Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Методическая разработка профориентационного занятия «Профессия - экскурсовод»

«Профессия – экскурсовод»

методическая разработка профориентационного занятия

МОУ ДО Детский экологический центр «Родник», город Ярославль

Костерина Татьяна Константиновна, МОУ ДО ДЭЦ «Родник»

заведующий организационно-массовым отделом,

педагог дополнительного образования (первая квалификационная категория)

2023

Пояснительная записка

Важным социальным требованием, предъявляемым к современному образованию, является его ориентация на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей, успешной социализации и адаптации на рынке труда. Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации, так как, чтобы состояться в жизни и быть успешным,  школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества. У них должны быть сформированы внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному выбору профессиональной стези и реализации своего развития, видение личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Следует отметить, что далеко не все современные школьники могут актуализировать свои потенциальные возможности и соотнести их с личностными целями, а тем более выстроить траекторию собственного профессионального становления и, следовательно, не смогут самореализоваться.

В школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять представления обучающегося об огромном разнообразии сфер деятельности, где он сможет найти применение своим знаниям, умениям и личным предпочтениям. Некоторые особенности профессиональной деятельности ему еще трудно понять, важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем обучающийся мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно.    

Таким образом, профориентационная работа с обучающимися актуальна и востребована. С этой целью в МОУ ДО ДЭЦ «Родник» реализуется дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Компас профессий», содержание которой состоит из модулей, раскрывающих суть некоторых профессий.

Модуль «Профессии «экскурсовод», «специалист сферы туризма» знакомит обучающихся с общими сведениями о профессии, качествах специалиста сферы туризма, основных обязанностях. Школьники узнают отличия и специфику таких специальностей, как экскурсовод, туроператор, администратор гостиницы, аниматор, менеджер по туризму и др. Самостоятельная разработка экскурсионного маршрута и его рекламы, участие в экскурсиях позволит обучающимся примерить на себя новые профессиональные роли.

Данная методическая разработка занятия по теме «Профессия экскурсовод» предназначена для педагогов, занимающихся профориентацией школьников.

Целевая аудитория – учащиеся 7-х классов.

Место проведения – Музей «Сабанеевские родники» МОУ ДО ДЭЦ «Родник».

Оборудование:

  • экспозиция музея «Сабанеевские родники»;
  • экран, ноутбук, проектор;
  • стулья для обучающихся, расположенные по кругу;
  • планшеты, бумага, ручки для групповой работы.

Продолжительность занятия – 2 академических часа.

Цель: Содействовать профессиональному самоопределению подростков, формированию профессиональных интересов через знакомство с профессией «Экскурсовод».

Задачи:

  • познакомить с основными характеристиками профессии экскурсовод и требованиями к личностным качествам обладателя этой профессии;
  • предоставить возможность обучающимся проявить коммуникативные и творческие способности во время групповой работы.

Прогнозируемые результаты:

- знание основных характеристик профессии экскурсовод и личностных качеств обладателя данной профессии.

- взаимодействие обучающихся во время групповой работы при выполнении творческого задания и упражнений игрового тренинга.

Ход занятия:

Речь педагога

Деятельность обучающихся

Хронометраж

1. Введение:  Добрый день. На свете существует очень много профессий. Одна другой интереснее.  У вас впереди еще есть время, чтобы понять, чем вы хотите заниматься в жизни. Если вы ещё не решили точно,  кем станете  в будущем, то послушайте немного интересного о профессии экскурсовода.

Мы находимся в музее, и я  сразу приглашаю вас на экскурсию.

Обзорная экскурсия по музею «Сабанеевские родники»

15 мин.

2. Рассмотрим основные особенности профессии экскурсовод.  

В современном мобильном обществе понятие «путешествие» становится само собой разумеющимся явлением. Для таких групп отдыхающих, туристов, предлагают свои услуги   специально обученные люди – экскурсоводы. Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий     Экскурсовод  проводит экскурсии по достопримечательным местам, выставкам, экспозициям, музеям, заповедникам, архитектурным сооружениям или садово-парковым ансамблям.

