Методическая разработка занятия. Игра-соревнование «Мир вокруг нас»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования «Город Архангельск» «Центр дополнительного образования детей «Контакт»
Методическая разработка занятия
Игра-соревнование «Мир вокруг нас»
Составил авторский коллектив педагогов дополнительного образования: Курбанова Ирина Аломудиновна (1 квалификационная категория), Пономарёва Анна Сергеевна (1 квалификационная категория)
Цель: обобщение и систематизация знаний детей об окружающем мире.
Задачи:
1.Образовательные:
способствовать формированию эстетических представлений об окружающем мире.
2. Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к занятиям, творческих способностей;
- содействовать развитию коммуникативных навыков;
- способствовать развитию словесно-логического, наглядно-образного мышления.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию любви и бережного отношения к живой природе, взаимопомощи;
- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде.
Возраст детей: 7-9 лет.
Материалы и оборудование: доска магнитная, магниты, мел, таблички с номерами команд, жетоны, 3 набора с пазлами, « яблоня», яблоки из цветной бумаги с загадками, набор бумажных рыбок, «озеро», «удочка», 3 ромашки.
Ход игры-соревнования:
1.Организационная часть.
Приветствие.
- Добрый день , дорогие ребята! Я рада вас видеть, надеюсь у вас хорошее настроение? (ответы детей)
- Тогда, давайте начинать!
2.Основная часть.
Сообщение темы и цели игры.
- Сегодня я пригласила вас на игру-соревнование «Мир вокруг нас». А чему она посвящена, попробуйте догадаться, прослушав небольшое стихотворение.- Что увижу я вокруг?
Лес и речку, сад и луг,
Облака в голубизне,
Солнце, что сияет мне.
- Что растет вокруг меня?
Клен, колосья ячменя,
Тыква, яблоня, чеснок,
Колокольчик и вьюнок.
- Что люблю и берегу?
Иву, что на берегу,
Землянику под сосной,
Землю, что всегда со мной!
- Итак, кто как считает? (ответы детей).
- Наша игра посвящена окружающей нас природе, всему живому миру, миру, который находится вокруг нас.
Знакомство с правилами игры.
- Игра командная. Включает в себя несколько конкурсных заданий, выполняя которые вы будете получать жетоны. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов становится победителем. А в конце игры мы посмотрим, какая команда была лучше, быстрее, находчивей и дружней.
Формирование команд и представление.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам разделиться на 3 команды, придумать название команды (название должно быть связанно с темой игры) и выбрать капитана.
Команды представляют название и капитана.
Выполнение конкурсных заданий.
1. Разминка «Мир сказок».
Командам по очереди нужно перечислить сказки, мультфильмы, где главными героями являются животные, птицы, рыбы, растения, фрукты, овощи и т.п.
(ребята в командах выполняют задание, подводятся итоги)
2. Конкурс «Пазлы».
- А что такое пазлы, ребята, вы знаете? (дети отвечают.)
- Пазлы - это разрезанные картинки. На наших картинках изображены домашние животные, вы попробуете их собрать. Команда, всех быстрее справившаяся с заданием, получает 3 жетона, а остальные по 2 и 1жетону. (капитаны команд выбирают конверты с пазлами и команды приступают к выполнению задания)
(ребята в командах выполняют задание, подводятся итоги)
3. Конкурс "Чудо - дерево".
-Чтобы узнать название этого конкурса, угадайте, про какое дерево говорится в этой загадке:
Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
(дети отвечают).
- Да, ребята, это дерево - яблоня. Вот какая необычная яблоня выросла у нас в саду, просто чудо - дерево, именно так и называется следующий конкурс, а яблоки на ней приготовили для вас загадки, загадки о живой природе (см. приложение). За правильный ответ команда получает 1 жетон. Если команда дает неправильный ответ, право ответить переходит другой команде. (ребята в командах выполняют задание, подводятся итоги).
Физкультминутка. Игра «Листопад». Играет 3-4 человека. Их задача - за определенное время собрать пары бумажных листьев, одинаковых по форме и цвету, предварительно разбросанных по полу. Выигрывает тот игрок, кто быстрее справится с задачей.
4. Конкурс "Весёлая рыбалка".
Возле речки рыбачок,
Ловит рыбку на крючок,
У него для каждой рыбки
Приготовлен червячок.
- О чем идет речь в стихотворении, вы догадались? (ответы детей).
- Правильно, о рыбалке.
- Итак, наш следующий конкурс называется «Веселая рыбалка». Задание - из каждой команды, по очереди, выходят участники и ловят рыбку с озера с помощью удочки. На обратной стороне рыбки написано животное, которое нужно будет показать, с помощью рук, движений и эмоций, не произнося слов и звуков. Мы будем немы как рыбы! Если другие члены команд смогут отгадать показанное животное, то команда получает 1 жетон.
(ребята в командах выполняют задание, подводятся итоги)
5. Конкурс "Ромашка"
-Чтобы узнать название следующего конкурса, отгадайте загадку:
Стоит в поле кудряшка,
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
(ответы детей)
-Правильно, ребята, следующий конкурс называется «Ромашка».
Капитаны команд подходят к доске и выбирают ромашку. На сердцевине ромашки, с обратной стороны, написаны слова: "животные", "цветы", "фрукты", а на лепестках – различные буквы. Каждая команда должна вспомнить животные, цветы, фрукты, названия которых начинаются на данные буквы.
Команда, первой выполнившая задание, получает 3 жетона, остальные - по 2 и 1.
(ребята в командах выполняют задание, подводятся итоги).
3. Итоговая часть.
- А теперь, капитаны подсчитайте жетоны ,заработанные в командах.
Подведение итогов, определение команды победителей, награждение.
-До свидания ребята, скорых встреч!
Приложение
Загадки о живой природе.
1. Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.(береза)
2. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
3. Сам с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь-гладко,
А откусишь-сладко. (яблоко)
4.К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.(арбузы)
5. Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (ёж)
6. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается.(кошка)
7. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.(медведь)
8. Не говорит и не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (собака)
9. Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы. (заяц)
10. Хитрая плутовка.
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее…? (лиса)
11. С ветки на ветку, быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (белка)
12. Вырастает, где придется,
И кусается, и жжется. (крапива)
13. Посадили зернышко-
Вырастили солнышко. (подсолнух)
14. Мы лесные жители,
Мудрые строители.
Строим всей артелью
Дом себе под елью. (муравьи)
15. Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. (колокольчик)