Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Методическая разработка открытого урока по предмету «Технология» для обучающихся 8 класса (девочки)на тему: «Художественное творчество и народные ремесла России»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №31»

Методическая разработка открытого урока по предмету «Технология» для обучающихся 8 класса (девочки) на тему:

«Художественное творчество и народные ремесла России» Разработчик: учитель технологии первой квалификационной категории Курбатова Наталья Юрьевна г.о. Балашиха, 2016 г.

Урок по предмету «Технология» на тему «Художественное творчество и народные ремесла России » разработан для обучающихся 8 класса.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, закрепление изученного учебного материала, формирование специальных умений и навыков по предмету. Урок проходит с практическим применением навыков работы с отделочными материалами для изготовления украшения на ёлку. Урок развивает творческие и практические способности учащихся, помогает овладеть коммуникативными навыками и эстетического творчества. В ходе проведения данного урока применяется деятельностный метод обучения, который реализуется в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Каждый этап урока состоит из заданий, вопросов, различных приёмов активизации и мотивации обучающихся, побуждающих к деятельности. Технология. 8 класс. Тема раздела: «Художественная обработка материалов». Тема урока: «Художественное творчество и народные ремесла России» «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый, возвышается до творчества». Максим Горький. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку. 2. Сообщение темы и целей урока. Вводное слово учителя: - Скажите, пожалуйста, вы любите узнавать что-то новое? - А проводить исследования? - Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным миром народных промыслов России. Об изделиях, созданных народными мастерами, есть много загадок. Вот, например, одна из них: - Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, сладким соком налилась. А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома) Эталон ответа: огненная Жар-птица, сказочный персонаж - символ росписи в стиле "хохлома". Вопрос: А вы знакомы с такими произведениями искусства? Ответ учеников. Вопрос: Что такое Хохлома ? Эталон ответа: это старинный русский народный промысел. Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Символом росписи в стиле "хохлома" является огненная Жар-птица, сказочный персонаж. Учитель: Поет Хохлома человеку о мире нестареющем и прекрасном Вопрос: Как вы считаете: чему посвящен наш урок? Какая тема будет рассмотрена нами сегодня? Ответы учащихся. Учитель: Тема нашего урока «Художественное творчество и народные ремесла России». Вопрос: Что такое народные промыслы? Эталон ответа: - Народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются какие-либо традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия промыслов сочетают в себе неповторимость какой-либо традиционной культуры. Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства. Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Народный промысел - это вид ремесла, характерный для определённой местности, которым здесь занимаются издавна и успели узнать все тонкости этого ремесла. Учитель: Помимо народных художественных промыслов России, таких как Дымковская игрушка, Каслинское литьё, Гжель, Хохлома, Палех, существовали такие народные промыслы как: • изготовление пастилы (наилучшей считалась коломенская и ржевская пастила), • тульские пряники, • астраханские арбузы, • нежинский огурец. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Вопрос: Как вы думаете: будет ли считаться творческой работой воспроизведение работ старых мастеров? Ответы учеников. Эталон ответа: Художник копиист - это высший пилотаж. Мало того, нужно знать применяемые материалы того времени. Нужно понимать физику и химию этих материалов. Изучить досконально работу, с которой делается копия и самое главное, хотя бы теоретически прожить жизнь самого мастера. что бы понять его "руку". Спасибо мастеру того времени, что он оставил нам эту работу. Вопрос: Как вы считаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? Ответы учеников. Эталон ответа: Цель урока: знакомство с видами народных ремесел. Вопрос: Как по-вашему, это важная информация для нас? Нужна она нам в жизни? Ответы учеников. Учитель: Национальная культура, выраженная в народных ремеслах, несет в себе представления народа о благородном и высоком. О душе народа с её тягой к красоте и любви могут рассказать музыка и храмы, предметы быта и живопись, национальная одежда. С нашего приобщения к родной культуре начинается воспитание любви к Отечеству - самого высокого, нравственного чувства. Патриот своей Родины, знающий её культуру, всегда найдёт и не унизит представителей другой национальной культуры. Надо знать и беречь свою культуру, ведь через века прошло и осталось лучшее - то, что характеризует «лицо народа». Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей, прикоснёшься сердцем к прекрасным твореньям её народов. Вывод: Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Беседа с учащимися о народном творчестве. Учитель: Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Вопрос: скажите пожалуйста, Обладает ли красиво цветущее растение художественной ценностью? А эстетической? Ответы учеников. Вопрос: Можно ли сравнивать художественную ценность изображений цветущего дерева на живописном полотне, на фотографии, на вышитой скатерти? Эталон ответа: ЦЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — это произведение искусства в его отнесенности к высшим человеческим потребностям и интересам, осознанное в его содержательно-артистических достоинствах и функциях, благодаря которым оно оказывает положительное воздействие на чувства, разум, волю людей, способствуя их духовному развитию. Подлинно значительные произведения искусства принадлежат художникам, которые творят ради блага человека и потому защищают, утверждают, поэтизируют значительные ценности жизни и культуры. Вместе с тем само произведение создается как потенциальная художественная ценность. Вопрос: Что является источником вдохновения народных умельцев? Эталон ответа: Природа является основным источником вдохновения народных умельцев. Травяные узоры Хохломы; расписанные цветами платки Павлово – Посада; подносы Жостова, пейзажи Федоскина – всё это имеет глубокие корни, связанные с красотой русской природы. Вопрос: А можете ли вы назвать, какими изделиями славится тот или иной город или село России? Чем знамениты Палех, Федоскино, Гжель, Сергиев Посад? Ответы учеников. Учитель: Предлагаю вам провести небольшое исследование. Учитель раздает учащимся материал для работы в группах. У вас на столах - информация о народном промысле. Также имеется таблица, которую необходимо заполнить, изучив исходные данные. Затем мы заслушаем докладчиков. Все учащиеся распределены по своим творческим группам. Учащиеся в группе распределяют обязанности: РУКОВОДИТЕЛЬ, ДОКЛАДЧИК, СЕКРЕТАРЬ, ЧЛЕН ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА, ФИЛОСОФ. Учитель: Приступаем к выполнению задания. Учащиеся изучают информацию о народном ремесле, заполняют таблицу. Название ремесла Возраст ремесла Место происхождения Материал для изготовления изделия Колорит росписи Вид росписи Современное использование Выступление учеников у доски. По ходу выступления каждой группы основные моменты фиксируются в сводной таблице. Вопрос: Какие пословицы или поговорки вы знаете о труде? Ответы детей. • Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться. • Кто первый в труде, тому слава везде. • Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться. • Без учебы и труда не придет на стол еда. Учитель: Разрешите продолжить наш урок стихотворением русского поэта Виктора Бокова «Откуда начинается Россия?», 1962 г. Откуда начинается Россия? С Курил, Камчатки, с Командор? О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озер? Россия начинается с пристрастья К труду, терпенью, к правде, доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела её большие, Её неповторимая судьба. И если ты причастен к ней – Россия Не с гор берет начало, а с тебя! - Народно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека, они вошли в быт как необходимые предметы. Вопрос: Как вы считаете: нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы? Ответы учеников. Вопрос: Что такое Русский народный стиль? Ответы учеников. Вопрос: Вы знаете какое применение нашли в нашей современности традиции ремесел народов России? Ответы учеников. Учитель: Этнический стиль в одежде является одним из современных трендов. Интерес к нарядам, которые были популярны у наших предков, сейчас повышен. Элементы таких нарядов в последнее время активно используют для своих коллекций известные дизайнеры. Все больше модниц пополняют собственный гардероб платьем в русском стиле. 1. Изготовление одежды из натуральных тканей. Для платьев русского стиля наиболее актуальны хлопок и льняное полотно. Допустима также ткань, в которой есть небольшое количество синтетических волокон, чтобы облегчить уход за изделием. 