Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Методическая разработка урока по истории России «Начало правления Петра I»

МБОУ «Рогозихинская ООШ» Павловского района Алтайского края

 

Методическая разработка урока поистории России

на тему: «Начало правления Петра I»

 

Заборских Татьяна Викторовна

Учитель истории и обществознания

 

 

Тема урока: «Начало правления Петра I»

Цель урока: сформировать представления о начале правления эпохи Петра 1.

Задачи урока:

1.Определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков;

2.Изучить детство Петра, дать характеристику его личности.

3.Определить причину двоецарствия.

4. Дать характеристику царевне Софье.

5.Рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале его правления

Планируемые результаты:

Личностные: 

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные:

-  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

Предметные: 

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);

- знание хронологии изучаемого периода;

- знание исторических фактов изучаемого периода;

- рассказ об исторических событиях, их участниках;

- соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Тип урока: комбинированный урок.

Основные понятия и термины:Гвардия, лавра

Основные даты:

1682—1725 гг. — царствование Петра I(до 1696 г. —совместно сИваном V).

1682—1689 гг.— правление царевны Софьи.

1682, 1689, 1698 гг.— стрелецкие восстания.

1695—1696 гг. — Азовские походы.

1697—1698 гг. — Великое посольство

Персоналии: Пётр I. Иван V. Софья Алексеевна. Ф. Я. Лефорт. Ф. А. Головин.

П. Б. Возницын. А. С. Шеин

Методы обучения:беседа, самостоятельная работа, работа с текстом, проблемно – поисковый.

Образовательные ресурсы: Компьютер, проектор, учебник, тетрадь.

 

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения.

На рубеже XVII—XVIII вв. в российском обществе назревалапотребность во многих важнейших изменениях. Какие из них были начаты при Алексее Михайловиче? Как вы считаете, какие преобразования требовали продолжения?Кто мог претендовать на царский престол после смерти Алексея Михайловича? (беседа с детьми, отвечают на вопросы)

Тема урока: «Начало правления Петра I»

- Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть.

(ученики высказывают свои предположения, составляется план урока совместно с обучающимися, записывается на доску и в тетради)

План урока:

1) Детство Петра.

2) Двоецарствие. Царевна Софья.

3) Начало царствования Петра.

4) Азовские походы.

5) Великое посольство 1697—1698 гг.

3. Изучение нового материала.

КонецXVII-XVIIIв. были для России эпохой больших изменений. Страна стала империей, поучила выход к Балтийскому морю, появилась новая армия и вооружение, укрепились культурные и экономические связи с Европой. И всеэто произошло в период правления Петра I.

Сегодня на уроке мы узнаем о том, как он стал царём, как формировалась личность этого правителя и какие факторы повлияли на это.

Работа по теме урока:

1) Детство Петра

Начиная изучать эпоху Петра обратимся к его семье.

Посмотрите на экран, кто изображен на слайде? Как звали жен Алексея Михайловича? Перед вами слайд, на котором частично незаполненная схема, заполняем семейное древо Петра - используя материал учебника составьте схему этого древа.

Найдете в учебнике ответы на вопросы:

Какими чертами характера обладал Петр? Какие увлечения первые годы жизни были у Петра? Почему обучение Петра закончилось? Кто был его учителем?

2) Двоецарствие. Царевна Софья.

Неожиданная смерть Федора Алексеевича привела к ситуации двоецарствия в стране. Найдите в тексте объяснение этому факту.

Прочитайте пп. 2—3 § 3 и ответьте на вопросы:

Какую роль в период двоецарствияиграла царевна Софья?

Каково ваше мнение о её деятельности на посту правительницы?

Записать в тетрадь годы правления царевны Софьи -1682—1689 гг.

3) Начало царствования Петра.

В 1689 году Петр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи, в ходе которого стрельцы якобы его хотели убить.

Определите: автора письма; адресата письма.

Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшиеползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…

(Автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом).

Как началось самостоятельное правление Петра? (отвечают на вопрос)

1682, 1689, 1698 гг.— стрелецкие восстания(запись в тетрадь)

 

Физкультминутка:

На истории сидели.

Руки, ноги занемели.

Руки вверх, руки вниз.

Вправо,влево повернись

И соседу улыбнись.

 

4) Азовские походы.

Прочитайте п. 4 § 3 и ответьте на вопросы:

- Какова главная цель азовских походов?

- Почему Петр выбрал именно южное направление, а не северное?

- Какой опыт извлёк Пётр из Азовских походов?

- Какие главные результаты этих походов?

1695—1696 гг. — Азовские походы(запись в тетрадь)

 

5) Великое посольство 1697—1698 гг.

Великое посольство выехало из Москвы 9 марта 1697 году. Возглавлял его адмирал Франц Лефорт и генерал Фёдор Головин, но под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе посольства находился Пётр.

- Как вы думаете, почему Пётр отправился в Европу инкогнито? (предположения учеников)

Анонимность царя позволяла ему бывать там, где он хотел, и сэкономить время, отказавшись от обязательных официальных приёмов. Пётр поехал за границу, перенимать европейский опыт и новые технологии.

Изучив п.5 § 3,определите цель великого посольства и была ли она достигнута?

(Цель не была достигнута-Россия не смогла найти союзников для войны с Турцией, но заграничное путешествие Петра I имело очень большое значение)

Объясните, что заставило Петра I вернутся раньше намеченного срока?

(Вернуться в Россию Петра заставили трагические события, связанные с восстанием стрельцов в Москве, которое организовала царевна Софья)

Рассмотрите иллюстрацию картины русского художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» на стр.21 учебника и ответьте на вопросы:

- Как ведут себя представители разных слоёв населения?

- Как ведёт себя Петр I? (Отвечают)

 

1697—1698 гг. — Великое посольство (запись в тетрадь)

Гвардия- отборная привилегированная часть войск.

Лавра- название крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчинённых патриарху.

4.Подведение итогов.

Пётр c детских лет проявлял большой интерес к опыту европейцев. Для наилучшего ознакомления с их достижениями Пётр снарядил Великое посольство. Вернувшись из-за границы, царь твёрдо решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю, за превращение своей страны в великую европейскую державу.

 

Познакомьтесь с мнением С. М. Соловьёва о Петре I (стр. 24 в учебнике).

А какой образ Петра сложился у вас? (отвечают ученики)

5. Рефлексия.

По желанию высказываются о уроке одним предложением выбирая фразы:

Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Меня удивило…….

Всем спасибо. Подводим результаты работы на уроке. Выставляются оценки.

Домашнее задание:

1.Прочитать пар.3

2 Написатькраткое эссе об одном дне работы Петра Михайлова на верфи в Голландии.