Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Методическое пособие «Организация спортивно – массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Заречье»

Кировского района г. Казани

 

Методическое пособие

«Организация спортивно – массовых мероприятий в учреждениях

дополнительного образования»

 

Исаева Вероника Юрьевна

педагог-организатор

 

 

АННОТАЦИЯ
В методическом пособии раскрываются теоретические основы организации соревнований, спортивно-массовых мероприятий. Изложена методика организации спортивно-массовых  мероприятий, а также приведены примеры сценариев спортивных мероприятий.
Спортивные мероприятия в учреждениях дополнительного образования активизируют работу по формированию навыков здорового образа жизни на различном уровне.
Спортивные игры и развлечения  помогут весело и активно провести семейный досуг. Дети и взрослые увидят привлекательность занятиями физической культурой и спортом.
Спортивный праздник, заряжает не только активностью и хорошим настроением, но дает возможность заложить в ребенка навыки здоровой жизни. Прививать с детства любовь к спорту и активному образу жизни.
Рекомендуется педагогам дополнительного образования,  организаторам внеклассной и спортивной работы образовательных организаций с целью создания условий для формирования мотивации на здоровый образ жизни у учащихся и их родителей.
 
ВВЕДЕНИЕ
 
В последнее время большое внимание уделяется развитию массовой физической культуры и спорта, возрождению национальных традиций празднования. Спортивные праздники и выступления, по определению выдающегося специалиста в этой области Б. Н. Петрова (2001), являются современными видами организации зрелищных мероприятий, которые представляют собой комплекс разнообразных спортивных и культурных мероприятий. Это могут быть такие крупные мероприятия, как олимпиады, фестивали, спортивные парады, показательные выступления, детские спортивные праздники и обычные спортивные соревнования. Общеизвестно, что соревнования и спортивные праздники являются убедительным средством наглядной агитации и имеют огромное значение в деле популяризации и пропаганды физической культуры и спорта. Хорошо организованные и торжественно проведенные, они надолго сохраняются в памяти у участников и зрителей. Однако только хорошо продуманная и организованная их подготовка обеспечивает необходимый успех проведения. При этом масштаб, контингент участников, условия будут диктовать специфические требования к их организации, в которых специалист в области физической культуры должен хорошо ориентироваться.
В условиях любого учебного заведения спортивно-зрелищные мероприятия занимают важное место. Они являются эффективным методом приобщения учащихся к ФК и спорту, способствуют повышению уровня их физической подготовленности, воспитывают полезные двигательные умения и навыки, стимулируют интерес к более серьезным занятиям ФК и спортом.
 Проведение спортивно-зрелищных мероприятий включает в себя:
- спортивные и оздоровительные мероприятия для участников турниров, кроссов, марафонов, турниров по спортивным играм;
- спортивные праздники;
- спортивно-зрелищные вечера и концерты;
- встречи с выдающимися людьми в области спорта;
-показательные выступления представителей спортивных учреждений.
В системе физического воспитания детей прочное место заняли спортивные праздники и дни здоровья, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Во время проведения праздников и досугов учащиеся принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности - упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников способствует активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков, развитию ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве и других полезных качеств и способностей. Участие в мероприятиях и подготовке к ним приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет учащихся  и взрослых общими радостными впечатлениями, переживаниями, надолго остается в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника, оригинальные костюмы, красивые эмблемы, звучание музыки, влияют на развитие у ребят чувства красоты и хорошего вкуса. Все это стимулирует их творчество.
 
