Методическая разработка Краткосрочный педагогический проект на тему: «Культура народов Сибири» в подготовительной группе комбинированной направленности
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 171
Методическая разработка
Краткосрочный педагогический проект на тему: «Культура народов Сибири»
в подготовительной группе комбинированной направленности
воспитатель высшей квалификационной категории
Ильина Марина Анатольевна
Тип проекта «Культура и быт народов Восточной Сибири»»
Классификация |
По количеству |
Групповой |
По содержанию |
Интегративный |
|
По содержанию |
Краткосрочный (Мини-проект) |
|
По доминирующему виду проектной деятельности |
Информационно-практико-ориентированный |
Краткое содержание проекта по теме: «Культура и быт народов Восточной Сибири»
Этапы проекта |
Действия педагога |
Действия детей |
Действия родителей |
Подготовительный |
-Постановка цели, задач по теме: «Культура и быт народов Восточной Сибири»; -планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей; -создание развивающей среды по теме; -составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности; -подбор методической и художественной литературы о народах Восточной Сибири |
-Ознакомление детей с темой проекта, задачами и целями; -создание и формирование проблемного вопроса |
-Ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями; -подготовка информации для родителей; -ознакомление с планом работы по проблеме |
Деятельностный |
-Реализация поставленных целей и задач по теме «Культура и быт народов Восточной Сибири» при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной с педагогом; -Координация работы участников проекта
|
-Участие детей в индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогами при интеграции образовательных областей в соответствии с системной паутинкой
|
- Консультация «История народов Восточной Сибири» -папка-передвижка «Коренные народы Прибайкалья», консультация «Народно-прикладное искусство народов Восточной Сибири», Привлечение родителей к изготовлению макетов о народах Прибайкалья -Подборка художественной литературы для детей о народах Восточной Сибиридля чтения |
Завершающий |
-Анализ результатов - Подготовка презентации по теме «Культура и быт народов Восточной Сибири» |
-Представление результатов проекта: проведение итогового мероприятия «Сибирские посиделки» |
-Представление презентации проекта: выставка творческих работ, открытое итоговое мероприятие «Сибирские посиделки» |
Пояснительная записка
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.
Основным методом при ознакомлении дошкольников с народами Восточной Сибири является интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, её поэтапное решение.
В совместной деятельности с педагогами и родителями дети расширяют и обогащают знания коренных народах Восточной Сибири (бурятах, эвенках, тофаларах и др.) их образе жизни, культуре, народно-прикладном искусстве и национальных традициях,приобретают умение узнавать и различать культуру разных народов, учатся толерантному отношению к людям разных национальностей.
В ходе проектной деятельности у воспитанников прививается чувство любви к родному краю, реализуются творческие способности в различных видах деятельности.
Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.
Итоговым заключительным мероприятием проекта является досуг «Сибирские посиделки».
Информационная карта проекта
Проект:«Культура и быт народов Восточной Сибири»
Автор проекта: Ильина М.А.
Продолжительность проекта: февраль-май 2017г.
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Возраст детей: 6-7 лет
Форма проведения итогового мероприятия проекта:досуг «Сибирские посиделки»
Дата проведения итогового мероприятия: май 2017 г.
Представление педагогического опыта по проектной деятельности «Культура и быт народов Восточной Сибири»
Проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна.
Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится необходимости включения регионального компонента в образовательную систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей, национальной культуры и национальных традиций.
Для реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников в 2015 году мною была разработана авторская программа «Мы - патриоты».
Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного
возраста, родителей воспитанников и педагогов.
В соответствии с перспективным планом программы я веду работу с воспитанниками. Одной из актуальнейших тем перспективного тематического планирования является ознакомление детей с культурой и бытом народов Восточной Сибири.
Актуальность проблемы
Почему возникла необходимость изучить эту тему?
Народная культура и традиции Иркутской области включают многие культуры народов разных национальностей, проживающих в Прибайкалье.
Наша Иркутская область уникальна тем, что на её территории находится озеро Байкал-мировая достопримечательность. Издавна вблизи Байкала проживали и хранили свою самобытную культуру, свои традиции и промыслы коренные народы Восточной Сибири: буряты, эвенки, тофалары, долганы и др.
