Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Методическая разработка Краткосрочный педагогический проект на тему: «Культура народов Сибири»  в подготовительной группе комбинированной  направленности

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 171

 

Методическая разработка

Краткосрочный педагогический проект на тему: «Культура народов Сибири»

 в подготовительной группе комбинированной  направленности

 

воспитатель высшей квалификационной категории

Ильина Марина Анатольевна

 

 

Тип проекта «Культура и быт народов Восточной Сибири»»

 

 

 

 

Классификация

По количеству

Групповой

По содержанию

Интегративный

По содержанию

Краткосрочный (Мини-проект)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационно-практико-ориентированный

 

Краткое  содержание проекта по теме: «Культура и быт народов Восточной Сибири»

 

Этапы проекта

Действия педагога

 Действия детей

Действия родителей

Подготовительный

-Постановка цели, задач по теме: «Культура и быт народов Восточной Сибири»;

-планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми  в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей;

-создание развивающей среды по теме;

-составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности;

-подбор методической и художественной литературы о народах Восточной Сибири

-Ознакомление детей с темой проекта, задачами и целями;

-создание и формирование

проблемного вопроса

-Ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями;

-подготовка информации для родителей;

-ознакомление с планом работы по проблеме

Деятельностный

-Реализация поставленных целей и задач по теме «Культура и быт народов Восточной Сибири»

при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми  в совместной самостоятельной с педагогом;

-Координация  работы участников проекта

 

 

 

-Участие детей в

индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогами  при интеграции образовательных областей в соответствии с системной паутинкой

 

- Консультация «История народов Восточной Сибири»

-папка-передвижка «Коренные народы Прибайкалья»,  консультация «Народно-прикладное искусство народов Восточной Сибири»,

Привлечение родителей  к изготовлению макетов о народах Прибайкалья

 -Подборка художественной литературы для детей о народах Восточной Сибиридля чтения

Завершающий

-Анализ результатов - Подготовка презентации по теме «Культура и быт народов Восточной Сибири»

-Представление результатов проекта: проведение итогового мероприятия «Сибирские посиделки»

-Представление презентации проекта:

выставка творческих работ, открытое итоговое мероприятие

«Сибирские посиделки»

 

Пояснительная записка

 

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Основным методом при ознакомлении дошкольников с народами Восточной Сибири является интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, её поэтапное решение.

В совместной деятельности с педагогами и родителями дети  расширяют и обогащают знания коренных народах Восточной Сибири (бурятах, эвенках, тофаларах и др.) их образе жизни, культуре, народно-прикладном искусстве и национальных традициях,приобретают умение   узнавать и различать культуру разных народов,  учатся толерантному отношению к людям разных национальностей.

В ходе проектной деятельности у воспитанников прививается чувство любви к родному краю, реализуются творческие способности в различных видах деятельности.

Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.

Итоговым заключительным мероприятием проекта является досуг «Сибирские посиделки».

 

Информационная карта проекта

Проект:«Культура и быт народов Восточной Сибири»

Автор проекта: Ильина М.А.

Продолжительность проекта: февраль-май  2017г.

Участники проекта: дети, родители, педагоги

Возраст детей: 6-7 лет

Форма проведения итогового мероприятия проекта:досуг «Сибирские посиделки»

 

Дата проведения итогового мероприятия: май 2017 г.

 

Представление педагогического опыта по проектной деятельности «Культура и быт народов Восточной Сибири»

 

Проблема  гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна.

Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится необходимости включения регионального компонента в образовательную систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей, национальной культуры и национальных  традиций.

Для реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников в 2015 году мною была разработана авторская программа «Мы - патриоты».

Данная  программа  ориентирована  на  детей  старшего  дошкольного

возраста, родителей воспитанников и педагогов.

В соответствии  с перспективным планом программы я веду работу с воспитанниками. Одной  из актуальнейших тем перспективного тематического планирования  является ознакомление детей с культурой и бытом народов Восточной Сибири.

Актуальность проблемы

Почему возникла необходимость изучить эту тему?

Народная культура и традиции Иркутской области включают многие культуры народов разных национальностей, проживающих  в Прибайкалье.

Наша  Иркутская область уникальна тем, что на её территории находится озеро Байкал-мировая достопримечательность. Издавна вблизи Байкала проживали и хранили свою самобытную культуру,  свои традиции и промыслы коренные народы Восточной Сибири: буряты, эвенки, тофалары, долганы и др.

