МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ЭТАПАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ.
ГБОУ СПО МГСТ г. Междуреченск
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ЭТАПАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Составитель: Пундель Р.М.
Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось большое значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан России духовно-нравственное воспитание молодежи приобретает особую остроту и является актуальным и значимым. «Знания и сверхзнания, лишенные нравственного и духовного начала, губительны и опасны. Сегодня педагогу необходимо исходить из меры, в какой знания нужны и полезны для добра.»[1,с.5-6].
Духовно-нравственное воспитание рассматриваем как целенаправленное управление процессом развития духовных основ личности: потребности в самоизменении, саморазвитии, самореализации, в причастности к творческим свершениям, преобразованиям на основе нравственных общечеловеческих ценностей (любовь, добро, родина, ответственность, созидание, гуманизм, знание, справедливость, милосердие). Проектная деятельность в данном контексте успешное средство, которое может должным образом обеспечить достижение ценностных ориентиров, как в плане техническом (способ деятельности), так и в образовательном (развитие образа действий, чувств, мыслей, общечеловеческих ценностей, личностных смыслов). «Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует обучающихся на сознание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы.»[2, с.314-315].
Анализ современного состояния проектной деятельности с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, последних достижений педагогики и психологии в контексте духовно-нравственного воспитания, а также результаты собственной педагогической практики позволяют констатировать- проектная деятельность не дань моде, это потребность общества в созидательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей, по осознанию необходимости позитивных изменений в окружающей среде в своем развитии, воспитании, по актуализации смыслотворческой функции личности.
Процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами проектной деятельности рассматривается нами как целостный, направленный на включение обучающихся в социально-значимую деятельность, способную обеспечить становление духовно-нравственной личности, как в плане освоения проектной деятельности, так и в плане формирования мыслей, чувств, действий на основе гуманности, общечеловеческих нравственных ценностей.
Действия педагога в рамках проектной деятельности осуществлялись на основе разработанной памяткой-алгоритмом работы над проектом (цели проекта, задачи деятельности, основные этапы, формы работы, отношение к приобретенному опыту, самооценка результата деятельности), разработки содержания проектов с практической, духовно-общественной направленностью: «Возродим душу, «Воспитание души – истинное служение Отечеству», «Главное назначение на Земле – быть человеком» и др.
Развитие духовно-нравственного мира молодежи в воспитательно-образовательном пространстве, цель которого – становление активного, ответственного, творческого, успешного члена общества, способного к самореализации, умеющего определять технологические проблемы и решать их средствами проекта для улучшения окружающей действительности, позволили определить организационно-методические трудности и пути их решения на этапах реализации проектного замысла (см. таблицу). Выделенные проблемы духовно-нравственного воспитания в процессе проектной деятельности и предложения по их устранению могут рассматриваться как методические рекомендации для обучающихся, педагогов, занимающихся проектированием воспитательно-образовательных систем на основе нравственности и духовности.
Таблица
Организационно-методические трудности и пути их решения на каждом этапе проектной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания
I.Организационно-подготовительный этап выполнения работы |
|
Трудности |
Пути решения |
1.Трудность восприятия содержания работы из-за большого объема информации |
- Организовать педагогические ситуации, связанные с заботой об общем деле: предоставлять возможность самим участникам проекта планировать; делать выбор средств, форм; выявлять трудности и вести поиск решения этих трудностей на гуманной основе; - создавать совет проектантов; -разрабатывать критерии оценки проекта. |
2.Неприязненные отношения между отдельными членами коллектива, нежелание работать вместе, неумение общаться |
- Повышать личностную самооценку проектантов для достижения результативности деятельности; - создавать условия для развития гуманных отношений (взаимное уважение, отзывчивость, искренность, толерантность).
|
3.Проявление иждивенческой позиции: Скажите, что надо делать? Как делать? |
- Предоставлять возможность самим проектантам ставить вопросы, обсуждать их; - не давать готового решения, побуждать проектантов вести поиск идей, способов решения. |
4.Перевод познавательной функции в мировоззренческую, предметного восприятия мира – в ценностное |
- Содействовать инициативе обучающихся быть организаторами социально значимых проектов, активно пропагандировать идеи добра, ответственности, творчества, гуманизма; - обсуждать причины и следствия падения нравственности, духовности, выявлять пути возрождения душевности и духовности. |
II. Этап реализации проекта |
|
1.Отсутствие усидчивости, упорства, воли, доверия друг к другу |
Побуждать к мобилизации настойчивости и воли. |
2.Несформированность знания и понимания смысла общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, отсутствие устойчивого интереса к духовно-нравственной проблематике |
- Организовывать учебные занятия с целью формирования понятий «проблема», «нравственность», «духовность», «ценности» и осознания их значимости в жизни отдельного человека и человечества; - Использовать потенциал православной культуры – тексты с духовно-религиозной направленностью. |
3.Внешняя мотивация (буду делать) не переходит во внутреннюю, духовную (буду делать, потому что…..). |
Формировать основу внутренней мотивации: побуждать проектантов ставить вопросы и отвечать на них: -Что даст работа над проектом тебе? Другим? -Где приобретенный опыт пригодится в жизни? -Какие изменения произойдут в тебе? |
4.Проявление «позиционного стиля» общения(претензии к другим), а не делового, дружеского. Демонстрация своего превосходства по отношению к другим. |
Вырабатывать права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса. |
III.Этап защиты и оценки проекта |
|
1.Недостааточный опыт духовно-нравственной оценки результата проекта, общения; затруднено осмысление проявления и значения духовно-нравственных ценностей в жизни человека, в том числе и своей. |
Обсуждать: - как повлияла выполненная работа на отношения с другими, к себе; - имели ли место в общении духовно-нравственные ценности: доброта, отзывчивость, ответственность, совесть, красота, трудолюбие, творчество; - изменилось что-то в личной жизни; - повлияет ли участие в проекте на дальнейшую жизнь. |
2. - «Как заразить» идеей, желанием делать доброе, полезное? - Как расширить рамки аудитории, готовой создавать проект на основе духовно-нравственных ценностей? |
Принимать обращения к родителям, обучающимся, общественности, направленные на возрождение, сохранение общечеловеческих ценностей |
3.Демонстрация единства духовно-нравственного знания и дела, теории и практики |
- Постоянно ставить вопрос: «А что будет результатом твоего проекта, идеи, дела?»; - побуждать проектантов задумываться о своем месте в жизни, проектировать «автобиографию своего будущего».
|
Список литературы:
1.Патриарх Московский и всея Руси Алексей II.:Духовно-нравственное воспитание.-2003.№2. с.5-6.
2. Хуторской А.В. Дидактическая Эвристика. Теория и технология креативного обучения.- М: 2003, с.314-315.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего /полного/ общего образования: Федеральный закон[Утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413]п.5. раздел 1,2.
4.Русская школа: Духовно-нравственное воспитание./Погодина А.Г. - М. :Русское слово, 2006. 219с.