Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Методические рекомендации по теме «Особенности культурологического подхода в преподавании истории и кубановедения»

МБОУ лицей № 90 муниципального образования г. Краснодар

 

Методические рекомендации по теме «Особенности культурологического подхода в преподавании истории и кубановедения»

 

Павелко Елена Ивановна

учитель истории

 

Культурология в школе может быть представлена не только предметомМХК (искусство), а целым циклом предметов.Традиционно в лицее, получая 8, 10 классы для преподавания МХК, я использую предметкак идеальное дополнение к программе истории.Культурологический подход в современной школе является одним из самых востребованных.Все обществоведческие дисциплины, так или иначе, связаны с искусством. Это не удивительно: специфика языка искусства и небольшое количество часто усложняют деятельность учителя истории.Но мы говорим об искусстве, о течениях, о событиях истории в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры.

Не секрет, что учителя истории «не любят» данные темы, предпочитают за их счет «догонять» отставание в материале. Часто именно темы об искусстве (например, темы «Духовная жизнь», «Культура») выносят на самостоятельное изучение. Но, тогда как с курсом истории Древнего мира (5 класс)?Ведь этот курс фактически весь культурология! Мифы и религии чередуются с памятниками искусства, политические деятели – с описаниями городов и бытом населения.

Например, в курсе Новой истории в 8 классе учащихся знакомят с прогрессивной культурой периода победы и утверждения капитализма, с невиданными до того успехами математики и естествознания. Темы связаны с именами Ньютона, Лавуазье, Дарвина, с великими писателями и поэтами Гете и Шиллером, Байроном и Бальзаком, Диккенсом и Гейне, с великими композиторами и художниками. И тут учительприменяет универсальный язык искусства – это гигантское методическое подспорье любого учителя.

Учитель подбирает разнообразные, под силу большинству учащимся, методы творческого освоения материала, такие каксобственные рисунки, найденные в интернет-источникахрепродукции и презентации(естественно, оформленные в соответствии с требованиями учителя, по его рекомендациям).

Каждый из нас с детства помнит незамысловатую игрушку: трубка, три зеркальца и несколько разноцветных стекляшек. Но как увлекала она своими узорами, сколько радостных впечатлений дарила! В школьном возрасте у детей особенно ярко проявляются умения видеть, восхищаться, запоминать и обмениваться впечатлениями. Учитель может и должен использовать это в своей учебной работе с ними.Многие учителя не доверяют творческим заданиям, не оценивают их потенциал, а ведь эти работы создают ситуацию успеха!Кроме того творческие работы – это исследование в миниатюре: ребёнок ищет, репродукцию в интернете, даёт название работе.Но с начала, конечно, сам учитель должен объяснить, что искусство – это, то, что окружает человека с рождения. В памятниках древности читается современная картина мира, характер эпохи.

Вот примерные, общие вопросы для анализа произведения скульптуры. Тема «Древний Рим» - «Правление Октавиана Августа». Мне нравится произведение статуя Октавиана Августа изПрима Порта. Она просто пример гения саморекламы. Октавиан непросто идеальный правитель, он – совершенный и политик, и полководец, и законодатель, и, конечно же, наследник Ромула. Движение его фигуры красноречиво обращено к нации – «Внимайте мне, я велик, и в то же время Я первый среди ВАС! Это просто плакат, рекламный ролик древности. Кстати, дети обращали внимание не, только, на младенца у ног императора, но и на его босые ноги!Или тот же император, но уже «сидячий» (другое произведение – Император Октавиан Август). Произведение - эталон сильного и божественного правителя. А традиция с регалиями власти!?Зевс Олимпийский, конечно, же, был первым!Аналогияочевидна. Учащиеся вспоминают историю Древней Греции. Учитель выбирает вопросы, которые наиболее раскрывают сущность образа, связывают его с исторической атмосферой.Крит, Кносский дворец. (Древняя Греция.Греки и критяне.) Есть вопрос в учебнике 5-го класса: «Что может быть правдой, а что вымыслом в мифе о Минотавре?»И тогда, я говорю о поклонению Быку, о хаотичной планировке дворца и о цвете его колонн.Вы гость во дворце могущественного правителя. Какое чувство, вы испытаете находясь во дворце, где свет льётся из отверстий где-то в потолке, а вас окружают столбы красно-чёрного цвета? И не просто столбы, они расширяются к верху, словно немыслимая сила, тяжесть давит на них! Так древние, не зная законов психологии, использовали способность искусства влиять на настроение человека. И гостью внушается его ничтожность перед величием правителя Крита.

