Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия  ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема: Физиология дыхания: методы оценки деятельности

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Брянский медико-социальный техникум имени академика Н.М. Амосова»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия 

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  ОП.02 Анатомия и физиология человека

Тема: Физиология дыхания: методы оценки деятельности

 

 

Жилкова Жанна Юльевна

преподаватель, кандидат биологических наук

 

 

Цели занятия:
Познавательные цели:
  1. Изучить механизм внешнего дыхания.
  2. Приобрести умения применять методы  оценки внешнего дыхания.
  3.  Приобрести умения рассчитывать показатели деятельности дыхательной системы.
Воспитательные цели:
  1. Воспитать чуткое и ответственное отношение к своим обязанностям.
  2. Воспитать умение общаться  в группе.
  3. Воспитывать у студентов социальное добросовестное отношение к занятиям
Развивающие цели:
1.Развить умение отвечать на проблемно-поисковые вопросы.
2.Развить у студентов навык самостоятельной работы.
Тип занятия: практическое.
Место проведения: аудитория БМСТ им. ак. Н. М. Амосова .
Время: 90 мин.
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для студентов и преподавателя, вопросы для контроля знаний, ситуационные задачи.
Оснащение:  спирометр, секундомер, ноутбук, мультимедийная техника.
Межпредметные связи:
Основы латинского языка с медицинской терминологией. Клиническая терминология.
Основы латинского языка. Городкова Ю.И. Изд. 2-е.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2018. Медицинская психология. Психология проведения сестринских манипуляций: оценка физиологического состояния системы дыхания человека с целью изучения его здоровья Спринц А.М.и др.-СПб.: СпецЛит, 2019
Внутри предметные связи:
1. Дыхание, свойства и функции дыхательной системы.
2. Физиологическая  характеристика  процесса дыхания, его этапы..
3. Механизмы регуляции процесса внешнего дыхания.
4. Показатели деятельности дыхательной системы и  оценка деятельности дыхательной системы.        
Необходимые знания:
НЗ 12.9 Механизм внешнего дыхания
НЗ 12.10 Механизм газообмена в лёгких
НЗ 12.11 Методы оценки внешнего дыхания
НЗ 12.12 Показатели деятельности дыхательной системы
 Необходимые умения:
У 1 Использовать знания морфологии органов газообмена, показателей и методик оценки их функционирования для проведения профилактических мероприятий, обследования пациента, постановки диагноза, проведение лечебных мероприятий и оказаний простых медицинских услуг.
 
Формируемые компетенции:
ПК 1.2.
Проводить диагностические исследования: знания методик оценки физиологического состояния системы дыхания человека с целью оценки его здоровья.
ПК 3.1.
Проводить диагностику неотложных состояний: знание физиологических особенностей системы дыхания человека в норме и виды отклонения.
ОК 1.
 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес: демонстрация интереса к будущей профессии через повышение качества обучения по данной теме.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать эффективность и качество:   обоснованность постановки цели, выбора и применения методов, способов решения профессиональных задач.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность: демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 12.
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности: рациональность организации рабочего места с соблюдением  необходимых требований и правил.
ОК 13.
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей: систематичность и эффективность ведения пропаганды здорового образа жизни с целью профилактики заболеваний
 
 
ХРОНОКАРТА СЕМИНАРА
1. Организационный момент
2. Вводная часть                                                                                                                 
- 3 мин.
- 4 мин.
3. Контроль знаний:
-  фронтальный опрос по теме ( по группам)
4. Выполнение практической работы №1
-   Физкульминутка 
5.  Блиц опрос по вопросам, для эффективного проведения практической работы № 2  и решение ситуационной задачи, выполнение практической работы  № 2.
а) определить какие лёгочные объёмы существуют.
б) демонстрация видеоинструкции. 
в) проведение практической работы № 2 по группам.
6. Выполнение практической работы № 3.                                                                                         
 
- 10 мин.
- 15 мин.
- 3 мин.
 
 
 
- 10 мин
             -  3  мин
- 15 мин
- 15 мин
7.Закрепление: самостоятельная работа по карточкам ( по вариантам)
-  10 мин.
8. Заключительная часть, подведение итогов практического занятия.
-  2 мин.
 
