Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»

Методическое пособие «Путешествие по стране Легумии»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования станция юных натуралистов г. Кузнецк

 

Методическое пособие «Путешествие по стране Легумии»

Номинация: интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста

Автор: педагог дополнительного образования Вирясова Т.И.

 

Введение.

Страну Легумию на географической карте не найдешь, но она существует. «Легум» в переводе с французского означает овощ, а страна Легумия – это страна овощей.

Первый жизненный опыт в изучении окружающего мира детей состоит и в изучении овощных культур. Ребенок знакомится с ними с самого раннего возраста. Учится их различать по вкусу, форме, цвету, по использованию овощных культур человеком.                                                                Актуальная задача современного образования – это воспитание с раннего детства бережного отношения к своему здоровью. Здоровье человека зависит от многих факторов, в том числе от здорового и правильного питания. И тут конечно не обойтись без овощей.                                                      Предлагаемое вниманию методическое пособие «Путешествие по стране Легумии» имеет цель: расширить знания детей об овощных культурах, об их роли в здоровом питании человека.                                                                         Данное пособие повышает интерес учащихся к изучению овощных культур, развивает творческие, аналитические и исследовательские способности детей, воспитывает заботливое отношение к своему здоровью. В пособии представлены различные формы проведения занятий: занятия – игры, ролевая игра, праздник, исследовательская работа. Многие сведения об овощных культурах вызывают удивления детей, способствуют развитию познавательного интереса. Учащиеся вовлекаются в разноплановую деятельность, отвечающую их интересам и возможностям, - игровую, исследовательскую,  практическую, - во время воображаемых путешествий, дидактических и сюжетно – ролевых игр, бесед. В данном пособии много внимания уделяется устному народному творчеству (игры, пословицы, песни). Материал изложен в занимательной форме, с использованием загадок, кроссвордов, анаграмм. Данное пособие адресовано педагогам дополнительного образования, работающим по программам эколого – биологической направленности и учителям начальной школы. Оно поможет проводить увлекательные занятия без чрезмерных перегрузок младших школьников.

Тема занятия: «Мой веселый огород».

Цель занятия: пробудить интерес к изучению овощных культур.

Задачи:

- провести классификацию овощных культур;

- дать понятия «культура», «овощная культура», «овощеводство»;

- познакомить с историей зарождения овощеводства как отрасли растениеводства;

- создать условия для проявления индивидуальных талантов детей, таких как, умение анализировать и фантазировать, рисовать и придумывать, доказывать собственное мнение;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: муляжи овощей, натуральные объекты, разноцветные подносы, геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, учебные принадлежности, корзина или ваза, портреты Е.Грачева, Н.Вавилова.

План занятия:

1. Что такое огород?

2. Многообразие овощей.

3. Овощная радуга.

4. На что я похож.           

5.Овощеводство  - отрасль растениеводства.

6.История зарождения овощеводства.

7. Классификация овощных культур.

8. Огород наоборот.

 

Краткое содержание занятия.

Методы, приемы и средства.

1.Что такое огород?

Рассказ педагога с элементами беседы. Приложение № 1.

2.Многообразие овощей.

Загадки об овощах. Игра «Ты катись, катись мой мячик». Приложение № 2.

3.Овощная радуга.

Игра. Приложение № 3.

4.На что я похож?

Игра. Приложение № 4

5.Овощеводство – отрасль растениеводства.

Рассказ педагога. Таблица «Вершки и корешки». Приложение № 5.

6.История зарождения овощеводства.

Заочное путешествие на машине времени. Игра «Один вопрос и три ответа». Приложение № 6.

7.Классификация овощных культур.

Составление схемы.

Приложение № 7.

8.Огород наоборот.

Творческая работа «Фантастический овощ». Приложение № 8.

                                

Приложение № 1.                                                                                                                             Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп,
Для приправы и для проб,
Есть редиска и салат,
Наша грядка – просто клад.                                                                                                        Какие растения человек выращивает на грядке?                                                            Как можно назвать данные растения?                                                                 Где человек выращивает овощи?                                                                                      Что такое огород?

Приложение № 2.                                                                                                                                                Вот корзиночка стоит, очень странная на вид.                                                                                          Догадайся поскорей, что в корзиночке моей?

Загадки об овощах:

1.Ягода – красна, ягода – вкусна.

Режь да соли! Ешь да хвали (томат).

2.Помидору брат, а кумачу не рад;

Он в лиловой рос одежке,

Не краснеет даже в лежке (баклажан).

3. Вот так диковинка: на ветке – морковинка!

Висит, краснеется, на солнце греется (перец).

4.Цветок – напрасный. Плод – опасный.

А поле все засажено (картофель).

5.С перьями, да не птица, в чешуе, да не рыба (лук).

6.Чиполлино – людям друг, я служу им, как и лук (чеснок).

7.В этом доме столько комнат, что никто их не упомнит.

В каждой комнате жилец, что за домик   (огурец).

8.Стоит Ермолка на одной ножке, на нем сто одежек,

Они кроены все без застежек (капуста).

9.Красные ножки в землю ушли (свекла).

10.Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице ( морковь).

Игра «Ты катись, катись мой мячик» (дети,  передавая мячик, говорят следующие слова).

Ты катись, катись мой мячик,

Долго – долго по рукам,

У кого остался мячик,

Тот сейчас и скажет нам…………….           (ребенок должен назвать овощ).

                                  

Приложение № 3.

Игра «Овощная радуга».                                                                              

Ребята, я для вас приготовила разноцветные подносы. Как вы видите, овощи имеют разнообразную окраску. На подносы необходимо разложить овощи, обращая внимание на цвет подноса и окраску овощей. Какие овощи вы положите на зеленый поднос?   На красный? На желтый? Все подносы должны быть с овощами.

