Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Учебно - методический комплекс по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. (из опыта работы ТО: «Образцовая студия изобразительного искусства»)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«Дворец детского и юношеского творчества»

 

Отдел  изобразительного искусства

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По теме: «Учебно- методический комплекс по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.(из опыта работы ТО: «Образцовая студия изобразительного искусства»).

 

                                                       Автор: педагог дополнительного образования

                 Захарова Анна Алексеевна

ТО: «Образцовая студия изобразительного искусства»

 

г. Севастополь

2021 г.

 

 

Содержание УМК

Программный блок: ПАПКА № 1

  • дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • рабочие программы;
  • индивидуальные программы (при их наличии).

Учебно-методический блок: ПАПКА № 2

  • методические материалы (папка № 2.1);
  • поурочные планы (папка № 2.2);
  • планы-конспекты занятий (в том числе открытых с отзывами, листами регистрации) (папка № 2.3);
  • дидактические материалы (папка № 2.4);
  • материалы по проведению практических работ, проектной, исследовательской деятельности обучающихся и т.д. (папка № 2.5).

Контрольно-аналитический блок: ПАПКА № 3

  • материалы контроля качества реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (папка № 3.1);
  • материалы мониторингов, анкетирований, опросов, тестирований и др.(папка № 3.2);
  • аналитические справки по результатам мониторингов (папка № 3.3).

Ресурсно-сопровождающий блок: ПАПКА № 4

  • перечень используемых справочных материалов (папка № 4.1);
  • перечень используемой периодической, научной литературы (папка № 4.2);
  • перечень используемых электронных презентаций, видео- и аудиоматериалов, баз данных с указанием места расположения, хранения (ссылки) (папка № 4.3).

Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования, как инструмент системно-методического обеспечения .

Учебно- методический комплекс играет важную роль в процессе образования ,и дает возможность ПДО реализовывать ДООП  на высоком уровне, а также организовывать весь учебно-воспитательный и педагогический процесс с использованием различных педагогических технологий.

УМК по ДООП «Изобразительное искусство» разрабатывалось в соответствии с содержанием Изобразительного искусства, компетенций, материально-технического процесса, педагогических технологий.

Учебно-методический комплекс

 УМК дополнительной образовательной программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:

  • дополнительную образовательную программу;
  • учебные пособия;
  • дидактические материалы;
  • методические материалы;
  • мониторинг по дополнительной образовательной программе.

1. Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы. Учебными пособиями могут быть:

  • справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);
  • художественная литература;
  • научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
  • периодические издания;
  • видеоматериалы (видео-коллекции, видео-каталог, учебные видеофильмы, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
  • аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудио-каталог, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);
  • электронные средства образовательного назначения (мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.)

Содержание учебного пособия может быть:

  • в целом по дополнительной образовательной программе;
  • по отдельным разделам дополнительной образовательной программы;
  • по отдельным темам дополнительной образовательной программы.

2. Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:

  • раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.);
  • образец  для показа — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на занятии, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;  устное описание внешнего вида предмета и его конструкции - способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
  • проекты и исследовательские работы обучающихся.

3. Методические материалы по темам, занятиям дополнительной образовательной программы должны содержать:

  • планы- конспекты занятий (открытых,  итоговых), включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;
  • контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;
  • виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ;
  • методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.

4. Мониторинг по дополнительной образовательной программе позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. При определении уровня освоения обучающимся программы педагогу необходимо использовать (5-10-ти) балльную систему оценки показателей качества результатов обучения.:

  • минимальный уровень – 1 балл,
  • средний уровень – от 2 до 5 баллов,
  • максимальный уровень – от 6 до 10 баллов.

Ввести эти показатели в таблицу – задача каждого педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Показатели

Баллы

1.

Наличие дополнительной образовательной программы, оформленной в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

 

2.

