тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.11.2017 г.
 Всероссийский фестиваль творчества «Зимняя карусель»
20.11.2017 г.
Уважаемые коллеги. Для составления олимпиадных заданий требуется учитель татарского языка. Все...
31.10.2017 г.
 Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»
23.10.2017 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов, посвящённая 100-летию революции...
23.10.2017 г.
 Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая Дню матери (Из...
23.10.2017 г.
Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
23.10.2017 г.
 III Всероссийский конкурс «Шуми, родной зелёный уголок»

Методические материалы по методике преподавания и разработки уроков гуманитарного цикла «Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания как средство интеллектуального развития обучающегося и формирования его компетенций».

МКОУ "Никольская СОШ имени Героя Советского Союза Кошманова М.М." Камызякского района Астраханской области

учитель истории и обществознания Кренделева Евгения Сергеевна

"Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания как средство интеллектуального развития обучающегося формирования его компетенций"

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими» К. Кушнер. Сегодня наше общество не стоит на месте: меняется, развивается, совершенствуется, стремиться к большему и лучшему. Именно в таком обществе развивается человек, главные характеристики которого активность, мобильность, коммуникативность, самостоятельность, индивидуальность и именно такие качества могут привести человека к определенному успеху. Социализация личности учащегося, т.е. его умение адаптироваться в окружающей действительности, выдвигается на первый план в процессе обучения и воспитания. Компетентностный подход в обучении становится рычагом, который обеспечивает социализацию личности ребенка. Сегодня каждый учитель ставит на первое место те пути обучения, которые способствуют повышению качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся. Урок в современной школе остается основной формой организации работы с информацией, он должен быть эффективно и продуктивно организован. Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной продуктивной деятельности учащихся является организация самостоятельной работы, как по приобретению новых знаний, так и по их применению. Под самостоятельной учебной работой понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование мысли учителя или автора учебника, т.е., характер самостоятельной работы - это работа по образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. В течение многих лет преподавания истории и обществознания в школе я пытаюсь изменить это представление о самостоятельной работе на уроке и доказать, что без такого вида работы не может быть ни знаний, ни знающих и мыслящих учеников. Организация продуктивной самостоятельной работы на уроках является средством формирования прочных знаний, информационной компетенции учащихся и выработки их собственной гражданской позиции, воспитания активности и самостоятельности мышления как черт личности, развития умственных и творческих способностей моих учеников. В настоящее время существуют общепринятые формы самостоятельной работы: урочная и внеурочная. Если первая проводится в присутствии и под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения заданий можно получить консультацию, то вторая, будучи собственно самостоятельной, нацелена на формирование умений работать в произвольном режиме времени, в удобные для учащего часы . В своей практике я использую разнообразные виды самостоятельных работ. Рассмотрим некоторые из них. Наиболее распространенной формой самостоятельной работы учащихся на уроке является составление ими плана рассказа учителя. Я начинаю такую работу с учащимися с пятого класса. Работа по составлению планов в пятом классе проводится постоянно, с постепенным усложнением. Уже на третьем-четвертом уроке с начала учебного года перед рассказом нового учебного материала я пишу на доске не только название урока, но и простой план. Учащимся объясняю, что, пользуясь планом, легче следить за рассказом учителя и воспринимать его, а потом по этому плану легче и рассказывать. План определяет главное в новом материале, намечает последовательность его изложения, помогает определить второстепенное. Следующая ступень работы – это составление самими учащимися плана рассказа учителя. Первоначально план бывает сравнительно кратким, состоит из небольшого числа пунктов. Когда эта работа повторена на нескольких уроках, то предлагается учащимся уже во время изложения нового материала составить у себя в тетради план моего рассказа. Первое время я вела свой рассказ значительно медленнее обычного, интонацией голоса и построением фраз подчеркивая главные разделы излагаемого материала. В конце урока в течении пяти-восьми минут разбираем с учащимися несколько составленных планов, указывая на их