Методическая разработка Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание (валяние) Номинация: Свободная тема
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества №2» г.Барнаула
Методическая разработка Возвращение к истокам забытого ремесла.
Фильцевание (валяние) Номинация: Свободная тема
Составитель: Башкардина М.А. Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения фильцевания……………….6
- История ремесла……………………………………………………..6
- Основные способы техники валяния шерсти……………………....7
ГЛАВА 2 Изготовление композиции «Мы пришли тебя поздравить»…..11
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемых источников…………………………………………20
Приложение………………………………………………………………….21
Введение
Человек, творчески развитый, тем и отличается от человека эстетически не развитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении творчество участвует не только в развитие художественных, но и универсальных способностей человека и, в частности, ребёнка. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребёнка. Конечно, не все эти дети станут мастерами, модельерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно, кем станет ваш ребёнок, главное, что занятия различными видами творческой деятельности очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности. Кроме того, ваш ребенок будет любить, и понимать искусство.
Хорошо известно, что потребность в творчестве - одно из главных отличительных качеств человека. Для ребенка творчество - это возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, найти ту сферу, где его возможности и интересы раскрываются максимально, и тем самым утвердить себя в этой жизни, реализовать себя как полноценную личность, найти свое собственное место в этой жизни или интересное хобби, что тоже не плохо.
Дополнительное образование позволяет многим ребятам с пользой проводить свободное от занятий в школе время. Один из множества предлагаемых предметов - фильцевание.
Валяние один из любимых детьми видов декоративно-прикладного творчества.
Традиции изготовления игрушки уходят корнями в далекое прошлое, они были известны у многих народов в разных частях мира
В наше время традиция этого жанра народного творчества находит выражение и в промышленной, и в самодеятельной игрушке. Их с полным правом можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства, они украшают собой интерьер.
Работа с валянием очень увлекательна Она требует фантазии, изобретательности, наблюдательности, умения подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образ.
Знакомясь с образцами игрушки, связывая их с историей народного творчества, дети переносятся в мир сказки, одушевляя ее героев, нередко наделяя их добрыми или злыми качествами. Этот сказочный мир наиболее близок ребенку, он созвучен его эстетическим чувствам и представлениям. В игрушке как в зеркале отражены общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесел и художественного творчества, техники и искусства. Вот почему необходимо привлекать детей к занятиям по фильцеванию и дать им возможность прикоснуться к прошлому своего народа.
В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным.
Актуальность этой темы проявляется в особом значении игрушек для детей всех времён и поколений, так как они являются одними из первых «близких друзей» для них и, кроме того, непосредственными средствами социализации ребёнка.
Цель исследования
- Познакомится с валяльным промыслом;
- Выполнить работу в технике валяния.
Объект исследования – учебно-познавательная деятельность детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
Предмет исследования – процесс изучения и освоения детьми приемов по изготовлению игрушки методом валяния.
Исходя из цели, нами были определены следующие задачи:
- - проанализировать историю возникновения и развития фильцевания;
- - описать технологию изготовления игрушки;
- расширить знания учащихся о различных видах декоративно-прикладного творчества, учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;
- привлечь любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;
- развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления, способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к новому для них ремеслу.
Источниками исследования проблемы являются историческая и педагогическая литература. Большое значение имеют труды психологов и педагогов, уделявших внимание миру детства, развитию и воспитанию ребенка средствами народной художественной культуры: А.С.Макаренко, В.Н.Терский, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выгодский, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова, М.Ю.Соколова.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
- изучение методической литературы дополнительного образования;
- наблюдение за работой творческого коллектива, анализ результатов творческой деятельности детей в коллективе;
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения фильцевания
- История ремесла
Валяние шерсти— это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти создаются объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.
Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Оно возникло более 8000 лет назад.
Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани.
Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки.
Овцы были одомашненны и даже появилось множество пород с шерстью разных свойств.
Шерсть состригают, потом очищают и моют специальными реактивами, отправляют на чесальные машины.
Со временем валяние стало применятся в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Появились большие мастерские, и валяльное производство.
В середине 19, начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна
Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима.
Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом.
В годы Великой Отечественной войны солдаты Советской Армии зимой обувались именно в валенки.
- Основные способы техники валяния шерсти
Существует два вида валяния шерсти: мокрое и сухое.
Для мокрого валяния (валяние руками) нужны: непряденая нестиранная шерсть , горячая вода, мыло(или мыльный раствор) и две руки.
Мыльный раствор. Его можно приготовить, смешав 1 л горячей воды (чтобы рука выдерживала температуру) с 1 ст. л. жидкого или натертого хозяйственного или детского мыла. Он ускоряет процесс валяния шерсти. Его распределяют по шерсти, а затем трут до создания однородного полотна.
Полиэтилен (с «пузырьками воздуха»). Упаковочный материал для хрупких предметов. На него выкладывают волокна шерсти при работе с мыльным раствором.
Флизелин. Служит основой картин (если вы решили делать картину).
Вспомогательные средства. Скалкой прокатывают готовую работу. Махровое полотенце используют для удаления лишней влаги с картины. С помощью пульверизатора равномерно наносят мыльный раствор.
Форма на которую кладут шерсть(если вы решили сделать объемную фигуру)
Мокрое валяние используется для создания плоских и объемных изделий: одежды, панно, некоторых аксессуаров