Конечно же, не помешает современным детям иметь хоть какое-нибудь представление о жанрах живописи. Что бы урок истории по теме: «Живопись 2-й половины … века» не превратился в перевод с русского на русский можно сделать игру-викторину с помощью детских рисунков. Перед игрой, заранее, дать основные определения жанрам и видам живописи.История не ИЗО. Учитель учитывает знание материала по теме работы. Ели подумать, то данная работа по сложнее сочинения: нарисовать, используя свои знания и ещё объяснить, что нарисовал. Но дети этого не понимают и их страх перед сложной дисциплиной уходит.С произведениями живописи, вообще, легче работать. Конечно не все работы учащихся «отправляется на конкурс», и не все факты в анализе работы научны. Но, такие работы как доклады, рефераты, в условиях классной работы, сейчас дискредитировали себя. Всех учащихся не выслушаешь, а сданная, механически списанная (или скачанная) работа не представляет ценности.

Гораздо интереснее мнения самих учащихся. Их самостоятельный выбор произведения для анализа. Конечно, этот вид работы не для младших классов.Вот отрывок из эссе учащегося 10 класса на произведение П. П. Рубенса «Союз Земли и Воды»: «Главное – сосуд с водой. Смысл в картине – единство Земли и Воды. Сосуд глиняный. Глина – символ Земли, а в сосуде – вода. Сюжет картины в том, что женщина не может существовать без мужчины, а мужчина – без женщины. Автор хотел передать зрителям, что человек всегда нуждается в ласке, любви и понимании. На этом стоит мир и это необходимо».Или характеристика о произведении Эдуарда Мане «Бар Фоли-Бержер: «Главная идея произведения: одиночество, отчуждённость от мира усталость от жизни.Героиня на фоне шумной толпы, отражается в зеркале бара, но спиной к ней, а лицом к нам».Отрывок сочинения о произведении Огюста Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари»: «Радость, восторг художника, его преклонение перед прекрасным. Француженка 19 века глядит на нас с полотен живописца живее живых, не похожая ни на кого, девушка из народа. Словом Ренуару удалось создать образ-символ».Анализ собственного произведения для учащегося я сократила, так как сама работа уже сложна.

Есть учащиеся, которые сами попытались создать собственные произведения по методу самих импрессионистов - метод разделения тонов. После художественного фильма «Код да Винчи» много анализов сдавали по теме Леонардо «Тайная вечеря». Интересно как ребенок, используя свои знания по предмету, разбирает произведение. И как прекрасна цитата самого Леонардо вэссе учащегося: «Хороший живописец, - писал  Леонардо, - должен изображать две главные вещи: человека и то, о чём он помышляет в своём уме: первое легко – легко, второе – трудно, ибо в жестах приходится передавать движения мысли».

Для себя я выделила два вида творческой деятельности учащихся: совместные с детьми работы, например, сценки и этюды. И самостоятельные детские работы, например,на уроке по культуре Древнего Рима можно сделать небольшую сценку по теме. Я заранее раздаю детям тексты и прошу их выучить диалоги. Конечно, дополнительно проверяю и репетирую сценку. В середине урока по новой теме «Архитектура Рима» – интрига. Перед классом разыгрывается диалог римлянина и его гостей. Дети одеты как античные жители.  Римлянин хвастается памятниками города, а гость с приятелем приводят свои доводы о том, что это не самые главные в мире памятники. «Зрители» выслушав диалог, анализируют, чьи доводы им ближе и почему.

