Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Методические рекомендации по работе концертмейстера в классе хореографии

МБОУ «Гимназия №94 имени Л.Н. Мурысина» г. Казань

 

Методические рекомендации

по работе концертмейстера в классе хореографии

 

Жукова Наталья Николаевна

преподаватель хореографии

 высшей квалификационной категории

Титова Татьяна Викторовна,

 концертмейстер по классу хореографии

первой квалификационной категории

 

 

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они также развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.
В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная основа урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Соединение движений и музыки при обучении экзерсису является важной задачей. Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого урока как полноправный компонент в экзерсисе, как неотъемлемая составная его часть. Использование на уроках высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус.
Соединение движений и музыки при обучении экзерсису является важной задачей. Всем известно, что в классе хореографии с детьми работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Они непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал урока.  
Всем известно, что танцоры на сцене передают содержание танца не только через движения, но и через мимику, эмоции. Поэтому детей с первых дней знакомства с танцем нужно учить выражать через жест как положительные, так и отрицательные эмоции, опоэтизированные музыкой. Лучше всего это делать в игровой форме. Музыкальные аутотренинги -  это своего рода психогимнастика, которая стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных ассоциаций. Во время игры дети, слушая музыку, выражают свои эмоции с помощью мимики и жестов. Детям очень нравятся такие игры. В результате, на сцене они становятся более раскрепощенными. Приятно видеть «живые», светящиеся лица маленьких артистов, ярко выражающих характер танца.    
Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что работа концертмейстера на этом закончилась. Вместе с педагогом концертмейстер проходит путь от создания образа до выступления на сцене. Помогает создавать эскизы костюмов, готовит реквизит. И финальная точка – подготовка учащихся к выступлению за кулисами: создание сценической прически, макияжа, помощь при переодевании между номерами. Все это необходимо делать педагогу-хореографу, и без помощи концертмейстера ему не обойтись.
Приступив к работе концертмейстера в классе хореографии концертмейстеру, прежде всего, необходимо овладеть танцевальной терминологией. Концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению, концертмейстеру необходимо знать технику исполнения упражнений. Поэтому концертмейстер запоминает все рабочие комбинации, которые педагог-хореограф разучивал с учащимися. Знание исполнения всех хореографических упражнений, которыми воспитанники овладевают на уроках нужно еще и для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.
Работая в классе хореографии важно понять, что концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Играя, он четко осознает, что не является самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогает глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
Существует очень мало учебных пособий, где приведены примеры музыкального оформления классического урока, основанные на импровизационном материале. Это, например, замечательные музыкальные примеры концертмейстеров Ленинградского хореографического училища С.С. Бродской и М. И. Пальцевой.
За многие годы работы нами был накоплен большой музыкальный багаж. И для нас очень важно, каждый раз, выбирая музыку, четко и конкретно представлять себе, как именно то или иное движение будет «ложиться» на музыку. Ведь музыкальное сопровождение всегда должно помогать танцевать.
На своем опыте я убедилась, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена в «унисон» с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и другие. Еще нужно учитывать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей увлекаются всем сказочным, волшебным. И поэтому я играю мелодии из сказок, мультфильмов, так как они более близки и понятны ребенку.
Для учащихся старших классов подбирается музыкальный материал таким образом, чтобы слуховой багаж детей был разносторонним, более полным. С классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В. Моцарта, Л. Бетховена, романтизм представлен музыкой Ф. Шопена (вальсы, ноктюрны). С русской классикой дети знакомятся на музыке М. Глинки и П. Чайковского. Особенно детям нравится джазовая музыка С. Джоплина, А. Цфасмана, А. Ашкенази, Г. Сасько. 
Подбирая музыкальный материал к занятиям, мы всегда помним об огромном балетном музыкальном арсенале, созданном композиторами прошлого и настоящего. Ребенок внутренне испытывает гордость оттого, что он занимается под музыку, которая звучит в лучших театрах страны и исполняется лучшими мастерами нашего балета.
Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстера – все это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей. Естественно, что такая работа приносит соответствующие плоды.  
Пианисты должны знать ряд правил, придерживаться которых на уроке классики очень важно:
  1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком, даже если обуревают сильные эмоции. Урок продолжается, как правило, полтора часа, и подобный «камнепад» не пойдет во благо никому. Точно выверенный, филигранный звук учащиеся лучше слушают (будь то взрослые или дети).
  2. Вся балетная лексика идет на французском языке – так уж сложилось исторически. «Французская терминология, принятая для классического танца… неизбежна, будучи интернациональной. Для нас она то же, что
латынь в медицине - ею приходиться пользоваться. Она абсолютно
международна и всеми принята». [5] Пианист обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.
  1. Урок классики – это живое взаимодействие музыки и пластики. Строится он на импровизационном материале. Играть по нотам надо дома: необходимо переиграть как можно большее количество балетных клавиров. Это поможет войти в русло этой музыки, почувствовать ее стиль, гармоническую канву. Нотный материал можно использовать лишь в некоторых комбинациях, таких как adagio, allegro, танцевальные комбинации на середине зала. 
  2. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определенные эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале – поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.
  3. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырех, восьми, двенадцати, шестнадцати т. д. тактов.  «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создает дополнительные сложности использования их в экзерсисе. Можно использовать темы из этих произведений как основу для импровизаций.
  4. Концертмейстер должен смелее играть музыку, которая точно соответствует характеру, темпу и ритму каждого упражнения. Концертмейстер должен видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда танцовщики и ногу поднимут повыше, и прыгнут легче, и рукой «допоют» музыкальную фразу. 
  5. Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков – трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение – одна нота, два движения – две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.
  6. Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие – из-за такта.
           Это общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над музыкальным материалом для урока классического танца.
           Работа концертмейстера заключает в себе и чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Педагогическая сторона деятельности отчетливо выявляется в работе с учащимися хореографического класса. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, отличного музыкального слуха. Специфика работы концертмейстера требует особого универсализма, мобильности. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.
 