достоинства и недостатки. Ученику, несколько раз хорошо составившему планы, можно поставить положительную отметку. Позднее, мы приступаем к составлению более сложного развернутого плана. Чтобы научить ребят выделять главные пункты, а потом уже детализировать их подпунктами, я использую такой прием работы. В начале урока даю ученикам простой план, а уже в ходе урока вместе с учениками преобразуем его в сложный. Научившись составлять такой план в ходе рассказа учителя, учащиеся, во – первых, могут подробнее отразить в нем те разделы, о которых не сказано или мало сказано в учебнике, во – вторых, более тщательно и глубоко будут усваивать новый материал урока. В дальнейшем ученики уже самостоятельно составляют такой развернутый план. В старших классах по мере необходимости учащиеся переходят от составления развернутого плана к составлению плана – конспекта как школьной лекции учителя, так и при самостоятельной работе над текстом учебника и над дополнительной литературой. Особое значение на уроке истории имеет работа с историческими документами, справочной литературой, иллюстративным материалом, картой. На мой взгляд, это существенно дополняет и расширяет учебный материал. . Работа с историческими источниками сегодня рассматривается как важнейшее средство формирования исторического мышления школьников. Так, при изучении темы «Борьба русского народа с монголо – татарским нашествием» как элемент самостоятельной работы на уроке я использовала отрывок из летописи о взятии Киева ханом Батыем. Это делается с целью более эмоционального воздействия на учащихся, чтобы подчеркнуть героическую сторону борьбы русских с монголо – татарами. В течении пяти – восьми минут каждый из учащихся самостоятельно читает его. После прочтения документа, им дается задание хорошо рассмотреть рисунок «Штурм монголами русского города», и найти на нем те детали осады, о которых рассказывает летопись. Прочитав документ и рассмотрев рисунок, ученик должен быть готов рассказать об осаде Киева. Когда основная масса учеников класса готова к ответу, я спрашиваю одного из них. Его ответ дополняют другие ученики. Выяснив вопрос об обороне Киева, учитель ставит перед учениками уже обобщающие вопросы: 1. Почему монголо – татарам удалось завоевать русские княжества? 2. Какой ценой досталась им эта победа? Так, от конкретного факта обороны Киева, воспринятого учащимися по документам того времени, я подвела их к обобщению и , в конечном итоге, к выводу о героическом, но разрозненном сопротивлении русских войск. Особенно охотно ученики работают с иллюстративным материалом: учебными картинами, диаграммами, схемами. На своих уроках я организую работу с иллюстративным материалом, используя следующие задания: - дать название иллюстрации; - описать сюжет; - придумать за действующих лиц слова диалога; - построить рассказ по содержанию картины; - написать сочинение; - найти в тексте строки, комментирующие картину. В нашей школе есть Зал Боевой славы, что позволяет мне на уроках истории , организовывать работу с подлинными историческими документами – выписками из приказов, наградными документами, письмами фронтовиков и т.д Достаточно активно учащиеся проявляют свою самостоятельность в лабораторных работах. Лабораторная работа по истории – это раскрытие изучаемой темы с использованием различных источников: учебника, документов, исторических карт, фотографий, статистических данных и т.д. Как правило, организуя проведение лабораторной работы, я разбиваю класс на группы. Каждая группа выполняет свое задание, а затем все полученные результаты анализируются, сопоставляются, складываясь в общую картину изучаемой проблемы. Активность учащихся при выполнении лабораторной работы велика, так как каждый участник группы выполняет свою задачу и вносит свой вклад в общее дело. На мой взгляд, интерес учащихся поддерживается и еще и тем, что они самостоятельно раскрывают сущность проблемы по источникам, отражающим подлинную жизнь, а не подвергшимся педагогической обработке. Особенно интересно для учащихся в ходе лабораторных работ исследовать противоположные точки зрения по тому или иному вопросу, ненаучные исторические взгляды. Лабораторная работа обязательно должна быть представлена в виде определенного результата. Выполняя лабораторную работу в 7 классе по теме: «Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева», учащиеся оформляют паспорт войны, в котором они указывают: - причины войны; - руководителя, движущие силы войны; - основные события; - исход войны и его причины; - значение события. Паспорт имеет вкладыш, им является творческая работа – «прелестные письма», которые ребята составляют от имени Емельяна Пугачёва, викторина, кроссворд, тест по данной теме. Одна из целей преподавания истории – формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако иногда от бывших учеников проходится слышать, что большая часть полученных ими знаний оказывается в дальнейшем невостребованной, не