 
 
 
 
ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
 
 
№ п/п
Действия преподавателя
Действия студента
Обоснование методических приемов
1.
Организационный момент – 3 мин.
 
1. Приветствует студентов.
2. Обращает внимание на внешний вид, санитарное состояние аудитории.
3. Отмечает отсутствующих.
4. Проверяет готовность к занятию студентов.
1. Приветствуют преподавателя.
2. Занимают рабочие места, делясь на группы.
3. Принимают правильное положение за столом.
1. Организует, создает рабочую обстановку.
2.
Вводная часть – 4 мин.
 
1. Сообщает тему, цели, план практического занятия, каждая группа делится на 5 участников, которые в течении всего занятия  будут получать групповые и индивидуальные задания.
2. Отмечает необходимость знания темы, основных понятий, значение данного материала в будущей практической деятельности.
1. Осмысливают план занятия.
1. Формирует познавательный интерес к занятию, предмету.
3.
Контроль знаний – 10 мин
 
1. Фронтальный опрос по теме: «Физиология дыхания»
Задает вопросы, вызывает студентов разных групп, слушает, уточняет ответы студентов; просит студентов - дополнить, исправить (см. приложение 1)
1. Осмысливают информацию. Дают определение терминам.
Если затрудняются, то переходит очередь к другому студенту.
1. Выявление готовности студентов к занятию.
4.
Выполнение практической работы №1 – 15 мин
 
1. Практическая работа  № 1 «Дыхательная проба с задержкой дыхания»
(см. приложение 2)
1. Работают по парам , проводят задержку дыхания на уровне максимального вдоха, а затем на уровне максимального выдоха. Полученные данные заносятся в таблицу.
1. Использование инструктажа  из  методических рекомендаций для студентов, способствует лучшему усвоению информации
5.
Физкультминутка – 3 мин
 
1. Физкультминутка с использованием видео
1. Выполняют упражнения из видео
1. Расслабление студентов, активизация сил
6.
Блиц опрос по вопросам, для эффективного проведения практической работы
№ 2  и решение ситуационной задачи и выполнение практической работы  № 2
 –  28 мин.
 
1. «Блиц опрос» с использованием презентации по теме: «Основные лёгочные объёмы», определить лёгочные объёмы, найдите ошибки, дополнив их правильными  словами (студенты одной группы выбирают вопросы для студентов другой группы).
Задает вопросы, слушает, уточняет ответы студентов; просит студентов - дополнить, исправить (см. приложение 3).
2. Разбирает со студентами пример ситуационной задачи с решением.
3. Дает указания по практической работе № 2      
( видеоинструкция).
  1. Практическая работа № 2
«Определение дыхательных объёмов. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЁЛ) методом спирометрии с использованием крыльчатого спирометра». (см. приложение 4).
 
 Раздает задания, отмечает время, наблюдает за работой.
1. Осмысливают вопросы.
2. Отвечают на вопросы преподавателя.
3. Анализируют, дополняют, рецензируют ответы товарищей.
4. Размышляют, делают выводы.
5. Задают вопросы.
 
6. Студенты обдумывают задание.
7. Отвечают на вопросы задания.
1. Выявление уровня самоподготовки.
2. Развитие логического мышления
3. Использование инструктажа  из  методических рекомендаций для студентов, способствует лучшему усвоению информации.
7.
Выполнение практической работы №3 – 15 мин
 
1. Практическая работа  № 3  «Изменение функционального состояния дыхания. Функциональная система дыхания».
(см. приложение 5)
1.         Работают по парам, определяют частоту дыхания в состоянии покоя.
2.         Затем определяют  частоту дыхания после физической нагрузки (20 - ти приседаний).
3.         Потом определяют  частоту дыхания через 5 минут после нагрузки. Все данные заносят  в таблицу.
1. Использование инструктажа  из  методических рекомендаций для студентов, способствует лучшему усвоению информации.
8.
Закрепление материала по данной теме – 10 мин.
 
 
  1. Раздаются индивидуальные письменные задания студентам (тест, приложение № 6) в каждой группе, затем отмечает время, наблюдает за выполнением  работы.
  2. Затем каждая группа получает по 1 ситуационной задаче и решает её (приложение № 7).
1. Осмысливают информацию (тест), отвечают на заданные вопросы. И рассуждают , разбирая ситуационную задачу.
 
