МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Учебно - методический комплекс по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. (из опыта работы ТО: «Образцовая студия изобразительного искусства»)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«Дворец детского и юношеского творчества»
Отдел изобразительного искусства
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По теме: «Учебно- методический комплекс по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.(из опыта работы ТО: «Образцовая студия изобразительного искусства»).
Автор: педагог дополнительного образования
Захарова Анна Алексеевна
ТО: «Образцовая студия изобразительного искусства»
г. Севастополь
2021 г.
Содержание УМК
Программный блок: ПАПКА № 1
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
- рабочие программы;
- индивидуальные программы (при их наличии).
Учебно-методический блок: ПАПКА № 2
- методические материалы (папка № 2.1);
- поурочные планы (папка № 2.2);
- планы-конспекты занятий (в том числе открытых с отзывами, листами регистрации) (папка № 2.3);
- дидактические материалы (папка № 2.4);
- материалы по проведению практических работ, проектной, исследовательской деятельности обучающихся и т.д. (папка № 2.5).
Контрольно-аналитический блок: ПАПКА № 3
- материалы контроля качества реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (папка № 3.1);
- материалы мониторингов, анкетирований, опросов, тестирований и др.(папка № 3.2);
- аналитические справки по результатам мониторингов (папка № 3.3).
Ресурсно-сопровождающий блок: ПАПКА № 4
- перечень используемых справочных материалов (папка № 4.1);
- перечень используемой периодической, научной литературы (папка № 4.2);
- перечень используемых электронных презентаций, видео- и аудиоматериалов, баз данных с указанием места расположения, хранения (ссылки) (папка № 4.3).
Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования, как инструмент системно-методического обеспечения .
Учебно- методический комплекс играет важную роль в процессе образования ,и дает возможность ПДО реализовывать ДООП на высоком уровне, а также организовывать весь учебно-воспитательный и педагогический процесс с использованием различных педагогических технологий.
УМК по ДООП «Изобразительное искусство» разрабатывалось в соответствии с содержанием Изобразительного искусства, компетенций, материально-технического процесса, педагогических технологий.
Учебно-методический комплекс
УМК дополнительной образовательной программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:
- дополнительную образовательную программу;
- учебные пособия;
- дидактические материалы;
- методические материалы;
- мониторинг по дополнительной образовательной программе.
1. Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы. Учебными пособиями могут быть:
- справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);
- художественная литература;
- научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
- периодические издания;
- видеоматериалы (видео-коллекции, видео-каталог, учебные видеофильмы, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
- аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудио-каталог, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);
- электронные средства образовательного назначения (мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.)
Содержание учебного пособия может быть:
- в целом по дополнительной образовательной программе;
- по отдельным разделам дополнительной образовательной программы;
- по отдельным темам дополнительной образовательной программы.
2. Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:
- раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.);
- образец для показа — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на занятии, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными; устное описание внешнего вида предмета и его конструкции - способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
- проекты и исследовательские работы обучающихся.
3. Методические материалы по темам, занятиям дополнительной образовательной программы должны содержать:
- планы- конспекты занятий (открытых, итоговых), включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;
- контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;
- виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ;
- методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.
4. Мониторинг по дополнительной образовательной программе позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. При определении уровня освоения обучающимся программы педагогу необходимо использовать (5-10-ти) балльную систему оценки показателей качества результатов обучения.:
- минимальный уровень – 1 балл,
- средний уровень – от 2 до 5 баллов,
- максимальный уровень – от 6 до 10 баллов.