2. Сдержанный фасон. Для русского стиля неуместны глубокие декольте и излишне короткие юбки. Платье не должно быть вульгарным, поскольку наши предки ценили целомудрие, застенчивость и женственность. 3. Элементы, присущие национальному костюму. К ним относят набивной цветочный рисунок, узор гжели и хохломы, кружева, рукава в виде «фонариков», ручную вышивку, отделку бисером, украшение подола платья орнаментом, тесьмой, полосой ткани или кружевом. 4. Цветовая гамма, включающая естественные природные цвета. Сочные оттенки клюквы и рябины сочетаются с ярко-зеленым, нежно-кремовым, фисташковым, бежевым и другими. Основными особенностями платьев народного русского стиля является роскошь и яркость, а также красивая отделка. Такие наряды относятся к этно и фольклорному стилю. Но, при всей своей красоте русский костюм должен быть удобным и функциональным, что достигается просторным покроем. Платья в русском народном стиле по вкусу многим модницам и завоевывают весомое место на подиумах. Одним из основных символов народного стиля по праву можно считать известные «русские» мотивы. Это легендарные узоры «хохломы» и «гжели», а также изысканные росписи Павлово-Посадских платков. Традиционные орнаменты способны украсить даже самую скучную и тривиальную вещь. Такая тенденция пришлась как нельзя кстати, ведь сегодня в моде необычные художественные решения, самобытность. Модные платья в русском народном стиле лишены «сувенирности» в стиле «а ля рюс». Это очень хорошо, так как образ на основе такого наряда будет выглядеть уместно. Уместная стилизация цветов и фасонов помогает добиться прекрасных результатов. Но одна характеристика остается неизменной — это отделка ручной работы и только натуральные материалы. Вопрос: Что вы можете рассказать об оформлении Зимних Олимпийских игр, которые прошли в 2014 году в Сочи? Ответы учеников. Учитель: Зимние Олимпийские игры имели особое оформление. Для создания фирменного узора Сочи-2014 и эмблемы олимпиады были использованы традиционные российские орнаменты и фигуры. Главным образом Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи стало Олимпийское лоскутное одеяло. Оргкомитет Сочи-2014 получил его в подарок от креативных сотрудников BOSCO. Оно было создано с опорой на лоскутную технику пэчворк (от англ. Patchwork), которая известна с IV–IX в. н. э. и восходит корнями к искусству мозаики. С тех пор особое распространение эта техника получила среди бедного населения планеты во время многочисленных кризисов, войн и катаклизмов: кусочки ткани использовались для ремонта старой одежды или пошива новой в целях экономии. Однако в наши дни пэчворк скорее модный тренд, ведь его охотно используют в своих работах самые именитые модельеры. - Этот узор состоит из 16 орнаментов, взятых из самых популярных русских национальных промыслов: гжель, хохлома, палех, жостовская, северодвинская, мезенская, ракульская, уфтюжская роспись, Павлово-Посадские платки, узоры Русского ситца вологодское кружево, кубанские , кубачинские , якутские узоры, резьба по дереву, узор с прошлой Олимпиады — перо Жар-птицы из русских народных сказок. Техники росписи Гжель, Хохлома, Жостовская роспись, Палехская роспись. Пришедшие с Русского Севера Ракульская роспись, Северодвинская роспись, Красно-чёрная схематичная Мезенская роспись, Уфтюжская роспись, характеризующаяся наличием всего одного декоративного элемента и отсутствием фона. Элементы декоративного оформления тканей и одежды в национальных традициях – Вологодское кружево, Кубанские узоры, характерные для казачьей и южнорусской вышивки. Детали орнамента Павловопосадских платков, Яркие узоры Русского ситца Зародившаяся на Кавказе техника гравировки на металле — Кубачинские узоры. Трёхгранно-выемчатая резьба по необработанной древесине. Якутские узоры, свойственные для декоративной культуры северных народов. А также узор с прошлой Олимпиады — перо Жар-птицы из русских народных сказок. В этом узоре так же, как и в эмблеме Олимпиады Сочи-2014, объединились все противоречия, свойственные нашей стране: горячность и сдержанность русских людей, широта их души и замкнутость характера, юг и север на карте России. Эти символы призваны отразить не только богатую российскую историю, но и современный характер страны, собравшей под своё крыло самые разные народы и национальности, каждая из которых вносит свой вклад в развитие России. На лоскутном олимпийском одеяле легко различить сочные красные ягоды земляники и рябины. В конце 19 века декоративную роспись по золотистому фону узнали и оценили в