1.Выявление у  студентов  знаний поданной теме.
9
Заключительная часть – 2 мин.
 
 
1. Какие есть вопросы? Разбирает со студентами затруднительные вопросы. Оценивает работу каждой группы на занятии.
2. Домашнее задание: методические рекомендации к следующему практическому занятию.
4. Объявляет, что занятие заканчивается. Просит
убрать рабочие места, провести влажную уборку.
1. Задают вопросы, в ответах которых сомневаются.
Слушают преподавателя.
2. Оценивают (вместе с преподавателем) свою работу и работу сокурсников.
3. Убирают рабочие места.
4. Дежурные делают влажную уборку.
1. Развитие ответственности за порученное дело.
2. Привитие любви к чистоте и порядку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Актуальность темы.
Реализуется освоение компетенций: ОК 1, ОК 4.
Физиологическая система дыхания- это комплексная система организма человека, обеспечивающая и осуществляющая процесс дыхания.. Морфологическую основу её  составляет анатомическая система дыхания, представляющая собой не замкнутую, не спадающуюся трубку с двумя расширениями на концах ( лёгкие).
Цель  занятия:
  1. Изучить методики функциональной оценки деятельности дыхательной системы.
  2. Научиться осуществлять анализ получаемых данных.
  3. Изучить изменения процесса дыхания при различных  функциональных состояниях, научиться объяснять механизм данных изменений. ( ОК-1)
  1.  
Вопросы:
  1. Как называется объём воздуха вдыхаемый и выдыхаемый человеком в состоянии полного покоя?
  2. Как называется период между выдохом и вдохом?
  3. Как называется учащённое дыхание?
  4. Как называется объём воздуха вдыхаемый человеком дополнительно после обычного вдоха?
  5. Как называется урежённое дыхание?
  6. Как называется методика определения дыхательных объёмов?
  7. Как называется объём воздуха выдыхаемый человеком при максимальном выдохе после максимального вдоха?
  8. Как называется объём воздуха проходящий через лёгкие за единицу времени?
  9. Как называется тип дыхания преобладающий у мужчин?
  10. Как называется объём воздуха дыхательных путей не участвующий в газообмене?
  11. Как называется объём воздуха, содержащийся в лёгких после максимального выдоха?
  12. Как называется давление кислорода в альвеолярном воздухе?
Реализуется освоение компетенций: ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 12.
по теме: «Физиология дыхания» (см. приложение 1)
 
  1.  
Цель работы: - изучение влияния степени насыщения крови кислородом на процессе дыхания. Студенты работают парами используя секундомер или секундную стрелку часов.
 В выводе ответьте на вопросы :
а) Разность задержки дыхания на вдохе и выдохе, чем обусловлена?
б) Разность задержки на вдохе в обычных условиях и после гипервентиляции, а также на выдохе. Чем обусловлена разность этих величин? Объясните с физиологической точки зрения (см. приложение 2)
Реализуется освоение компетенций: ОК 1, ОК 4, ОК 12.
.
 
  1.  
Реализуется освоение компетенций: ОК 13.
 
  1.  
по теме: «Оценка функционального состояния» (см. приложение 3)
Реализуется освоение компетенций: ОК1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 12, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.7
 Решение ситуационной задачи, пример математических действий, применяемых в практической работе №2.
ПРИМЕР:
У студента 20 лет ЖЁЛ (жизненная ёмкость лёгких) равна 4000 мл,  дыхательный объём (ДО) – 500 мл. Определите резервный объём вдоха (РО вдоха)   и резервный объём (РО выдоха), если известно, что  их объём будет одинаков.
 Решение:
  1. По формуле :ЖЁЛ = ДО + РО (вдоха) +РО ( выдоха)
  2. Подставляем : 4000 = 500 + РО(вдоха) +РО ( выдоха)
  3. Получаем, что 3500 = РО (вдоха) +РО ( выдоха)
  4. Затем: 3500 : 2 =1750 мл   - РО ( вдоха)
  5. 1750 мл  - РО ( выдоха).
 
 
5) Практическая работа № 2 «Определение дыхательных объёмов. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЁЛ) методом спирометрии с использованием крыльчатого спирометра».
 