всегда эти знания применимы. На мой взгляд, причиной этого является пассивная позиция ученика в процессе обучения. Написание творческой исследовательской работы дает возможность учащемуся изменить свою пассивную роль, стать активным участником учебного процесса. Формы организации исследовательской работы учеников различны, одна из них – рок-исследование. В рамках изучения темы «Великая Отечественная война» в 11 классе я ежегодно провожу урок-исследование «Страх или свобода». На данном уроке учащиеся исследуют версии причин победы советского народа в Сталинградской битве. Объектами их исследования являются карта «Сталинградская битва», таблица «Соотношение сил во время Сталинградской битвы», плакаты той поры, художественные произведения, исторические документы. 1-я группа исследует документы: - «Приказ №227 «Ни шагу назад»; - Докладные записки ОО НКВД «О реагировании личного состава частей Сталинградского фронта на приказ №227». 2-я группа исследует материалы: - «Идеологическая работа Советского государства накануне Сталинградской битвы», приказ №26 «О перлюстрации красноармейской почты» от 2 августа 1942 г.; - стихотворение К. Симонова «Если дорог тебе твой дом»; - плакаты советских художников (в т.ч. плакат В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»). 3-я группа исследует воспоминания и интервью участников Сталинградской битвы. 4-я группа работает с воспоминаниями советских военачальников Жукова Г.К., Василевского А.М., Конева И.С. 5-я группа анализирует материалы: - фрагменты из произведения В. Гроссмана «Жизнь и судьба»; - статью В. Кондратьева «Оплачено кровью»; - служебную записку №542 спецотдела НКВД. Итогом исследования и обсуждения становится таблица «Возможные причины победы под Сталинградом» На своих уроках я использую и индивидуальные формы исследовательской работы, одна из них – написание и защита реферата. Написание реферата проходит следующие общеизвестные этапы: - подбор источников и литературы; - анализ источников и литературы; - написание плана; - уточнение темы; - написание работы; - публичное выступление. На всех этапах работы над рефератом важна роль учителя, который направляет самостоятельную исследовательскую работу учащегося. Традиционной формой урока, на котором ученики представляют свои исследовательские работы в системе моей преподавательской работы, является урок-конференция. Например, заключительный урок по теме: «Великая Отечественная война» в 9 классе проходит в форме конференции, на которой ученики защищают рефераты по следующим темам: - «Роль русского полководческого искусства в победе над фашистами»; - «Вклад тружеников тыла в дело победы»; - «Когда гремят пушки, музы молчат?»; - «Итоги и уроки Второй мировой войны». В настоящее время широкую популярность приобретает метод проекта. Использую его в своей работе и я. Согласно основным требованиям к методу проектов, работа учащихся строится следующим образом: - выявляется группа учащихся, которая желает заниматься данной работой; - выбор темы происходит с учетом интереса самих учащихся; - методом «круглого стола» или «мозгового штурма» определяются проблема, которую учащиеся должны будут разрешить в ходе осуществления проекта, и предполагаемые практические результаты; - структурируются задачи и действия каждого участника, обсуждаются методы действий. Примером такой работы является изучение темы «Восстание декабристов» в 10 классе. Ученики сформулировали и решали проблему «Восстание декабристов – подвиг или безрассудство?». Ученики исследовали понятия «подвиг», «безрассудство», подобрали примеры, иллюстрирующие эти понятия. Используя интернет-ресурсы, десятиклассники собрали информацию о восстании декабристов: мнения членов семей декабристов, оценки историков, воспоминания современников. Весь этот материал ученики использовали для оформления своего проекта. Над проектами ученики работали по группам, 2 группы пришли к выводу: участие в восстании – это подвиг! Ведь декабристы стремились помочь России стать ей более развитой, сильной, могущественной страной. Участие учеников в подобных творческих проектах существенно повышает их интерес к предмету, способствует формированию у учеников эвристических способностей. Высокой степенью самостоятельности учащихся отличается подготовка и проведение уроков-презентаций. На протяжении нескольких лет я провожу данный тип уроков при изучении тем курса новейшей истории. Например, по теме «Страны Западной Европы и США во второй половине 20 века» учащиеся готовят и проводят презентации стран Западной Европы и США. Этапы подготовки презентаций следующие: - формирование групп и жеребьевка заданий; - определение плана работы и индивидуальных заданий в группе; - подбор информации и иллюстративного материала; - оформление слайдов, буклетов, газеты, журнала. На подготовку и оформление презентации отводится не менее двух недель. Обычно я предлагаю учащимся перечень вопросов, которые должны освещаться в презентации. При изучении темы «Страны Западной Европы и США во второй половине 20 века» такими вопросами являются: - общие сведения о стране; - политическое развитие (политический строй, политические деятели, особенности внутренней политики и т.