Ввести эти показатели в таблицу – задача каждого педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
№ |
Показатели |
Баллы |
1. |
Наличие дополнительной образовательной программы, оформленной в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. |
|
2. |
Учебные пособия: – справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.); – художественная литература; – научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.); – периодические издания; – видеоматериалы (видео- коллекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.); – аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы); – электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.); |
|
3. |
Дидактические материалы: раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.). |
|
4. |
Методические материалы: – планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие; – контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов; – виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы и критерии оценки выполнения данных работ; – методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач. |
|
5. |
Мониторинг по дополнительной образовательной программе (наличие и своевременное заполнение ведомости) |
|
Воспитательный компонент включает в себя:
- сценарии праздников, летопись коллектива, информационные материалы о коллективе(буклеты, реклама, статьи и т.п.), творческие отчеты, фотоальбомы, видеоматериалы, сайт коллектива в сети Интернет, материалы по работе с родителями (планы проведения родительских собраний, анкеты и т.п.), памятки и т.п.
Компонент результативности включает в себя:
- индивидуальные образовательные маршруты(творческий дневник, дневник достижений, зачетная книжка, рабочая папка учащегося и т.д.), анкеты для детей и родителей, вопросники, результаты тестирования, портфолио, дипломы и грамоты, программки выступлений и приглашения, отзывы, публикации, контрольные и срезовые работы, материалы по проведению аттестации(если это предусмотрено программой)
Учебно- методический комплекс по реализации образовательных программ отдела «изобразительного искусства».
№ п/п |
содержание |
примечание |
Дидактические материалы*
|
||
1. |
Дидактические материалы по предметам программы:
Дидактические материалы по разделам программы:
Дидактические материалы по темам программы:
|
Папки –каталоги:под №
|
2. |
Демонстрационные таблицы, плакаты, наглядные пособия по предметам и разделам программы. |
Пособия по: |
3. |
Технологичные карты и схемы поэтапного изображения по темам программы (раздаточный материал). |
Все папки по предметам, индивидуальные папки. |
4. |
Демонстрационные педагогические образцы для показа по предметам, разделам и темам программы. |
Папка № Объемные образцы.
|
5. |
Информационно – реферативные сообщения к темам занятий обучающихся. |
Рефераты, доклады, проекты. |
6. |
Раздаточный материал для обучающихся. |
Индивидуальные папки, конверты с шаблонами. |
7. |
Фотографии работ обучающихся по предметам. |
Фотоальбомыпо: |
8. |
Объекты живой и неживой природы. |
Ракушки, растения, предметы быта, посуда, и тд. |
9. |
Демонстрационные объемные модели, муляжи. |
Муляжи фруктов, чучела птиц, модель человека |
10. |
Эстетическое оформление кабинета. |
Действующая выставка творческих работ обучающихся. |
Методические материалы
|
||
1. |
Планы - конспекты занятий по предметам, разделам и темам программы. |
Папки № |
2. |
Методические рекомендации: «На тему» |
Методическая разработка по теме. |
3. |
Критерии оценки выполнения практических работ и мониторинг. |
В виде таблицы и протоколов. |
Учебные пособия
|
||
1. |
Справочная литература.
|
Энциклопедия, словарь, справочник. |
2. |
Специализированная литература по профилю. |
Книжный фонд студии. |
3. |
Художественная литература. (для детей и родителей) |
Книжный фонд студии. |
4. |
Методическая литература. |
Книжный фонд студии. |
5. |
Электронные средства образовательного назначения. |
Слайдовые презентации по темам занятий, видео-каталог, аудио-каталог. На СDносителях.
|
6. |
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы (ссылки, сайты и др.)
|
1. ru.wikipedia.org – Википедия и т.д.
|
*Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Необходимо приложить отдельно в УМК:
1.Учебные пособия.
2. Электронные средства образовательного назначения.
3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы (ссылки, сайты и др.)
4. Перечень рабочих программпедагога дополнительного образования.
Учебно-методический комплекс
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Изобразительное искусство»
Заключение: Учебно- методический комплекс играет важную роль в процессе образования,и дает возможность ПДО реализовывать ООДП на высоком уровне, а также организовывать весь учебно-воспитательный и педагогический процесс с использованием различных педагогических и совершенных технологий.