Описание деятельности

Деятельность экскурсовода представляет собой работу с применением знаний истории, культуры и географии региона, объектов и достопримечательностей, принципов организации и  проведения экскурсий, экспозиционных материалов музеев, культурных центров, теории межличностного общения и техники публичных выступлений, а также правил первой медицинской помощи и схемы действий при наступлении чрезвычайных ситуаций.   

Профессионализм экскурсовода заключается, прежде всего, в умении сделать свой рассказ и показ объектов интересным, увлечь им слушателей, а не только сообщить им факты. Этот специалист может работать в музее, знакомить туристов с достопримечательностями города, пригородов, страны.

Чтобы экскурсия была содержательной и интересной, а многочисленные вопросы слушателей не ставили в тупик, экскурсоводу необходимо проделывать большую предварительную работу. Для этого он изучает книги и статьи по теме, разыскивает архивные документы, собирает интересные факты и истории. После чего составляет тексты экскурсий, пытаясь снабдить их интересными подробностями, неизвестными ранее фактами, красивыми легендами.

В зависимости от темы и цели экскурсии разрабатывает маршрут, определяет вид и количество объектов показа. Определяет время поездки, длительность экскурсии, частоту и продолжительность остановок и т. д. Рабочий день обычно проходит в движении: в хождении по музею или в поездках с группами. Поиском нужной информации чаще всего приходится заниматься в свое свободное время. Соответствующие рабочие места имеются в туристических фирмах, музеях, тематических фабриках (где демонстрируются различные народные промыслы) и тому подобных местах.

Для работы гидом-экскурсоводом желательно высшее гуманитарное образование, чаще всего эти работники имеют за плечами исторический или филологический факультет. Существуют также специализированные курсы. Необходимо постоянно заниматься и самообразованием в данной области, ведь экскурсовод должен досконально знать предмет разговора. Ему не обойтись без общей эрудированности и широкого кругозора, знаний по истории, литературе, географии, эстетике и психологии. Часто требуется знание 1-2 иностранных языков.

Плюсы

Работа экскурсовода очень интересная, но это не единственный плюс профессии. Среди других преимуществ:

  • путешествия и общение с новыми людьми;
  • достойное вознаграждение за труд;
  • языковая практика при работе с иностраннымитуристами;
  • возможность начать свой туристический бизнес.

Минусы

Несмотря на всю привлекательность, есть у профессии экскурсовод и свои минусы:

  • сезонность: осенью и зимой доход снижается;
  • постоянная работа на ногах и нагрузки на голосовые связки;
  • серьезная конкуренция;
  • большая ответственность;
  • работа при любой погоде.

Где получить образование

Получить образование, которое позволит работать экскурсоводом, можно в колледжах или в вузах с гуманитарным профилем: культурология, история, лингвистика и иностранные языки. Еще один вариант - это учебные заведения, в которых есть специальности, связанные с туризмом: «Сервис и туризм», «Гостиничный бизнес», «Туризм и гостеприимство». Для экскурсоводов также есть краткосрочные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Личностные качества экскурсовода

Профессия экскурсовода предполагает собой постоянное общение с людьми, поэтому специалисту необходимо обладать хорошей дикцией и грамотной речью, доброжелательностью, эмоциональной устойчивостью. Экскурсоводу необходимо держать в голове различного рода исторические факты, описания событий. Это подразумевает наличие таких качеств, как творческое мышление, умение анализировать и обобщить свои знания.

Чтобы стать специалистом своего дела, экскурсовод должен уметь быстро устанавливать контакт с любой аудиторией, увлекать слушателей своим рассказом, иметь высокую культуру общения. Понадобятся отличная память, терпеливость, организованность, развитые коммуникативные и организаторские способности, внятная и грамотная речь, хорошо поставленный голос.

Особенности карьерного роста

Карьерный рост экскурсовода складывается в зависимости от личных качеств и профессионального опыта работы специалиста. Также приветствуется владение иностранными языками. Экскурсовод, который пользуется авторитетом среди туристических групп, будет востребован на рынке труда, а значит,  имеет возможность для построения карьеры в сфере туризма. 

