Методическая разработка урока математикипо теме: "Умножение числа 4. Деление на 4."
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
"Средняя общеобразовательная школа № 20"
Методическая разработка урока математикипо теме:
"Умножение числа 4. Деление на 4."
Стыдова Надежда Сергеевна
учитель начальных классов
Схема учебного занятия
Предмет: математика
Учитель: Стыдова Надежда Сергеевна
Класс:3в
Продолжительность: 40 минут
Тема урока:Умножение числа 4. Деление на 4.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации
Цель: Повторить таблицу умножения и деления на 4 и закрепить знания.
Планируемые личностные результаты:
1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные.
1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом, группой;
4 – работая по плану, сверятьсвои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные.
1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2 - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую,
7 - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные.
1- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменитьсвою точку зрения;
4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставитьвопросы к тексту (выражениям) и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;выделять главное; составлять план;
5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Планируемые предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
– выполнять письменно действия с числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 100) с использованием таблиц сложения и умножения чисел;
– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных чисел;
– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
– вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
– устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
– читать несложные готовые таблицы;
– заполнять несложные готовые таблицы;
– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– решать задачи в 3—4 действия;
– находить разные способы решения задачи.
– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм.
Учебно-методическое обеспечение:
- Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.1/ Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т. Б. Бука; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012. – 128с.
- Дидактические раздаточные материалы.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, презентация, смарт доска.
Технологическая карта учебного занятия по математике.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Слайд
|
Личностные и метапредметные результаты
|
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
|
- Здравствуйте ребята, меня зовут Надежда Сергеевна, и сегодня я буду вести у Вас урок математики.
Проверка готовности к уроку.
-Проверьте, всё ли на ваших столах лежит, что требуется на уроке математики?
|
Приветствие.
Проверяют готовность к уроку.
|
|
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
|
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
|
- Открываем свои тетради и записываем число и классная работа.
Устный счёт.
1.Бабушка собрала 28 яблок и разделила на 4х внуков. Сколько яблок досталось каждому?
2.Мама принесла 28 конфет. Каждый член семьи получил четвёртую часть. Сколько конфет получил каждый?
А когда вы съедаете свою часть, вы просите у взрослых ещё их конфеты? Кто из Ваших родных делится с вами в подобных ситуациях? А кто из Вас делится сам со своими родными? Молодцы!
3.Из шкафа достали 3 упаковки печенья, по 6 штук в каждой. Какое количество печенья в 3х упаковках?
На доске запись: 7 7 18 - Сложите 2 однозначных числа.
- Из большего двузначного числа вычтите меньшее двузначное число.
- Вы уже изучали таблицу умножения на 4, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Какова цель нашего занятия? - Есть такой интересный рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» в котором говорится о жизни двух братьев. Эти братья Чук (7 лет) и Гек (6 лет) были очень любознательными. У которых папа был геологом. Мальчики с мамой решили накануне Нового года отправится к нему на станцию.
- Этой семье из 4х человек мы можем предложить познакомиться с достопримечательностями и развлекательным центром города Новосибирска.
|
Ребята открывают свои тетради и пишут число, классная работа.
- 7 яблок
- 7 конфет
- 18 штук
- 7+7=14
- 18-14=4
-Закреплять знания таблицы умножения и деления на 4.
- Повторить таблицу умножения и деления на 4 и закрепить знания.
|
Сл.1
Сл. 2
Сл. 3
|
Личностные результаты:
2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формулировать цели урока послепредварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом, группой;
4 – работая по плану, сверятьсвои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
|
|
На доске представлены фото! Назовите эти объекты!
- Для того чтобы отправиться по достопримечательностям Новосибирска, нам необходимо поделиться на группы по 4 человека. Для этого впереди сидящие должны повернуться на заднюю парту.
Выберите, кто в вашей группе будет главным.
- Сейчас представители групп вытянут листок с наименованием места своего путешествия.
- Нам сегодня необходимо помочь посчитать стоимость билетов на семью из 4х человек, главным условием является возраст. Все члены этой семьи входят в категорию взрослых.
- На столах у вас лежат конверты. В конвертах карточки, на которых указано сколько стоит каждый из билетов.
- На дополнительном листке в клеточку посчитайте, сколько будут стоить билеты.
- Кто не посчитал, давайте чётко проговорим какую запись вы написали.
На доске: 280*4
200*4
400*4
550*4
- Прочитайте записи. Что они обозначают?
- Есть и те, кто самостоятельно посчитал. Вы всегда можете помочь своим родителям, участвовать в подсчёте семейного бюджета и планировании поездок.
Кто из вас всей своей дружной семьей ходит в театр, зоопарк, музей и планетарий?
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
-- Какого уровня сложности было задание?
-- Оцените свою работу.
|
«Новосибирский планетарий», «Новосибирский зоопарк», «Новосибирский краеведческий музей», «Музей природы» и развлекательный центр – «Галилео».
Представители групп вытягивают листок с наименование места.