Как сохранить самобытную культуру, национальные традиции, декоративно – прикладное искусство народов Восточной Сибири и передать её потомкам? Как научить детей гордиться своим народом,сформировать у них любовь к своему родному краю, малой Родине?
Вот ключевые и опорные вопросы, которые и подтолкнули меня к более подробному исследованию.
При беседе с детьми по данной теме была выявлена проблема: дошкольники имеют небольшое представление о коренных народах Восточной Сибири.
Чтобы расширить и актуализировать знания детей о народах, населяющих Восточную Сибирь, главным и ведущим инструментом я определила проектную деятельность.
Использовала методическую литературу: «Проектная деятельность дошкольников» Н Е Веракса, А.Веракса,Деркунская В.А.
В 2017 году яразработала и реализовала краткосрочныйпроект «Культура и быт народов Восточной Сибири»с детьми подготовительной группы.
На организационном этапе определила цель и задачи, объект исследований:культура и быт народов Восточной Сибири
Цель:создание условий для формирования представлений у дошкольников о культуре и быте народов Восточной Сибири в различных видах деятельности.
Задачи проекта
Для детей:
1) Формировать знания о коренном населении Прибайкалья – бурятах, эвенках, тофаларах, тунгусах: истории, государственных символах образе жизни.
2) Познакомить детей с особенностями культуры коренных народов Прибайкалья (народные традиции, национальные костюмыфольклор, народно-прикладное искусство)
3) Развивать интерес к культуре коренных народов Сибири.
4) Формировать толерантное отношение к людям разной национальности.
5) Воспитывать любовь к родному краю.
Для родителей:
-Расширить знания родителей о коренных народах Восточной Сибири (папка-передвижка «Коренные народы Прибайкалья», (консультация «Народно-прикладное искусство народов Восточной Сибири»,подборка перечня научно-познавательной литературы о народов Восточной Сибири для взрослых)
- Привлечь родителей к изготовлению макетов и книг-самоделок в совместной деятельности о культуре и быте народов Восточной Сибири;
-Заинтересовать родителей при постановке проблемы о сохранении.
культурных традиций, искусства народов Восточной Сибири.
Для социальных партнёров (МБУК «Историко-краеведческий музей»)
-Активизировать социально-партнёрские отношения с МБУК «Историко-краеведческий музей»;
-реализовать педагогические мероприятия с детьми на базе музея(экскурсия в историко – краеведческий музей «Русская горница», занятие «Изделия мастеров Прибайкалья»)
Для педагогов ДОУ:
-Провести консультацию «История заселения Восточной Сибири»
-Представить методические разработки (проект, авторские игры о народах Сибири)
-Представить презентацию опыта работы по теме
Определила средства и приёмы: беседы, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы,заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, презентаций, игровая деятельность (настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры), организация экскурсий и выставок, изобразительная деятельность и ручной труд,работа с родителями и социальными партнёрами.
Наметила ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
1.Дети получат знания народах Восточной Сибири – бурятах, эвенках, тофаларах, тунгусах: государственных символах истории народов, образе жизни.
2.Познакомятся с особенностями культуры народов Восточной Сибири.
3.Приобретут умение узнавать и различать декоративно - прикладное искусство народов Сибири, создавать изображения по мотивам народных орнаментов.
4.Дети реализуют творческий потенциал в различный видах деятельности.
Для родителей:
-Расширение знаний о народах Восточной Сибири;
-Участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды группы по проектной деятельности «Культура и быт народов Восточной Сибири»;
-Активизация интереса у родителей по сохранению культурного наследия народов Восточной Сибири.
Для социальных партнёров
-Активизировать социально-партнёрские отношения с МБУК «Историко-краеведческий музей»
-Реализация совместной образовательной деятельности по проекту
Для педагогов ДОУ:
- Провести консультацию «История заселения Восточной Сибири»
- Представить опыт работы: методические разработки (проект, авторские игры о народах Сибири).
На начальном этапе работы пополнила развивающую предметно-пространственную среду по теме: подобрала наглядный, дидактический материал, народные костюмы, альбомы иллюстраций, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и др.
Составила перспективный план (системную паутинку) мероприятий с детьми по всем образовательным областям.
