Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ЭТАПАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ.

ГБОУ СПО МГСТ г. Междуреченск

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ЭТАПАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

 

Составитель: Пундель Р.М.

 

Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось большое значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан России духовно-нравственное воспитание молодежи приобретает особую остроту и является актуальным и значимым. «Знания и сверхзнания, лишенные нравственного и духовного начала, губительны и опасны. Сегодня педагогу необходимо исходить из меры, в какой знания нужны и полезны для добра.»[1,с.5-6].

Духовно-нравственное воспитание рассматриваем как целенаправленное управление процессом развития духовных основ личности: потребности в самоизменении, саморазвитии, самореализации, в причастности к творческим свершениям, преобразованиям на основе нравственных общечеловеческих ценностей (любовь, добро, родина, ответственность, созидание, гуманизм, знание, справедливость, милосердие). Проектная деятельность в данном контексте успешное средство, которое может должным образом обеспечить достижение ценностных ориентиров, как в плане техническом (способ деятельности), так и в образовательном (развитие образа действий, чувств, мыслей, общечеловеческих ценностей, личностных смыслов). «Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует обучающихся на сознание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы.»[2, с.314-315].

Анализ современного состояния проектной деятельности с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, последних достижений педагогики и психологии в контексте духовно-нравственного воспитания, а также результаты собственной педагогической практики позволяют констатировать-  проектная деятельность не дань  моде, это потребность общества в созидательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей, по осознанию необходимости позитивных изменений в окружающей среде в своем развитии, воспитании, по актуализации смыслотворческой функции личности.

Процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами проектной деятельности рассматривается нами как целостный, направленный на включение обучающихся в социально-значимую деятельность, способную обеспечить становление духовно-нравственной личности,  как в плане освоения проектной деятельности, так и в плане формирования мыслей, чувств, действий на основе гуманности, общечеловеческих нравственных ценностей.

Действия педагога в рамках проектной деятельности осуществлялись на основе разработанной памяткой-алгоритмом работы над проектом (цели проекта, задачи деятельности, основные этапы, формы работы, отношение к приобретенному опыту, самооценка результата деятельности), разработки содержания проектов с практической, духовно-общественной направленностью: «Возродим душу, «Воспитание души – истинное служение Отечеству», «Главное назначение на Земле – быть человеком» и др.

Развитие духовно-нравственного мира молодежи в воспитательно-образовательном пространстве, цель которого – становление активного, ответственного, творческого, успешного члена общества, способного к самореализации, умеющего определять технологические проблемы и решать их средствами проекта для улучшения окружающей действительности, позволили определить организационно-методические трудности и пути их решения на этапах реализации проектного замысла (см. таблицу). Выделенные проблемы духовно-нравственного воспитания в процессе проектной деятельности и предложения по их устранению могут рассматриваться как методические рекомендации для обучающихся, педагогов, занимающихся проектированием воспитательно-образовательных систем на основе нравственности и  духовности.

 

Таблица

Организационно-методические трудности и пути их решения на каждом этапе проектной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания

 

I.Организационно-подготовительный этап выполнения работы

Трудности

Пути решения

1.Трудность восприятия содержания работы из-за большого объема информации

- Организовать педагогические ситуации, связанные с заботой об общем деле: предоставлять возможность самим участникам проекта планировать; делать выбор средств, форм; выявлять трудности и вести поиск решения этих трудностей на гуманной основе;

- создавать совет проектантов;

-разрабатывать критерии оценки проекта.

2.Неприязненные отношения между отдельными членами коллектива, нежелание работать вместе, неумение общаться

- Повышать личностную самооценку проектантов для достижения результативности деятельности;

- создавать условия для развития гуманных отношений (взаимное уважение, отзывчивость, искренность, толерантность).

 

3.Проявление иждивенческой позиции: Скажите, что надо делать? Как делать?

- Предоставлять возможность самим проектантам ставить вопросы, обсуждать их;

- не давать готового решения, побуждать проектантов вести поиск идей, способов решения.

4.Перевод познавательной функции в мировоззренческую, предметного восприятия мира – в ценностное

-  Содействовать инициативе обучающихся  быть организаторами социально значимых проектов, активно пропагандировать идеи добра, ответственности, творчества, гуманизма;

- обсуждать причины и следствия падения нравственности, духовности, выявлять пути возрождения душевности и духовности.

II. Этап реализации проекта

1.Отсутствие усидчивости, упорства, воли, доверия друг к другу

Побуждать к мобилизации настойчивости и воли.

2.Несформированность знания и понимания смысла общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, отсутствие устойчивого интереса к духовно-нравственной проблематике

- Организовывать учебные занятия с целью формирования понятий «проблема», «нравственность», «духовность», «ценности» и осознания их значимости в жизни отдельного человека и человечества;

- Использовать потенциал православной культуры – тексты с духовно-религиозной направленностью.

3.Внешняя мотивация (буду делать) не переходит во внутреннюю, духовную (буду делать, потому что…..).

Формировать основу внутренней мотивации: побуждать проектантов ставить вопросы и отвечать на них:

-Что даст работа над проектом тебе? Другим?

 -Где приобретенный опыт пригодится в жизни?

-Какие изменения произойдут в тебе?

4.Проявление «позиционного стиля» общения(претензии к другим), а не делового, дружеского. Демонстрация своего превосходства по отношению к другим.

Вырабатывать права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса.

III.Этап защиты и оценки проекта

1.Недостааточный опыт духовно-нравственной оценки результата проекта, общения; затруднено осмысление проявления и значения духовно-нравственных ценностей в жизни человека, в том числе и своей.

Обсуждать:

- как повлияла выполненная работа на отношения с другими, к себе;

- имели ли место в общении духовно-нравственные ценности: доброта, отзывчивость, ответственность, совесть, красота, трудолюбие, творчество; 

- изменилось что-то в личной жизни;

- повлияет ли участие в проекте на дальнейшую жизнь.

2. - «Как заразить»  идеей, желанием делать доброе, полезное?

- Как расширить рамки аудитории, готовой создавать проект на основе духовно-нравственных ценностей?

Принимать обращения к родителям, обучающимся, общественности, направленные на возрождение, сохранение общечеловеческих ценностей

3.Демонстрация единства духовно-нравственного знания и дела, теории и практики

- Постоянно ставить вопрос: «А что будет результатом твоего проекта, идеи, дела?»;

- побуждать проектантов задумываться о своем месте в жизни, проектировать «автобиографию своего будущего».

 

 

Список литературы:

 

1.Патриарх Московский и всея Руси Алексей II.:Духовно-нравственное воспитание.-2003.№2. с.5-6.

2. Хуторской А.В. Дидактическая Эвристика. Теория и технология креативного обучения.- М: 2003, с.314-315.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего /полного/ общего образования: Федеральный закон[Утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413]п.5. раздел 1,2.

4.Русская школа: Духовно-нравственное воспитание./Погодина А.Г. - М. :Русское слово, 2006. 219с.