Дети открывают конверты и выбирают карточку, соответствующую своему месту.
Обучающиеся самостоятельно работают над заданием.
- по 280 взяли 4 раза, по 200 взяли 4 раза, по 400 взяли 4 раза, по 550 взяли 4 раза.
|
Сл. 4
Сл. 5
|
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Коммуникативные УУД
5– договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Регулятивные УУД:
3 – составлять план решения отдельной учебной задачисовместно с классом, группой;
4 – работая по плану, сверятьсвои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, диаграмм.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
|
Физкультминутка
|
Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад! (Ходьба) Лапку к лапке приставляя, Друг за другом поспевая, Шли пингвины дружно в ряд, Словно маленький отряд. (Дети двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряженных ногах. При этом пятку приставляют к пятке; носки разведены в стороны, руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо-влево) Кенгуру так быстро скачет, Словно мой любимый мячик. (Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад) Вправо-влево, поворот, Прыжок назад, потом вперед. (Движения соответствуют тексту) Мишка головой мотает, К себе в гости приглашает, (Наклоны головы влево, вправо, вперёд, назад) Пони бегает, резвится, Хочет с нами подружиться. И в тележке расписной Покатает нас с тобой. (Выполняют движения легкого бега с высоким подъемом ног) Вот и вечер наступает, Зоопарк наш засыпает, Засыпает до утра, Нам уже домой пора. (Ходьба) |
Видео-разминка
|
|
|
Комплексное применение и систематизация знаний.
|
- С зоопарка мы вернулись обратно в школу. Достаньте из конверта белую карточку с надписью Задача.
- Прочитайте задачу.
- Что нам известно?
- Что неизвестно?
- Что необходимо выполнить?
|
- Было три стопки тетрадей. В первой стопке 28 тетрадей.
- Сколько тетрадей во второй стопке и сколько в третьей.
- Объяснить, что означают следующие выражения.
|
|
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, диаграмма и др.).
4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, диаграммы.
7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.
|
|
Выражения выведены на доску.
К данному заданию предусмотрена подсказка для затрудняющихся, в виде столбчатой диаграммы в случае, если это понадобится.
- Какой вопрос можно задать к последнему выражению?
- Запишите выражение в тетрадь и найдите его значение.
- Запишите ответ.
- Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте, всё ли верно он выполнил.
|
- сколько тетрадей всего
Дети самостоятельно работают в тетрадях.
Дети осуществляют взаимопроверку.
|
Сл. 6
Сл. 7
|
Коммуникативные УУД
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;
выделять главное; составлять план;
|
Рефлексия учебной деятельности.
|
- Как хорошо мы с вами повторили умножение и деление на 4.
- Скажите, пожалуйста, в каких жизненных ситуациях вы сталкиваетесь с умножением и делением?
- Что вы сможете рассказать своим родным про наше занятие?
- Какие вопросы вы можете задать своим родным?
|
|
Сл. 8
|
4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
Личностные результаты:
2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
|
Информация о домашнем задании
|
выбрать одну из карточек и подсчитать, сколько будут стоить билеты для вашей семьи при посещении одной из названных сегодня достопримечательностей Новосибирска.
|
|
|
|
Дополнения к уроку
Новосибирский планетарий
|
Новосибирский зоопарк
|
Взрослый билет – 280р.
Детский билет (до 16 лет) – 200р.
|
Взрослый билет – 400р.
Детский билет (от 7 до 16 лет) – 150р.
Студенты – 150р.
Пенсионеры – 150р.
|
Новосибирский краеведческий музей (музей природы)
|
Парк чудес «Галилео»
|
Взрослый билет – 200р.
Школьники – 100р.
Студенты – 100р.
Пенсионеры – 100р.
|
Взрослый билет – 550р.
Детский билет – 450р.
Детский билет (0 до 3 лет) – бесплатно
Студенты – 450р.
Пенсионеры – 450р.
|
Вы отправитесь в Новосибирский планетарий.
|
Вы отправитесь в Новосибирский краеведческий музей.
|
Вы отправитесь в Новосибирский зоопарк.
|
Вы отправитесь в Парк чудес «Галилео»
|
Задача:
В первой стопке 28 тетрадей, во второй- в 4 раза меньше, чем в первой, а в третьей- в 3 раза больше, чем во второй.
Объясни, что обозначают следующие выражения (на доске)
|
Задача:
В первой стопке 28 тетрадей, во второй- в 4 раза меньше, чем в первой, а в третьей- в 3 раза больше, чем во второй.
Объясни, что обозначают следующие выражения (на доске)
|
Задача:
В первой стопке 28 тетрадей, во второй- в 4 раза меньше, чем в первой, а в третьей- в 3 раза больше, чем во второй.
Объясни, что обозначают следующие выражения (на доске)
|
Задача:
В первой стопке 28 тетрадей, во второй- в 4 раза меньше, чем в первой, а в третьей- в 3 раза больше, чем во второй.
Объясни, что обозначают следующие выражения (на доске)
|