 
Список музыкального материала, который на мой взгляд, наиболее удачно подходит для классического экзерсиса у станка.
 
Plie Л.В. Бетховен «Прощание с фортепиано»
Battement tendu: Э. Григ «Норвежский танец»
Battement tendu jete: Ф. Бюргмюллер «Тарантелла»
Rond de jambe par terre: Р. Глиер «Вальс»
Battement fondu: Ф. Шуберт «Экспромт»
Petit battment sur le cou-de-pied: В. Витлин «Бубенцы»
Rond de jambe en l’air: А. Рубинштейн «Вальс-каприз»
Battment frappe: Дж. Россини Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
Adagio: Л. Минкус Па-де-де из балета «Дон Кихот»
Grand battment jete: Ш.Гуно Марш из оперы «Фауст»
Plié relevè: Л. Бетховен «Экосез»
Port de bras: Грибоедов «Вальс», Д. Шостакович «Лирический вальс»,
                     Л. Делиб Вальс из балета «Копелия»
Temps lié par terre: Г. Свиридов Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»
Allegro
Temps saute: Ц. Пуни Галоп из балета «Эсмеральда»
Pas échappé: Ф. Бургмюллер «Этюд»
Changement de pied: Д. Шостакович «Полька-шарманка»
Sissonne ouverte par jeté А. Адан Вариация для солиста из балета «Жизель»
Pas glissade: Н.Черепнин Вариация из балета «Павильон Артемиды»
 
Список литературы:
1.Громов Ю. И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера».СП6ГУП, 1977. С.87.
2.Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. Учебное пособие – М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
3.Ваганова А. Я. «Основы классического танца». Л.,1980. С. 168-187.
4.Ярмолович Л. И. «Классический танец. Методическое пособие». Л., 1986. С. 15-44, 58-83.
5. Ваганова А. Я. «Основы классического танца. С. 10.
6. Ревская Н.Е. «Классический танец». Издательство «Композитор» СПб, 2004г.
 
.