Спрос на грамотных специалистов есть, зарплата в зависимости от места работы составляет примерно от 0,5 до 1,5 среднего уровня дохода в промышленности (так, относительно мало зарабатывают экскурсоводы в отечественных музеях, существенно больше - гиды, вывозящие туристические группы за рубеж, особенно в страны западной Европы, и проводящие там все текущие экскурсии). Часто ярко выражена сезонность: во время летнего периода отпусков желающих посетить экскурсии значительно больше. Есть возможность подрабатывать ведением частных экскурсий. Карьерный рост - переход на менеджерскую позицию в туристических организациях, в перспективе возможно основание своего бизнеса в этой сфере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент игрового тренинга:

упражнение  «Бег скороговорок», игра «Все для Вас!» (на взаимодействие и коммуникабельность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рассмотрим требования к разработке экскурсионного маршрута

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов.

Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике существуют три варианта построения маршрутов:

  1. хронологический,
  2. тематический
  3. тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Защита Сталинграда», «Литературное Подмосковье», «Театральный Ярославль» и др.).

По тематико-хронологическому принципу построены все обзорные городские экскурсии.  Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии.

 

Просмотр экскурсии «Видео путешествие по Тверицкой набережной», созданной обучающимися объединения «Организаторы досуга» МОУ ДО ДЭЦ «Родник»

10 мин.

4. Предлагаю вам попробовать разработать свой экскурсионный маршрут. Для этого необходимо выбрать тему экскурсии, определить объекты экскурсионного маршрута (здания, храмы, памятники, природные объекты и др.), придумать интересное название маршрута и презентовать ваш экскурсионный маршрут. Сейчас  мы разделимся на группы для совместной творческой деятельности по разработке экскурсионных  маршрутов.

 

Разработка экскурсионного маршрута                   (в группах), презентация своих маршрутов.

30 мин.

5. Заключение:  На нашем занятии мы познакомились с профессией экскурсовод. Сейчас я предлагаю каждому из вас выразить одной фразой, что для вас эта профессия (ваша ассоциация с данной профессией).

Если кого-то из вас заинтересовала данная профессия, значит, наша сегодняшняя встреча прошла не зря. Желаю вам удачи в выборе будущей профессии.

Рефлексия

5 мин.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Описание упражнений  игрового тренинга

«Бег скороговорок»

Дети сидят в кругу.

Педагог: Экскурсовод должен иметь хорошую дикцию.Скороговорки – лучший способ выработать отличную дикцию. Сейчас мы устроим «Бег скороговорок» по кругу. (Педагог предлагает скороговорку, которую все участникипо очереди повторяют).

  •  

- Пакет под попкорн

- Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши

- Погода размокропогодилась

- Кукушка кукушонку купила капюшон

- Все бобры для бобрят добры

- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

-Бублик, баранку, батон и буханку пекарь в пекарне испек спозаранку и др.

Игра «Всё для Вас!»

Педагог: Часто ли мы говорим хорошие, добрые слова друг другу? А незнакомым нам людям, бывает,и улыбнуться не каждый может. Профессия экскурсовод требует внимательного и доброго отношения к людям разного возраста, разных социальных слоев и уровня образования. Экскурсовод всегда приветлив, готов расположить к себе любого человека и наладить доброжелательный контакт с экскурсантами. Давайте и мы попробуем быть приветливыми друг к другу и порадовать своих друзей, хотя бы на словах.

Каждому из Вас предстоит сказать соседу, сидящемусправа,фразы, последние слова которых игрок придумывает сам,и начинаются они на начальную букву имени соседа справа:

- Мне нравится (Артем) за то, что он (какой?) - Артистичный

- Я повезу его(название города) - в Анапу

- Буду угощать его (чем?) - Ананасами

- Подарю ему (что?) – Астру

И так далее по кругу.

Приложение 2

 Экскурсия «Видеопутешествие по Тверицкой набережной»

https://www.youtube.com/watch?v=QxxsK4x-4AM