 
 
1.Методика организации и проведения спортивно-массовых мероприятий
 
1.1.Схема проведения, задачи спортивного мероприятия
Спортивные мероприятия могут быть по программе и структуре весьма разнообразны. Это зависит от выбора тематики мероприятия, задач, которые перед ним ставятся. Физкультурные мероприятия могут быть посвящены «Дню физкультурника» или «Дню защиты детей», проводам зимы, началу года и т.д. Схема этих мероприятий примерно такая:
1. Парад участников (выход групп на площадку в спортивной форме, построения и перестроения).
2. Показательные выступления групп (общеразвивающие упражнения, стихи, песни).
3. Игры, аттракционы.
4. Организованное окончание мероприятия (награждение «медалями», чаепитие, угощение и т.д.).
Мероприятие может быть построен в виде спортивного соревнования, где участвуют 2 и более команд, со своей эмблемой, девизом, капитаном.
Задачи физкультурных мероприятий:
- осуществлять пропаганду физической культуры и спорта
- способствовать выявлению желающих заниматься различными видами спорта
- дать возможность определить свой уровень физического развития
- выявить сильнейших одаренных учащихся
-гармоничное развитие личности
- способствовать патриотическому, нравственному воспитанию
Задачи можно решать эффективно при условии выполнения следующих принципов:
- соответствие организации мероприятия его задачам
- доступность участия в мероприятии по времени и месту проведения, с учётом режима образовательной организации
- посильность и соответствие соревновательных упражнений уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся
- безопасность участников соревнований, судей и зрителей
- наглядность и воспитывающий характер мероприятия, заключающейся в чёткости и красочности его проведения, ритуала открытия и закрытия, в объективности определения результатов участников, в своевременном подведении итогов и награждении участников и т.д.
 
1.2. Организационно-подготовительная работа
Организация любого  мероприятия – процесс весьма трудоемкий, требующий определенных материальных затрат и много времени на подготовку. Для того чтобы мероприятие прошло на высочайшем уровне, организаторы  должны очень ответственно отнестись к своим обязанностям и заранее продумать все, вплоть до последних мелочей.
Как правильно организовать мероприятие
  1. Прежде чем переходить к активным действиям, необходимо разработать подробный организационный план будущего мероприятия. Без тщательно продуманного, поминутно расписанного сценария не обойтись. Обязательно указать в сценарии точное время начала мероприятия, его продолжительность, заранее составьте и согласовать список гостей, порядок и темы выступления ораторов, если запланирована торжественная часть.
  2. После того, как организационный план будет составлен и утвержден, пора переходить к выбору места проведения мероприятия. Это может быть помещение или спортивный зал, открытая площадка (что особенно хорошо в летнюю пору), место в общественном парке. Когда место будет выбрано, необходимо продумать его оформление. Шатры, зонтики, навесы, гирлянды, воздушные шары, пластиковая мебель – если мероприятие происходит летом на открытом воздухе или украшение зала, сцены.
  3. Когда будет выбрано место, и утверждено время начала мероприятия, надо заказать в типографии или написать от руки, приглашения на праздник и разослать их всем гостям.
  4.  Надо подумать о том, как сделать мероприятие действительно зрелищным. Позаботиться об освещении, спецэффектах, необходимом музыкальном оформлении,  ведущем.
  5. Организовать профессиональную фото- и видеосъемку предстоящего мероприятия.
  6. Продумать о безопасности мероприятия. Необходимо тщательно проверить спортивный инвентарь.
  7. Любому мероприятию необходим яркий финал.
 
