Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Методическая разработка открытого занятия Питание животных

МБУ ДО ДЭБЦ г. Сибай Республика Башкортостан

Методическая разработка открытого занятия

Питание животных

Возраст учащихся: 3 - 4 классы

Аминева Мавдига Зайнагабдиновна

педагог дополнительного образования

 

 

Актуальность методической разработки в том, что содержание данного занятия обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения и бережного отношения к природе.

Новизна методической разработки открытого занятия в том, что в ней изучается тема, связанная с изучением фауны родного края и её охраны.

Реализация разработки обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, образовательных, метапредметных результатов:

- культура поведения в природе;

- бережное отношение к окружающей среде;

 знание названия вида животного и меры его охраны, занесённого в Красную книгу Республики Башкортостан;

- знание загадок, умение разгадывать ребусы о фауне окружающего мира;

- умение разделить млекопитающих на группы по способу питания;

- умение определить след белки и норки обыкновенной;

- умение бережно относиться к своему здоровью и окружающему миру.

         Методическая разработка занятия может быть полезной для педагогов дополнительного образования естественнонаучного направления.

Содержание занятия

Цель занятия: расширить и углубить знания учащихся о млекопитающих, разделить их на группы по способу питания.

Оборудование: текст телеграммы, план описания внешнего вида животного, карточки с изображениями грибов, ягод, изображение следа белки обыкновенной, норки обыкновенной и рога лося; чучело американской норки; книжка-загадка с ключами, ребусы, пословицы; еловые шишки, мячи, обручи, компьютер, мультимедийный проектор, видеоматериал, бумаги А4, музыкальная запись, призы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии будут присутствовать гости. Поприветствуем их.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес, к нашим меньшим братьям – животным.

Животные леса узнали о нашем путешествии, прислали нам телеграмму. Вот она. Что за телеграмма такая странная, не слова написаны, а животные да растения нарисованы. Ребята, давайте разгадать эту телеграмму! Текст телеграммы: «Дорогие ребята, приглашаем вас в лес в гости. Звери». Каждая буква в телеграмме – это рисунок животного или растения, название которых начинается с этой же буквы, например, Д – дятел, О – опята, Р – рысь и т.д.

Итак, приглашение мы получили, можно отправляться…

Но, чтобы войти в лес, мы с вами должны знать правила поведения в природе. Потому что мы в лесу лишь гости, а ведь там живут звери, птицы, насекомые. Давайте вспомним золотые правила, которые мы должны выполнять (Ответы детей).

Очень хорошо, молодцы.

Лес большой и таинственный, в нем легко заблудиться… Я хочу узнать, как вы подготовились к путешествию. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Назовите народные приметы, предсказывающие погоду?
  2. Вы заблудились в лесу. Как правильно найти дорогу домой без компаса?

Молодцы! Теперь вас можно пускать в незнакомый лес, таких хороших следопытов. С пути вы не собьетесь. Удачного путешествия!

Вначале вспомним всех-всех, кто живет в наших лесах, назовите от больших до самых маленьких (Ответы детей). У нас получилось, что в лесу живут звери, птицы, насекомые.

Сегодня мы с вами поговорим только о зверях (млекопитающих). Как вы видите, очень много зверей в лесу, у них внешнее и внутреннее строение зависит от питания и от приспособления добывания пищи. Поэтому целью нашего занятия является разделить животных на группы по способу питания.

Мы их приглашение получили, но на встречу пришли несколько животных, у остальных у всех свои неотложные дела.

Кто нас первым встречает, узнаете, отгадав эту загадку:

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет, резвится рыжий циркач.

Вот на лету он шишку поймал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка.)

Посмотрите изображение белки на слайде.

Попробуйте описать внешний вид белки обыкновенной по следующему плану: - местообитание

- внешний вид

- окраска шерсти

- конечности

- образ жизни

- питание

Ответы детей:

- хвойный и смешанный лес, парки;

- длина тела 18-28см. Хвост более половины длины тела;

- окраска верха летом от рыжей до буровато-коричневой, зимой пепельно-серая. Зимой на ушах длинные кисточки волос. Брюшко белое;

- задние ноги длиннее передних, ловко лазает по деревьям, цепляясь когтями;

- активность дневная;

- орехи, желуди, шишки, грибы, ягоды.