Цель работы: определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЁЛ) методом спирометрии с использованием крыльчатого спирометра (просмотрев  видеоинструктаж).
Реализуется освоение компетенций:  ОК 1, ОК 4, ОК 12. (см. приложение 4)
 
  1. Практическая работа  №3. « Изменение функционального состояния дыхания. Функциональная система дыхания».
Цель работы:
  1.  
  2.  
  3. Реализуется освоение компетенций:  ОК 1, ОК 4, ОК 12. (см. приложение  5)
 
 
  1. Закрепление материала, контроль изученной информации.
Реализуется освоение компетенций: ОК1, ОК 3, ОК 4, ПК 4.2, ПК 4.5
Самостоятельно студенты по вариантам прорабатывают задания теста (5 вариантов),  затем решают ситуационные задачи, данные по 1 задачи  на каждую группу                     (см. приложение  6, 7)
  1.  Подведение итогов занятия, домашнее задание.
  1. Выучить конспект лекции по теме: «Морфологические особенности пищеварительной системы: полость рта, глотка, пищевод, желудок».
  2. Подготовить творческие задания.
 
                                                                                                                           Приложение 1
                               Вопросы для контроля знаний студентов по теме:
«Физиология дыхания».
 
            1.Как называется объём воздуха вдыхаемый и выдыхаемый человеком в состоянии     полного покоя ? (ответ: дыхательный объём)
2. Как называется период между выдохом и вдохом (ответ: дыхательная пауза)
3.Учащённое дыхание ? (ответ: тахипноэ)
4. Как называется объём воздуха вдыхаемый человеком дополнительно после обычного вдоха ? (ответ: резервный объём вдоха)
5. Как называется урежённое дыхание ? (ответ: брадипноэ)
6. Как называется методика определения дыхательных объёмов ? (ответ: спирометрия)
7. Как называется объём воздуха выдыхаемый человеком при максимальном выдохе после максимального вдоха ?  (ответ: жизненная ёмкость лёгких).
8. Как называется объём воздуха проходящий через лёгкие  за единицу времени ? (ответ: минутный объём дыхания)
9. Как называется тип дыхания преобладающий у мужчин ? (ответ: диафрагмальное или брюшное)
10. Как называется объём воздуха дыхательных путей не участвующий в газообмене ? (ответ: воздух мёртвого пространства)
11. Как называется объём воздуха, содержащийся в лёгких после максимального выдоха ?(ответ: остаточный объём)
            12. Как называется давление кислорода в альвеолярном воздухе?
  (ответ: парциальное).
 
                                                                                                                                 Приложение 2
 
                             Практическая работа  №1. Дыхательная проба с задержкой дыхания.
Цель: - изучение влияния степени насыщения крови кислородом на процессе дыхания.
Студенты работают парами используя секундомер или секундную стрелку часов.
Ход выполнения работы:
  1.  Проводится  задержка дыхания на уровне максимального вдоха и фиксируется его время (в секундах) , а потом  на уровне максимального выдоха производится задержка дыхания и  фиксируется  время задержки дыхания ( в секундах). Полученные данные заносятся  в таблицу №1.
 2.  Затем  с целью создания состояния гипервентиляции  совершите 5 глубоких вдохов и выдохов. Сразу после гипервентиляции  проведите задержку дыхания на максимальном вдохе, записав данные в таблицу.
  3. Далее, для точности изучения влияния степени насыщения кислородом, необходимо совершить вновь 5 глубоких вдохов и выдохов и задержать дыхание на максимальном выдохе, также зафиксировать время в секундах. Полученные результаты заносятся в таблицу.
 
Таблица №1
Виды задержки дыхания
Время (сек)
1
Задержка дыхания на максимальном вдохе
 
2
Задержка дыхания на максимальном выдохе
 
3
Задержка дыхания после гипервентиляции на максимальном вдохе
 
4
Задержка дыхания после гипервентиляции на максимальном выдохе
 
 
 
 
 
 
 
Проверьте анализ полученных данных, подготовьте вывод.
                        В выводе ответьте на вопросы:
а) Какова разность задержки дыхания на вдохе и выдохе и чем обусловлена эта разность.
б) Какова разность задержки на вдохе в обычных условиях и после гипервентиляции, а также на выдохе. Чем обусловлена разность этих величин? Объясните с физиологической точки зрения.
 
