Методическая разработка открытого урока по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на тему: «Проект «Они защищали Родину»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №31»
Методическая разработка открытого урока по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на тему:
«Проект «Они защищали Родину»
Разработчик: учитель начальных классов Волчановская Мария Николаевна г.о. Балашиха,
Балашиха, 2017г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
УЧИТЕЛЬ: Волчановская М. Н.
ТЕМА: «Проект «Они защищали Родину»
УРОК №107 ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок, закрепление изученного учебного материала, формирование специальных умений и навыков по предмету, презентация групповых проектов. ЦЕЛИ: Формирование и развитие чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости через изучение литературных произведений в рамках проектной деятельности. Образовательная: - познакомить детей с героями Великой Отечественной войны, с их подвигами; Развивающая: - развивать творческий потенциал, образное мышление, воображение; Воспитательная: - воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов. ЗАДАЧИ: - воспитывать, прививать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, старшему поколению. Образовательные технологии: технологии групповой и проектной деятельностей. Личностные результаты: - самостоятельно делать выбор, опираясь на личные знания; - самостоятельно оценивать результат своих действий, находить и исправлять собственные ошибки; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения; - высказывать свою версию совместно с учителем; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - поиск, отбор и анализ информации для выполнения заданий; Коммуникативные УУД: - умение работать в группах; - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; - слушать и понимать речь других; - умение оценивать работу своей группы; Предметные результаты: - познакомиться с событиями, связанными с героями Великой Отечественной войны; - формулировать понятия «война», «патриот», «герой», «жить в памяти народной». Оборудование: - раздаточный материал для групп, таблицы оценивания участников проекта; - компьютерная презентация; - выставка художественной литературы. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения Предметные Понимание и определение понятия «проект, проектная деятельность», умение разрабатывать проекты. 1 уровень — узнавание Регулятивные Планирование собственной деятельности. 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля Коммуникативные Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя Личностные Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА № п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, формы, приемы Формируемые УУД 1. Организационная часть Приветствие . Отметка отсутствующих. Проверка подготовленности к учебному занятию. Выдача необходимых материалов. Организация внимания детей. Проверка домашнего задания. Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей, контролируют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока. Подготовка к уроку. Запись в тетрадях даты, темы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения 2. Повторение материала Вспоминают материал предыдущих уроков. Выясняет степень усвоения изученного материала. - Дорогие дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их и познакомимся с ними. - Скажите: кто из вас желает стать успешным? - Что для этого надо сделать? (узнавать, познавать) - Сегодня на уроке мы будем использовать технологии групповой и проектной деятельности. Мы учимся работать над проектами. Возможно ещё не всё умеем делать правильно, но очень стараемся. - Давайте вспомним правила работы в группах и алгоритм выполнения проектов из раздаточного материала. Закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках. Повторяют алгоритм выполнения проектов. Отвечают на вопросы. Фронтальный опрос. Познавательная информация. Ответ на вопросы учителя. Коммуникативные: Умение вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, умение сотрудничать с учителем Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения 3. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Читает стихотворение С. Кочурова «Давно закончилась война». Формирует способности обучающихся к контролю и самоконтролю. Задает вопросы на тему Великая Отечественная война. - Какое событие мы будем отмечать в мае? - Какую дату будем отмечать в этом году? - Кто напал на Советский союз? - Как народ назвал эту войну? А почему? - Давайте подумаем, какие синонимы к слову Родина можно подобрать? Что такое синонимы? - Война унесла более 20 миллионов жизней советских людей и 11 тысяч из них стали Героями Советского Союза. Сотни тысяч советских людей были загублены в фашистских лагерях, 204 тысячи тружеников тыла были награждены орденами и медалями. - Сегодня мы с вами будем говорить о людях, которые ценой своей жизни отстояли нашу Родину и защитили её от фашистской Германии. Мужчины и юноши, женщины, старики и даже дети… Отвечают на вопросы. Эталон ответа: - 9 мая, День Победы. - 72-летие - фашистская Германия - Великая Отечественная война. - Сражались и защищали Родину народы всех республик, входящих в состав СССР. - Отчизна, Отечество, Родной край, Мать-земля Беседа с элементами диспута. Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. 4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимости темы. Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её: формирование чувства патриотизма и отзывчивости на уроке литературного чтения при изучении произведений о Родине и о её защитниках. Учитель: - На доске «разбросаны» слова: формирование, патриотизма, чувства, отзывчивости, на, и, уроке, литературного чтения, при, изучении, произведений, о Родине, и о её, защитниках, в рамках проектной деятельности. - Эти слова помогут Вам сформулировать цель нашего урока. - Вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы будем говорить о важном для каждого человека понятии «Родина», о ее защитниках и о качествах, которыми должен обладать - Прошу предоставить трёх экспертов от каждой группы. Чтобы, на протяжении всего урока они могли следить за соблюдением алгоритма создания презентаций. - В конце урока эксперты подведут итог урока и оценят ваши проекты. Формулируют цель урока. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают. Распределяются на творческие группы. Выдвигают экспертов. Ученики определяют учебную задачу и практическую творческую работу, используют термины: - Родина, Отчизна - мужество -защитник - патриот. Уточнение понимания учащимися цели. Беседа с элементами диспута. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. 5. Поисково-исследовательский этап. Открытие учащимися новых знаний. Изложение домашнего задания: групповой проект по заданной теме. Исторические сведения. Учитель: - Домашним заданием на сегодня у вас было подготовить групповые проекты по трём темам. - Предлагаю прослушать первый проект «Россия – Родина моя» - Скажите, пожалуйста, всякий человек мог бы защитить свою Родину, отстоять и погибнуть за неё? - А как называют таких самоотверженных людей? - На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. - Ребята, назовите важные качества человека - героя, патриота который защищает свою землю. Воспользуйтесь раздаточным материалом, в котором есть слова -подсказки. (смелость, милосердие, стойкость, ответственность, отзывчивость, добросердечность, уважение, смекалка). -Прошу выйти вторую группу - проект «Они защищали Родину» -Прошу выйти третью группу. Проект под названием «Как не гордиться мне тобой, о, Родина моя?» Освоение исторических знаний. Выступают докладчики. Учащиеся слушают выступления. Отвечают на вопросы учителя. Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные методы обучения, работа с раздаточным материалом. Демонстрация презентаций. Предметные. Учащиеся должны быть знакомы с понятием синонимы. Метапредметные Умение слушать и вступать в диалог. 6. Физминутка. Физкультминутка проводится в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, создания условий для повышения двигательной активности детей. Выполняют упражнения. Танцевальные движения Личностные: формирование позитивной самооценки 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Взаимопроверка. Взаимооценка. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учитель: - Какая тема обобщает все наши проекты? (Они защищали Родину) - Напомните, какая цель урока была поставлена в начале? (Формирование и развитие чувства патриотизма, эмоциональной, через изучение литературных произведений в рамках проектной деятельности). - Прошу наших экспертов провести анализ каждого проекта. - Достигнуты ли были цели, и есть ли какие-нибудь рекомендации для доработки проектов? - Многие защитники нашей Родины получили различные медали, к сожалению, многие из них посмертно. Но, конечно же, героем и защитником можно назвать не только тех людей, которые сражаются на войне, но и других. На ваших столах в конверте лежит трафарет медали. Напишите, пожалуйста, на медали, кого из современных людей, возможно из знакомых вам, можно наградить звездой героя и по какой причине. Работа экспертов. Проверяют работу. Оценивают. Анализируют проекты, выражают вслух свои суждения. Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные методы обучения. Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность поиска информации, внесение необходимых корректив. 8. Рефлексия (подведение итогов урока) Оценивание своей способности и готовности к работе в конкретной предметной деятельности. Дополните предложения: -Сегодня на уроке -У меня получилось… -Я смог… -Мне понравилось…. -Я бы хотел… Учащиеся осуществляют самооценку собственной деятельности. Делают выводы. Обмен мнениями. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке 9. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию: Выучить стихотворение о войне. Записывают домашнее задание. Личностные: формирование интереса к теме урока. Учиться работать самостоятельно