А вот след белки (показываю снимок следа).

Вы знаете, ребята, как белочки по лесу передвигаются? Вот сейчас мы проверим, как же это у вас получится?

Игра. На полу лежит по 4-5 обручей. Дети, прыгая из обруча в обруч, добегают до финиша и быстро возвращаются назад, передавая эстафету следующему игроку.

Скажите, что же белки в свои кладовые на зиму собирают? Сейчас проверю, хорошо ли вы знаете ягоды и грибы нашей местности?

Игра «Угадай по описанию». На столе лежат одинаковые комплекты из 10 карточек с изображением ягод и грибов (можно по слайду показать). Педагог зачитывает описание, а дети поднимают (или находят в слайде) правильную, по их мнению, карточку.

Задания:

  1. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже если  его высушить. Может, потому  и получил гриб свое название. (Белый гриб.)
  2. Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. И на этих кустарничках висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика.)
  3. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника.)
  4. Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная: растение хороший барометр. (Костяника.)
  5. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Маслята.)
  6. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай: он лесу нужен. Для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд! (Мухомор.)
  7. Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть ли не целое лукошко. (Опята.)
  8. У этих грибов шляпки самого разного цвета: и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название одно… (Сыроежки.)
  9. Водной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за свежими ягодами. А ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (Клюква.)
  10.  Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе. (Малина.)

Как назовем белку, которая питается растениями? Правильно, растительноядное животное. Показ на слайде:

Белка обыкновенная:

- орехи

- шишки

- желуди

- грибы

- ягоды

Растительноядное животное

Расшифруйте этот знак, тогда узнаете название следующего гостя. Правильно, это норка. Показываю снимок зверя на слайде.

Опишите норку европейскую по плану (план описания животного висит на доске).

Ответы детей:

- околоводное;

- тело вытянутое, гибкое. Длина тела 44см, хвост 14см;

- от рыжевато-бурой до темно-коричневой; белое пятно на конце мордочки занимает и нижнюю и верхнюю губу;

- лапы с плавательными перепонками по 5 пальцев;

- скрытный ночной;

- рыбы, раки, улитки, лягушки, мышевидные грызуны.

Чтобы узнать, чем питается норка европейская, отгадайте следующие загадки:

  1. С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (Рыба.)

  1. Летом в болоте

Вы её найдете.

Зеленая квакушка.

Кто это? (Лягушка.)

  1. Ползет наоборот,

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак.)

  1. Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Остренькие зубки. (Мышки.)

  1. Теремок ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка.)

Как назовем животного, которое питается другими животными? Правильно, хищное животное. Показ на слайде:

Норка европейская:

- рыбы

- лягушки

- раки

- улитки

- мышевидные грызуны

Хищное животное

Тут на снегу много следов, сфотографируем, чтобы найти среди них след норки (показываю снимок следа норки обыкновенной).

Интересно, откуда взялась у нас норка американская? (показ чучела) Сообщение ученика: « Норка американская завезена в Башкортостан в 1935 году и выпущена в количестве 72штук. Она успешно прижилась, расселилась повсюду. Мех норки американской ценится выше, поскольку он гораздо прочнее. Она вытеснила в ряде мест норку европейскую».

Таким образом, у нас акклиматизировали эту норку. В результате конкуренции выигрывает американский вид, более крупный и агрессивный.

Европейская норка занесена в Красную книгу Республики Башкортостан. Лимитирующие факторы – антропогенная трансформация местообитаний, чрезмерный промысел, вытеснение американской норкой, деградация малых водоёмов и снижение запасов рыбы.

Принятые и необходимые меры охраны: необходимы дополнительные исследования, борьба с браконьерством, искусственное разведение с последующей интродукцией в места естественного обитания.

Физкультминутка.

Читаем стихотворение и выполняем связанные с текстом движения:

Заяц скачет от лисы

Хвост дрожит, дрожат усы. (изобразить прыжки, дрожь)

Сосны встали на пути, от погони не уйти. (встать, руки перед собой, присесть, руки вниз)

Где спасение в бору? (поворот кругом)

Прыгнул к ежику в нору. (прыжок, присесть)

Катится по лесной дорожке «колобок» и песню поет:

Я не домашний, а лесной колобок,

Все зовут меня – Колючий бок!