                                                                                                                          Приложение 3
«Блиц опрос» с использованием презентации по теме: «Основные лёгочные объёмы», необходимо найдите ошибки в  определении лёгочных объёмов,   , дополнив их правильными  словами.
 
 
Основные лёгочные объёмы и показатели деятельности:
 
1.         Дополнительный объём - это объём воздуха вдыхаемый и выдыхаемый в состоянии не полного покоя. В среднем равен  - 500 – 600 мл.
2.         Резервный вдох – это объём воздуха дополнительно выдыхаемый после спокойного вдоха. Равен  до 1,5 – 2,0 литров
3.        Резервный выдох – это объём воздуха дополнительно вдыхаемый и выдыхаемый после спокойного вдоха и  выдоха. Равен  до 1,5 – 2,0 литров
4.         Жизненная ёмкость лёгких ( ЖЁЛ) – это объём воздуха выдыхаемый человеком при спокойном  выдохе после минимального  вдоха. Равна  2,5 – 3,5 литров.
5.         Остаточный объём - объём воздуха, который остаётся в верхних дыхательных путях  после максимального вдоха. Равен 500мл.
6.         Общий дыхательный объём – это сумма жизненной ёмкости трахеи  и остаточного объёма.
7.         Лёгочная вентиляция – это объём воздуха не вдыхаемый и не выдыхаемый человеком за единицу времени ( 1 минута).  Равен произведению частоты  дыхания  на  дыхательный объём.
8.         Воздух мёртвого пространства -  объём воздуха лёгких, не участвующий в газообмене.
9.         Частота дыхания – количество дыхательных путей за одну минуту. В норме составляет от 16 до 20 путей в минуту.  Менее 16 актов в минуту – это тахипноэ, а более 20 актов – брадипноэ.
 
 
Правильно исправленные ошибки в понятиях (ответ):
 
Основные лёгочные объёмы и показатели деятельности:
1.         Дыхательный объём - это объём воздуха вдыхаемый и выдыхаемый в состоянии полного покоя. В среднем равен  - 500 – 600мл.
2.         Резервный вдох – это объём воздуха дополнительно вдыхаемый после спокойного вдоха. Равен  до 1,5 – 2,0 литров.
3.        Резервный выдох – это объём воздуха дополнительно вдыхаемый и выдыхаемый после спокойного вдоха и выдоха. Равен  до 1,5 – 2,0 литров.
4.         Жизненная ёмкость лёгких ( ЖЁЛ) – это объём воздуха выдыхаемый человеком при максимальном выдохе после максимального вдоха. Равна  2,5 – 3,5 литров.
5.         Остаточный объём- объём воздуха, который остаётся в лёгких после максимального выдоха. Равен 500мл.
6.         Общий дыхательный объём – это сумма жизненной ёмкости лёгких и остаточного объёма.
7.         Лёгочная вентиляция – это объём воздуха вдыхаемый и выдыхаемый человеком за единицу времени (1 минута).  Частота дыхания х Дыхательный объём.
8.         Воздух мёртвого пространства -  объём воздуха дыхательных путей, не участвующий в газообмене.
9.         Частота дыхания – количество дыхательных актов за одну минуту. В норме составляет от 16 до 20 актов в минуту. Менее16 актов в минуту – это брадипноэ, а более 20 актов – тахипноэ.
 
 
 
Приложение 4
 
 
Практическая работа  № 2.  Определение дыхательных объёмов.
 
Цель работы: определение дыхательных объёмов методом спирометрии с использованием крыльчатого спирометра.
 
Ход выполнения работы:
1.Определите жизненную ёмкость лёгких (ЖЁЛ) методом спирометрии с использованием крыльчатого спирометра (просмотрите видеоинструктаж):
а) Обработайте мундштук спирометра спиртом или спиртовой салфеткой.
                        б) Установите стрелку на шкале спирометра на отметку «О» - ноль
                        в) Совершите глубокий вдох, а затем выдох в мундштук спирометра (данное действие для точности эксперимента необходимо повторить 3 раза, записав в таблицу данные и определив среднее значение).
                        г) Полученные   результаты записываем в таблицу № 2..
            2. Используя результаты ЖЁЛ расчётным путём определите  резервный вдох и , резервный выдох. Результаты занесите в таблицу №2.
 
