Методическая разработка по экологии «Будь природе другом»
МБУДО «ЦДТ «Приокский» город Рязань
«Будь природе другом»
Методическая разработка по экологии для младших школьников.
Педагоги: Лучкина Антонина Ивановна,
педагог дополнительного образования,
педагог- организатор,
педагог высшей квалификационной категории.
Галичкина Любовь Викторовна,
педагог дополнительного образования.
Пояснительная записка
Тема: «Будь природе другом»
Цель: Развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на окружающую природу; воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе, развивать эстетическое восприятие мира.
Задачи:
- Закрепление знаний по блоку «Мир вокруг нас», о сезонности в жизни птиц и бережном отношении к ним, о растениях ближайшего окружения, о водоёмах Рязанской области.
- Формирование бережного отношения к живой природе через игровую деятельность «У реки»
- Развитие мысленной деятельности через тесты «Третий лишний», развитие внимания через игровую деятельность «Рыбка».
- Развитие мелкой моторики мышц пальцев руки через пальчиковые упражнения «Гнездо», «Птичка», «Скворечник»
Возраст детей: 7-9 лет
Методы:
Беседы: вводная
- О правилах поведения в природе по отношению к птицам, деревьям, водоёмам.
- Организация путешествия по страницам «Гнездо», «Монстера», «Карта».
- Тесты: «Живая и неживая природа», «Листья», «Плоды».
- Пальчиковые упражнения «Гнездо», «Птичка», «Скворечник».
- Стихотворение С. Михалкова «Прогулка».
- Работа с картой водоёмы Рязанской области
- Работа в командах
- Игровая деятельность «Рыбка», «У реки».
Оборудование:
- Презентация.
- Конверты с 3-мя заданиями.
- Карта и глобус.
- Набор пластиковой упаковки.
- Стенды кабинета, дидактический материал.
- Карточки с заданиями.
- Волшебная палочка.
Новые слова |
Закрепление |
Монстера, карта, глобус, Рязанская область, река Ока, растение |
Клён, рябина, дуб |
Литература
- Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
- Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. – 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).
- Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Природа дарит нам здоровье // Начальная школа. – 2014. – №5. – с. 83-88.
- Разанен, А.Е. Юные защитники земли: Игровая программа, посвященная сохранению природных богатств нашей планеты // Читаем, учимся, играем. – 2011. – №4. – с. 68.
Ход занятия
- Вводная часть – 5 минут. Слайд №1
Обозначение цели для детей.
Письмо о том, что кто-то в опасности «Просят нас помочь». Но я открыла письмо, а там рисунок «Гнездо». Слайд №2. Куда идти не пойму. Есть ли в нашем кабинете где-нибудь гнездо? Ответы детей.
- Станция № 1. У стенда «Птицы»- 10 минут.
Где-то спрятан текст. Надо найти. Конверт вскрываем. Здесь письмо.
«Был солнечный летний день. Пете стало скучно сидеть дома, и он вышел погулять, прихватив рогатку. Первое, что он увидел Слайд №3 –это гнездо на дереве. В гнезде недавно вывелись птенчики и взрослые птички кормили их вкусными червяками. Петя достал рогатку и стал стрелять по гнездышку.
«Помогите, помогите - просит птенчик, - может случиться беда. Дети, остановите Петю».
Беседа:
- Правильно ли поступил Петя?
- Почему не правильно?
- Знаешь ли ты такие примеры?
Люди не всегда понимают как отражаются на природе их поступки. Есть определенные правила поведения человека в природе.
Мы с Вами рассмотрим некоторые.
Правила друзей природы
Условные знаки:
- Правильное поведение в природе (в зелёном кружке)
1. Слайд №4. Кормушка. Накормите птицу.
2. Слайд №5. Скворечник.
- Отрицательное поведение человека в природе (в красном кружке)
1. Слайд №6. «Не разоряй гнёзда руками»
2. Слайд №7. «Не стреляй по гнезду рогаткой»
О чем говорят эти знаки? Ответы детей.
На прощание со станцией, пальчиковая гимнастика. Слайд №8.
«Птичка»
Пальчики – головка
Крылышки – ладошки
(Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку). Большие пальцы головка, остальные сомкнуты пальцы- крылья. Помахать ими).
«Гнездо»
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
(Обхватить все пальчики правой руки, левой ладонью и ими шевелить).
«Скворечник»
Скворец в скворечнике живёт,
Песню звонкую поёт.
(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь)
Достаём подсказку, чтобы попасть на 2-ую станцию. Слайд № 9.
Рисунок листа монстеры. Есть ли в нашем кабинете такой лист?
- Станция №2 -10 минут
На наших экопрогулках мы здоровались с объектами живой природы? С какими объектами живой природы мы здоровались? Ответы детей. Слайд №10.
- Деревья, кусты, трава, цветок - как это называется одним словом? Ответы детей. Слайд № 11.
В природе растут дикие растения, а дома какие находятся растения? Ответы детей. Слайд № 12.
А ведь лист монстеры с подсказки тоже комнатное растение.
Конверт с заданиями. Задания о растениях.
Тест «Убери лишнее». Живая и неживая природа.
Мы выполнили задание. Давайте заглянем в конверт и найдем подсказку.
Слайд № 13. А есть ли у нас в кабинете глобус, где он находится?
4.Станция №3 – «Карта» - 15 минут
Посмотрим внимательно на глобус. Чего больше на глобусе суши или воды? Ответы детей.
Правильнее нашу планету надо было назвать Водой. А наша страна как- то отмечена на глобусе? Ответы детей. Слайд №14.
А Рязань отмечена на глобусе? Ответы детей.
Слово Рязань не видно на глобусе, но отмечена она в виде маленькой точки.
Неужели наша Рязань такая маленькая? Ответы детей.
А как хочется отправиться в путешествие по Рязани и по селам и деревням, прилегающим к Рязани. Взмахнем волшебной палочкой и перед нами карта Рязанской области. Слайд № 15.
Делимся на 2 команды (мальчики и девочки)
Работа с картой Рязанской области.
Каким цветом закрашены на карте водоёмы? Ответы детей.
Найти на карте голубые лужицы- это водоёмы, озера.
Есть ли у нас реки? Как они обозначены?
В виде нитки река Ока. Взяли бумажные кораблики и поплывем по реке Оке. Игра на внимание «Рыбка». Левая рука показывает уровень водоема, а правая рука – рыбка, которая ныряет в воду.
Игра «Идём купаться»
На столе набор пластиковой посуды, бутерброды, завернутые в целлофан и мяч. Всё это мы берем с собой и идём на речку отдыхать, образно.
Поиграли, покушали, а куда же девать мусор после еды? Ответы детей. . Слайд № 16.
Читаем стихотворение С. Михалкова «Прогулка» (можно по очереди с детьми читать).
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Какие правила поведения забыли взрослые и дети? Ответы детей.
5.Обобщение – 5 минут.
Что значит быть для природы другом?
Каждый скажет несколько слов. Подсчитываем очки. Выявляем победителя.
Слайд № 17.Спасибо за внимание!