Европе. Удивительно, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. После того, как изделие покроют специальным составом и 3-4 раза обработают в печи, тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет хохломской посуды. Вывод: Мотивы народных промыслов служат сегодня для украшения внешнего вида изделия и используются в основе дизайнерского решения оформления одежды, предметов быта и для тех, кто ищет индивидуальности и истинно ценит искусство. Учитель: Вот мы и познакомились с некоторыми народными ремеслами России. Таким образом, можно перечислить основные виды направлений народного творчества: • вышивка; • керамика; • кованый металл; • кружево; • набойка; • одежда; • плетение; • резьба и роспись по дереву; • ткачество. Практическая работа. Предлагаю вам сейчас изготовить подвесное украшение. Необходимо украсить подвесную деревянную заготовку. Для этого надо взять материал – нитки и шёлковую ленту и украсить свою елочку. Ленту мы используем для изготовления крепления, а нитки обмотаем вокруг корпуса ёлочки. Учащиеся выполняют задание. Подведение итогов урока Закрепление изученного материала. Анализ и оценка урока. Итоги урока. 1.Подведение итогов. 2.Необходимые замечания по уроку и выполнению заданий. 3.Оценки за работу и устные ответы. Закрепление материала. Учитель: Сегодня на нашем уроке мы прикоснулись к русской культуре – многогранной, богатой традициями и обычаями, потому что без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Вопросы: - Что нового вы узнали на уроке? - Какими видами рукоделия вы занимаетесь? - Каким видом творчества увлекаетесь вы? - Назовите народные промыслы, творчество которых вам наиболее показалось интересно. - О каких не названных сегодня народных промыслах вы знаете? - Нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы? - В память о нашей стране иностранные туристы увозят с собой расписные предметы, игрушки и изделия из ткани. Какой особенный русский сувенир стараются привезти из России домой иностранные туристы? С русским сувениром, куклой Матрёшкой, знакомы все. Она считается исконно русской жительницей. Именно её стараются привезти домой как русский сувенир иностранные туристы. Дети с удовольствием играют с матрёшкой, она используется для украшения интерьеров. Мало кому известно, что у русской матрёшки совсем не русские корни. Мифов о её происхождении довольно много, но большинство исследователей считает, что прообразом матрёшки стало японское божество, чья фигурка тоже раздвигалась и вмещала в себя более мелкие части. Эта японская фигурка представляла собой лысенького старичка. Автором нашей матрёшки стал токарь Звёздочкин, а крестьянской девочкой куклу расписал художник Малютин. - Какое впечатление производят на вас предметы народного творчества? - Хотели бы вы в совершенстве освоить один из видов художественного творчества? -Удивителен мир народного искусства! В каждом уголке России живут и развиваются родники бесконечно доброго народного мастерства. Ежегодно в Москве в ЦВК Экспоцентр проходит XХI ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ «ЛАДЬЯ». Среди гостей и участников выставки представители разных конфессий, взглядов, убеждений, но всех объединяет любовь к уникальному народному искусству. Выставка «ЛАДЬЯ» – одно из главных культурных событий года для хранителей и ценителей народного творчества, праздник красоты и таланта. - Вот и закончился наш урок. Спасибо всем за работу на уроке. До свидания. Используемые ресурсы: 1. Технология. Обслуживающий труд: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентанта-Граф, 2009. 2. Технология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Крупской, Н.И.Лебедевой, Л.В.Литиковой, В.Д.Симоненко: авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2009 3. http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samiye-izvestniye-narodniye-promisli-v-rossii.html 4. https://ru.wikipedia.org/wiki 5. http://krugevo.com/uzory-olimpiady-2014/ 6. http://www.evpatori.ru/kollekciya-odezhdy-olimpiady-sochi-2014.html 7. http://www.liveinternet.ru/users/natalyayas/post328415041 8. http://stranamasterov.ru/node/635988 9. http://vospitateljam.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-na-temu-kulturnoe-nasledie-nashej-rodiny/ 10. http://cs.pikabu.ru/images/big_size_comm/2013-05_4/13689810841531.jpg 11. http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-trude/ 12. http://rupoem.ru/bokov/otkuda-nachinaetsya-rossiya.aspx 13. http://liketotravel.ru/russia/sochi/olimpiada-v-sochi-2014/cimvolika-olimpiadyi-cochi-2014 14. http://www.liveinternet.ru/users/astra614/post311992444/