Таблица № 2
 
ЖЁЛ
Дыхательный объём
Резервный вдох
Резервный выдох
1
2
     3
Сред. значение
 
1
2
3
Сред. значение
 
 
 
3.Дыхательный объём определяется спирометрическим методом:
испытуемый должен сделать три спокойных выдоха в спирометр после трёх спокойных вдохов, затем показания спирометра разделить на число  выдохов, определив среднее значение.
Резервный объём вдоха и резервный объём выдоха необходимо определить расчётно исходя из формулы:
ЖЁЛ = ДО + РОВДОХ + РОВЫДОХ.
.
 
Проверьте анализ полученных данных, подготовьте вывод.
Полученные результаты сравните с нормой:
ЖЁЛ (жизненная ёмкость лёгких) – 2500-3500мл
ДО (дыхательный объём) – 500мл
РО вдох = РО выдох. – 1500- 2000мл
 
                                                                                                           Приложение 5
 
Практическая работа  № 3.  «Изменение функционального состояния дыхания. Функциональная система дыхания».
 
Цель работы: определить изменения функционального дыхания (частоту дыхания) в покое и после нагрузки.
 
Ход выполнения работы:
1.Определите частоту дыхания в состоянии покоя (1 частота дыхания = 1 вдох и 1выдох) за 1 минуту, результат запишите в таблицу №   3.
2.Определите частоту дыхания после физической нагрузки (после 20ти приседаний), результат также запишите в таблицу.
3.Определите частоту дыхания через 5 минут после физической нагрузки.
Все данные необходимо занести  в таблицу №3, для дальнейшего анализа функционального состояния дыхания.
 
Таблица № 3
 
ЧД в покое
ЧД после нагрузки
ЧД через 5 минут
 
 
 
 
Проверьте анализ полученных данных, подготовьте вывод.
 
1)Проанализируйте полученные данные.
2)В выводе объясните механизм изменения частоты дыхания при различных  функциональных состояниях.
 
 
                                                                                                                     Приложение 6
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ.
 
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ
Вариант 1
1. При вдохе грудная клетка увеличивается в объеме за счет:
А. Увеличения объема лёгких                               Б. Уплощения диафрагмы
В.Снижения давления в плевральной полости    Г. Поднятия рёбер
2.  Внешнее дыхание – это:
А. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью
Б.  Газообмен между атмосферным и альвеолярным воздухом
В. Утилизация кислорода и выделение углекислого газа клетками
Г. Газообмен между кровью и тканями
3. Кислород транспортируется кровью в виде
А. Оксигемоглобина               Б. Растворённым в плазме
В. Карбгемоглобина                Г. Метгемоглобина
4. Углекислый газ транспортируется кровью в виде:
А. Карбоксигемоглобина        Б. Карбгемоглобина
В. Растворённым в плазме      Г. Солей угольной кислоты
5. Жизненная емкость лёгких это:
А. Количество выдыхаемого воздуха при максимальном вдохе
Б. Количество воздуха, выдыхаемое человеком в покое
Г. Количество воздуха, находящегося в дыхательных путях 
 
Вариант 2
1.  Давление в плевральной полости
А. Равно атмосферному           Б. Меньше атмосферному
В. Больше атмосферного.
2. Функцию внешнего дыхания нельзя оценить по:
А. По величине лёгочных объёмов.      Б. Глубине.
В. Частоте.         Г. Ритму.     Д. По уровню карбоксигемоглобина в крови.
3. Дыхательный объём лёгких составляет:
А. 300 – 700 мл.            Б. 3000 – 4000мл
В. 1500 – 2000мл           Г. 6000 – 8000мл
4. Самое низкое парциальное давление углекислого газа в:
А, Альвеолярном воздухе         Б. Артериальной крови
В. В тканях.                              Г. Венозной крови.
5. Из чего состоит дыхательный цикл?
 
