Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Методические рекомендации по экологическому воспитанию «Природа и мы»

МБДОУ – Детский сад № 121, г. Екатеринбург


 

Методические рекомендации по экологическому воспитанию

 ПРИРОДА И МЫ

 

 

ОСТРОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Воспитатель

 

 

                                                              «…Исеть. И озеро Шарташ.

                                                               Пруды, пруды.

Плотинка, скверы, а ещё

                                                               Сады, сады.

 

                                                              И весь в цветах сегодня он.

                                                              И детский смех…

                                                              Люблю его. Благодарю,

                                                              За всё. За всех…»

«Екатеринбург», И. Острова

ВВЕДЕНИЕ

                                                              Не то, что мните вы, природа:

                                                              Не слепок, не бездушный лик –

                                                              В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                                              В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев

         Формирование заботливого отношения к природе должно строиться на оценке природы как общенародного блага общественного достояния общества, составляющего его социально-экономическую и духовную основу.

         Естественноисторическую основу природоохранного воспитания составляет понимание природы как единого целого во взаимосвязи природы и общества. Осознание жизненной потребности гармонического сочетания интересов общества с законами биосферы – необходимое условие рационального использования природных богатств в целях повышения жизненного уровня и здоровья людей.

         Огромное значение имеет  и нравственно-эстетическое воздействие природы на человека. Научить ребёнка видеть прекрасное в самых обычных явлениях природы, красоту её форм, красок, звуков и запахов – необходимое условие для формирования у человека любви и бережного отношения к природе. При этом необходима активная практическая деятельность с самого раннего детства.

         Экологический  аспект воспитания включает раскрытие идеи о роли природы в развитии личности, её духовном обогащении, нравственно-эстетическом воспитании. Большое значение имеет организация воспитательного процесса, связанного с воздействием природы на личность и становлением гражданской ответственности личности.

         В основе правильного отношения к природе со стороны каждого человека лежит глубокая, искренняя и активная любовь к ней.

         Живая природа – неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Отображением красот природы заполнены произведения живописи, литературы, музыки, кинематографии.

         В народном сознании отложились и живут излюбленные поэтические образы, заимствованные из природы, вроде Ивушки плакучей, Берёзоньки белой, Дуба могучего, Ласточки-касаточки, Лебёдушки и т.п. Вся эта символика обращена к людям, к лучшим из них, и применяется как мера красоты и добра, скромности и непритязательности, смелости и благородства, силы и удали.

         Нравственное отношение к природе несёт в себе известную эмоциональную окраску, которая, отражаясь в сознании, влияет на наше мировоззрение.

         Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней. Её облагораживающее влияние будет сказываться потом на характере человека всю жизнь. С момента, когда ребёнок доверчиво потянулся к большой собаке, подобрал воробья с перебитым крылом, в его сердце поселилась доброта к миру.

         Постоянна тяга человека к природе. Настоящий отдых возможен лишь в общении с природой. Никакой комфорт самой современной квартиры  не заменит человеку обыкновенной лесной поляны, неспешной прогулки по тенистым аллеям старого парка. Люди ищут контакта с природой, стремясь отдохнуть от высоких темпов жизни, черпают энергию для повседневного труда.

         Ландшафты современного города относятся к ландшафтам преобразованным, культурным, урбанизированным, где часто наблюдается ухудшение состояния воздушного бассейна. В условиях современной практики строительства городов с её тенденцией уплотнения застройки открытые пространства, образуемые водоёмами и насаждениями, приобретают всё возрастающее значение в формировании архитектурно-планировочной структуры и ландшафта города.

         Немало радости горожанам доставляют зелёные насаждения. Деревья радуют людей большими зелёными кронами, помогают очищать воздух города. Зелень справедливо называют лёгкими города. Чем она обильнее, тем чище воздух, тем легче дышится. В зелёной среде человеку требуется на 60% меньше времени, чтобы восстановить свои силы после рабочего дня, чем  лишённых растительности индустриальных кварталах города. Благоустройство города непременно предусматривает меры по оздоровлению окружающей среды, созданию благоприятного  микроклимата, в формировании которого громадную роль играет органическое включение в ткань города живой природы, зелёных насаждений.

         Духовные потребности человека тесно связаны с развитием чувства к неиссякаемой красоте природы. Нравственными действия человека по отношению к природе становятся лишь тогда, когда они согласуются с общественной моралью. Природа – это та земля, на которой мы родились и выросли. Наш дом, наша Отчизна. А без чувства Родины может ли жить человек?

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Цель:

Формирование духовной основы личности ребёнка через нравственно-эстетическое воздействие природы на человека.

Задачи:

1.     Воспитание бережного отношения к природе.

2.     Создание работ из бросового материала под общей концепцией «Летний день»

3.     Проведение комплекса творческих мероприятий под общей концепцией «Цветы для любимого города»

4.     Создание тематических выставок на тему экологического воспитания.

5.     Знакомство со сказками, стихотворениями и рассказами о природе. Постановка сказки-спектакля на экологическую тему.

6.     Привлечение родителей для осуществления детско-родительских проектов.

 

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

 

     Формирование у детей бережного отношения к природе, любви к родному городу, его экологической чистоте, патриотическое воспитание посредством знакомства с красотой родного края, Екатеринбурга,  столицы Урала – нашей малой родины, как части великой  России.