Среди творческих самостоятельных работ я выделяю:рисунок,репродукциюи презентацию.Часто использую метод виртуальной экскурсии, например, просмотр видеоролика. Телевизор или проектор, привычнее и полезнее для глаз и после учебника учащиеся всегда радуются смене деятельности. Рекомендации: виртуальная экскурсия не должен быть большим. Идеальное время от 3 до 10 минут.Перед виртуальной экскурсиейдать детям вопросы, ответы на которые они получат в результате своего анализа на основе увиденного и услышанного из видеоролика.Ответы кратко записываются в тетрадь рядом с вопросами.После виртуальной экскурсии, учащиеся дают ответы на вопросы на уроке. Этот же материал дополняет домашнее задание.Нельзя превращать весь урок только лишь в видеопросмотр!Ролик должен быть небольшим. От него и не требуется масштабная информативность. Главное – передать дух эпохи, идею произведения, которое связывает посредством языка искусства исторические события и их главных представителей. Например, Николя Пуссен – ярчайший представитель классицизма 17 века.Вопросы для примера:Что выступило идеалом художника в его творчестве?Какие произведения вы увидели, их жанры.Главная идея произведения «Ревекка и Елиезер».Почему именно этот сюжет был выбран живописцем? Как он сочетается с направлением художника.Вопросы к видеопросмотру могут быть как схема. Например, видеопросмотр по Пантеону: назови отдельные элементы храма.

В итоге виртуальная экскурсияявляется серьёзным подспорьем учителю. Она необходима при изучении тем по культуре и искусству, а значит идеально присутствует в ходе урока.Это пример значительного разнообразия в методах проведения занятий.Создаёт ситуацию успеха. Дети ждут роликов, не осознавая, что это такая же работа в рамках нового материала, что и остальная.Развивается внимательность, усидчивость, память.Формируется система анализа. А значит, ребёнок лучше усваивает материал. Дети ярче запоминают довольно зрелищный и интересный ролик. Этот метод я называю «а теперь идём в гости», ведь видео – это путешествие.

«Представьте, что мы с вами попали в Древний Рим, Вот мы идем по его улицам мимо великолепных зданий и прекрасных статуй. На наших глазах проходит его грандиозная история, полная знаменательных событий и людей ...» Так начинается один из уроков истории в 5-м классе — истории Древнего Мира. Образное восприятие пятиклассников очень яркое, сильное, а представления о явлениях общественной жизни нечеткие, беден их словарный запас, им известны лишь немногие источники знаний об истории. Но именно на уроках гуманитарного цикла складывается способность учащихся самостоятельно формировать свою картину мира.

Далее сам учитель наблюдает, как учащиеся выбирают тему для своих произведений. Пятиклассники еще не обладают практичностью и изображают не то, что «легко», а то, что «нравится».

Конечно, не все учащиеся обладают художественными способностями, но здесь главное попытаться, а неудачное с точки зрения качества изобразительного искусства произведение можно «закрыть» удачным представлением на тему произведения. А учитель может сделать вывод, что именно интересует ученика: фактическое или образное восприятие истории. Интересно отметить, что пассивные учащиеся, которым с трудом даются ответы по истории, представили довольно яркие и сложные по композиционному замыслу произведения. Здесь и Капитолийская волчица,и храм Весты,и, конечно же, спор межу братьями – близнецами за лидерство.Но чтобы рисунки имели ценность в рамках предмета, я разработала рекомендации и раздала их учащимся перед работой. Не страшно, если пятикласснику помогли родители и это видно. Я радуюсь подобной помощи. Ведь родители показывают ребёнку ценность предмета.Ещё одним стимулом является форма использования работ. Я назвала их«Выставка»,«Галерея» и«Музей».

