Методический материал Методическая разработка Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "Северное сияние"
муниципальное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №154 «Колобок»
Горяева Марина Борисовна, МБДОУ Детский сад №154, воспитатель группы компенсирующей направленности, высшая квалификационная категория.
Конспект НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Тема: «Северное сияние», подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (6-7 лет)
Непосредственная образовательная деятельность
Цель:
Развивать творческие способности дошкольников посредством изобразительной и музыкальной деятельности.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Обеспечить усвоение воспитанниками знаний о творчестве С.Г. Писахова через художественную литературу, музыкальный материал.
2. Расширить представление о деталях русского мужского и женского костюма.
3. Отрабатывать умения украшать женский кокошник и мужской пояс, используя цветную бумагу, цветные нити, цветной картон.
II. Развивающие:
1. Развивать чувство цвета, колорита, композиции.
2. Способствовать развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации движения кисти руки.
3. Развивать вокально-хоровую технику: артикуляцию, дикцию, плавное звуковедение, координацию между слухом и голосом, умение выполнять движения вместе с пением.
4. Развивать познавательный интерес к творчеству С.Г. Писахова через изобразительную и музыкальную деятельность.
4. Следить за осанкой детей при выполнении движений и в статичном положении.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к Северному краю через литературный, песенный и танцевально-игровой репертуар Архангельской области.
2.Воспитание эстетического восприятия (точности, аккуратности) при выполнении аппликации.
3. Воспитывать умение радоваться и восхищаться выполненными работами сверстников.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа: Знакомство с творчеством Писахова С.Г., чтение его сказок с рассматриванием иллюстраций. Разучивание музыкального материала.
Используемые методы:
1. Словесный (диалог, вопросы - ответы, художественное слово)
2. Наглядный (иллюстрации)
3. Исполнение песни, ритмической попевки.
4. Метод практического действия (изодеятельность, хороводные движения, игра)
План проведения НОД:
I часть - Организационный момент: (2 мин.) Вход детей с выполнением движений и пением «Северного хоровода». Приветствие гостей.
II часть – Музыкальная (5-6 мин.)
III часть – Практическая (10-12 мин.) Выполнение работы – украшение шаблонов кокошников и поясов.
IV часть – Заключительная (6 мин.) Хороводная игра «Скоморох», подведение итогов, вручение подарков гостям, прощание, уход детей из зала.
Ход занятия:
I часть:
Дети входят в зал под мелодию «Северный хоровод», поют, танцуют. Встают полукругом, кланяются, приветствуют гостей. Проходят и садятся на стулья.
II часть:
Воспитатель: - Когда я была маленькой, я очень любила слушать сказки. Раскрою вам секрет, что я и сейчас – уже взрослая – люблю сказки. Думаю, что и вы их любите?! И вот я все размышляю, почему мы все так любим сказки?! (ответы детей)
- Правильно, потому что они добрые, смешные, там добро побеждает зло, там храбрые герои и т.д. Вот как много можно сказать о том, почему мы любим сказки. А сами вы пробовали сочинять сказки? Я пробовала, но у меня ничего не получилось. Оказывается, это очень сложно! А вот у этого писателя-сказочника сочинять сказки получилось! Кто знает, кто это? Показать фотографию Писахова.
Воспитатель: - Мальчик Степан, так звали писателя в детстве, очень любил слушать сказки. И все, что видел вокруг себя в окружающем мире и что слышал – Степан запоминал. Когда он стал взрослым – это ему все пригодилось. И стал Степан Григорьевич Писахов сказки писать. Назовите, пожалуйста, какие вы сказки знаете? Ребята, посмотрите! А что это за овощ? (иллюстрация)
- Правильно, дети! Это редька! Какая она по форме? (круглая). По цвету? (черная) А по вкусу? (горькая) А у сказочника Степана Писахова – она сладкая! Может быть, кто-то знает, как сказка называется?(«Сахарна редька»). Предлагаю вспомнить ее, слушайте внимательно! «Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать – редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись ее исть». С этой сказкой можно поиграть. Давайте покажем да и расскажем с чем, да и как редьку можно есть.
