Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Методическая разработка урока «Мы - граждане России» 4 класс 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокурмашевская основная общеобразовательная школа»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан

 

Методическая разработка урока «Мы - граждане России»

4 класс 

 

учитель начальных классов

Газизова Диляфруз Мирхатовна

 

Тема урока: Мы – граждане России.
Цель: способствовать формированию представления о том, что значит быть гражданином РФ; о правах и обязанностях гражданина РФ.
Задачи.  Образовательная: актуализировать знания об основном законе РФ,
Развивающая: способствовать развитию навыков устной речи при ответах.
Воспитательная: способствовать  формированию коммуникативных навыков,
содействовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру, формированию у обучающихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Планируемые результаты.
Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России.
Метапредметные.
Регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса, обобщать собственные представления.
Коммуникативные: доносить учебную позицию, высказывать свою точку зрения, слушать собеседника, вести диалог, оценивать свои достижения.
Личностные: формирование уважительного отношения к окружающему миру, чувства гордости за свою Родину.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, учебник, тетрадь.
Ход урока:
  1. Мотивация к учебной деятельности.
-Прозвенел звонок весёлый.Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать, идруг другу помогать.
- Здравствуйте, ребята! Я радавас приветствовать! У кого хорошее настроение? Давайте, улыбнёмся друг к другу ипередадимчастичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделаем этот мир чуточку добрее. Ведь главное – доброе начало. С таким хорошим настроением начинаем сегодняшний наш урок. Он очень важный для каждого из нас. И мне хочется начать его со стихотворения О. Емельянова. Его прочитает нам…(ученик читает)Слайд.(« Гражданин России»)
 
Если ты живёшь в России,
Если ты родился тут,
Будь ты русский иль мансиец,
Эскимос или якут,
Кабардинец иль аварец,
Белорус иль осетин,
Украинец иль нанаец,
Ты – российский гражданин!
Вся страна – наш общий дом,
Предков созданный трудом!
 
- Итак, какие здесь ключевые слова в соответствии нашей теме?
Сформулируйте тему урока. (Российский гражданин. Мы граждане России).
- Какие цели мы поставим на данном уроке? О чём мы сегодня будем
говорить? (Узнаем, что значит быть гражданином. О правах и обязанностях граждан, о том кто правит государством). Давайте, откроем тетради, запишем число. И тему нашего урока«Мы - граждане России».
II. Актуализацияопорных знаний.
- Но прежде, чем приступить к новой теме мы проверим, как вы справились с домашним заданием. Это будетв видеграфического диктанта. Сейчас я буду читать вам утверждения, а вы должны поставить плюс если согласны с моим утверждением, а если нет то минус.
Графический диктант (вопросы). Слайд
1. Название нашей страны – Российская Федерация.
  1.  
  2.  
4. Основной закон страны – Конвенция.
  1.  
6. С первого дня жизни ребёнка государство берет его под защиту.
  1.  
Ответы: 1 (+).2 (+).3 (+).4 (-).5 (+)6 (+).7 (+).8 (+).
Взаимопроверка. - А теперь давайте с вами сыграем в учителя, поменяемся тетрадями с соседом по парте и проверьте ответы по слайду, посчитайте баллы. Каждый правильный ответ 1б. И поставьте оценку в соответствии с критериями оценивания. Слайд.Критерии оценивания:
 
9 баллов –«5»
7-8 баллов –«4»
6 баллов –«3»
5 и менее баллов –«2»
 
III. Изучение нового материала.
Слайд. Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»
- Ребята! Какое ключевое слово вы выдвинули послушав эту песню.(Родина)
А с чего начинается Родина? -Это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге твоего дома. Родина - это место где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране, у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из таких маленьких уголков, и состоит наша общая Родина! Она носит красивое название.
-Кто скажет полное название страны?(Российская Федерация)
- А теперь, ребята подберите прилагательные к букве про нашу Россию. Начинаем с буквы Р. Слайд(Подбирают примеры)
 
  • - родная, русская, решительная.
О - особенная, огромная,
  • - священная, славная, сильная,
   С-смелая, свободная, справедливая
   И - историческая, идеальная,     
   Я - ясная, яркая.
 
