Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Методическая разработка открытого урока по истории с использованием ИКТ

Конспект открытого урока по теме

«Экономическое развитие в годы правления Александра III».

Разработал: учитель истории Бейдерман А.В.

Дата проведения: 16 апреля 2014 года

Урок составлен в рамках  Программы общеобразовательных учреждений федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования: История России XIX век. 8 класс. Автор– Боханов А.Н., Фадеев Д.А.  Москва, «Русское слово», ФКГСОО 2006г.

По учебнику:  История России. XIX век. 8 класс. Автор– Сахаров А.Н., Боханов А.Н. Москва, «Русское слово», 2012г.

Класс:   8

Продолжительность:  45 минут

По рабочей программе:   5 урок

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:  Изучение экономической политики Александра III. Сравнение экономической политики Александра II и Александра III.

 Задачи урока:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

умение анализировать, обобщать, сравнивать факты (на данном уроке – экономическую политику Александра II и Александра III, а также различные экономические программы), формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в различных формах, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

 - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе, владение монологической и диалогической формами речи, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание интереса к предмету истории.

 - развивающие (формирование регулятивных УУД):

умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение выделять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- размещение представленных материалов на сайте лицея.

Оборудование урока: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, интерактивный экран, карта, мультимедийная презентация.

Технологии: развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированный подход.

Основные понятия: налоги,  таможенные пошлины,  биржа,  монополия, денежная реформа,  акциз,  акция, винная монополия,  косвенные налоги.

Присутствовали: зам. директора по УВР Н.С. Усова,  руководитель МО учителей истории и географии  Е.А. Кучко, учителя истории.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Тема урока, план урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

Тема: Экономическое развитие в годы правления Александра III

План:

1. Фрагмент фильма «Эпоха Александра III»

2. Общая характеристика экономической политики Александра III

3. Деятельность Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского

4. «Золотое десятилетие»

5. Сельское хозяйство

6. Сравнение экономической политики

Александра II и Александра III

 

 

1. Хронологические рамки правления Александра III?

2. Что такое экономика?

 

 

 

 

 

 

 

 

3. В каком значении мы употребляем термин «экономика» на сегодняшнем уроке?

 

4. Назовите основные  составляющие экономической

(хозяйственной)  деятельности государства?

 

5. Шел 1881 год, предстояли последние десятилетия 19 века император особенно отслеживал,  экономические показатели страны и сравнивал с показателями 20-ти летней давности? С чем же это связано?

 

 6. Однако, некоторые  ученые считают, что это утверждение не совсем верное, они полагают, что капитализм в России начнет развиваться гораздо позже, а именно в начале 20 века?

С чем связана такая точка зрения?

 

 Кратко обсуждают особенности эпохи.

 

 Записывают в тетрадь тему и план урока

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы:

 

 

(1881-1894)

 Экономика –

 (с греч.- ведение хозяйства)

1) способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для их потребления;

2) наука, изучающая поведение участников процесса  хозяйственной деятельности.

 В первом

 Промышленность

Сельское хозяйство

Финансовая политика, включая торговлю

 Двадцать лет назад, в 1861 году было отменено крепостное право, поэтому традиционно считается, что в России после этой реформы начинает строиться капиталистическое общество.

 

 

Высказывают свои предположения. Показываются кадры из фильма «Александр III»

Проблема урока

Докажите или опровергните, что после 1861 года в Российской империи начинается становление и развитие капиталистического общества.

С помощью вопросов учителя подходят к пониманию проблемы

Подготовка к решению проблемы

- Что такое капитализм?

- Признаки капитализма?

- Капитал?

Рыночные отношения?

Отвечают на вопросы:

Капитализм – общество, основанное на частной собственности и свободных (без вмешательства государства) рыночных отношениях.

Капитал-совокупность товаров, имущества и т.д., используемых для получения прибыли.

Признаки капитализма:

1. наличие частной собственности (капитал)

2. хозяйственная инициатива

3. рыночные отношения

(продавец покупатель)

Изучение новой темы

1. Общая характеристика экономической политики Александра III

 Во второй пол. 60-х годов начался быстрый промышленный подъем, к 80-м годам закончился промышленный переворот - фабричное производство восторжествовало над ремесленным.

 Но, в 1881 году перед страной вновь встал ряд проблем:

1. Началась инфляция

2. Рост цен

3. Новые предприятия не открывались

-Чем это было вызвано?

Но перед императором стояла задача: восстановить величие Российской империи. А это было невозможно без создания мощной экономики. В первую очередь, нужно было развивать отечественную промышленность и капиталистические начала в организации производства.

Александр плохо разбирался в вопросах экономики, поэтому назначал на ключевые позиции профессионалов своего дела.