Учебные пособия:

– справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

– художественная литература;

– научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

– периодические издания;

– видеоматериалы (видео- коллекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

– аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

– электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);

 

3.

Дидактические материалы:

раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).

 

4.

Методические материалы:

– планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;

– контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;

– виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы и критерии оценки выполнения данных работ;

– методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.

 

5.

Мониторинг по дополнительной образовательной программе (наличие и своевременное заполнение ведомости)

 

Воспитательный компонент включает в себя:

- сценарии праздников, летопись коллектива, информационные материалы о коллективе(буклеты, реклама, статьи и т.п.), творческие отчеты, фотоальбомы, видеоматериалы, сайт коллектива в сети Интернет, материалы по работе с родителями (планы проведения родительских собраний, анкеты и т.п.), памятки и т.п.

Компонент результативности включает в себя:

индивидуальные образовательные маршруты(творческий дневник, дневник достижений, зачетная книжка, рабочая папка учащегося и т.д.), анкеты для детей и родителей, вопросники, результаты тестирования, портфолио, дипломы и грамоты, программки выступлений и приглашения, отзывы, публикации, контрольные и срезовые работы, материалы по проведению аттестации(если это предусмотрено программой)

Учебно- методический комплекс по реализации образовательных программ отдела «изобразительного искусства».

п/п

содержание

примечание

Дидактические материалы*

 

1.

Дидактические материалы по предметам программы:

 

Дидактические материалы по разделам программы:

 

Дидактические материалы по темам программы:

 

Папки –каталоги:под №

 

 

 

 

 

2.

Демонстрационные таблицы, плакаты, наглядные пособия  по предметам и  разделам программы.

Пособия по:

3.

Технологичные карты и схемы поэтапного изображения по темам программы (раздаточный материал).

Все папки по предметам,

индивидуальные папки.

4.

Демонстрационные педагогические образцы для показа по предметам, разделам и темам  программы.

Папка №

Объемные образцы.

 

5.

Информационно – реферативные сообщения к темам занятий обучающихся.

Рефераты, доклады, проекты.

6.

Раздаточный материал для обучающихся.

Индивидуальные папки,

конверты с шаблонами.

7.

Фотографии работ обучающихся по предметам.

Фотоальбомыпо:

8.

Объекты живой и неживой природы.

Ракушки, растения, предметы быта, посуда, и тд.

9.

Демонстрационные объемные модели, муляжи.

Муляжи фруктов, чучела птиц, модель человека

10.

Эстетическое оформление кабинета.

Действующая выставка творческих работ обучающихся.

Методические материалы

 

1.

Планы - конспекты занятий по предметам, разделам и темам  программы.

Папки №

2.

Методические рекомендации: «На тему»

Методическая разработка по теме.

3.

Критерии оценки выполнения практических работ и мониторинг.

В виде таблицы и протоколов.

Учебные пособия

 

1.

Справочная литература.

 

Энциклопедия, словарь, справочник.

2.

Специализированная литература по профилю.

Книжный фонд студии.

3.

Художественная литература. (для детей и родителей)

Книжный фонд студии.

4.

Методическая литература.

Книжный фонд студии.

5.

Электронные средства образовательного назначения.

Слайдовые презентации по темам занятий, видео-каталог, аудио-каталог.

На СDносителях.

 

6.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы (ссылки, сайты и др.)

 

 

1. ru.wikipedia.org – Википедия и т.д.

 

*Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Необходимо приложить отдельно в УМК:

1.Учебные пособия.

2. Электронные средства образовательного назначения.

3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы (ссылки, сайты и др.)

4. Перечень рабочих программпедагога дополнительного образования.

Учебно-методический комплекс

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Изобразительное искусство»

Заключение:  Учебно- методический комплекс играет важную роль в процессе образования,и дает возможность ПДО реализовывать ООДП  на высоком уровне, а также организовывать весь учебно-воспитательный и педагогический процесс с использованием различных педагогических и совершенных технологий.