- Народ сложил много пословиц о Родине.  Ребята, я предлагаю поработать в группах.  Вспомним правила работы в группе:
1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.(Игра «Собери пословицы»)Тот герой, кто за Родину горой.Человек без Родины – как семена без земли. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Прочитайте пословицы, которые у вас получились. Объясните значение.
- Россия - самое крупное государство в мире. Ещё Россию называют многонациональным государством. Почему? (Более 180 национальностей , эторусские, татары, мордва, чеченцы, и т.д.). -А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне). Слайд.
-У каждого народа есть свой родной язык, своя история, культура, обычаи.
Что помогает нашим народам общаться между собой? (русский язык).
Россияне - это одна большая дружная семья.Мы россияне - граждане России.
А что значит быть гражданином? Давайте посмотрим по толковомусловарю. (Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данногогосударства, пользующеесяего защитой и наделённое определёнными правами и обязанностями. С.И. Ожегов. Слайд. - Какие права имеют граждане нашей страны? Давайте взглянем на учебник? (Работа с учебником. 114 стр. )
Слайд №1 право на мед. обслуживание.( помощь) В нашем государстве каждый имеет право лечится. (поликлиника, больница, скорая помощь)
  •  
  • .
  •  
  •  
Слайд. Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах в нем говорится.
 
Мать с отцом голосовали,
Старший брат голосовал,
Я один остался дома.
– Ты еще, – сказали, – мал.
Это все-таки обидно:
Все – на выборах, я – нет,
Разве скоро соберешь их –
Восемнадцать полных лет? (В.Лукс.)
 
  • .  Граждане России имеют право участвовать в управлении страной
(Одно из важнейших прав граждан – избирать)
  •  
– Кто является нашим президентом? - Владимир Владимирович Путин. Онумный, решительный и целеустремленный, ответственный, (ответы детей).
– А, знаете ли вы,что такое Правительство России? (Правительство России - это исполнительныйоргангосударственной власти.
IV. Физкультминутка.
  1. . Закрепление. - Ребята, а есть права у детей? Я вам прочитаю отрывки из литературных произведений, а вы подумайте, о каких правах детей идет речь?
1.Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда они выросли, собрались искать своих родителей. (Жить и воспитываться в семье)
2.Колобок, колобок,я тебя съем. (Неприкосновенность и право на жизнь)
3. Каким правом воспользовалась Золушка, когда решила пойти на бал? ( Право на отдых). 4. Приезжайте, доктор, в Африку скорей
И спасите, доктор, наших малышей! (Право на охрану здоровья детей)
5. Чиполлино пришел повидаться с отцом и узнал, что в тюрьме обитают не настоящие преступники, а простые граждане, которые чем-то не угодили принцу Лимону.(Равноправиедетей)
  1. I. Итоги урока. Рефлексия.
–Какие чувства вы испытываете по отношению к своей Родине? Чувствуете вы себя гражданамиРоссии? Какие права вам больше всего нравятся? (отв. уч.)
- Сделав итог давайте составим СИНКВЕЙН. Скажитеключевое слово
сегодняшнего урока.ГРАЖДАНИН
- Какой он?ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ.
- Что делает?СОБЛЮДАЕТ, ЧТИТ.
- Одна фраза, несущий определённый смысл. ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ СВОЕЙ СТРАНЫ. - Ребята, как вы думаете: слово гражданин с каким словом ассоциируется? ГОСУДАРСТВО.Молодцы ребята! Какую цель мы перед собой поставили? Достигли её? Что же значит быть гражданином своей страны? (Ответы учащихся) -Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
И оцените свою деятельность сигнальными карточками.
  1. I. Домашнее задание. -Итак, наш урок подходит к концу. Ребята, ваша работа на уроке меня порадовала, вы были большие молодцы.
1) Учебник 164-167 стр. читать;2) Ответить на вопросы.
3) Ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нём было интересно и хорошо, разработайте дома «Права и обязанности учеников вашего класса»