Как сохранить самобытную культуру, национальные традиции, декоративно – прикладное искусство народов Восточной Сибири и передать её потомкам? Как научить детей гордиться своим народом,сформировать у них любовь к своему родному краю, малой Родине?

Вот ключевые и опорные вопросы, которые и  подтолкнули меня  к более подробному исследованию.

При беседе с детьми по данной теме была выявлена проблема: дошкольники имеют небольшое представление о коренных народах Восточной Сибири.

Чтобы расширить и актуализировать знания детей о народах, населяющих Восточную Сибирь, главным и ведущим инструментом я определила проектную деятельность.

Использовала методическую литературу: «Проектная деятельность дошкольников» Н Е Веракса, А.Веракса,Деркунская В.А.

В 2017 году яразработала и реализовала краткосрочныйпроект «Культура и быт народов Восточной Сибири»с детьми подготовительной группы.

На организационном этапе определила цель и задачи, объект исследований:культура и быт народов Восточной Сибири

Цель:создание условий для формирования представлений у дошкольников о культуре и быте народов Восточной Сибири в различных видах деятельности.

 

Задачи проекта

Для детей:

1) Формировать знания о коренном населении Прибайкалья – бурятах, эвенках, тофаларах, тунгусах: истории, государственных символах   образе жизни.

2) Познакомить детей с особенностями культуры коренных народов Прибайкалья (народные традиции, национальные  костюмыфольклор, народно-прикладное искусство)

3) Развивать интерес к  культуре коренных народов Сибири.

4) Формировать толерантное отношение к людям разной национальности.

5) Воспитывать любовь к родному краю.

Для родителей:

-Расширить знания родителей о коренных народах Восточной Сибири   (папка-передвижка «Коренные народы Прибайкалья»,  (консультация «Народно-прикладное искусство народов Восточной Сибири»,подборка перечня научно-познавательной литературы о народов Восточной Сибири для взрослых)

- Привлечь родителей к изготовлению макетов и книг-самоделок в совместной деятельности  о культуре и быте народов Восточной Сибири;

-Заинтересовать родителей при постановке проблемы о сохранении.

культурных традиций, искусства народов Восточной Сибири.

Для социальных партнёров (МБУК «Историко-краеведческий музей»)

-Активизировать социально-партнёрские отношения с МБУК «Историко-краеведческий музей»;

-реализовать педагогические мероприятия с детьми на базе музея(экскурсия в историко – краеведческий музей  «Русская горница», занятие «Изделия мастеров Прибайкалья»)

Для педагогов ДОУ:

-Провести консультацию «История заселения Восточной Сибири»

-Представить методические  разработки (проект, авторские игры о народах Сибири)

-Представить презентацию опыта работы по теме

Определила средства и приёмы: беседы, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы,заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, презентаций, игровая деятельность (настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры), организация экскурсий и выставок, изобразительная деятельность и ручной труд,работа с родителями и социальными партнёрами.

Наметила ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

1.Дети получат знания народах  Восточной Сибири – бурятах, эвенках, тофаларах, тунгусах: государственных символах истории народов,   образе жизни. 

2.Познакомятся с особенностями культуры народов Восточной Сибири.

3.Приобретут умение узнавать и различать декоративно - прикладное искусство народов Сибири, создавать изображения по мотивам народных орнаментов.

4.Дети реализуют творческий потенциал в различный видах деятельности.

Для родителей:

-Расширение знаний о народах Восточной Сибири;

-Участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной  среды группы по проектной деятельности «Культура и быт народов Восточной Сибири»;

-Активизация интереса у родителей  по сохранению культурного наследия народов Восточной Сибири.

Для социальных партнёров

-Активизировать социально-партнёрские отношения с МБУК «Историко-краеведческий музей»

-Реализация совместной образовательной деятельности по проекту

Для педагогов ДОУ:

- Провести консультацию «История заселения Восточной Сибири»

- Представить опыт работы: методические разработки (проект, авторские игры о народах Сибири).

На начальном этапе работы пополнила развивающую предметно-пространственную среду по теме: подобрала наглядный, дидактический  материал, народные костюмы, альбомы иллюстраций, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и др.

Составила перспективный план (системную паутинку) мероприятий с детьми  по всем образовательным областям.