                                

Приложение № 4.

Игра «На что я похож».

Для проведения игры необходимы геометрические фигуры: круг, овал, треугольник. Дети выбирают овощ и должны подбежать к геометрической фигуре, на которую похож их овощ.

Приложение № 5.

«Культура» в переводе с латинского означает «возделывание», «обрабатывание».

Овощная культура – растение, выращиваемое человеком ради сочных частей.

Овощеводство – отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием и выведением новых сортов овощных культур.

Одни овощи человек выращивает ради вершков – это плоды,  листья, стебли, другие ради корешков – это корнеплоды, корневища, клубни, луковицы, а у третьих использует и вершки и корешки.

                        Таблица «Вершки и корешки» (впишите названия овощей)

        Вершки.

       Корешки.

Вершки и корешки.

 

 

 

                                 

Приложение № 6.

Ребята, давайте сядем поудобнее на машину времени и отправимся путешествовать в далекое прошлое. Итак, 5,4,3,2,1,пуск!

И вот мы очутились в прекрасной долине у большой реки, рядом с пещерой, в которой поселились первобытные люди.

- Как они выглядят?

- Как они одеты?

- А чем они питаются?

Да, люди одевались в звериные шкуры, они не умели ни строить, ни сеять. Охота была его единственным ремеслом. Если оружие охотника дубина да лук со стрелами, то не всегда вернешься домой с добычей, не каждый день будешь сыт. Человек голодал. И жил по медвежьи: лазил за плодами на деревья, шарил в траве, рылся в земле, выкапывая из нее корешки.

Первое открытие было сделано языком на вкус. Человек узнал, что у одних растений съедобны вершки – плоды, стебли, листья, зерна, а у других – корешки. Правда, тощие - претощие.

Сделать второе открытие человека надоумила зазеленевшая мусорная куча. Вместе с отбросами на нее попали спелые семена. Они проросли, дали всходы. И человек решил: зачем ходить по лесу и лугам, удобнее собирать урожай возле жилища. И стали древние люди сеять семена. Началось великое переселение диких растений из леса и с луга на первый на свете огород. Крохотными были эти первые участки, но постепенно они разрастались и на этих первых участках стали появляться все больше и больше жителей. Люди открывали далекие страны и новые растения, самые лучшие и полезные переселялись на поля и огороды.

 Первым учителем человека был Голод, его сменил другой учитель – Опыт. Человек научился рыхлить землю, сажать, сеять, поливать, полоть, подкармливать, отбирать лучшие растения на семена. Так человек научился выводить разные сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие растения, от которых происходят.

Игра  «Один вопрос три ответа».

1.  Окультуривание овощных культур началось:

  1. – 3тыс. лет назад.

2.4- 6тыс. лет назад.

3.9 -10тыс. лет назад.     (9 -10тыс. лет назад)

Человек занимается земледелием примерно 15тыс. лет.

2. «Русским чудом» называли этого петербургского огородника – самоучку в Кельне, Вене, Филадельфии, Брюсселе, Париже. Одиннадцать золотых,  сорок одну серебряную, а всего шестьдесят три медали получил он на международных выставках, был избран членом парижской Академии сельского хозяйства промышленности и торговли, заседал на собраниях петербургского Вольного экономического общества и Российского общества садоводства наряду с профессорами. Как зовут этого человека, проживавшего в Петербурге более полтораста лет назад?

                   1.Ефим Грачев.

                   2.Алексей Смирнов.

                   3.Павел Иванов.

Ефим Грачев. В начале 19века из Ростовского уезда Ярославской губернии отправился в столицу на заработки крестьянин Андрей Грачев. В Петербурге, на пустыре, между Обводным каналом и речкой  Таракановкой, он вскопал огород. А когда Андрей Грачев умер, его сыну Ефиму было три года. Как только мальчик научился читать и писать, ему пришлось оставить школу, сменить учебник и тетрадку на лопату и грабли. Так решила мать.

 Мать не знала, что придет время, когда за научные труды и практические успехи в огородничестве Вольное экономическое общество учредит золотую медаль, единственную в старой России золотую медаль, в честь крестьянского сына Ефима Грачева.

Мальчик подчинился решению матери без ропота. Он не переставал учиться, только теперь, как напишет  о себе Грачев, «для науки мне служила теплица. Я всего добивался сам». Он твердо верил, что трудом и упорством можно добиться многого, и он добился. Он одним из первых в России стал применять скрещивание, выводить новые сорта овощей.

3. В Петербурге на Исаакиевской площади есть скромное с виду здание с надписью «ВИР». Организатором и первым директором его с 1920 по 1940 год был выдающийся ученый, ботаник, генетик, агроном. Под его руководством из 70 стран мира, со всех континентов сотрудниками ВИРа было привезено свыше 180тыс. образцов семян, создано уникальное собрание возделываемых растений. Благодаря его работам стало известно, откуда родом многие важнейшие сельскохозяйственные культуры. Кто этот человек?

                   1.Сергеев П.Г.

                   2.Вавилов Н.И.

                   3.Петров М.В.

Вавилов Николай Иванович.

 Приложение № 7.

В растительном царстве овощей не менее 1200 видов. Огородники всех стран мира возделывают 600 видов овощей. Для японцев, например, нет ничего необычного, если подадут к столу нежные корни лопуха. Французы готовят салат из листьев одуванчика, а из фиалок вкусное желе. У нас набор овощных растений более скромен. В силу климатических особенностей и традиций возделывают всего 80 видов овощей.

Мы культуры овощные,

Клубневые, зеленные,

Корнеплодные и плодовые,

Луковичные и капустные,

Не одна нас здесь семья,

Нас запомните, друзья.

Смотреть работу полностью