Методическая разработка урока «Мы - граждане России» 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокурмашевская основная общеобразовательная школа»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка урока «Мы - граждане России»
4 класс
учитель начальных классов
Газизова Диляфруз Мирхатовна
Тема урока: Мы – граждане России.
Цель: способствовать формированию представления о том, что значит быть гражданином РФ; о правах и обязанностях гражданина РФ.
Задачи. Образовательная: актуализировать знания об основном законе РФ,
Развивающая: способствовать развитию навыков устной речи при ответах.
Воспитательная: способствовать формированию коммуникативных навыков,
содействовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру, формированию у обучающихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Планируемые результаты.
Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России.
Метапредметные.
Регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса, обобщать собственные представления.
Коммуникативные: доносить учебную позицию, высказывать свою точку зрения, слушать собеседника, вести диалог, оценивать свои достижения.
Личностные: формирование уважительного отношения к окружающему миру, чувства гордости за свою Родину.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, учебник, тетрадь.
Ход урока:
-
Мотивация к учебной деятельности.
-Прозвенел звонок весёлый.Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать, идруг другу помогать.
- Здравствуйте, ребята! Я радавас приветствовать! У кого хорошее настроение? Давайте, улыбнёмся друг к другу ипередадимчастичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделаем этот мир чуточку добрее. Ведь главное – доброе начало. С таким хорошим настроением начинаем сегодняшний наш урок. Он очень важный для каждого из нас. И мне хочется начать его со стихотворения О. Емельянова. Его прочитает нам…(ученик читает)Слайд.(« Гражданин России»)
Если ты живёшь в России,
Если ты родился тут,
Будь ты русский иль мансиец,
Эскимос или якут,
Кабардинец иль аварец,
Белорус иль осетин,
Украинец иль нанаец,
Ты – российский гражданин!
Вся страна – наш общий дом,
Предков созданный трудом!
- Итак, какие здесь ключевые слова в соответствии нашей теме?
Сформулируйте тему урока. (Российский гражданин. Мы граждане России).
- Какие цели мы поставим на данном уроке? О чём мы сегодня будем
говорить? (Узнаем, что значит быть гражданином. О правах и обязанностях граждан, о том кто правит государством). Давайте, откроем тетради, запишем число. И тему нашего урока«Мы - граждане России».
II. Актуализацияопорных знаний.
- Но прежде, чем приступить к новой теме мы проверим, как вы справились с домашним заданием. Это будетв видеграфического диктанта. Сейчас я буду читать вам утверждения, а вы должны поставить плюс если согласны с моим утверждением, а если нет то минус.
Графический диктант (вопросы). Слайд
1. Название нашей страны – Российская Федерация.
4. Основной закон страны – Конвенция.
6. С первого дня жизни ребёнка государство берет его под защиту.
Ответы: 1 (+).2 (+).3 (+).4 (-).5 (+)6 (+).7 (+).8 (+).
Взаимопроверка. - А теперь давайте с вами сыграем в учителя, поменяемся тетрадями с соседом по парте и проверьте ответы по слайду, посчитайте баллы. Каждый правильный ответ 1б. И поставьте оценку в соответствии с критериями оценивания. Слайд.Критерии оценивания:
9 баллов –«5»
7-8 баллов –«4»
6 баллов –«3»
5 и менее баллов –«2»
III. Изучение нового материала.
Слайд. Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»
- Ребята! Какое ключевое слово вы выдвинули послушав эту песню.(Родина)
А с чего начинается Родина? -Это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге твоего дома. Родина - это место где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране, у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из таких маленьких уголков, и состоит наша общая Родина! Она носит красивое название.
-Кто скажет полное название страны?(Российская Федерация)
- А теперь, ребята подберите прилагательные к букве про нашу Россию. Начинаем с буквы Р. Слайд(Подбирают примеры)
-
- родная, русская, решительная.