На практическом этапе начала вести работу в соответствии с планом.

Приоритет при реализации проекта отдавала игровым технологиям. Проводила с детьми различные виды игры, например: настольно-печатные игры-лото «Народы России», «Угадай, какой народ», «Четвёртый лишний»,  сюжетно-ролевые игры «Путешествие по Прибайкалью», «Сувениры байкальских мастеров».

       В рамках проекта разработала и апробировала на практике серию авторских дидактических игр «Флаги народов », «Подбери костюм », «Сравни и назови», «Культура народов». Игры направлены на ознакомление детей с государственными символами, традициями народов Сибири, формирование чувства любви к родному краю, воспитание дружбы между народами.

При взаимодействии с инструктором по физической культуре с разучили с дошкольниками  подвижные игры народов Восточной Сибири.

Провела беседу «Коренные народы Восточной Сибири»  с рассматриванием иллюстраций, беседу о толерантном отношении к народам разных национальностей.

Знакомила детей с народно-прикладным искусством народов Восточной Сибири. При рассматривании иллюстраций  и кукол в национальных костюмах разных  народов обращала внимание  на  название делателей отделки костюмов, обуви, головных уборов, сравнивали в чём сходство и различие. Рассматривали и сравнивали также народные орнаменты: бурятов, русских, татарские и др.

Свои впечатления дети отобразили в продуктивной деятельности: аппликации и раскрасках «Национальные костюмы народов Сибири». В совместной деятельности педагога  с детьми создали коллаж «Народы Сибири».

Большое внимание уделяла и речевому развитию. При чтении и обсуждение художественной литературы дети знакомились с эпосом народов Сибири: народными сказками былями, легендами, мифами пословицами и поговорками. Эта работа проводилась совместно с учителем-логопедом.

Активизация социально-партнёрских отношений (сотрудничество с МБУК «Историко-краеведческий музей») стала  важным аспектом при реализации проекта. На базе музея с воспитанниками были проведены

занятия клуба «Учёный филин»: «Русская горница», «Народно- прикладное искусство мастеров Прибайкалья»).

На занятиях клуба дети приобщились к истокам русской народной культуры, смогли сравнить её скультурой других народов, познакомились с историей и бытом коренных народов Восточной Сибири.

Семьи воспитанников участвовали  в проектной деятельности и оказывали помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной  среды по данной теме. Так, с привлечением родителей  и совместной деятельности взрослых и детей  в группе была организована выставка  «Народные промыслы народов Сибири», созданы макеты «Эвенки», «Бурятский народ», «Русский народ».

Итоговым мероприятием данного проекта стала досуговая деятельность «Сибирские посиделки» (17.05.2017 г.).Мероприятие было проведено в рамках «Дня открытых дверей».На мероприятии присутствовали гости: родители воспитанников и представители социальных организаций города МБУК «Историко-краеведческий музей» и дома-музея поэзии имени Е. Евтушенко.

На заключительном этапе проекта я проанализировала проектную деятельность по теме «Культура и быт народов Восточной Сибири»,  подвела итоги работы.

Результаты проектной деятельности с детьми

  • Дети получили  знания огосударственных символах, образе жизни, национальных традициях, культуре народах Восточной Сибири: бурятах, эвенках, тофаларах, тунгусах, и др.
  • Дети приобрели умение узнавать и различать декоративно - прикладное искусство народов Сибири, создавать изображения по мотивам народных орнаментов.
  • У детей сформировано толерантное отношение к людям разных национальностей.
  • Дети реализовали  творческий потенциал в различный видах деятельности.

Результаты проектной деятельности с родителями

  • Родители расширили  знания о народах Восточной Сибири;
  • Повышение уровня духовно-нравственной культуры у родителей.
  • Родители обогатили и пополнили развивающую предметно-пространственную среду по теме «Народы Восточной Сибири».

Условия, при которых данный опыт может быть использован  в практике других педагогов

  • Учёт регионального компонента при реализации проекта.
  • Проект может быть использован в практике другими педагогами т.к. не требует особых материальных затрат.
  • Необходима поддержка родителей воспитанников, и привлечение социальных партнёров.
  • Взаимодействие со специалистами ДОУ.