На практическом этапе начала вести работу в соответствии с планом.
Приоритет при реализации проекта отдавала игровым технологиям. Проводила с детьми различные виды игры, например: настольно-печатные игры-лото «Народы России», «Угадай, какой народ», «Четвёртый лишний», сюжетно-ролевые игры «Путешествие по Прибайкалью», «Сувениры байкальских мастеров».
В рамках проекта разработала и апробировала на практике серию авторских дидактических игр «Флаги народов », «Подбери костюм », «Сравни и назови», «Культура народов». Игры направлены на ознакомление детей с государственными символами, традициями народов Сибири, формирование чувства любви к родному краю, воспитание дружбы между народами.
При взаимодействии с инструктором по физической культуре с разучили с дошкольниками подвижные игры народов Восточной Сибири.
Провела беседу «Коренные народы Восточной Сибири» с рассматриванием иллюстраций, беседу о толерантном отношении к народам разных национальностей.
Знакомила детей с народно-прикладным искусством народов Восточной Сибири. При рассматривании иллюстраций и кукол в национальных костюмах разных народов обращала внимание на название делателей отделки костюмов, обуви, головных уборов, сравнивали в чём сходство и различие. Рассматривали и сравнивали также народные орнаменты: бурятов, русских, татарские и др.
Свои впечатления дети отобразили в продуктивной деятельности: аппликации и раскрасках «Национальные костюмы народов Сибири». В совместной деятельности педагога с детьми создали коллаж «Народы Сибири».
Большое внимание уделяла и речевому развитию. При чтении и обсуждение художественной литературы дети знакомились с эпосом народов Сибири: народными сказками былями, легендами, мифами пословицами и поговорками. Эта работа проводилась совместно с учителем-логопедом.
Активизация социально-партнёрских отношений (сотрудничество с МБУК «Историко-краеведческий музей») стала важным аспектом при реализации проекта. На базе музея с воспитанниками были проведены
занятия клуба «Учёный филин»: «Русская горница», «Народно- прикладное искусство мастеров Прибайкалья»).
На занятиях клуба дети приобщились к истокам русской народной культуры, смогли сравнить её скультурой других народов, познакомились с историей и бытом коренных народов Восточной Сибири.
Семьи воспитанников участвовали в проектной деятельности и оказывали помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды по данной теме. Так, с привлечением родителей и совместной деятельности взрослых и детей в группе была организована выставка «Народные промыслы народов Сибири», созданы макеты «Эвенки», «Бурятский народ», «Русский народ».
Итоговым мероприятием данного проекта стала досуговая деятельность «Сибирские посиделки» (17.05.2017 г.).Мероприятие было проведено в рамках «Дня открытых дверей».На мероприятии присутствовали гости: родители воспитанников и представители социальных организаций города МБУК «Историко-краеведческий музей» и дома-музея поэзии имени Е. Евтушенко.
На заключительном этапе проекта я проанализировала проектную деятельность по теме «Культура и быт народов Восточной Сибири», подвела итоги работы.
Результаты проектной деятельности с детьми
- Дети получили знания огосударственных символах, образе жизни, национальных традициях, культуре народах Восточной Сибири: бурятах, эвенках, тофаларах, тунгусах, и др.
- Дети приобрели умение узнавать и различать декоративно - прикладное искусство народов Сибири, создавать изображения по мотивам народных орнаментов.
- У детей сформировано толерантное отношение к людям разных национальностей.
- Дети реализовали творческий потенциал в различный видах деятельности.
Результаты проектной деятельности с родителями
- Родители расширили знания о народах Восточной Сибири;
- Повышение уровня духовно-нравственной культуры у родителей.
- Родители обогатили и пополнили развивающую предметно-пространственную среду по теме «Народы Восточной Сибири».
Условия, при которых данный опыт может быть использован в практике других педагогов
- Учёт регионального компонента при реализации проекта.
- Проект может быть использован в практике другими педагогами т.к. не требует особых материальных затрат.
- Необходима поддержка родителей воспитанников, и привлечение социальных партнёров.
- Взаимодействие со специалистами ДОУ.
