясть и попрядывать

                                               По беседушкам похаживать.»

Небольшая, срезанная по нижним углам Лопастка украшена наверху главками на тонких шейках, которые в деревянном зодчестве называются барабанами. Срезанная на два ската и увенчанная главками верхушка прялки напоминает своим контуром «премудроверхие» церкви Севера.

Слайд 8, 9. Схема мезенской прялки.

Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем – птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам – подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

Слайд 10, 11. На маковках (городках) прялки, как правило, изображены уточки, глухари, перепелки, куропатки, тетерева, гуси, лебеди и мелкие пичуги – мир пернатых, затем «бердо» - решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого станка.

Слайд 12, 13, 14. Далее – ряд птиц и затем орнаментальный фриз, под ним ряды коней и оленей, и снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки вновь появляется конь. И везде – как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, кружочки, звездочки, точно вихрь от быстрой езды. С обратной же стороны лопастки, там, где привязывалась кудель, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии – тут сцены охоты, рыбной ловли, пароходы, катания на санях. Характерные особенности мезенской росписи: графичность, архаичность, фризовость, многоярусность. Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным не многословием, цветовой сдержанностью. Используются всего два цвета: красно-коричневый (получили из красной береговой глины, смешанной с древесной смолой, по-местному «сера») и черной (из сажи, смешанной с «серой»). Мезенская роспись похожа на рисунки первобытных людей, она архаична, но это и привлекает зрителя и художника. Интересен «мужской» характер росписи – прялки расписывали в старину мужчины – те, для кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени.

 

Слайд 15, 16. Известные исследователи крестьянского искусства высказывают разные версии. В. С. Воронов говорил о ее необыкновенной схожести с великолепной орнаментальной росписью греческого стиля Дипилон VIII века до н.э «темновидные» прялки напоминают древнегреческие амфоры формой и терракотово-черным построчным орнаментом. Б.А. Рыбаков говорил о индоевропейской культуре скифских культов (культ оленя). С. К. Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья (река Онега Архангельской обл.).

Слайд 17.Мотивы узорного ткачества на реке Пинеге: красные геометрические орнаменты на белом полотне схожи с приемами мезенской росписи.

 Слайд 18, 19 Символы: Знаки Земли и растений. Общие знаки неба и светил.

Прямая линяя красного цвета, обозначает земную твердь, две параллельные красные линии, между ними волнистая черная – земля пропитанная водой, «Мать сыра Земля». Слайд 20, 21. Треугольники в полосе красного или черного цвета – горки земные; ромб перекрещенный линиями черного или красного цвета – распаханное поле; два яруса орнамента с квадратами перечеркнутыми по диагонали – распаханная земля прогретая солнцем; ромб разделен на четыре равных меньшего размера ромбы и в каждом в центре по точке или небольшим кружочком –засеянное поле; точка, кружочек, кружочек с точкой в центре разного размера – семена; два завиточка из одной точки в разные стороны – корни растений; два завиточка из одной точки в разные стороны с низу вверх и ромбиком – ростки; четыре лепестка вписанные в квадрат – цветы.

Знаки неба и дождя: линяя красного цвета, обозначает небесную твердь – небеса; красная линия с параллельной волнистой черного цвета – небо с запасами воды; ласковое доброе небо с дождем – две параллельные красные линии, между ряд завиточков по часовой стрелке и весь этот орнамент сверху и с низу черные волнистые линии.

Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28. Геометрические орнаменты, кони, олени, птицы, тематические композиции.  

Слайд 29, 30, 31. Мезенская роспись носила бытовую направленность, северные мастера расписывали прялки, короба, туеса, орудия труда.

  Изделия мезенской росписи.

Перед вами представлена выставка с изделиями, украшенными мезенской росписью. Здесь вы можете видеть плоские разделочные доски, декоративные вставки панно и объемные изделия – шкатулки, изогнутые тарелки. Разнообразие объемов усложняет работу художника. Приходится следить за движением кисти относительно края заготовки, с которой работаешь. Для этого есть ориентиры – краевые и выпуклые части детали, рука должна быть свободна в локтевом суставе вовремя движения. Взгляд нужно зафиксировать в той точке, куда линия должна попасть, при этом кисть нужно вести на одинаковом расстоянии от поверхности изделия.  

Образовательные ресурсы:

- Ломов С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 7 кл. В 2 ч. Ч. 2: учебник / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 141,: ил. - Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2015. – 224 с.: ил. –(Золотая библиотека увлечений).

- Компьютерные ресурсы.