Вариант 3
1. Резервный объём вдоха составляет:
А. 1500 – 2000 мл.            Б. 300 – 700 мл.
В. 3000 – 4000 мл.             Г. 6000 – 8000 мл.
2. Самое высокое парциальное давление кислорода в организме:
А. В крови артериального конца капилляров
Б. Альвеолярном воздухе
В. Тканях
Г. Артериальной крови
3.Содержание азота в выдыхаемом воздухе по сравнению с альвеолярным:
А. Меньше             Б. Одинаково           В. Больше
4. Самое высокое парциальное давление углекислого газа в:
А. Крови венозного конца капилляров      Б. В тканях
В. Альвеолярном воздухе                           Г. Артериальной крови
5. Самое низкое парциальное давление кислорода в:
А. Альвеолярном воздухе                                Б. Артериальной крови
В. Крови артериального конца капилляров     Г. В тканях
 
Вариант 4
1. Тканевое дыхание - это
А. Газообмен между атмосферным и альвеолярным воздухом
Б. Газообмен между кровью и тканями
В. Утилизация кислорода и выделение углекислого газа клетками.
Г. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью
2.  Жизненная ёмкость лёгких составляет:
А. 1500 – 2000 мл.            Б. 3000 -   4000 мл
В. 6000 -  8000 мл             Г. 300  -  700 мл.
3. Спокойный выдох осуществляется за счёт:
А. Эластичности лёгочной ткани.                Б. Тяжести плечевого пояса.
В. Поднятия купола диафрагмы.                  Г. Опускание рёбер.
4. Обмен кислорода между альвеолярным воздухом и кровью малого круга кровообращения происходит за счёт:
А. Обмена углекислым газом из альвеол.
Б. Разности парциального давления.
В. Активной подкачки лёгочным эпителием кислорода.
5. Длительность вдоха и выдоха составляет?
 
Вариант 5.
1.В ЖЕЛ не входит
а) дыхательный объем;
б) резервный объем вдоха;
в) остаточный объем;
г) резервный объем выдоха.
2. ЖЕЛ в норме зависит от:
а) частоты и глубины дыхания;
б) пола, возраста и роста;
в) способа измерения;
г) величины атмосферного давления.
3. Остаточный объём  - это...
а) количество воздуха, заполняющее воздухоносные пути после обычного
выдоха;
б) количество воздуха, остающееся в легких после максимального выдоха;
в) сумма резервных объемов вдоха и выдоха;
г) разница между резервным объемом выдоха и объемом мертвого пространства.
4. Сумма показателей дыхательного объёма, резервного объёма вдоха и резервного объёма выдоха показывает   ...
а) форсированную жизненную емкость легких (ФЖЕЛ);
б) объем анатомического и функционального мертвого пространства;
в) функциональную остаточную емкость легких;
г) жизненную емкость легких (ЖЕЛ);
д) минутный объем дыхания (МОД).
5. Повышенная концентрация углекислого газа в крови ...
а) тормозит работу дыхательного центра;
б) возбуждает дыхательный центр;
в) не оказывает влияния на работу дыхательного центра.
 
Приложение 7
 
Решите  ситуационные задачи (студенты решают ситуационные задачи
(по карточкам, каждой группе даны по 1  задаче):
 
Ситуационная задача № 1 .
На уроке физиологии произошел спор двух студентов. Один
студент утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них поступает воздух,
второй – что воздух поступает в легкие и поэтому они расширяются. Кто из
двух спорящих прав?
  Ситуационная задача № 2.
Для оказания реанимационной помощи пациенту дали подышать газовую смесь, обогащенную кислородом с добавлением 4% углекислого газа (карбоген). Для чего к кислороду добавили углекислый газ?
Ситуационная задача № 3.
Два спортсмена с одинаковыми антропометрическими данными и параметрами внешнего дыхания решили устроить соревнования на длительность пребывания под водой. Один из них нырнул под воду после предварительной произвольной гипервентиляции, второй нырнул под воду, сделав
глубокий вдох. Кто из них более продолжительное время пробудет под водой?
Почему?
 
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ
      Задача 1. Первый студент прав, если речь идет об естественном дыхании,
основанном на всасывающем механизме, однако второй студент тоже прав, если речь идет об искусственном дыхании, где используется нагнетательный механизм.
 Задача 2. Это делают для увеличения парциального давления углекислого
газа в артериальной крови, т.к. главный стимулятор деятельности дыхательного
центра – углекислый газ.
Задача 3. Спортсмен после произвольной гипервентиляции, т.к. в его
крови снизится парциальное давление углекислого газа – главного стимулятора
дыхательного центра