Меня по амбару не мели,

По сусекам не скребли,

На сметане я не мешан,

В печку не сажан,

На окошке не стужен.

Я под кусточком у мамы рос

И весь колючками оброс.

Всем я будто бы хорош,

А руками не возьмешь.

- Здравствуй, Еж Ежович, - засмеялся Заяц. – Какой же ты колобок, ты самый обыкновенный Еж.

- А разве я не похож на колобка? Смотри, - Еж свернулся в клубок. – Только колобки без колючек, а я с колючками. Такие у меня на спине и на боках волосы.

- Как это волосы? – удивился Заяц.

- Очень просто. У тебя они мягкие, а у меня в виде иголок. Я ими защищаюсь от врагов, - объяснил колючий колобок. – Только моя мордочка, брюшко покрыто обычной шерстью.

Показываю на слайде снимок ежа обыкновенного. Теперь опишите внешнее строение по плану.

Ответы детей:

- опушки лиственных и смешанных лесов, кустарниковые заросли на полях, населенные пункты;

- длина 15-20см. Сверху тело покрыто твердыми и острыми иголками, бока и мордочка – грубым жестким мехом;

- окраска темно-серая;

- лапки короткие одинаковой длины, пальцы снабжены острыми когтями;

- ночной;

- жуки и их личинки, лягушки, мыши, змеи, плоды и ягоды.

Игра. Один-два!

Упражнение для глаза!

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей.

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщить:

Что везет та тачке ежик?

Что несет в мешочке чиж?

 

Я

В

Б

Д

Л

М

О

П

К

Ю

И

В

Г

Д

Ж

Ф

М

П

С

Т

Ю

Э

З

Г

Ё

Ф

Р

Ж

Н

С

А

Т

Э

 

Как назовем животного, которое питается и животными и растительными кормами? Правильно, всеядное животное.

Показ на слайде:

Еж обыкновенный:

- жуки и их личинки

- лягушки

- змеи

- мышевидные грызуны

- плоды и ягоды

Всеядное животное

Установлено, что еж по запаху может обнаружить присутствие съедобного жука на расстоянии 1м.

Сообщение ученика. « Ежи довольно прожорливы, взрослый зверек в сутки может съедать до 200граммов корма. Известный немецкий зоолог Б. Гржимек считает, что ёж, который к осени весит менее 900граммов, почти не имеет шансов дожить до весны. Поэтому те, кто тащит ежей из леса в дом, чтобы кое-как подержать, а вернее, помучить, и затем отпустить, где попало, обрекают зверьков на гибель».

Игра. Без промаха. Соберите по 5еловых шишек. Кто меньшим числом бросков собьет яблочко (или какая – нибудь игрушка)? Яблочко-мишень поставим на пенек.

Таким образом, у нас получилось следующее, показ на слайде:

                             Животные (звери)

   

Растительноядное                хищное              всеядное

Дети, я ведь не все рассказала вам. Когда шла по лесу встретила лесовичка. Я рассказала ему о вас, что мы изучаем животных, любим их, ухаживаем за ними. Он был очень доволен и подарил книжку-загадку, чтоб вы больше узнали о других животных, которые не смогли прийти на встречу. Интересная книжка, (удивленно смотрю на книжку), с ключами? Лесовичек сказал, что страницы этой книжки открываются только тогда, когда правильно подберете к ней ключ. Давайте, дети, попробуем открыть страницу, возьму один ключ. Читаю вопрос, а вы слушайте внимательно, так как необходимо определить животного по его признакам:

  1. Этому крупному животному леса нужно много-много травы, листьев, особые зубы для срезания растений и перетирания пищи, большие крепкие губы для захвата травы. О каком животном говорится? Если правильно отгадаете, откроется первая страница книжки-загадки. Правильно, лось, зин-зин – ключ подошел, открылась первая страница с изображением животного. К какой группе по типу питания можно отнести лося? (Ответы детей). Правильно, растительноядное. У них губы и зубы приспособлены к срезанию и перетиранию пищи. Тело, шкура, ноги приспособлены к быстрому и надежному передвижению. Эти животные имеют острое зрение и слух.

