Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Методическая разработка на тему: Работа с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Фестиваль передового педагогического опыта:  Методичекая копилка.

Методическая разработка на тему: Работа с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Учитель-логопед Ословская Нина Петровна МБДОУ "Детский сад № 15"  г. Новокузнецк     
Учитель-логопед Толкачева Ольга Валерьевна МБДОУ "Детский сад № 4"  г. Новокузнецк 

Пояснительная записка

Цели:  освоение детьми произношения предложений  и слов со сложной слоговой структурой.

 Задачи: развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Область применения: 5-6-летний дошкольный возраст.

Ожидаемые результаты: правильная речь без искажений на слоговом уровне. Тематическое содержание:

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания,

Работа над ритмом.

Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.

Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при  выполнении совместных движений.

Фонематический и слоговой анализ слов.

Заучивание стихов, чистоговорок, чтение текста.

Литература:

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой труктуры у детей. СПБ: Детство-Пресс. 2000.

С.Е. Большакова. Преодоление  нарушений слоговой структуры слова. ТЦ «Сфера» М.2007.

Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М.: Гном и Д. 2001.

1-й год обучения (старшая группа)

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

Диагностика уровня развития слогообразования  у детей на начало учебного года.

 

 

 

 

Октябрь

Подготовка детей  к освоению ритмической структуры слова.

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

  •  «Где позвонили»
  • «Узнай музыкальный инструмент по звуку»
  • «Сколько раз ударили в барабан?»
  • «По звуку угадай действие»
  • «Кто кричал?»
  • «Как стучали громко или тихо?»
  • «Кто сказал мяу?»

 

Ноябрь

Подготовка детей  к освоению ритмической структуры слова.

Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова».

 

Работа над ритмом: сначала простым, затем над сложным.

  • Сравнение ритмов: // /, //…//;
  • Узнавание ритмов и соотнесение  их с определённым ритмическим рисунком;
  • Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: /   //, //  //;
  • Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам

Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:

1. Отхлопывание в ладоши.

2. Отстукивание ладонью по столу.

3. Оттопывание ногой.

 

Консультация для воспитателей.

 

Декабрь

Подготовка детей  к освоению ритмической структуры слова.

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Формирование общей координаций движений и движений пальцев рук.

  • «Делай как я».
  •  «Покажи сам».
  •  «Весёлые инструменты».
  • «Танцующие снежинки»
  • «Передай привет».
  • Развитие переключаемости движений пальцев рук
  • Развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук

Формирование пространственной организации движений пальцев рук. 

 

Январь

Подготовка детей  к освоению ритмической структуры слова.

Изготовление дидактических игр и пособий по преодолению слоговой структуры слова.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при  выполнении совместных движений.

Примеры чередований движений:

  • «заборчик трубочка»
  • «горка-парус»
  • «улыбка-заборчик-трубочка»
  • «лопатка-горка-парус»
  • «иголка-парус-горка»

Примеры чередований движений пальцев:

  • работает только указательный палец;
  • работают указательный и третий пальцы;
  • работают указательный и четвёртый пальцы;
  • работают указательный, третий, четвёртый пальцы.

Упражнения на развитие реципрокной координации рук

Примеры выполнения одновременных движений:

- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)

- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх

- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро

- кулак – левая рука, ладонь – правая рука

 

Февраль

Тема: «Преодоление у детей нарушений слоговой структуры слова».

 

Коррекционная работа на уровне гласных звуков.

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Консультация для родителей.

 

 

  Виды заданий и упражнений:              

-Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.

-. Те же задания с выделением ударного звука.

         -Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.

- Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.

 

 

Март

Отработка слоговой структуры на уровне слогов.

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Виды заданий и упражнений:

-Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

-. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».

- Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».

- Проговаривание цепочек слогов.

- Проговаривание и повторение серии слогов.

- Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.

-Приговаривание слогов со стечением согласных.

 

Апрель

Отработка слоговой структуры на уровне слов.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

 

 

- структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;

-формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

- в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний,  что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);

- переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

 

Май

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.

 

 

 

2-й год обучения (подготовительная группа)

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

Диагностика уровня развития слогообразования  у детей на начало учебного года.

 

Октябрь

Отработка слоговой структуры на уровне слов.

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Фонематический и слоговой анализ слов.

Виды заданий и упражнений:

- Игра «Телеграф».

- Игры на деление слов на слоги.

- Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия  (нанизывание колец на стержни)

 

Ноябрь

Отработка слоговой структуры на уровне слов.

 

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Виды заданий и упражнений:

- Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.

- Упражнение на разбор слова по схеме:

  • сколько слогов;
  • какой первый;
  • какой последний;
  • какой слог стоит перед слогом ….
  • какой слог стоит после слога ….
  • какой слог стоит между слогами ….

         - Упражнение «разрезные картинки»

- Игра «Рассели животных по домам»

Инструкция: одноэтажный – слово состоящее из одного слога (кот)

                        двухэтажный – слово состоящее из двух слогов (лиса)

                          трёхэтажный – слово состоящее из трёх слогов  (корова)

 

Декабрь

Отработка слоговой структуры на уровне слов.

 

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Виды заданий и упражнений:

Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….

      - Упражнение: назови лишнее слово.

      - Игра «Что изменилось в слове?»:

      - Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов):

            Инструкция: выбрать из них:

  • самое длинное слово;
  • самое короткое слово;
  • назвать одинаковые по количеству слогов слова.

       -Упражнение: логопед показывает картинки (телефон, автобус, ласточка).

           Инструкция: показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах.

        - Упражнение: логопед называет слова лишённые смысла.

    Инструкция: отхлопать ритмическую структуру слова, лишённого смысла.

        - Упражнение: логопед называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются.

Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов  в них.

- Упражнение: логопед называет слова.

Инструкция: найди слово, которое по слоговой структуре не похоже на остальные.

 

Январь

Отработка слоговой структуры на уровне фраз, чистоговорок.

 

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Виды заданий и упражнений:

  1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).
  2. Придумать чистоговорку самому.
  3. Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.
  4. Придумай чистоговорки.

- Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.

- Игра «Телеграф»: передать другому телеграмму:

                                      «Я иду домой».      /  //  //.

 

Февраль

Отработка слоговой структуры на уровне фраз, чистоговорок, стихотворений.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

 

Виды заданий и упражнений:

-Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма.

- Пропеваниераспевок с чёткой ритмической структурой под

музыкальное  сопровождение.

- Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком.

- Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

- Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры.

- Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком. 

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка).

- Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно:

Где весною было пусто, летом выросла…(капуста).

- Чтение предложения по слогам.

 

 

Март

Отработка слоговой структуры на уровне стихотворений.

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

 

Виды заданий и упражнений:

- Чтение текстов по слогам.

- Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.

 

Апрель

Проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Виды заданий и упражнений:

- Чтение текстов по слогам.

-Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.

 

Май

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.