Методическая разработка на тему: Работа с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Фестиваль передового педагогического опыта: Методичекая копилка.
Методическая разработка на тему: Работа с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Учитель-логопед Ословская Нина Петровна МБДОУ "Детский сад № 15" г. Новокузнецк
Учитель-логопед Толкачева Ольга Валерьевна МБДОУ "Детский сад № 4" г. Новокузнецк
Пояснительная записка
Цели: освоение детьми произношения предложений и слов со сложной слоговой структурой.
Задачи: развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Область применения: 5-6-летний дошкольный возраст.
Ожидаемые результаты: правильная речь без искажений на слоговом уровне. Тематическое содержание:
Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания,
Работа над ритмом.
Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.
Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Фонематический и слоговой анализ слов.
Заучивание стихов, чистоговорок, чтение текста.
Литература:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой труктуры у детей. СПБ: Детство-Пресс. 2000.
С.Е. Большакова. Преодоление нарушений слоговой структуры слова. ТЦ «Сфера» М.2007.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М.: Гном и Д. 2001.
1-й год обучения (старшая группа)
Месяц |
Тема |
Форма работы |
Сентябрь |
Диагностика уровня развития слогообразования у детей на начало учебного года.
|
|
Октябрь |
Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова. |
Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
|
Ноябрь |
Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова. Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова. Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Тема: «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова».
|
Работа над ритмом: сначала простым, затем над сложным.
Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов: 1. Отхлопывание в ладоши. 2. Отстукивание ладонью по столу. 3. Оттопывание ногой.
Консультация для воспитателей.
|
Декабрь |
Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.
Формирование пространственной организации движений пальцев рук.
|
Январь |
Подготовка детей к освоению ритмической структуры слова. Изготовление дидактических игр и пособий по преодолению слоговой структуры слова. Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений. Примеры чередований движений:
Примеры чередований движений пальцев:
Упражнения на развитие реципрокной координации рук Примеры выполнения одновременных движений: - кулак (левая рука) – ребро (правая рука) - ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх - ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро - кулак – левая рука, ладонь – правая рука
|
Февраль |
Тема: «Преодоление у детей нарушений слоговой структуры слова».
Коррекционная работа на уровне гласных звуков.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
Консультация для родителей.
Виды заданий и упражнений: -Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв. -. Те же задания с выделением ударного звука. -Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом. - Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.
|
Март |
Отработка слоговой структуры на уровне слогов.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
Виды заданий и упражнений: -Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных). - Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов. -. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я». - Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я». - Проговаривание цепочек слогов. - Проговаривание и повторение серии слогов. - Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге. -Приговаривание слогов со стечением согласных.
|
Апрель |
Отработка слоговой структуры на уровне слов. Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
- структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка; -формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы; - в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав); - переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
|
Май |
Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.
|
|
2-й год обучения (подготовительная группа)
Месяц |
Тема |
Форма работы |
Сентябрь |
Диагностика уровня развития слогообразования у детей на начало учебного года. |
|
Октябрь |
Отработка слоговой структуры на уровне слов.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
Фонематический и слоговой анализ слов. Виды заданий и упражнений: - Игра «Телеграф». - Игры на деление слов на слоги. - Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни)
|
Ноябрь |
Отработка слоговой структуры на уровне слов.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
Виды заданий и упражнений: - Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава. - Упражнение на разбор слова по схеме:
- Упражнение «разрезные картинки» - Игра «Рассели животных по домам» Инструкция: одноэтажный – слово состоящее из одного слога (кот) двухэтажный – слово состоящее из двух слогов (лиса) трёхэтажный – слово состоящее из трёх слогов (корова)
|
Декабрь |
Отработка слоговой структуры на уровне слов.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
Виды заданий и упражнений: Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток…. - Упражнение: назови лишнее слово. - Игра «Что изменилось в слове?»: - Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов): Инструкция: выбрать из них:
-Упражнение: логопед показывает картинки (телефон, автобус, ласточка). Инструкция: показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах. - Упражнение: логопед называет слова лишённые смысла. Инструкция: отхлопать ритмическую структуру слова, лишённого смысла. - Упражнение: логопед называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются. Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов в них. - Упражнение: логопед называет слова. Инструкция: найди слово, которое по слоговой структуре не похоже на остальные.
|
Январь |
Отработка слоговой структуры на уровне фраз, чистоговорок.
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
Виды заданий и упражнений:
- Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым. - Игра «Телеграф»: передать другому телеграмму: «Я иду домой». / // //.
|
Февраль |
Отработка слоговой структуры на уровне фраз, чистоговорок, стихотворений. Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
Виды заданий и упражнений: -Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма. - Пропеваниераспевок с чёткой ритмической структурой под музыкальное сопровождение. - Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком. - Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам. - Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры. - Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком. Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка). - Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно: Где весною было пусто, летом выросла…(капуста). - Чтение предложения по слогам.
|
Март |
Отработка слоговой структуры на уровне стихотворений. Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
Виды заданий и упражнений: - Чтение текстов по слогам. - Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.
|
Апрель |
Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
|
Виды заданий и упражнений: - Чтение текстов по слогам. -Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.
|
Май |
Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.
|
|