Представление педагогического опыта на разных уровнях

  • Педагогический проект «Культура и быт народов Восточной Сибири», серия авторских игр «Народы Сибири» были представлены мною на заседании методического совета  МБДОУ «Детский сад № 171» (от 24.10. 2017 г. № 02) и рекомендован к распространению педагогического опыта на разных уровнях.
  • В феврале 2018 опыт по теме «Реализация регионального компонента в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников» был представлен в форме публичного выступления на XII городской конференции «Фестиваль педагогических идей 2018» и был отмечен дипломом за лучшее представление опыта.

Приложение к проекту

Системная паутинка по проекту

«Культура и быт народов Восточной Сибири»

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Дата проведения

 

Познавательное

развитие

-Рассматривание иллюстраций с изображением  национальных костюмов   народов Прибайкалья (буряты, тофалары, эвенки, тунгусы);

-НОД «Широка страна моя родная»;

-Просмотр мультимедийной презентации «Традиции и обычаи народов Сибири»;

-Рассматривание иллюстраций с изображением быта и культуры народов Сибири;

-Д/ игры «Планета Земля и её жители»,

«Растения и животные севера»;

-Просмотр видеофильма «Народы Сибири»;

-Сюжетно-ролевая игра «Стойбище»:

-Д/ игра «Флаги народов Восточной Сибири», «Культура народов Восточной Сибири»

-Экскурсия в историко – краеведческий музей  г. Зима (отдел:«Культура и быт народов Сибири»);

-Экскурсия в библиотеку-рассказ библиотекаря о народных промыслах народов Сибири;

-Дидактические игры «Подбери костюм», «Назови элементы костюма»;

-Просмотр мультфильма «Гора самоцветов»;

-Настольно-печатная игра «Культура народов»

-Досуг Сибирские посиделки»

01.02.17

 

 

 

06.02.17

09.02.17

 

 

В течение проекта

 

13.02.17

15.02.17

16.02.17

 

20.02.17

13.03.17

16.03.17

 

27.04.17

 

 

В течение проекта

 

10.04.17

14.04.17

В течение проекта

28.04.17

 

17.05.17

 

 

Речевое развитие

-Чтение произведений народного фольклора народов Сибири;

-Беседа «Чем занимаются коренные жители Сибири: оленеводы, скотоводы, охотники, рыболовы»;

-Беседа «Буряты и  эвенки – коренные  народы Прибайкалья»;

- Чтение С. Данилов «Каюры», Н. Забила «Север», «Юг», И. Истомина «Тундра»;

-Чтение И. Истомина «Мир и человек. Природные зоны, растения и животные», К. Портале «Место под солнцем», Ю. Шестопалов «Северное сияние»;

-Словесная игра «Угадай народ по описанию»;

-Разучивание пословиц о народах Прибайкалья

В течение проекта

17.02.17

 

 

24.02.17

 

13-15.03.17

 

 

20-23.03.17

 

 

 

 

06.04.17

 

В течение проекта

 

Социально-коммуникативное

развитие

-Беседа о толерантном отношении к людям разных национальностей;

-Постановка проблемной ситуации «Может ли народ развиваться без культуры»;

-Сюжетно - ролевая  игра «Поездка по Сибири»;

-Игра-этюд «Изобрази народ»

14.02.17

 

17.02.17

 

18.04.17

 

 

21.04.17

 

Художественно-эстетическое

развитие

-НОД «Ознакомление с народно-прикладным искусством народов Сибири»;

-Рассматривание и сравнение народных орнаментов народов Сибири

-Составление альбома «Изделия мастеров Прибайкалья», «Полезные ископаемые  Прибайкалья»

-Дидактические   игры «Укрась костюм»; «Составь орнамент»;

-Рисование «Национальные костюмы» народов Сибири;

-Аппликация «Народные орнаменты»

-Создание коллекций «Запахи леса», «Дары сибирской тайги»;

-Прослушивание народных песен и музыки народов Сибири;

-Работа с раскрасками «Народы Сибири»,

 

15.02.17

 

 

В течение проекта

 

 

 

28.02.17

 

24.02.17

 

14.03.17

В течение проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое

развитие

-Ознакомление дошкольников с подвижными  народными играми народов Восточной Сибири;

В течение проекта

 

Литература для чтения:

  • Журналы «Сибирячок»;
  • И. Истомина «Мир и человек. Природные зоны, растения и животные», «Тундра»;
  • Ю. Шестопалов «Северное сияние»;
  • С. Данилов «Каюры»,
  • Н. Забила «Север».

Смотреть приложение к проекту