Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Творческая мастерская" технической направленности
МБУ ДО «ДДТ «Алый парус»
Автор: Хлыбова Наталья Евгеньевна, педагог дополнительного образования
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Творческая мастерская» технической направленности
Формы и методы обучения:
В процессе занятий объединения «Творческая мастерская» используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
-
Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
-
Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
-
Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-
Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-
Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-
Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Каждое занятие объединения «Творческая мастерская» специфично по своей конкретной цели, по логике и структуре.
Основная форма
|
Образовательная задача, решаемая на занятиях
|
Методы
|
Познавательное
занятие
|
Передача информации
|
Беседа, рассказ
|
Практическое занятие по отработке определённого умения.
|
Обучение. Выработать умение обращаться с инструментами, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.
|
Упражнения
|
Самостоятельная деятельность детей.
|
Самостоятельный поиск решения проблемы
|
Упражнения
|
Творческие упражнения
|
Применение знаний в новых условиях. Обмен опытом, идеями.
|
Упражнения
|
Игровая форма
|
Создание ситуации занимательности.
|
Короткая игра, игра-оболочка.
|
Выставки
|
Массовая и наглядная информация, оценка роста мастерства.
|
Экспозиция
|
Занятие-зачёт
|
Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда
|
Индивидуальное занятие, собеседование.
|
Каждое занятие состоит из нескольких этапов:
-
Вступительная беседа.
-
Основная часть (рассматривание образца, показ приёмов выполнения, последовательность выполнения; тренировка памяти, развитие логики, мышления).
-
Выполнение практических работ (применение ранее изученных знаний и умений, и закрепление вновь полученных).
-
Заключительный этап (осмысление детьми полученных знаний и умений, объективное оценивание своей собственной деятельности)
Общий план занятий объединения «Творческая мастерская»
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (насекомые, фрукты, овощи, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).
-
Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на парте). -
Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
-
повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
-
повторение действий прошлого занятия;
-
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
безопасности.
-
Введение в новую тему:
-
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
-
показ образца;
-
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки)
-
повторение правил техники безопасности.
-
Практическая часть:
-
показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
-
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
-
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
-
анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
При проведении каждого занятия деятельность педагога направлена на:
-
создание положительной познавательной мотивации детей
-
активизацию речевого аппарата, обогащение словарного запаса
-
формирование способов оценки ребёнком собственной деятельности
Методический и дидактический материал:
-
образовательная программа;
-
специальная литература по профилю деятельности;
-
методические разработки, показывающие возможное разнообразие технологий изготовления изделий, различные варианты;
-
учебно-наглядные пособия (технологические карты, схемы, чертежи);
-
раздаточные материалы (эскизы, шаблоны по изготовлению работ, схемы по вышивке, швам);
-
образцы изделий, выполненные как педагогом, так и обучающимися