О - особенная, огромная,
-
- священная, славная, сильная,
С-смелая, свободная, справедливая
И - историческая, идеальная,
Я - ясная, яркая.
- Народ сложил много пословиц о Родине. Ребята, я предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группе:
1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.(Игра «Собери пословицы»)Тот герой, кто за Родину горой.Человек без Родины – как семена без земли. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Прочитайте пословицы, которые у вас получились. Объясните значение.
- Россия - самое крупное государство в мире. Ещё Россию называют многонациональным государством. Почему? (Более 180 национальностей , эторусские, татары, мордва, чеченцы, и т.д.). -А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне). Слайд.
-У каждого народа есть свой родной язык, своя история, культура, обычаи.
Что помогает нашим народам общаться между собой? (русский язык).
Россияне - это одна большая дружная семья.Мы россияне - граждане России.
А что значит быть гражданином? Давайте посмотрим по толковомусловарю. (Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данногогосударства, пользующеесяего защитой и наделённое определёнными правами и обязанностями. С.И. Ожегов. Слайд. - Какие права имеют граждане нашей страны? Давайте взглянем на учебник? (Работа с учебником. 114 стр. )
Слайд №1 право на мед. обслуживание.( помощь) В нашем государстве каждый имеет право лечится. (поликлиника, больница, скорая помощь)
-
-
.
-
-
Слайд. Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах в нем говорится.
Мать с отцом голосовали,
Старший брат голосовал,
Я один остался дома.
– Ты еще, – сказали, – мал.
Это все-таки обидно:
Все – на выборах, я – нет,
Разве скоро соберешь их –
Восемнадцать полных лет? (В.Лукс.)
-
. Граждане России имеют право участвовать в управлении страной
(Одно из важнейших прав граждан – избирать)
– Кто является нашим президентом? - Владимир Владимирович Путин. Онумный, решительный и целеустремленный, ответственный, (ответы детей).
– А, знаете ли вы,что такое Правительство России? (Правительство России - это исполнительныйоргангосударственной власти.
IV. Физкультминутка.
-
. Закрепление. - Ребята, а есть права у детей? Я вам прочитаю отрывки из литературных произведений, а вы подумайте, о каких правах детей идет речь?
1.Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда они выросли, собрались искать своих родителей. (Жить и воспитываться в семье)
2.Колобок, колобок,я тебя съем. (Неприкосновенность и право на жизнь)
3. Каким правом воспользовалась Золушка, когда решила пойти на бал? ( Право на отдых). 4. Приезжайте, доктор, в Африку скорей
И спасите, доктор, наших малышей! (Право на охрану здоровья детей)
5. Чиполлино пришел повидаться с отцом и узнал, что в тюрьме обитают не настоящие преступники, а простые граждане, которые чем-то не угодили принцу Лимону.(Равноправиедетей)
-
I. Итоги урока. Рефлексия.
–Какие чувства вы испытываете по отношению к своей Родине? Чувствуете вы себя гражданамиРоссии? Какие права вам больше всего нравятся? (отв. уч.)
- Сделав итог давайте составим СИНКВЕЙН. Скажитеключевое слово
сегодняшнего урока.ГРАЖДАНИН
- Какой он?ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ.
- Что делает?СОБЛЮДАЕТ, ЧТИТ.
- Одна фраза, несущий определённый смысл. ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ СВОЕЙ СТРАНЫ. - Ребята, как вы думаете: слово гражданин с каким словом ассоциируется? ГОСУДАРСТВО.Молодцы ребята! Какую цель мы перед собой поставили? Достигли её? Что же значит быть гражданином своей страны? (Ответы учащихся) -Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
И оцените свою деятельность сигнальными карточками.
-
I. Домашнее задание. -Итак, наш урок подходит к концу. Ребята, ваша работа на уроке меня порадовала, вы были большие молодцы.
1) Учебник 164-167 стр. читать;2) Ответить на вопросы.
3) Ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нём было интересно и хорошо, разработайте дома «Права и обязанности учеников вашего класса»