А вот рога лося (показ рисунка). Но, к счастью для лося, чтобы добыть рога, не обязательно убивать животное, достаточно побродить по местам его обитания. Дело в том, что лось ежегодно сбрасывает рога, как деревья листву. Рога растут с апреля по июнь. В это время рога мягкие, чувствительные к ударам, даже к укусам насекомых. В августе рога твердеют. А в феврале они сбрасывают. Каждый год прибавляется одна ветвь рогам, и по рогам можно узнать возраст лося.

Следующая загадка лесовичка:

  1. Активно ищет добычу, пробегая за ночь 60-70километров. Мощные зубы в один миг разделывает добычу. У него отличный слух и обоняние. О каком животном идет речь? Молодцы, правильно нашли ключ ко второй загадке и она открылась. Это - волк. Он – хищник. По каким признакам можно определить хищника? У них большие и острые клыки, чтобы удерживать добычу, сильные челюсти, мощные когти, хорошо развит слух, зрение, обоняние. Они сильные, выносливые, у некоторых хорошо развита мускулатура.

Сообщение ученика о позах волка. «Волки выражают свои намерения с помощью языка жестов, движений, мимики и звуков. Поза угрозы – брови приподняты, зрачки увеличены. Когда хочет показать свое превосходство – хвост направлен трубой. А когда с позором отступает – хвост между задними ногами поджат к брюху. Вой – это призыв к охоте, призыв собраться в стаю».

Следующий ключ к странице, слушайте внимательно:

  1. С виду неуклюж, хотя в действительности очень подвижный и ловкий; может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. Питается ягодами, орехами, сочными корнями, листьями, поедает муравьев, других мелких животных. О каком животном идет речь? Правильно, зин-зин, страница открылась. Это медведь. Он – всеядный зверь. Находить пищу ему помогает острый слух и обоняние. Животные поедают пищу с помощью зубов.

Зимой из-за резкого уменьшения количеств пищи, некоторые животные залегают в спячку, например, медведь.

Возьмем следующий ключ к странице:

  1. Широкими лапами, с длинными когтями быстро копает свою нору. У него округлое тело и короткий хвост. Это помогает ему передвигаться в подземных норах. В его рационе есть мелкие грызуны, лягушки, птенцы и яйца птиц, ягоды орехи, корни растений, грибы. О каком животном идет речь? Что-то не открывается страница, правильно назовите животного. Это – барсук. Тоже как медведь, всеядный зверь и залегает в спячку.

Следующая загадка:

  1. Тело очень вытянутое, гибкое. Глаза относительно небольшие. К зиме зверек становится весь белый-белый, за исключением кончика хвоста, который и зимой и летом черный. Питается мышевидными грызунами.

О каком животном идет речь? Это – горностай. Он – хищник. Вот и раскрыли все страницы книжки-загадки, молодцы ребята за ваши знания о животных.

Таким образом, все эти животные к условиям жизни приспособлены по-разному.

  1. Закрепление пройденного материала
  1. Игра «Собери в группы». Сейчас отдохнем и поиграем. Я буду называть животного, а вы будете распределять его в одну из изученных групп. Если растительноядные – прыгаете, хищные – наклоны в стороны, всеядные – поднимаете руки вверх.

Растительноядные – заяц, олень, лось, белка, верблюд, мышь, бобр

Хищные – лиса, волк, норка, тигр, лев, горностай, рысь

Всеядные – медведь, кабан, еж, барсук, куница

  1. Ребусы о животных.
  2. Конкурс «Правила поведения в лесу». Если согласны с правилом, то хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами. Зачитываю правила:
  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.
  3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.
  4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  6. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.
  1. Игра. Ударяя мяч рукой о пол, попробуй обойти стул или стол.
  2. Закрытыми глазами на ощупь определить животного. Например, игрушки зайца, ежа.

Хором можно читать стихотворение:

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,

Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки…

Все, рядышком со мною, - это все мое родное!

Как же мне в краю родном не заботиться о нем!

Пусть последние строчки стихотворения для вас станут девизом. Я думаю, что все любите животных, природу в целом, и всегда будете беречь её.

Аутотренинг. И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.

Занятие окончено.

Смотреть презентацию