Пальчиковая музыкальная игра «Редька»
Ели редьку кусками, руки показывают большой шар
ели редьку ломтями, правая рука «рубит» по левой ладони
ели редьку с солью, руки «щепоткой»
ели редьку голью, потирают ладошками
ели редьку с квасом, поглаживать по коленям
ели редьку с маслом, правой ладошкой тереть по левой вперед-назад
ели редьку мочену, ладошки вниз
ели редьку сушену, руки вверх машут из стороны в сторону
из редьки морс варили, сделать чашу левой рукой и «помешивать» правой
с редькой чай пили! сделать ладошками чашку и поднести ко рту
Муз. руководитель: - Степан Григорьевич так же как и вы очень любил наш город. О каком городе я говорю? Почему он его так любил? (Он родился и жил в Архангельске) Показать фотографию дома (в Архангельске, на ул. Поморская, в доме 27)
- Об Архангельске немало сложено красивых песен, и мы с вами знаем одну, как она называется? (ответы детей) Давайте мыисполним её протяжно и нежно. Предлагаю Полине начать и спеть запев сольно, а мы подхватим.
Песня «Осень в городе»,авт. Курачий Е. (муз. руководитель поощряет детей за проникновенное пение).
III часть:
Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть иллюстрации к сказкам Писахова «Морожены песни» да «Северное сияние». Вы уже с ними знакомы. Это исключительно северные сказки! Ведь только у нас на Севере бывают сильные морозы и северное сияние! (иллюстрации к сказкам)
- Как красиво! Как необычно! Посмотрите, какие наряды у девушек, а какие головные уборы! (показать иллюстрацию женского и мужского северных костюмов). Кто знает, как они называются? Кокошники русские девицы украшали бусами, бисером, да драгоценными камнями, как будто это северное сияние. А парни выходили на гулянья, подпоясовшись красивыми расшитыми поясами.
- Вы сегодня тоже одеты в народные костюмы. Посмотрите друг на друга. Чего же не хватает в ваших костюмах? (Девочкам – кокошники, мальчикам – пояса). А хотите сделать такие же красивые кокошники и пояса? (показать образец). На столах для вас приготовлены формы кокошников и поясов и украшения – разноцветные бисеринки, их можно расположить в виде северного сияния. И драгоценные камни есть. Рассаживайтесь за столами и приступайте к работе.
Дети выполняют работы – украшают приготовленные заранее шаблоны кокошника и пояса приготовленным материалом под р.н. мелодии. По окончании – надевают готовые детали, встают полукругом и показываются всем.
IV часть:
Воспитатель: - Посмотрите, ребята! Как преобразились ваши костюмы! Давайте покажем нашим гостям наши поделки, да заведём весёлую игру «Скоморох».
Делают круг, и проводится хороводная игра «Скоморох» (2 раза).
Воспитатель: - Вы сегодня были молодцы, настоящие мастера и мастерицы! Давайте и нашим гостям на память подарим небольшие сувениры, расписные козули, наши традиционные северные пряники, которые вы тоже сделали сами.
Дети встают полукругом, подводится итог занятия:
Воспитатель: - Ребята, вы очень красиво украсили наряды. Какими элементами вы дополнили свои костюмы? (ответы детей). Что стало главным в узоре ваших кокошников и поясов? (Северное сияние) Что использовали для этого?
Муз. руководитель: - Вы проникновенно и нежно пели песню об Архангельске, дружно водили хоровод и играли в музыкальные игры. И вот настала пора прощаться. Муз. руководитель предлагает попрощаться песенкой. Дети под русскую народную музыку выходят из зала.
Дидактический материал, оборудование: Иллюстрации портрета С.Г. Писахова, дома его детства, изображение редьки, иллюстрации к сказкам «Северное сияние», «Морожены песни», картинки с русскими нарядами. Чтение отрывка из сказки «Сахарна редька». Русские народные костюмы для детей (сарафаны и рубахи), шапочка Скомороха.
Музыкальный материал:«Северный хоровод» муз. Филиппенко, сл. Васильевой-Рождественской, «Пальчиковая игра «Редька» муз. Кулемина Л.И., сл. Писахов С.Г., песня «Осень в городе» авт. Курачий Е., хороводная игра «Скоморох» из сборника «Лети над Севером, песня» сост. Мокроусова Л.И., фонограммы песен из репертуара Северного русского народного хора.
Изобразительные средства: для аппликации: клеенки, кисти, подставки для кистей, тряпочки, клей в розетках, клеящие карандаши. Шаблоны кокошников и поясов по количеству детей. Нарезанные заранее цветные нити в тарелочках, формы цветов, квадратов и ромбов из цветной бумаги.