     Только комплексный подход к проблемам экологического воспитания дошкольников может заложить основы гуманистического развития личности, формированию  её духовных и нравственных основ, воспитанию доброго и отзывчивого человека, способного в будущем искренне заботиться о природе и экологической среде.

     В урбанистической среде всё большее значение имеет общение с живой природой. Поэтому общей темой проекта была выбрана «Летний день». День, когда всё живёт и дышит, зеленеют и цветут растения, благоухают сады и скверы, суетятся насекомые, поют птицы и идут тёплые летние дожди. А в лесопарках созревает душистая земляника, и появляются грибы. В выходные дни горожане стремятся выехать на дачи, чтобы дети подольше побыли на природе.

     Весна, лето и осень позволяют детям на экологической тропе наблюдать за жизненным циклом растений, помогать в уходе, знакомиться с насекомыми, наблюдать за ними, воспитывает бережное отношение к живой природе.

     Занятия по конструированию развивают фантазию при строительстве города и любовь к Екатеринбургу. Дети стараются придумать новые красивые дома и построить их.

     Художественно-эстетическое воспитание  формируется посредством лепки и рисования объектов природы. Развивается и мелкая моторика, способствующая лучшему речевому развитию.

     Познавательное и речевое развитие формируют занятия по экологическому воспитанию, чтение стихотворений, рассказов и сказок о природе, театрализованная постановка сказки на экологическую тему. 

     Проблемы загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и их утилизации в городской среде дети решают совместно с родителями, делая картины из бросового  материала.

     Таким образом, используя комплексный подход в проведении проекта по экологическому воспитанию, где одно мероприятие связано с другим и дополняет его, даже у самых маленьких детей формируется любовь к родному краю, бережному отношению к природе, закладываются основы экологического воспитания.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕИ

 

     В 21-м веке, практически с самого раннего детства, особенно жители мегаполисов, в том числе и жители Екатеринбурга, сталкиваются с практически полностью технократическим миром, где общение с живой природой, даже в городской среде, всё чаще заменяется интернетом и телевидением, а также посещением игровых зон в торгово-развлекательных центрах.

     Знакомство с природой родного края, воспитание любви и бережного отношения к ней, является основой не только экологического, но и нравственного воспитания и формирования личности ребёнка.

     Наиболее полное достижение поставленной цели возможно только при комплексном подходе в проведении мероприятия и поэтапном формировании экологического знания и мышления ребёнка. Как в русской матрёшке, одно занятие плавно вытекает из другого и дополняет его. Все занятия направлены, прежде всего, на воспитание любви, доброго и заботливого отношения к родной природе.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКО-МЕРОПРИЯТИЯ

 

1.Воспитание бережного отношения к природе. Знакомство детей с природой Урала. Проведение занятия по лепке на тему «Природа родного края»

         Дети с воспитателем рассматривают фотографии с природой Урала, обсуждают их, читают стихи и отгадывают загадки. Потом сделали из пластилина в свободной форме объекты уральской природы. Оформили экспозицию.

2.Занятия под общей темой «Птицы родного края». На этих занятиях дети знакомятся с птицами, изучают птиц, живущих в городской среде, и знакомятся с лесными птицами, живущими на Урале.  На занятиях используются тематические карточки, рассматриваются иллюстрации в книгах, отгадываются загадки, наблюдают за птицами, прилетающими на участок, кормят птиц, учатся о них заботиться. Оформить экспозицию «Птицы», где представили птиц из пластилина, аппликации, на рисовании каждый ребёнок разукрасил свою красивую птицу.

 

3.Проведение комплекса занятий под общей концепцией «Цветы для родного города». Дети с удовольствием выкладывают цветы из мозаики, делают композиции из гороха на пластилине, аппликации цветов, рисование цветов методом пластилинографии, оформляют,вместе с воспитателем, экспозицию.

 

4.Во время занятий на экологической тропе дети изучают растения, растущие в городе, знакомятся с деревьями, кустарниками, травами и цветами, учатся ухаживать за ними, изучают их жизненный цикл. Составляют гербарий «Растения нашего города». Также наблюдают за жизнью насекомых, учатся любить живую природу и бережно к ней относиться.

 

5.На занятии по конструированию дети строят из кубиков и конструкторов дома для любимого города. Смотрели презентацию «Екатеринбург» с видами родного города, обсуждают кто и где был в городе с родителями, что запомнилось и понравилось, какие видели дома, красивый у нас город или нет. Потом с удовольствием сами занимаются строительством.

 

6.Проблема утилизации бытовых отходов решаются созданием картин из бросовых материалов. Созданием экспозиции из детско-родительских картин и сделанной коллективной работой.

7.Проводятся литературные занятия по экологическому воспитанию, читаются стихотворения, рассказы и сказки о природе, рассматриваются иллюстрации в книгах.

 

8Можно поставить сказку на экологическую тему, где родители принимают самое активное участие в изготовлении костюмов и декораций для спектакля.

 

ВЫВОДЫ

 

         Используя интегрированный комплексный подход пролонгированного действия к проблемам изучения экологии городской среды, основанный на раскрытии творческого потенциала детей, расширения их кругозора и формировании гуманистической картины мира ребёнка, можно привить любовь к природе, бережное отношение к ней, умение любить и заботиться, которое он пронесёт с собой всю жизнь. Любовь к родному городу, к родному краю – это залог любви и бережного отношения не только к малой родине, но и к родной стране, к нашей любимой и необъятной России.