Представление педагогического опыта на разных уровнях
- Педагогический проект «Культура и быт народов Восточной Сибири», серия авторских игр «Народы Сибири» были представлены мною на заседании методического совета МБДОУ «Детский сад № 171» (от 24.10. 2017 г. № 02) и рекомендован к распространению педагогического опыта на разных уровнях.
- В феврале 2018 опыт по теме «Реализация регионального компонента в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников» был представлен в форме публичного выступления на XII городской конференции «Фестиваль педагогических идей 2018» и был отмечен дипломом за лучшее представление опыта.
Системная паутинка по проекту
«Культура и быт народов Восточной Сибири»
Образовательные области |
Совместная деятельность взрослого и детей |
Дата проведения |
Познавательное развитие |
-Рассматривание иллюстраций с изображением национальных костюмов народов Прибайкалья (буряты, тофалары, эвенки, тунгусы); -НОД «Широка страна моя родная»; -Просмотр мультимедийной презентации «Традиции и обычаи народов Сибири»; -Рассматривание иллюстраций с изображением быта и культуры народов Сибири; -Д/ игры «Планета Земля и её жители», «Растения и животные севера»; -Просмотр видеофильма «Народы Сибири»; -Сюжетно-ролевая игра «Стойбище»: -Д/ игра «Флаги народов Восточной Сибири», «Культура народов Восточной Сибири» -Экскурсия в историко – краеведческий музей г. Зима (отдел:«Культура и быт народов Сибири»); -Экскурсия в библиотеку-рассказ библиотекаря о народных промыслах народов Сибири; -Дидактические игры «Подбери костюм», «Назови элементы костюма»; -Просмотр мультфильма «Гора самоцветов»; -Настольно-печатная игра «Культура народов» -Досуг Сибирские посиделки» |
01.02.17
06.02.17 09.02.17
В течение проекта
13.02.17 15.02.17 16.02.17
20.02.17 13.03.17 16.03.17
27.04.17
В течение проекта
10.04.17 14.04.17 В течение проекта 28.04.17
17.05.17
|
Речевое развитие |
-Чтение произведений народного фольклора народов Сибири; -Беседа «Чем занимаются коренные жители Сибири: оленеводы, скотоводы, охотники, рыболовы»; -Беседа «Буряты и эвенки – коренные народы Прибайкалья»; - Чтение С. Данилов «Каюры», Н. Забила «Север», «Юг», И. Истомина «Тундра»; -Чтение И. Истомина «Мир и человек. Природные зоны, растения и животные», К. Портале «Место под солнцем», Ю. Шестопалов «Северное сияние»; -Словесная игра «Угадай народ по описанию»; -Разучивание пословиц о народах Прибайкалья |
В течение проекта 17.02.17
24.02.17
13-15.03.17
20-23.03.17
06.04.17
В течение проекта |
Социально-коммуникативное развитие |
-Беседа о толерантном отношении к людям разных национальностей; -Постановка проблемной ситуации «Может ли народ развиваться без культуры»; -Сюжетно - ролевая игра «Поездка по Сибири»; -Игра-этюд «Изобрази народ» |
14.02.17
17.02.17
18.04.17
21.04.17 |
Художественно-эстетическое развитие |
-НОД «Ознакомление с народно-прикладным искусством народов Сибири»; -Рассматривание и сравнение народных орнаментов народов Сибири -Составление альбома «Изделия мастеров Прибайкалья», «Полезные ископаемые Прибайкалья» -Дидактические игры «Укрась костюм»; «Составь орнамент»; -Рисование «Национальные костюмы» народов Сибири; -Аппликация «Народные орнаменты» -Создание коллекций «Запахи леса», «Дары сибирской тайги»; -Прослушивание народных песен и музыки народов Сибири; -Работа с раскрасками «Народы Сибири»,
|
15.02.17
В течение проекта
28.02.17
24.02.17
14.03.17 В течение проекта
|
Физическое развитие |
-Ознакомление дошкольников с подвижными народными играми народов Восточной Сибири; |
В течение проекта |
Литература для чтения:
- Журналы «Сибирячок»;
- И. Истомина «Мир и человек. Природные зоны, растения и животные», «Тундра»;
- Ю. Шестопалов «Северное сияние»;
- С. Данилов «Каюры»,
- Н. Забила «Север».