Методическая разработка занятия «История Гжельской росписи»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования станция юных натуралистов города Кузнецка.
Методическая разработка занятия
Тема: «История Гжельской росписи».
Ф.И.О.: Нагибина Марина Петровна
Место работы: МБОУ ДО СЮН г. Кузнецка
Должность: педагог дополнительного образования
Квалификационная категория: высшая
Пояснительная записка.
Цель: формирование выполнения основных элементов гжельской росписи.
Задачи:
- познакомить с историей и характерными особенностями Гжельского промысла; выполнять основные элементы гжельской росписи;
- развивать умение работать кончиком кисти и всем ворсом, глазомер;
- воспитывать аккуратность, художественно – эстетические чувства при выполнении росписи.
Возраст учащихся: 1 класс.
Ожидаемые результаты: сформировать навыки выполнения основных элементов гжельской росписи.
Формы и методы реализации: форма обучения групповая (1год обучения 15 учащихся в группе), методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала: учащиеся в ходе занятия закрепят знания о хохломской росписи, а входе занятия узнают историю Гжельской росписи, научатся выполнять элементы гжельской росписи.
Необходимое материально-техническое обеспечение:
: - наглядные пособия, учебные и методические пособия, образцы гжельской росписи, образцы посуды;
- лист бумаги, акварель, кисти, стаканчики-непроливайки;
- мультимедиа, ноутбук, презентация «Орнаменты и узоры Гжельской росписи».
Перечень использованной литературы:
- Алексахин, Н. Н. Гжельская роспись / Н.Н. Алексахин. - М.: Народное образование, 2008. - 304 c.
- «Гжельские истории в записках коллекционера». Часть 1. Начала". М.: Репроцентр М, 2004
- Мастерская Гжели. Альбом для творчества. – Мозаика-Синтез, 2016.- 20с.
«История Гжельской росписи».
Цель занятия: формирование выполнения основных элементов гжельской росписи.
Задачи занятия:
- познакомить с историей и характерными особенностями гжельского промысла; выполнять основные элементы гжельской росписи;
- развивать умение работать кончиком кисти и всем ворсом, глазомер;
- воспитывать аккуратность, художественно – эстетические чувства при выполнении росписи.
МТО: - наглядные пособия, учебные и методические пособия, образцы гжельской росписи, образцы посуды;
- лист бумаги, акварель, кисти, стаканчики-непроливайки;
- мультимедиа, ноутбук, презентация «Орнаменты и узоры Гжельской росписи».
Ход занятия
- Организационный момент.
Добрый день, ребята! Я снова рада приветствовать вас на станции юных натуралистов. И сегодня мы познакомимся с новым народным промыслом России.
- Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, какую роспись мы с вами уже изучили? (Ответы учащихся: хохломскую)
Из какого материала изготавливаются хохломские изделия? (Ответы учащихся: из дерева)
Правильно, а какие изделия изготавливаются для хохломской росписи? (Ответы учащихся: ложки,вазы, чаши, разделочные доски, матрёшки)
Вспомните, какие основные цвета используются в этой росписи? (Ответы учащихся: черный, красный, желтый - золотистый, зеленый).
- Молодцы, чтобы узнать тему нашего урока нужно внимательно послушать одно стихотворение:
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками,
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
- Ребята, название какого промысла мы услышали в стихотворении?
- Предположите, какую цель мы себе поставим на уроке?
Педагог: Народные промыслы – это гордость России. История появления названия «гжель» до сих пор вызывает споры. Одни ученые считают, что название произошло от местности богатой глиной в селе Гжель, другие утверждают, что от названия реки Гжелка, которая протекает в этом селе, а третьи уверенны, что правильное название «жгель», так как изделия из глины обжигали и жгли.
- Старинное русское село Гжель Московской области словно пришло из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые уже более 680 лет создают красоту своими руками. Гжельская роспись зародилась не только в этом селе, но и в соседних деревнях: Турыгино и Бахтеево.
- Изначально гжелью расписывали кувшины для кваса, различные блюда, миски и изразцы. Сейчас выпускается довольно много предметов посуды, расписанных гжелью, например, чашки или заварники. Гжельские игрушки уже не так популярны, как раньше, но купить их можно, или на тематических ярмарках, или в местах их производства. Легче дела обстоят с сувенирами в гжельском стиле, чаще всего их покупают в специализированных магазинах или лавках. Много стало и предметов интерьера, украшенных сине-белым цветом.
- Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите несколько изделий, украшенных гжельской росписью. (На плакатах учащиеся могут увидеть изделия).
- Посмотрите внимательно, какие цвета здесь применяются?
Учащиеся: синий, белый, голубой.
-Скажите, от этих изделий идёт тепло?
Учащиеся: нет.
- А почему?
Учащиеся: потому что они выполнены в холодной цветовой гамме
- Верно, в отличии от хохломской росписи здесь мы видим холодные цвета.
- Особенность гжельской росписи состоит в том, что она выполняется в холодной цветовой гамме и здесь мы видим на белом фоне узоры от тёмно синего до всех оттенков голубого.
- Ещё одна особенность гжели: этой росписью украшаются керамические изделия.
- Кто знает, что такое керамика? (Учащиеся дают свои ответы).
- Хорошо, керамика-это изделия из обожженной глины. (Педагог демонстрирует изделия.)
- Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной. Производится демонстрация презентации «Орнаменты и узоры Гжельской росписи».
- Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой. Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Очень затейливая, нарядная получается посуда. Полюбилась она людям, и стали называть её «нежно - голубое чудо».
Раз, два, три, четыре, пять (учащиеся сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки,а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки, (изображают №дождик», а затем «ставят точки двумя руками)
Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)
Как мы рисуем сетку гжель. (руки вниз и в стороны)
5. Практическая работа.
Педагог:
- Сейчас я покажу последовательность выполнения гжельских узоров, а вы повторяйте одновременно со мной.
- Мочим кисть и набираем небольшое количество акварели на одну её строну.
- Кисть прикладываем всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачиваем, получается округлый мазок, с тёмным краем постепенно светлеющий к середине. Этот мазок получил название «мазок на одну сторону», живописный или тональный мазок. Выполнение розы. (Педагог показывает прием рисования).
- Кроме этого, в гжельской росписи используется приём сплошного мазка, который называют «капелькой». Этот сплошной мазок создаётся определённым ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги. Простым примакиванием такого эффекта получить невозможно. (Педагог показывает прием рисования).
- Орнамент гжельской росписи достигается во многом за счёт сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, чёткой штриховок сеток и разнообразными бордюрами. (Педагог показывает прием рисования).
6. Итог занятия. Рефлексия.
Педагог: Сегодня мы все были настоящими мастерами гжельской росписи.
- Ребята, что мы делали сегодня на уроке?
- Получилось у нас выполнить роспись? Все справились?
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары.
Мы, ребята, озорные,
Мы, ребята, удалые.
Всех на ярмарку зовем,
Мы посуду продаем.
Анализ детских работ.
А сейчас выйдете по очереди к доске и прикрепите магнитом свою работу. Дети выходят и прикрепляют работу. Когда все учащиеся рассядут на свои места производится анализ детских работ.
Педагог: Молодцы! Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились.
И так давайте вспомним, о чем сегодня вы узнали? (ответы учащихся).
Чему сегодня на занятии вы научились? (ответы учащихся).
Интересно сегодня вам было на занятии? (ответы учащихся).
Молодцы! Спасибо за работу. Занятие закончено.