 

 

 

 

 

 

 

Обесценивание денег

 

 

1. пережитки крепостничества:

(выкупные платежи, отработочная система, наличие общины,  самодержавие и др.)

Н.Х. Бунге

Краткая биографическая справка

Сообщение о Бунге (учащийся со своей презентацией)

 

 

Работа с документом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Определите основные положения экономической программы Н.Х. Бунге?

 

-Что такое косвенные налоги?

- Акцизные сборы?

- С какой целью повышались таможенные пошлины? (протекционизм – политика ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции)

- Объясните на примере сущность протекционизма (импорт, экспорт)

Импорт – ввоз товара

Экспорт-вывоз товара

-Что должно преобладать? (экспорт)

- Положительные и отрицательные стороны программы Бунге?

 

 

 

Каким способом Н.Х. Бунге наращивал бюджет страны?

 

- Можно ли утверждать, что программа Бунге способствовала  развитию капитализма в стране?

 

1. Ослабление налогового обложения крестьян

2. Снижение выкупных платежей

3. Отмена подушной подати

4. Введение  косвенных налогов (словарь)

5.Акцизные сборы (словарь)

6. Повышение таможенных пошлин на товары, ввозимые из-за границы

7. Сокращение армии

 

 Положительные:

1. Улучшение жизни крестьян.

2. Политика протекционизма

 

Отрицательные:

1. Рост налогов

2.Сокращение армии

 

Увеличение налогов и сокращение армии

 

И, да и нет:

1. частная собственность не была до конца оформлена.

( существование общины)

2. отсутствовала хозяйственная инициатива

3. рынка не было (государственное регулирование)

 

Формирование капитала всё же присутствовало.

И.А. Вышнеградский

 

 

Работа с документами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая биографическая справка

 

Основные положения программы Вышнеградского?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Положительные и отрицательные стороны программы Вышнеградского?

 

 

 

 

 

 -Признаки капитализма?

Биографическая справка (учащийся со своей презентацией)

 1. Участие правительства на зарубежных биржах?

2. 1891г – новый таможенный режим

3. Создание благоприятных условий для частного предпринимательства

4. Привлечение в Россию иностранного капитала

5. Винная монополия

6. Подготовка денежной реформы

 

 Положительные:  особенно то, что он не увеличивал косвенные налоги

Отрицательные: все, кроме государственного регулирования экономики

Не затрагивал жизнь крестьян.

 

1. Частное предпринимательство (частная собственность, капитал)

2. Хозяйственная инициатива.(появление)

Нет рынка

 

Пережитки капитализма: наличие общины и выкупных платежей, включая отработочную систему

 

Сравнение двух программ

Общее: протекционизм

Увеличение таможенных пошлин

 

С.Ю. Витте

 

Работа с текстом учебника (стр. 196)

Биографическая справка

 

 

 - Ваше мнение по  поводу программы Витте?

 

 

Результаты деятельности Витте? (стр. 197)

Биографическая справка от уч-ся со своей презентацией

Работа с текстом учебника

 

Бунге и Вышнеградский подготовили плацдарм для реформ Витте.

 

Работа с учебником

Сельское хозяйство

Стр. 199

Вывод: отсталость сельского хозяйства.

 

Итог урока

 

 

 

 

 

 

Решение проблемного задания

Капитализм – общество, какого типа? (индустриального)

В конце 19в – аграрно-индустриальное.

Сравнение экономической политики

Александра II и Александра III. Что общего и в чём различия?

 

 

 

 

Записывают в тетрадь.

Рефлексия

Учитель проводит рефлексию, - Какие новые знания вы открыли сегодня? Чему научились? Оценивает и ставит отметки учащимся.

 Ответы учащихся

Домашнее задание

Параграф 31, учить определения, работа с документами в конце параграфа.

 

Заместитель руководителя МБУ лицея №76                                     ____________/Е.А. Кучко/

 

Фрагменты презентаций к уроку

Фрагменты фильма к уроку

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра «Качели»

Станьте прямо, ноги врозь, руки на поясе. Качаться, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки под счет учителя («раз» - на носки, «два» - на пятки. 10 раз).

Игра «Косить траву»

Встать из-за парт, выпрямиться, ноги врозь, руки перед собой. Вращаясь слева и справа, делать широкие движения руками («раз» и «два»), будто кося траву. Дыхание свободное. (Выполнять в среднем темпе 5-6 раз)

Игра «Тащить канат»

Станьте прямо, руки врозь, поднять руки вверх (вдохнуть воздух), делать такие движения, будто держишься за канат и тащишь его, чуть сгибая колени (выдыхать воздух), в счет 7-8. (Выполнять 3 раза)