Методическая разработка занятия в условиях дополнительного образования: профориентационное занятие по английскому языку для учащихся 5-7 классов из цикла «MyFutureProfession»: «aVeterinarianandCynologist» («Моя будущая профессия: ветеринар и кинолог»)
МОУ ДО ЯрЮЦ «Радуга»
Г. Ярославль
Методическая разработка занятия в условиях дополнительного образования: профориентационное занятие по английскому языку для учащихся 5-7 классов из цикла «MyFutureProfession»: «aVeterinarianandCynologist» («Моя будущая профессия: ветеринар и кинолог»)
Тремзина Маргарита Владимировна,
педагог дополнительного образования: английский язык,
молодой специалист
2021
Содержание
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой одночасовое занятие в рамках программы дополнительного образования по английскому языку. Занятие рассчитано для обучающихся 5-7 классов и вариативно относительно соотношения тематического и языкового компонента (занятие можно проводить как полностью, так и частично на английском языке). Занятие является одним из 5 занятий цикла «MyFutureProfession», в котором обучающиеся знакомятся с интересующим их профессиями.
Актуальность данной методической разработки обусловлена двумя факторами: всевозрастающей потребностьювладения иностранным языком (в данном случае английским), в том числе и в профессиональных средах, а также необходимостью обучающихся в выборе будущей профессии с целью начала заблаговременной подготовки к её освоению.
Основной целью методической разработки является знакомство обучающихся с такими профессиями, как ветеринар и кинолог; мотивация обучающихся на анализ соответствия своих желаний своими качествами относительно выбираемой профессии.
Для реализации целей поставлен ряд задач:
- информирование обучающихся об основных видах и функциях профессий ветеринара и кинолога, необходимых качествах для этих профессий, учебных заведениях, где можно получить соответствующее образование и др.;
-использование практических элементов (заготовленные бланки-конспекты с элементами творческих заданий) для закрепления получаемой информации;
- реализация логического и критического мышления, а также речевых компетенций обучающихся в ходе беседы.
Данная методическая разработка предполагает использование метода догадки, лекции-беседы с целью совместного обсуждения темы с обучающимися, рефлексии. Разработка содержит красочный наглядный материал в виде презентации, задающей логику и основную терминологию занятия. Занятие также включает в себя использование бланков-конспектов, предполагающих выполнение задания с элементами творчества. Методическая разработка содержит здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, гимнастика для глаз), выполняющие несколько задач: восстановление способности обучающихся концентрировать внимание и непосредственное сбережение здоровья обучающихся.
Прогнозируемые результаты:
- Относительно тематики занятия: формирование у обучающихсябазовых представлений о профессиях ветеринара и кинолога, анализ своего желания попробовать себя в одной из этих профессий, формирование выводов относительно наличия или отсутствия у себя качеств, необходимых этой профессии.
- Относительно компетенций, связанных с изучением английского языка: развитие языковой компетенции путём приобретения новых лексических единиц, развитие компетенций пассивных видов речевой деятельности (чтение и аудирование), развитие коммуникативной компетенции и формирования способности логично, аргументированно и ясно строить устную речь (при обсуждении в 7 классе).
- Относительно общих УУД: развитие познавательных интересов, навыков поиска и выделения необходимой информации, навыков структурирования знаний; развитие творческого мышления и критического мышления, культуры общения и формирования устной речи в монологическом высказывании и дискуссии.
Занятие рассчитано на 1 час, включая перерыв 5 минут на физкультурную разминку и перерыв 5 минут на упражнения для глаз.
Необходимое оборудование для занятия: проектор или интерактивная доска (для показа презентации), устройство аудиовывода (независимые или встроенные колонки), парты (для организации деятельности обучающихся), клей-карандаш (на каждого обучающегося), ножницы (на каждого обучающегося), цветные карандаши: зелёный, красный и жёлтый (на каждого обучающегося). К занятию необходимо распечатать бланк-конспект (см. Приложение 2) в расчёте 1 на обучающегося.
Учебно-методическое обеспечение, необходимое для проведения занятия:
- MicrosoftPowerPoint2019 «a Veterinarian (Vet) and a Сynologistпрезентациякзанятию». Файлприкрепленкписьмуподназванием «a Veterinarian (Vet) and a Сynologistпрезентациякзанятию.pptx»;
- Видеоклип с демонстрацией упражнений для физкультминутки от проекта Инфоурок. Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs (дата обращения: 13.12.2021);
- Рисунок с инструкцией гимнастики для глаз (см. Приложение 1);
- Бланк-конспект к занятию (см. Приложение 2).
Рекомендуемая литература для обучающихся:
- Хэрриот Дж. О всех созданиях больших и малых: рассказы / Джеймс Хэрриот. Пер. с англ. И. Г. Гуровой, С.В. Струкова. – М.: Захаров, 2012. – 495 с.
