Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Методические материалы по развитию одарённости учащихся начальных классов в условиях современной школы»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»

 

«Методические материалы по развитию одарённости учащихся начальных классов в условиях современной школы»

Номинация «Методические материалы»

 

Иванова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

 

 

Пояснительная записка

Цель работы: представление методических материалов по развитию одарённости учащихся начальных классов в условиях современной школы.

Задачи:

1) рассмотреть основные компоненты работы по развитию одаренных детей;

2) представить методические приёмы, которые можно рекомендовать для использования в практической деятельности.

Область применения: практическое применение методических материалов по формированию одарённости учащихся начальных классов в условиях современной школы.

Ожидаемые результаты: использование в практике учителя, развитие способностей учащихся.

Формы и методы реализации: применение в урочной, внеурочной деятельности; формы индивидуальной и групповой работы.

Тематическое содержание:

  1. Проблема одарённости.
  2. Основные компоненты работы по развитию одаренных детей.
    1. Диагностика способностей учащихся.
    2. Развитие одарённости учащихся в рамках урочных занятий.
    3. Развитие одарённости учащихся в рамках внеурочной деятельности.
  3. Результаты участия учащихся класса в предметных олимпиадах, в интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня.

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность  усвоения материала:

сравнительные результаты достижений класса в предметных олимпиадах, в интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня.

Перечень использованной литературы:

1. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности. Сб. Склонности и способности / Ананьев Б.Г. – Л.: изд-во ЛГУ, 1962.

2. Богоявленская Д.Б. Одаренный ребенок / Д.Б. Богоявленская // Природа детской одаренности. – 2002. - №1. – с. 6

3. Гуляев В.Н. Педагогическое обеспечение преемственного развития детской одаренности // Образование в новом тысячелетии: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НИПКПРО, 2003.- с. 203-211.

4. Колодий Н.В. Управление развитием детской одаренности в условиях специализированной школы-интерната для одаренных детей: Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2007.

5.Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау; пер. с нем. А. П. Голубева, науч. ред. рус.тек­ста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Савенков. М.: Сентябрь, 2001.

Методические материалы по развитию одарённости учащихся начальных классов в условиях современной школы

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, что связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, обладающей нестандартным мышлением, умеющей ставить и решать новые задачи.

Ребёнок с рождения обладает определенными задатками и способностями, однако без целенаправленной работы нераскрытые возможности перестают развиваться и постепенно угасают.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо, и прежде всего потому, что полное раскрытие способностей учащегося важно не только для него самого, но и для общества в целом.

Одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей.

Учитель начальных классов создаёт развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Основные компоненты работы по развитиюодаренных детей вижу в следующем:
-    диагностика учащихся;

- развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная деятельность);

-  создание условий для всестороннего развития одаренных детей (индивидуальная траектория развития, работа с родителями учащихся)

Для диагностики способностей учащихся, совместно с психологом, используем прямые методы изучения интересов, основанные на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным методикам.Применяются и косвенные методы, которые представляют свои наблюдения за деятельностью детей, анализ её результатов, изучение их непосредственных занятий во время досуга.

При организации и проведении различных внеклассных мероприятий: интеллектуальных марафонов, викторин, создании творческих проектов, спортивных соревнованиях и эстафетах выявляются способности учащихся, одарённых в какой-либо области.

     Критерии, по которым происходит выявление одарённых детей, следующие:

- имеют более высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению и активную познавательную активность;

- имеют более выраженные творческие и спортивные возможности и их проявление;

- обладают высокой любознательностью и исследовательской активностью;

- обладают повышенной концентрацией внимания на какой-либо деятельности, упорством в достижении своих целей.

В классе были определены следующие группы одарённых учащихся: с умственным типом одарённости – 7 чел., с художественным типом -  8 чел., с спортивным- 8 чел.

Для учащихся, одарённых в какой-либо области, были составлены индивидуальные траектории развития, проведена работа с родителями.

В работесодарёнными детьмиопираюсь на следующие принципы:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В рамках урочных занятийс целью выявления и развития одарённых учащихся в интеллектуальной сфере применяю системно-деятельностный подход, современные технологии, среди которых ведущая роль отводится технологиям проблемного, индивидуализированного и развивающего обучения, что способствуетразвитию продуктивного мышления, а также навыков его практического применения и позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и приобретать новые.

Использую дифференцированные разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания и задания поискового характера, которые позволяют делать учащимся выбор, исходя из конкретной учебной ситуации, расширять свои знания по предмету, применять их на практике.