Особенно развит творческий потенциал у младшего и среднего звена. Дети ещё не так стеснительны и самокритичны, как старшеклассники. Да и самому ребёнку порой легче нарисовать, чем объяснить словами материал. Авторы учебников это уже поняли и в вопросах к параграфам поместили задания типа «Проиллюстрируйте…», «Сделайте макет…», «Нарисуйте …».К примеру, авторы учебника по кубановедению 5 класса упростили мне задачу. В вопросах к параграфам уже содержится задание «проиллюстрировать»…При представлениисвоей работы я прошу ребёнка «расскажи, что ты здесь нарисовала?» Некоторые дети уже выработали такую форму работы – на рисунке сзади помещают рассказ оработе.Талантливые мальчики создают макеты телеги Литейщика. И в конце четверти традиционная выставка лучших работ. Я говорю «Лучшие», но на выставку беру работы по максимуму. Поэтому не ставлю оценки на лицевой стороне.Согласитесь, темы уроков – Герб Кубани и России просто созданы, чтобы их проиллюстрировали!Можно завести индивидуальные папки и каждому учащемуся содержать их как портфолиов классе. Дети любят показывать свои успехи. Я считаю, что нужно взращивать в учениках чувство гордости за свои достижения.Дети, принося работу учителю, сами складывают их каждый в свою папку. И солидно для каждого ученика, и стимулирует – «Ух ты моя папка такая толстая. Так много в ней рисунков».В среднем звене можно использовать форму «стенгазеты» по окончанию года как зачет или контроль по предмету. Даже не очень интересные темы, такие как «Греческая вазопись» можно разнообразить предложениями «а вы попробуйте сами слепить» из пластилина.

Конечно, рекомендации должны быть у детей перед глазами: на стенде в кабинете,  в тетради на первом листе, где есть условия по работе на уроке.Я классифицирую работы по темам в папках и использую на уроках.И рисунки и репродукции не только хранятся в «музеях», но и служат отличным пособием для учителя (а значит и для ученика) на уроке при объяснении и закреплении материала.И вот опрос по домашней работе может стать весёлой игрой.Часто образное мышление выручает детей при большом объёме материала. Пусть ребёнок попробует сам начертить или покажите пример. Я практикую творчество в тетрадях по своему предмету. Порой вести тетради аккуратно не достаточно. Сами учащиеся вносят творческие элементы. Разрешайте в своей тетради ученику творить по принципу«в нутрии тетради её хозяин – Бог». Главное задать направление: правило «ручкой – пишут, а карандашом рисуют». И вот уже на уроки по истории носят линейки и транспортир.В настоящее время презентациязавоевала сердца и души учащихся и учителей. Не удивительно, ведь это аналог проекта. Ребёнок хочет внимания, продемонстрировать себя, естественно с лучшей стороны. А значит, необходимо использовать те навыки, которые у него прекрасно развиты. Например, многие дети прекрасно знают компьютер, не «вылазят» из интернета. Цель учителя – направить данную деятельность в русло учебного предмета.

Мои рекомендации к презентации учащегося:размер от 10 до 15 слайдов (без титула и последнего слайда); высокое качество слайдов;тема сформулирована чётко и конкретно, например не «Краснодар», а «Памятники Краснодара»;обязательно наличие анимации, но не перегруженности; можно обойтись без установки времени и музыки, но за присутствие данных элементов отдельная  оценка;титул подписать по образцу.Последний слайд - это использованные источники (адреса ссылок).Иллюстрации на слайдах должны быть подписаны: автор, название. Презентация должна иметь план (не менее 3 пунктов).Желательноналичие сопроводительного текста (справка), о чём данная презентация (от 5 до 10 предложений) отдельно.

Творческая работа отвечает следующим основным требованиям в обучении истории:помогает в овладении историческим материалом, помогает элементарно анализировать и обобщать изучаемые факты, и, наконец, помогает сформировать свое личностное отношение к событиям и историческим деятелям.Творческий подход всегда щадящий, он признает те результаты деятельности ребенка, которые оказываются доступны для него на данный момент его развития. Именно поэтому следует принимать всякое пение, всякий танец, любой рисунок, всякую поделку, любое собственное решение.

Это и есть создание ситуации успеха, которыйсегодня принял, чуть ли не ранг первостепенного вопроса в педагогической технологии.