Этап |
Педагогический инструментарий |
Содержание педагогического взаимодействия |
Прогнозируемый результат |
Учебно-методическое обеспечение |
|
деятельность педагога |
деятельность детей |
||||
Время: 5мин |
Метод догадки, обращение к предыдущему опыту |
Педагог приветствует обучающихся, предлагает взглянуть на первый слайд презентации и догадаться, о чём пойдёт речь на занятии, после ответа педагог задаёт вопрос, что обучающиеся знают о профессиях ветеринара и кинолога, выслушивает ответы и подводит беседу к переходу к первой части лекции-беседы. Педагог раздаёт бланки-конспекты к занятию, клей, ножницы и цветные карандаши |
Дети приветствуют педагога, определяют тему занятия, догадавшись по визуальным образам первого слайда презентации, отвечают на вопрос педагога об их представлениях о профессиях ветеринара и кинолога. Обучающиеся получают бланки-конспекты и материалы, необходимые для работы с ними (клей, ножницы, цветные карандаши) |
Введение в тему урока, сбор и резюмирование опыта и представлений о профессиях ветеринара и кинолога, имеющихся у обучающихся на данный момент, обучающие подготовлены к дальнейшей работе |
Презентация «a Veterinarian (Vet) and a Сynologistпрезентация к занятию(слайд 1), (см. п. 1 в разд. «Учебно-методическое обеспечение»), бланки-конспекты (см. Приложение 2) |
|
Рассказ педагога, фронтальная вопросно-ответная деятельность, конспектирование |
Педагог предлагает детям прочитать определения профессий на слайде и вместе их перевести. Затем обучающиеся выделяют ключевые моменты в определениях и указывают на различия между профессиями, в конце обсуждения педагог предлагает детям обратиться к бланку-конспекту и записать определения профессий в соответствующие колонки (пустые строчки в верхней части листа) |
Дети анализируют определения, выделяют ключевые моменты и различия, записывают их в бланки-конспекты, отвечают на вопросы педагога, описывая содержание слайда, слушают лекционный материал |
Формирование представления в сознании обучающихся о профессиях ветеринара и кинолога, их различиях и сходствах, расширение кругозора, развитие логического мышления и пополнение словарного запаса новыми лексическими единицами |
Презентация «a Veterinarian (Vet) and a Сynologistпрезентация к занятию(слайд 2), (см. п. 1 в разд. «Учебно-методическое обеспечение»), бланки-конспекты (см. Приложение 2) |
|
Рассказ педагога, вопросно-ответная деятельность, творческая деятельность, дискуссия, рефлексия |
Педагог предлагает обучающимся снова обратиться к презентации и знакомит их с основными качествами, необходимыми в изучаемых профессиях. Педагог разрешает вопросы обучающихся относительно значения лексических единиц, которые оказываются им непонятны. Затем педагог предлагает ребятам взять заготовленный заранее лист с таблицей, в которой указаны перечисленные на слайде качества (см. Приложение 2, стр 2) и закрасить цветными карандашами качества по следующему принципу: |
Обучающиеся изучают слайд презентации, анализируют значение указанных лексических единиц, соотнося их со своими знаниями и опытом, выясняют у преподавателя непонятные аспекты. Обучающиеся работают с таблицами на бланках-конспектах, проводя рефлексию на предмет наличия у себя указанных качеств для изучаемых профессий и их развитость, вырезают и распределяют данные качества по профессиям, а затем участвуют в дискуссии, отстаивая свои варианты расположения качеств в итоге приходя к консенсусу. После обсуждения обучающиеся приклеивают качества в бланк-конспект |
Знакомство обучающихся с требуемыми качествами для профессий ветеринара и кинолога. Анализ значения этих качеств и установки наличия или отсутствия их у себя: самопознание. Расширение кругозора, развитие логического мышления и пополнение словарного запаса новыми лексическими единицами, приобретение навыков дискутирования и аргументации |
Презентация «a Veterinarian (Vet) and a Сynologistпрезентация к занятию(слайды 3-4), (см. п. 1 в разд. «Учебно-методическое обеспечение»), бланки-конспекты (см. Приложение 2) |
|
Использование здоровьесберегающих технологий, наглядная демонстрация движений и устный счёт для ритма, метод догадки |
После завершения дискуссии и заполнения бланка-конспекта педагог предлагает детям встать со своих мест и выполнить набор упражнений, повторяя движения за ним (или по видео) |
Дети встают с мест и делают разминку, повторяя движения за педагогом, соблюдая ритм с ориентировкой на устный счёт |
Поддержка здоровья обучающихся, формирование положительного отношения к физической активности |
Заранее подготовленный набор упражнений (выбирается педагогом индивидуально, в качестве примера можно использовать видео «Физкультминутка (рекомендовано учителям)» от Инфоурок, (см. п. 2 в разд. «Учебно-методическое обеспечение»)) |