С целью развития способностей учащихся использую следующие методы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектный (исследовательские проекты: «Похвальное слово знакам препинания», «В мире орфографии», «История возникновения чисел», «Происхождение математических знаков», «Наше будущее- экологическое хозяйство», «Из истории русских народных инструментов» и др.)

Требования современной жизни позволяют обучать учащихся навыкам поиска, отбора и обработки информации, IT-технологиям, проектной и исследовательской деятельности. Умение работать в паре,группе,вести конструктивный диалог, отстаивать своюточку зрения и умело презентовать продукт своей деятельности.

Учитывая психологические особенности одарённых детей, на своих уроках использую следующие приёмы работы:

-«пресс-конференция» (основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера);

-«помощь консультантов» (основан на том, что способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение);

-«привлекательная цель» (основан на повышении мотивации детей в начале урока);

-«диалог с текстом» (используется для организации индивидуальной работы);

-«две шляпы» (основан на столкновении двух противоположных мнений)

Часто провожу нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-заседание клуба, урок-творческая мастерская, урок-исследование, урок-драматизация (урок - путешествие «Архитектура. Особенности архитектурных сооружений», урок-заседание клуба по теме «Человек и прошлое человечества», урок- исследование «Почва и её состав», урок-драматизация «А. П. Чехов «Мальчики» и др.)

Считаю, что создание проблемных ситуаций; организация самостоятельной, творческой деятельности учащихся на уроке; работа с различными источниками информации: книгами, справочниками, энциклопедиями, словарями; побуждение учеников к оценке деятельности других учащихся, самооценке и самоконтролю, поощрение выражения их собственной точки зрения; связь изучаемого материала с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста; оценивание достижений учащихся не только отметкой- баллом, но и характеристикой результата – всё это влияет на повышение учебной и познавательной мотивации учащихся, благотворно влияет на психологический климат в классе, а значит, способствует и развитию одарённости учащихся.

Следующим компонентом выступает внеурочная деятельность, где у учащихся появляется возможность в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

Формами работы являются групповые занятия, проектная и исследовательская деятельность.

Во внеурочной деятельности для учащихся предоставляются условия для широкого проявления его возможностей, расширения и углубления знаний по изучаемым предметам.

     Учащиеся класса посещают занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления: «Земля- наш общий дом», «Юный исследователь», общекультурного направления: «Школа английского языка», «Робототехника», духовно-нравственного направления: «Я-гражданин России», спортивного направления: «Мини-футбол», на которых занимаются исследовательской деятельностью, готовят сообщения, выполняют проекты (сообщения  «Знаменитые футболисты», «Профессии нашего города или «Газовики- это звучит гордо»,«Человек и его деятельность- причина загрязнения водоёмов», «О чём рассказывают памятники» и др.,  проекты «Моя семья», «Откуда я родом», «Война в истории моей семьи», «Сохраним обитателей водоёмов!», «Ты в ответе за тех, кого приручил», «История футбола» и др.)

На внеурочных занятиях совместно с учащимися создаём обучающие мультимедийные проекты-презентации, работаем над подготовкой мероприятий, занимательных уроков, подбираем материалы для проведения различных конкурсов, викторин и т.д., всё это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.

Исследовательская работа ведёт к активному познанию мира, её практическая значимость заключается в том, что она несёт не только обучающий, но и воспитывающий характер.

Принимая активное участие в научно-исследовательской деятельности, учащиеся умеют открыто и свободновыражатьсобственные мысли, самостоятельно принимают решения и помогают друг другу, формулируют и осознают свои возможности.Разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.

Создание проектов, когда учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс, формулируют проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы. Делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. 

Таким образом, занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность.

Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, фестивалях, выставках, спортивных соревнованиях – ещё одно направление деятельности с одарёнными детьми.

Они являются одним из способов определения глубины интереса ребёнка к предмету, выявления особых способностей к изучению определённой предметной области.

Результаты участия учащихся класса в предметных олимпиадах, в интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня за период с 2016/2017 уч. г. по 2019/2020 уч. г.:

  • участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах:
  • участие в творческих конкурсах
  • участие в спортивных соревнованиях:

Проблема одарённых детей была и остаётся значимой и по настоящее время. Ведь именно одарённые люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, поэтому мы и работаем для того, чтобы уютно, комфортно было каждому ребёнку, чтобы ушёл он от нас в дальнейшую жизнь спокойный и уверенный в себе, в своих способностях, в своём таланте.