д.); - социально-экономическое развитие; - характер и особенности внешней политики. По ходу презентации ученики заполняют таблицу: Страна Общие сведения Особенности развития Выдающиеся деятели На мой взгляд, наивысшим уровнем самостоятельной деятельности учащихся является их участие и работа в педагогической мастерской. С методикой проведения занятия данного типа я познакомилась недавно и успела провести лишь две мастерские. Результат таких уроков убеждает: работу эту нужно продолжать. Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Проведение мастерской предполагает соблюдение следующих принципов: - ценностно-смысловое равенство всех участников; - право каждого на ошибку; - безоценочная деятельность; - значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности взаданиях; - диалоговость; - решительное ограничение участия в практической деятельностируководителя как авторитета на всех этапах работы мастерской. Пример урока-мастерской, проведенного в 9 классе по теме «Холодная война». Ход мастерской. 1-й этап – индуктор. На этом этапе участникам мастерской предлагается подобрать синонимы к слову «война». Предложенные ассоциативные слова записываются на доске. Ученики предложили следующие слова-ассоциации: боль, слезы, страх, кровь, ужас, гибель близких, разруха. 2-й этап – работа с материалом. На данном этапе учащиеся просмотрели и осмыслили видеофрагменты: «Ядерный взрыв на полигоне», «Последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки» 3-й этап – работа в группах. Учащиеся в группах обменялись впечатлениями, поделились мыслями об увиденном. 4-й этап – социализация. Каждая группа представила результаты обмена впечатлениями и размышлениями. 5-й этап – творческое задание на основе ранее изученного учениками материала. Ребятам было предложено подвести итоги Второй мировой войны. Группы предлагали разные ответы, которые мы в виде схемы разместили на доске. 6-й этап – работа с материалами. Участники работы в мастерской получили информационные листы с речью Черчилля в Фултоне. Задание: прочтите текст речи, определите основные принципы политики США, обсудите мнения в группе, представьте вашу групповую версию. 7-й этап – социализация. Каждая группа предлагает свою точку зрения на речь Черчилля. 8-й этап – творческое задание. Все участвующие в работе получили листы бумаги. Каждому былопредложено задание: разделив лист пополам, нарисовать на одной половине символ, обозначающий тоталитарное государство, а на другой – демократическое. После этого под нарисованными символами перечислить признаки того и другого государства. 9-й этап – социализация. Ученики размещают свои листы с рисунками и текстом на доске. В течение 5 минут каждый имел возможность познакомиться с результатами работы, передвигаясь по выставке. Затем были высказаны мнения о согласии и о несогласии с утверждениями, прозвучавшими при обсуждении. 10-й этап – творческое задание. Группам было предложено составить прогноз развития отношений этих двух систем. В прогнозах, предложенных ребятами, было выделено ключевое слово. Таким словом оказалось слово «война». Учителем было предложено вспомнить известные типы войн. Названия этих типов были записаны на доске, к их списку была добавлена «холодная война». Учащимся было предложено дать определение понятию «холодная война». 11-й этап – социализация. Обсуждение определений. 12-ый этап. Работа с материалом. Группы работают с энциклопедической статьей «Холодная война» и корректируют свои определения холодной войны. 13-й этап – рефлексия. Для рефлексии учащимся было предложено написать текст, начинающийся со слов «Сегодня в мастерской я…». По мнению тех, кто принимал участие в работе, сама форма мастерской позволяет лучше понять и запомнить учебный материал. Итак, опыт моей работы показывает, что одним из доступных и проверенных практикой путей активизации учащихся и повышения эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Самостоятельная работа - повышает активность учащихся; - развивает творческое воображение у школьников; - формирует привычку к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению; - развивает способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике; - у школьников появляется уверенность в себе, в своих возможностях; - помогает достигнуть высокого уровня развития личности ученика. Результатом данной деятельности является рост мотивации учащихся к изучению предмета. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Практический опыт показал, что: • Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. • С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельности. • Самостоятельная работа учащихся составляет основу многих современных технологий.