Время:10 мин |
Рассказ педагога, фронтальная вопросно-ответная деятельность, конспектирование и рисунки |
Педагог предлагает детям подробнее поговорить об изучаемых профессиях и их специфике, уточняет, рассказывает о местах, где можно получить соответствующее образованиях и областях знаний, которые необходимо освоить для данных профессий. В конце блока педагог рекомендует книгу Джеймса Хэрриота «О всех созданиях – больших и малых» в качестве средства погружения в профессию. |
Дети слушают лекционный материал, делая записи и пометки, отвечают на вопросы педагога, описывая содержание слайдов |
Получение обучающимися новой информацию об изучаемых профессиях и возможностях их освоения, расширение кругозора, развитие логического мышления и пополнение словарного запаса новыми лексическими единицами |
Презентация «a Veterinarian (Vet) and a Сynologistпрезентация к занятию(слайды 5-8), (см. п. 1 в разд. «Учебно-методическое обеспечение») |
Время:5 мин |
Использование здоровьесберегающихтехнологий, наглядная демонстрация упражнений для глаз, сопровождающаяся объяснительными комментариями педагога |
Педагог демонстрирует и объясняет упражнения для глаз, руководствуясь соответствующим учебно-методическим обеспечением |
Дети выполняют упражнения для глаз, руководствуясь примером и комментариями педагога |
Поддержка здоровья обучающихся, формирование необходимости заботы о глазах |
Рисунок с инструкцией гимнастики для глаз (см. Приложение 1) |
Время: 10 мин |
Просмотр видеороликов, обсуждение, рефлексия |
Педагог предлагает обучающимся посмотреть два видеоролика и обсудить их содержание. Видеоролик 1 – интервью с ветеринаром (на английском языке, просмотр полностью). Видеоролик 2 – интервью с кинологом (на русском языке, просмотр по таймингу 03:00-06:00). После просмотра каждого видеоролика педагог выделяет несколько минут на обсуждение и задает вопросы о содержании видеороликов. |
Обучающиеся смотрят видеоролики и участвуют в их последующих обсуждениях, выделяя интересные им детали и отвечая на вопросы педагога |
«Контакт» обучающихся с реальным миром изучаемых профессий, расширение кругозораи пополнение словарного запаса новыми лексическими единицами |
Презентация «a Veterinarian (Vet) and a Сynologistпрезентация к занятию(слайды 9-10). Видео встроены в презентацию! |
Время: 5мин |
Фронтальный опрос |
Педагог предлагает детям резюмировать полученные знания и назвать основные качества, необходимые для профессий ветеринара и кинолога. Затем педагог спрашивает, кто из ребят захотел или расхотел становиться ветеринаром или кинологом и почему. После краткого опроса педагог завершает занятие, благодарит обучающихся за занятие и прощается с ними |
Дети резюмируют полученные знания и называют качества, необходимые для изученных профессий. Делятся своими впечатлениями и решениями по поводу освоения данных профессий. После краткого опроса и объявления о завершении занятия обучающиеся прощается с педагогом. Бланки-конспекты обучающиеся забирают с собой |
Обобщение и структурирование полученных знаний, закрепление новых лексических единиц |
Бланки-конспекты (см. Приложение 2) |
- FreyburgerPete Vetting: the making of a veterinarian / Pete Freyburger. - United States: PJF Publishing, 2009. – 208 p.
- Блохин Г.И. и др. Кинология. Учебное пособие для вузов / Г.И. Блохин – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2001. – 432 с.
- Бурнатова, Н.П. Формирование готовности педагогов к профориентационному содействию школьникам: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.П. Бурнатова. – Челябинск, 2004. – 192 с.
- Галанина М.А., Бочанова Н.В., Чайкина О.Ю,Новые форматы профориентационной работы и продвижения рабочих профессий: сборник методических материалов / М.А. Галанина, Н.В. Бочанова, О.Ю. Чайкина - Тюмень: типография «Маяк», 2018. – 113 с.
- Дементьев И.В. Профессиональная ориентация: анализ научных подходов / И.В. Дементьев – Минск: РИВШ, 2012. – 12с.
- Зеер, Э.Ф. Основы профориентологии / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. – М., 2005. – 157 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону, 1996. – 509 с.
- Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2004. - 48с.
- Профориентационная деятельность педагога дополнительного образования: методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. – Уфа: ИРО Республики Башкортостан, 2019. – 15 с.
- Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000. - 128 с.
- Хэрриот Дж. О всех созданиях больших и малых: рассказы / Джеймс Хэрриот. Пер. с англ. И. Г. Гуровой, С.В. Струкова. – М.: Захаров, 2012. – 495 с.
- ЧистяковаН.С. Основы профессиональной ориентации школьников / Н. С. Чистякова. – М. : Высшая школа, 1989. – 112 с.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. - М.: Аванта+, 2003.