1.3.Составление программы и сценария
Составляя программу, надо учитывать идею мероприятия (чему посвящен  или под каким девизом проходит), конкретные условия (зал, площадка, зима, лето), особенности физического развития учащихся (конкретно каждой группы).
Программа мероприятия должна быть рассчитана на 45 - 130 минут (в зависимости от возраста учащихся, «Веселые старты» могут идти 50 минут. Начинается мероприятие с торжественной части: выход участников, построение, сдача рапорта, приветствие, подъем флага и марш-парад и т.д..
После торжественной части проводятся показательные выступления. Это наиболее интересная часть мероприятия, когда учащиеся демонстрируют свою физическую подготовку, ловкость, слаженность движений. Четкость и согласованность выступлений групп с общеразвивающими упражнениями с предметами (обручами, палками, флажками) вызывают неподдельный интерес зрителей и поднимают эмоциональное самочувствие самих участников. Можно включить показательные или индивидуальные выступления спортсменов.
Массовая часть мероприятия включает в себя аттракционы, игры. Подбор игр и упражнений должен быть такой, чтобы было интересно не только участникам, но и зрителям. И в то же время упражнения должны быть посильны учащимся. Мероприятие является как бы смотром результатов деятельности педагога с детьми по физическому воспитанию.
Игры. Подбирая игры спортивного характера, основные движения или спортивные развлечения для выступлений, необходимо учитывать подготовку детей в данном виде.
Когда подобраны показательные выступления, игры и аттракционы, стихи и песни, можно приступать к составлению сценария праздника. Порядок прохождения всех видов выступления должен быть составлен так, чтобы было чередование выступлений детей с отдыхом, смена коллективных выступлений с выступлениями небольших групп, отдельных детей. При этом необходимо определить время для каждого выступления, придумать слова ведущего.
 
1.4.Оформление места проведения
Спортивные мероприятия должны выделяться на фоне повседневной жизни не только выступлением, но изменением привычного вида площадки, зала. Яркое красочное оформление мест для игр и выступлений вызывает у учащихся праздничное настроение и радостное ожидание. К праздничному оформлению площадки, зала, следует привлечь учащихся.
На площадке или в зале спортивное оборудование, место для игр должны располагаться так, чтобы и участникам, и зрителям было хорошо видно и слышно.
Успех мероприятия во многом зависит от ведущего: его находчивости, доброжелательности к детям, от его умения все объяснить кратко, ясно, вовремя разрешить какую-то непредусмотренную ситуацию.
Действия на мероприятия должны сменяться непрерывно. Не должно быть больших пауз ни в выступлениях, ни в бездеятельности учащихся. Если учащиеся ничего не делают, то начинают крутиться, шуметь. Это первый признак того, что надо сменить деятельность. Мероприятие заканчивается тогда, когда дети еще не утомились.

                                                         2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 Спортивно-массовые мероприятия, являясь неотъемлемой частью учебных общеобразовательных  программ дополнительного образования по физическому воспитанию детей и подростков, способствуют укреплению здоровья и гармоничному развитию учащихся, их интеграции, удовлетворению естественной потребности в общении, эмоциональном контакте с другими людьми. Проведение активного отдыха и досуга, организация различных оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий и соревнований способствуют естественной потребности выражения эмоционального состояния как участника, так и болельщика, выражению его радости и свободы проявления чувств.
 В настоящее время особую значимость в применении физкультурно-оздоровительных технологий приобретает решение вопросов, связанных с созданием качественно обновленных форм, средств и методов двигательной рекреации, культурной и социальной реабилитации.
 
 
3.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.Болотов Г.П. Сценарии спортивно-театрализованных праздников. Книга 1 - М.: Школьная Пресса, 2005 - 159 с.
2.Генова Н.М., Паренчук Т.Н. Выпускная квалификационная работа: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 053300 - "Режиссура театрализованных представлений и праздников". - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005 - 104 с.
3.Кудашов В.Ф. Организация спортивно-зрелищных мероприятий и соревнований - одна из основных функций в работе спортивного сооружения // Современный спорт: сооружения, индустрия, технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции; Федеральное агентство по физической культуре и спорту; СПб ГУФК им.П. Ф Лесгафта. - СПб., 2005, С.45 - 50
4.Чикалова, Г. А. Организация и методика проведения спортивных праздников и соревнований : учеб.-метод. пособие / Г. А. Чикалова, Е. А. Репникова, Н. В. Чикалова. – Волгоград : Изд-во ВГАФК, 2009. – 124 с.
5. Чикалова, Г. А. Методика разработки сценариев спортивнохудожественных представлений : учеб.пособие / Г. А. Чикалова. – Волгоград : Изд-во ВГАФК, 2010. – 122 с.